Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Значение пищевых веществ в жизнедеятельности человека (основные функции питания).Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как было указано выше – питание человека должно удовлетворять все потребности организма человека, обеспечивать деятельность всех его органов и систем, т. е. выполнять различные функции. Это возможно только в том случае, если в организм человека будут поступать регулярно в определенном количестве и в определенном соотношении пищевые вещества с пищей. Пища состоит главным образом из сложных органических веществ, синтезируемых растениями и животными. Продукты растительного и животного происхождения богаты потенциальной энергией, они содержат определенные химические структуры, необходимые организму, а также минеральные вещества и, как правило, большее или меньшее количество воды. Продукты (съедобная их часть) состоят из ряда веществ, которые обычно подразделяются на следующие шесть групп: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и вода. Именно эти группы основных веществ пищи именуются питательными веществами. Однако состав натуральных продуктов гораздо богаче. В него входят, кроме того, многие органические и даже неорганические кислоты, различные спирты, альдегиды, кетоны, ароматические вещества и пигменты. Наличие в пище названных химических соединений, не входящих в основные шесть групп пищевых веществ (белки, жиры, углеводы и др.) определяют такие свойства пищи, как вкус, запах и цвет. Основные же питательные вещества, такие как белок, в очищенном виде, рафинированный жир и большая часть углеводов (крахмал и др.), лишены всех этих свойств, они не имеют собственного вкуса (безвкусны). Значение органолептических свойств продуктов и их сочетаний велико и многообразно. Прежде всего, в большой мере от них зависит сам выбор пищи, создание рационов питания. При возможности выбора преимущество отдается продуктам, имеющим лучший вкус, приятно пахнущим, красиво окрашенным и т. д. Известно также влияние всех этих свойств пищи на пищеварение (рефлекторная фаза выделения желудочного сока по И.П. Павлову). Список продуктов, используемых в настоящее время, исчисляется сотнями, а каждый вид продуктов имеет много сортов, а, кроме того, в процессе приготовления пищи получается большое количество самых разных сочетаний (блюд). Все это и дает возможность получения при приеме пищи широкой гаммы ощущений и восприятия. Стремление к разнообразию питания, удовлетворению потребностей организма во всех необходимых ему веществах, прежде всего, гарантируется большим ассортиментом используемых пищевых продуктов. Органолептические свойства пищи определяют очень важную сторону питания, и они обусловлены, главным образом, химическими соединениями, не включающимися обычно в основные пищевые вещества - кислотами, спиртами, ароматическими и красящими веществами. Основная роль названных веществ сводится главным образом к формированию вкусовых ощущений, поэтому они выделяются в особую группу и в соответствии с их назначением. В настоящее время, принято считать, что в состав пищевых продуктов входят две группы веществ: 1-я группа - питательные вещества (белки, жиры, углеводы и др.); 2-я группа - вкусовые вещества (ароматические вещества, альдегиды, кетоны и др.). При этом сумма тех и других получила наименование - пищевые вещества. Этому термину придается обобщающее значение. Указанное разделение состава съедобной части продуктов представлено на рис. 1.1 Согласно теории сбалансированного питания с пищей в организм человека поступает множество различных пищевых веществ (более 600), в том числе около 90 незаменимых пищевых веществ (не синтезируются в организме человека). Несмотря на то, что многие пищевые вещества выполняют разнообразные функции в организме, можно выделить группы веществ, которые выполняют наиболее для них характерные. Исходя из этого положения проф. Ванханен В.Д. и проф. Ванханен В.В. предложили новую функционально-гомеостатическую теорию питания. Согласно этой теории все пищевые вещества в организме человека выполняют шесть основных функций: Первая функция питания – энергетическая, так как пища является единственным источником энергии для организма человека, которую он расходует даже в состоянии полного покоя в значительных количествах (1400 – 1700 ккал). При тяжелой физической работе величина энергетических затрат в соответствии с повышением уровня обмена веществ увеличивается в 3-5 раз и более. Носителями энергетической функции являются углеводы и жиры и в меньшей степени белки пищи. Вторая функция питания – пластическая, так как пища снабжает организм пластическими веществами. В живом организме постоянно протекает 2 взаимосвязанных процесса: ассимиляция (анаболизм) и диссимиляция
Рис. 1.1 Классификация пищевых веществ
(катаболизм). Ассимиляция – усвоение организмом веществ, поступающих в него из окружающей среды, которые становятся составной частью биологических структур организма или откладываются в виде запасов. Диссимиляция – распад сложных органических соединений на более простые. Следует отметить, что диссимиляция в организме протекает постоянно, независимо от поступления пищи, а ассимиляции возможна только при условии снабжения организма пластическими веществами. Учитывая то, что для нормальной жизнедеятельности организма человека процессы диссимиляции и ассимиляции должны быть в относительном равновесии, становится очевидным необходимость постоянного поступления в организм с пищей пластических веществ. Пластическую функцию в организме в основном выполняют белки и в меньшей степени минеральные вещества, жиры и углеводы. Третья функция питания – биорегуляторная, так как пища содержит вещества, из которых в организме человека образуются ферменты и гормоны – биологические регуляторы обмена веществ в тканях. Биорегуляторная функция обеспечивается в основном за счет белков и витаминов пищи. Четвертая функция питания – приспособительно-регуляторная,так как каждое пищевое вещество играет специфическую роль в приспособительно-регуляторной деятельности различных систем организма, важнейшими из которых являются системы питания, выделения и терморегуляции. Например, пищевые волокна (клетчатка, пектин и др.) служат основными регуляторами деятельности пищевого канала (пищевода, желудка, кишок). Пятая функция питания - защитно-реабилитационная, так как устойчивость организма к инфекциям и другим вредным воздействиям зависит от качества питания, особенно от его белкового и витаминного состава. Известно, что все защитные (иммунные) тела имеют белковую природу. Имеются неоспоримые доказательства, что рационально организованное питание повышает сопротивляемость организма профессиональным вредностям. При этом уменьшается всасываемость токсических веществ и ускоряется выведение их из организма (защитная функция рационального питания). Шестая функция питания - сигнально-мотивационная, которая связана с доставкой с пищей в организм вкусовых веществ, которые способствуют поддержанию на должном уровне пищевой мотивации (аппетита). Хороший аппетит – главный стимулятор желудочной секреции и пищеварения. Различные пищевые продукты обеспечивают определенные функции питания. Энергетическую функцию обеспечивают преимущественно хлебобулочные продукты - сахар, макаронные, крупяные, кондитерские изделия, бобовые, картофель, жиры и жировые продукты; пластическую – мясо, рыба, мясо- и рыбопродукты, молоко, яйца, молочные и яичные продукты; биорегуляторную, приспособительно-регуляторную, защитно-реабилитацион-ную – овощи, фрукты, ягоды, печень животных и рыб; сигнально-мотивационную – вкусовые вещества, лук, чеснок, петрушка и другие пряные овощи.
1.3 Предмет и задачи курса “Основы физиологии и гигиены питания”
Физиология (от греч. рhуsis - природа и logos – учение) – наука о природе, о существе жизненных процессов. Она изучает жизнедеятельность организма и отдельных его частей: клеток, тканей, органов, систем. Основным объектом (предметом) изучения физиологии, как и ряда других биологических дисциплин, является изучение живого организма. Физиология изучает процессы, которые протекают в организме, начиная с самых простых, примитивных функций – раздражимости живого организма до самых высших проявлений жизни живого организма – его взаимодействии с окружающей средой. Задача физиологии заключается в изучении физиологических систем, органов, клеток и отдельных клеточных структур, механизмов их регуляции и закономерностей жизнедеятельности организма во взаимодействии его с окружающей средой. В каждом организме независимо от того, является ли он одноклеточным или многоклеточным, протекают различные физиологические процессы и эти процессы усложняются по мере развития органического мира. Для протекания в живом организме различных физиологических функций ему постоянно необходимы источники энергии и питательных веществ. Человек является самым высокоорганизованным живым существом, и функции его организма качественно отличаются от физиологических функций животного организма. Как и любому живому организму, человеку также необходимы источники энергии и питательных веществ, которые доставляются в организм с продуктами питания. Поэтому для специалиста, работающего в области питания, необходимо знать как пища, ее состав, свойства и другие качества влияют на организм человека. Эти вопросы является предметом изучения физиологии питания человека. Так как одной из важнейших задач организации питания человека является сохранение и укрепления его здоровья, то физиология питания тесно связана с профилактической медицинской наукой гигиеной питания. Гигиена – основная профилактическая наука в медицине. Она обобщает данные различных дисциплин в области профилактики, интегрирует знания о комплексном влиянии окружающей среды на здоровье человека, разрабатывает принципы и системы профилактических мер. Термин гигиена происходит от греческого - higienos, что означает “целебный, приносящий здоровье”. Гигиена – наука о сохранении и укреплении общественного и индивидуального здоровья путем разработки профилактических мероприятий. Гигиена изучает влияние различных факторов внешней среды на организм человека и на основании этих исследований разрабатывает мероприятия по предупреждению заболеваний. Гигиена является весьма сложной, разносторонней наукой, охватывающей все стороны жизни и деятельности человека, которые в современном обществе непрерывно развиваются и усложняются. Так как влияние факторов внешней среды, взятых изолированно, не является определяющим и зависит также от социально-экономических условий жизни общества, гигиеническая наука оценивает их влияние с социально-гигиенических позиций. В настоящее время в Украине и за рубежом большое развитие получила гигиена питания, или наука о питании – нутрициология (от латинского nutritio - питание). Гигиена питания изучает и разрабатывает проблемы рационального питания и мероприятия по обеспечению безвредности пищевых веществ. Гигиена питания включает основные положение физиологии и биохимии питания, витаминологии и эпидемиологии, биологии и других научных дисциплинах имеющих отношение к проблемам питания. Современная наука о питании, несмотря на многообразие изучаемых и решаемых ею вопросов, может быть представлена в виде двух основных частей: 1) наука о рациональном питании, разрабатывающая проблему количественной и качественной полноценности питания для различных возрастных и профессиональных групп населения, а также изучающая пищевые и биологические свойства пищевых продуктов животного, растительного и искусственного происхождения; 2) наука о санитарной охране пищевых ресурсов и обеспечении безвредности пищевых продуктов и готовой пищи. Характеризуя взаимосвязь физиологии и гигиены питания, очевидно, что физиология питания - это составная часть гигиены питания, которая изучает современные представления о физиологических потребностях организма человека в основных пищевых веществах и энергии и процессах, происходящих при потреблении пищи с целью решения проблемы рационального питания населения. Задача курса «Основы физиологии и питания» состоит в том, чтобы понять работу сложной машины человеческого организма, связанной с действием пищи, определить значение для человека составных компонентов пищи, понять, как они изменяются и взаимодействуют в организме и каким образом они влияют на общую работу организма человека в целом. Эти вопросы необходимо изучать для решения общей проблемы физиологии и гигиены питания – рационализация питания различных возрастных и профессиональных групп населения. С этой целью в процессе изучения курса «Основы физиологии и гигиены питания» соответствующие рассматриваются вопросы, которые указаны в предисловии к настоящему пособию.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 861; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.152.146 (0.009 с.) |