Различные текстуальные традиции Кумранских рукописей Ветхого Завета. Теория локальных текстов Ф. М. Кросса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные текстуальные традиции Кумранских рукописей Ветхого Завета. Теория локальных текстов Ф. М. Кросса.



 

Кумранские рукописи или свитки Мёртвого моря — название манускриптов, обнаруженных, начиная с 1947 года, в пещерах Кумрана, в пещерах вади Мурабба‘ат (к югу от Кумрана), в Хирбет-Мирде (к юго-западу от Кумрана), а также в ряде других пещер Иудейской пустыни и в Масаде. Исследование рукописей подтвердило, что, по крайней мере, некоторые из них были написаны именно в Кумранской общине[1]. Хранятся в т. н. Храме Книги в Иерусалиме.

 

Кумранские свитки написаны в основном на древнееврейском, частично — на арамейском; встречаются фрагменты греческих переводов библейских текстов. Иврит небиблейских текстов являлся литературным языком эпохи Второго Храма; некоторые фрагменты написаны на послебиблейском иврите. В основном применяется квадратный еврейский шрифт, прямой предшественник современного печатного шрифта. Основной писчий материал — пергамент из козьей или овечьей кожи, изредка папирус, часть рукописей выполнена выдавливанием на листах меди; для последних, позже свёрнутых в свитки для упаковки в кувшины, пришлось сконструировать специальное устройство для разрезания на фрагменты, так как из-за неизбежной коррозии разворачивание свитка грозило его полным разрушением. Чернила угольные (за единственным исключением апокрифа Книги Бытие). Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ позволяют датировать основной массив этих манускриптов периодом от 250 года до н. э. до 68 года н. э. (период позднего Второго Храма) и рассматривать их как остатки библиотеки Кумранской общины.

По содержанию кумранские рукописи можно разделить на три группы: библейские тексты (около 29 % от общего количества рукописей), апокрифы и псевдоэпиграфы, а также литература кумранской общины.

 

С точки зрения своего текстуального статуса, библейские тексты, найденные в Кумране, принадлежат к пяти различным группам.

Тексты, написанные членами кумранский общины. Эти тексты отличаются особым орфографическим стилем, характерным добавлением многочисленных матрес лекционис, облегчающих чтение текста. Эти тексты составляют около 25 % библейских свитков.

Протомасоретские тексты. Эти тексты близки к современному масоретскому тексту и составляют около 45 % всех библейских текстов.

Прасамаритянские тексты. Эти тексты повторяют некоторые особенности Самаритянского Пятикнижия. По всей видимости, один из текстов этой группы стал основой для Самаритянского Пятикнижия. Эти тексты составляют 5 % библейских манускриптов.

Тексты, близкие к древнееврейскому источнику Септуагинты. Эти тексты обнаруживают тесное сходство с Септуагинтой, например, по расположению стихов. Однако, тексты этой группы значительно отличаются друг от друга, не образуя такую близкую группу, как вышеуказанные группы. Такие свитки составляют 5 % кумранских библейских текстов.

Остальные тексты, не имеющие сходства ни с одной из вышеперечисленных групп.

До кумранских находок анализ библейского текста был основан на средневековых манускриптах. Кумранские тексты значительно расширили наши познания о тексте Ветхого Завета периода Второго Храма.

Неизвестные ранее прочтения помогают лучше понять многие детали текста Ветхого Завета.

Текстуальное многообразие, отраженное в пяти описанных выше группах текстов, дает хорошее представление о множественности текстуальных традиций, существовавших в период Второго Храма.

Кумранские свитки предоставили ценную информацию о процессе текстуальной передачи Ветхого Завета в период Второго Храма.

Подтверждена надежность древних переводов, прежде всего, Септуагинты. Найденные свитки, принадлежащие к четвёртой группе текстов, подтверждают правильность ранее сделанных реконструкций древнееврейского оригинала Септуагинты.

 

Среди библейских манускриптов Кумрана и др. мест Иудейской пустыни, как уже было отмечено выше, встречаются рукописи, содержащие варианты библейского текста сходные с МТ, Септуагинтой, Самарянским Пятикнижием, и промежуточные редакции. Это свидетельствует о том, что до Р.Х. еврейский свящ. текст ещё не был твёрдо установлен; согласно терминологии Каале, это был vulgдrtexte, т.е. народный популярный текст. Замечательно при этом, что сходство с греческим текстом Семидесяти обнаруживают наиболее древние кумранские свитки, например, 4QExa, 4QSama,b, в то время как более поздние библейские рукописи из Вади Мурабаат и др. мест Иудейской пустыни приближаются к масоретскому тексту Библии.

 

Обнаружение вариантов древнееврейского текста ВЗ, а также сходство более древних манускриптов с Септуагинтой открывают возможность дать ответ на давно поставленный учёными вопрос о причине вариантных расхождений масоретского текста и Септуагинты при общем их сходстве. Эти расхождения особенно заметны в книге пророка Иеремии, греческий текст которой короче еврейского МТ на 2700 слов, или на 1/8 своего объёма, и имеет особенности в расположении глав и стихов в некоторых главах. Краткая редакция еврейского текста книги Иеремии, сходная с греческим текстом 70 ти была обнаружена в 4 й пещере Кумрана (4QJerb). В свете кумранских открытий стало ясно, что расхождения МТ и Септуагинты объясняются не уклонением греческого или еврейского текста от древнего, предполагавшегося единообразным, прототипа, не повреждением одного из этих древнейших представителей библейского текста в процессе многовековой переписки, как предполагали раньше некоторые учёные, а главным образом тем, что Септуагинта и МТ основаны на двух очень близких и древних вариантах древнееврейского текста ВЗ, значительно более сходных между собой, чем современный текст 70 ти и еврейский МТ, причём перевод 70 ти, сделанный в III веке до Р.Х. основан на более древнем архетипе, сравнительно с масоретским текстом, прототип которого восходит ко времени после Р.Х.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.004 с.)