Латинская истолковательная школа и ее значение для православной экзегетики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Латинская истолковательная школа и ее значение для православной экзегетики.



 

Латинская истолковательная школа испытала сильное влияние аллегористов, в частности Оригена. Тем не менее, ее представители старались разработать методы совмещения различных экзегетических методов. Самый простой принадлежит святителю Амвросию Медиоланскому, говорившему, что все книги Ветхого Завета можно разделить по их характеру на три группы: имеющих «натуральный», «моральный» и «мистический» характер. Соответственно, «по телу» следовало изъяснить Бытие, Притчи, «по душе» — Второзаконие, Екклесиаст, «по духу» — Левит, Песнь Песней и так далее. Блаженный Иероним Стридонский составил экзегетические правила, в которых важнейшее значение придается соответствию толкования Священному Преданию. В согласии с ним учил и святитель Григорий Двоеслов, настаивавший на необходимости уяснения всех смыслов Писания, называемых им буквальным, моральным и аллегорическим.

Билет.

Символическое толкование: аллегорический метод. Другие случаи необходимости символического толкования. Антропопатизмы, антропоморфизмы, зооморфизмы и натуроморфизмы. Поэтическая речь. Метод аккомодации. Аллегорический метод.

Символическое толкование Священного Писания предполагает извлечение переносного смысла из текста. По общему определению проф. И. Н. Корсунского, «символ есть чувственный знак для обозначения сверхчувственных отношений». Таким образом, символическое толкование Священного Писания означает извлечение переносного смысла, относящегося с сфере духовных предметов.

 

Образные сравнения, поэтические обороты, видения, пророческие действия

 

В ряде случаев символический смысл предполагается священным автором как основной. Это ясно из того, что попытка истолковать текст в буквальном смысле приводит к абсурду, противоречию или реально­сти или ясному учению Библии в других местах.

 

Прежде всего это касается использования разного рода образных сравнений и поэтических оборотов (метафор, гипербол).

 

Например, Иофам, протестуя против несправедливого избрания жителями Сихема царя, образным языком говорит о деревьях, которые собрались, чтобы избрать царя, но выбрали не маслину или смоковни­цу, а терновник (Суд. 9:6-16). Достаточно частый случай того же рода — антропоморфизмы и антропо-фатизмы, которые выражаются в том, что человеческие свойства (напр., части тела) и страсти приписываются Богу для обозначения Его действий в терминах человеческого языка, например, «десница Господня» (Исх. 15:6; Пс. 48:10 и др.), «мышца Господня» (Ис. 40:10 и др.), «Господь раскаялся» (Быт. 6:6; 1 Цар. 15:35) и т. п.

 

Кроме этого, символический смысл предполагается в таинственных пророческих видениях и симво­лических пророческих действиях.

 

К числу первых относятся, например, видение Иеремией жезла из миндального дерева, означавшего действенность слова Божия (Иер. 1:8), сон Навуходоноссора о смене мировых империй (Дан. 2:1, 28-45) и др.; к числу вторых — возложение Иеремией на себя ярма в знак порабощения еврейского народа вави­лонскому царю (Иер. 27:2-8) или демонстративное хождение Исайей нагим и босым в предзнаменование того, что египтяне и эфиопляне нагими и босыми пойдут в ассирийский плен (Ис. 20:2-4).

 

 

Притча и ее толкование

 

Важный случай, когда буквальный смыл полностью не исключается, но при этом символический смысл рассматривается как основной, наблюдается при толковании жанра притчей (понимаемых в новоза­ветном смысле): вымышленных повествований, которые рассказчик приводит с целью самостоятельного уразумения слушателем переносного духовного смысла рассказа.

 

В притче присутствует как буквальный смысл — то вымышленное повествование, которое излагает рассказчик, и символический, или переносный смысл. Поскольку духовная жизнь и духовный мир имеют свои законы и зависимости, свою структуру, то священный писатель через вымышленную притчу фактиче­ски выражает законы духовной жизни — посредством символов и образов, взятых из обычного мира.

 

В притче слушателю сначала необходимо правильно понять буквальный смысл, а затем — исполь­зуя указания автора — отыскать переносный смысл. Для отыскания буквального смысла нередко нужно ре­шить небольшую «загадку для ума» — отыскать ключ к изложенной ситуации. После этого возможно уже истолковать притчу и символически.

 

АНТРОПОПАТИЗМ

АНТРОПОПАТИЗМ

(от. греч. ἄνϑρωπος – человек и πάϑος – страсть, душевное переживание) – приписывание человеческих психич. свойств животным или неодушевленным предметам; одна из характерных черт религ. верований, особенно на ранних стадиях их развития. Термин "А." предложен нем. этнографом Фр. Шульце (Fr. Schultze, Der Fetischismus, 1871), к-рый рассматривал А. как один из существ, признаков фетишизма. Так как явления А. обозначаются обычно более общим понятием антропоморфизм, термин "А." употребляется очень редко, хотя в строгом смысле слова антропоморфизм как представление предметов или воображаемых существ в человеч. образе необходимо отличать от собственно А.

 

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМ

(от греч. — человек и — форма, вид), уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. В БИБЛИИ, такие описания свойств и деяний Божества, в к-рых Он наделяется человеческими чертами. А. очень часто встречаются в ВЗ (Бог "сходит посмотреть" - Быт 11:5; "раскаивается" - Быт 6:6. У Него, якобы, есть руки - Исх 14:31; уши - Пс 33:16; уста - 3 Цар 8:24 и т.д.). Присущи А. и НЗ, особенно в притчах. В то же время Свящ. Писание совершенно определенно говорит о непереходимой грани между запредельной, сокровенной природой Сущего и человеком. Бог есть Дух (Ин 4:24). Он незрим (Исх 33:23), несоизмерим с тварью (Ис 40:25). Его разум превышает разум человеческий, как небо - землю (Ис 55:8-9). Кто видел Его, не может остаться в живых (Ис 6:5). Все это суммируется в понятии кадош, святости Сущего, понятии, к-рое означает абсолютную иноприродность Его по отношению к миру. В ветхозав. культе идея святости Божьей выразилась в запрете создавать любое изображение Яхве (Исх 20:4). Такое *противоречие имеет следующие причины: 1) говоря о Запредельном, свящ. писатель прибегает к *метафорам, чтобы его поняли люди, к-рые не могли бы принять его слово иначе (свт. *Иоанн Златоуст, "Беседы на Бытие", XIII, 2); 2) А. призваны показать, что Бог *Откровения не безликий, холодный Абсолют, а "Бог Живой", активно входящий в бытие человека; и, наконец, 3) тот факт, что человек создан по образу Божьему, дает право библ. авторам говорить о Предвечном в условных терминах

 

ЗООМОРФИЗМ

зооморфизма, мн. нет, м. [от греч. zoon – животное и morphe – форма] (этнол.). Религиозное мировоззрение, представляющею божество в образах животных.

 

Это можно продемонстрировать на след. примерах. В Пс 101:7 сказано: "я уподобился пеликану в пустыне". Поскольку известно, что обычно пеликаны в пустыне не обитают, *Евсевий Кесарийский предположил, что речь идет о легендарной птице пеликане, к-рая якобы кормит птенцов своей кровью Евсевий(усмотрел здесь *прообраз Христа). Однако в действительности евр. слово каат означает сыча. Образ меняется: вместо фантастич. пеликана - ночная птица, издающая жалобные звуки среди пустых развалин. Аналогичное искажение образа встречается при переводе пророчества Софонии о Ниневии (2:14). Там сказано, что угнетательница народов будет разрушена и среди руин будут раздаваться голоса двух существ: каат и кипод. В рус. пер. это "пеликан" и "еж". Но, как уже было указано, каат означает "сыча", слово же кипод переводится как "сова". Т.о., пророк говорил о перекличке сов в заброшенных дворцах Вавилона. Следует отметить, что наряду с реальными животными в Библии нередко фигурируют чудовища, символизирующие силы зла: Левиафан, Дракон, звери, выходящие из бездны (Дан и Откр). Борьбу и страдания в природном мире Писание рассматривает как признак его падшего состояния.

 

НАТУРОМОРФНЫЕ ОБРАЗЫ БИБЛЕЙСКИЕ, образы духовного и божественного бытия, переданные с помощью уподобления их природным феноменам. Так, о Боге сказано, что Он есть огонь (Втор 4:24) и свет (Ин 1:9).

 

АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ МЕТОД ТОЛКОВАНИЯ - был разработан *александрийской школой экзегезы. Сторонники А.м. исходили из мысли, что в Свящ. Писании гл. учение преподается прикровенно, с помощью *аллегорий и *символов. А. м. был впервые применен к ВЗ *Филоном Александрийским и широко использован *Оригеном. Последний писал: "Как человек состоит из тела, души и духа, точно так же и Писание, данное Богом для спасения людей, состоит из тела, души и духа" ("О началах", IV, 11). Телом Ориген называл буквальный, историч. смысл, душой - то, что раскрывается в более проникновенном понимании смысла, а духом - глубинные тайны Писания, к-рые приоткрывает аллегорич. толкование. А.м. опирался не только на антич. традицию, воспринятую у иудейской александрийской школы, но и на сам многоплановый, многозначный смысл Слова Божьего, к-рый обнаруживается по мере постижения свящ. текста. Отцы и учители Церкви, к-рые придерживались А.м., справедливо утверждали, что не все в Библии "лежит на поверхности", а, напротив, многое скрыто от первого непосредств. восприятия. А.м. был формой изложения библейских истин на языке умозрительного богословия. Так, свт. *Григорий Назианзин рассматривает библейский Эдем как аллегорию высшего Богообщения ("Песнопения таинственные", 7), свт. *Амвросий Медиоланский трактовал Адама как аллегорию разума, а Еву - как аллегорию чувства ("О Рае", 2). При помощи А.м. объяснялись многие *антропоморфизмы в Библии и обнаруживался богосл. смысл, скрытый за сказаниями и образами ВЗ. Однако, не владея в достаточной мере ключом к символике Древнего Востока (к-рую часто использовали свящ. авторы), раннехрист. комментаторы-аллегористы нередко вынуждены были прибегать к весьма произвольным догадкам. В новое время задачу, аналогичную А.м., пыталась решить школа *демифологизации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 403; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.233.189 (0.015 с.)