Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Клетка – основная единица биологической активности↑ Стр 1 из 35Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Клеточные и неклеточные формы жизни Схема 2
Таблица 2 Сравнительная таблица эукариотов и прокариотов
Организм человека состоит примерно из 1014 клеток. Схема 3
Строение эукариотической клетки
Основные компоненты клетки (см. рис. 1.)
ядерная органоиды оболочка клеточная - митохондрия (мембрана) - рибосомы ядрышко - клеточный центр - ЭПС хроматин - аппарат Гольджи - лизосомы - движение (жгутики, реснички)
Включения - трофические (жиры, углеводы) - секреторные (гормоны, ферменты) - экскреторные (мочевая кислота)
Органоиды мембранные: митохондрия, вакуоли, эндоплазматическая сеть, Органоиды немембранные: рибосомы, клеточный центр, микротрубочки, органоиды движения, включения.
{
Рис. 1 Схема строения клетки по данной электронной микроскопии
1 – цитоплазма; 2 – центриоли; 3 – гладкая ЭПС; 4 – микротрубочки; 5 – ядро, ядерные поры; 5а – оболочка ядра; 6 – митохондрии; 7 – рибосомы; 8 – шероховатая ЭПС; 9 – мембрана клетки; 10 –аппарат Гольджи.
Задания для самоподготовки, контроля знаний и умений по теме: «Введение. Клетка – основная единица биологической активности».
1. Прочитайте внимательно лекцию и подготовьте устный ответ на следующие вопросы:
а) Охарактеризуйте основные этапы исторического развития генетики. б) Назовите основные разделы генетики. в) Основные направления медицинской генетики. г) Основные достижения современной медицинской генетики.
2. Прочитайте внимательно лекцию №1, проверьте себя, записав определения следующих понятий.
Вариант № 1 Вариант № 2 Аппарат Гольджи – это_______ ____________________________Антропогенетика – это_______ ____________________________Биотехнологиия – это_______ Биоинженерия – это__________ Генная терапия – это________ Генетика – это______________ ___________________________ Клеточный центр – это_______ ____________________________ Клетка – это________________ ____________________________ Рибосома – это______________ ____________________________ Лизосома – это______________ ____________________________Митохондрия – это___________ ____________________________ Медицинская генетика – это___ ____________________________Наследственность - это______ ____________________________ Тельце Барра-это____________ ____________________________ Иммуногенетика – это_______ Цитогенетика-это___________ ___________________________ ____________________________ Изменчивость – это_________ Ядро-это____________________ ___________________________ _____________________________ 3. ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ. Прочитайте внимательно утверждение и оцените его правильность. Если утверждение верно, то +, если не верно, то –. 1) Медицинская генетика изучает структуру хромосом. 2) Изменчивость – совокупность различий между особями одного вида. 3) Иммуногенетика – изучает взаимодействие генов в клетках человека. 4) Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные признаки. 5) Прокариоты – организмы, содержащие в клетках ядро. 6) Цитогенетика – изучает структуру хромосом. 7) Ядро – основной компонент клетки. 8) Рибосома – органоид, участвующий в синтезе белка. 9) Митохондрия – энергетическая станция клетки. 10) Лизосомы - пищеварительные станции клетки.
4. Изучите этапы исторического развития генетики. Дополните таблицу фамилиями ученых, внесших значительный вклад в развитие науки.
Этапы исторического развития
5. Дополните схему, представляющую разделы генетики человека. Укажите, разделы генетики человека и что они изучают.
Медико-генетическое консультирование Биотехнология
Биоинженерия Генная терапия
Терапевтическое клонирование
6. Впишите основные задачи медицинской генетики: – ______________________________________________________ – ______________________________________________________ – ______________________________________________________ – ______________________________________________________ – ______________________________________________________ 7. Рассмотрите внимательно рисунок клетки. Подпишите компоненты клетки на рисунке.
Заполните таблицу «Органоиды клетки, их функции». 8. Заполните таблицу « Химические соединения клетки ».
9. Заполните пустые строчки.
Элементарный состав клетки. Кислород -_____ Сера- _____
Водород- _____ Калий- _____
Кальций- _____ Магний- _____ Натрий- _____ Все остальные элементы – 0.1%
10. Дополните схему «Формы жизни»
11. Изучив соответствующий материал в комплексной рабочей тетради и в обязательной литературе, выпишите основные достижения отечественных ученых в области генной инженерии и биотехнологии. Генная инженерия______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Биотехнология_________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Составьте тестовые задания для взаимоконтроля. Тема «Этапы исторического развития генетики»
13. Составьте кроссворд (20 терминов) по теме « Клетка – основная единица биологической активности»
14. Подготовьте доклад “Медицинская генетика в период 1920-1953”. 15. Доклад: «Достижения отечественных и зарубежных ученых в области генной инженерии, биотехнологии, клонирования». 16. Подготовьте беседу со студентами по теме: «Что вы знаете о СПИДе?»(см. Приложение №1.) План доклада или беседы запишите в рабочую тетрадь.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите вывод по изученной теме: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметьте свои достижения при изучении данной темы в индивидуальном маршруте студента
…………………………………………………………………………………………
Знаете ли вы?
В июне 1981 года американских врачей насторожил непонятный факт. В Лос-Анжелесе сразу 5 молодых мужчин заболели редкой формой пневмонии, вызываемой простейшими условно-патогенными возбудителями, не опасными для здорового человека. Болезнь они вызывают лишь в том случае, когда у людей ослаблена иммунная система, возникло подозрение, что пневмония лишь побочное следствие болезни, разрушающей иммунную систему человека. Болезнь эта получила название СПИД- синдром приобретенного иммунодефицита, возбудителем оказался вирус из группы ретровирусов он получил название ВИЧ – вирус иммуннодефицита человека. Как только он проникает в кровь, он проникает в клетки – Т4-лимфоциты. Генетический материал ВИЧ- РНК, но когда вирус попадает в клетку хозяина, на этой РНК начинается синтез ДНК, т.е. процесс обратный транскрипции. Отсюда и название – «ретро»- назад (ретро вирус). В ДНК-овой форме вирус включается в генетический аппарат клестки-хозяина и в этом его главная опасность. В этой форме вирус может быть «спящим», он размножается вместе с клеткой хозяина ничем себя не проявляя, чтобы через несколько клеточных поколений проявить себя бурным размножением. Источником инфекции при СПИДе являются больные СПИД, а также виросоносители, вирус обнаружен в крови, сперме, грудном молоке, вагинальных выделениях. В настоящее время интенсивные поиски ученых и врачей направлены на разработку и поиск новых лечебных и профилактических препаратов, которые помогут в борьбе с это страшной болезнью. Эффективной вакцины против СПИДА не существует, проводятся испытания генно-инженерных вакцин. Однако лечение-это уже 2-ой этап борьбы на первом плане должны стоять профилактические мероприятия, которые заключаются в следующем: 1. Широкая пропаганда среди населения вопросов, связанных с заражением ВИЧ. 2. Обеспечение медицинских учреждений одноразовыми инструментами. 3. Строгий контроль за донорской кровью. 4. Борьба с наркоманией, проституцией, беспорядочными половыми связями, гомосексуализмом. 5. Мать носительница этого возбудителя заражает им ребенка при родах и через молоко – об этом нужно помнить. 6. Пропаганда здорового образа жизни. 7. Пропаганда укрепления семейных отношений. 8. Пропоганда защищенного секса. В последние годы в мире разрабатывается более 400 проектов генной терапии, из них более 60% направлено на лечение опухолей и примерно по 15% на терапию инфекционных заболеваний и патологических состояний, вызванных изменением гена. На очереди генной терапии и такие болезни-монстры, как артрит, аллергия, рак. В нашей стране проблемой онкологии занимается Институт биологин РАН. В онкологическом центре РАМН проходит испытания отечественная вакцина от рака. В основу метода положено генетическое изменение опухолевых клеток. Если испытания пройдут удачно, вакцина сможет предотвращать онкологические прцессы и уничтожать метастазы. Работы по генной терапии ведутся в Институте акушерства и гинекологии имени Д. О. Отта РАМН, в Институте молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН, Институте молекулярной генетики РАН, Институте биологической и медицинской химии РАМН, Научном центре медицинской генетики РАМН, в институтах Новосибирска. Скоро генная вакцинация, внутриклеточная иммунизация, пересадка искусственно выращенных или генетически адаптированных тканей и органов станет реальностью. И вполне вероятно, что следующее поколение будет считать сказкой и мифом лейкемию, СПИД, диабет...
Обязательная литература 1. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. – 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 1981. – 224 с., с. 34-42. .. 2. Медицинская генетика. Учебник/ Н.п. Бочков, А. Ю. Асанов, Н.А. Жученко и др.; Под ред. Н. П. Б с.109 -123 очкова. – 2-е изд.,стер. - М.: Academa, 2003. – 192 с., с. 5 – 10.
3. Орехова В.А. Медицинская генетика: Учеб. Пособие/ В. А. Орехова, Т. А. Лашковская, М, П, Шейбак. – Мн.: В.Ш., 1997. – 123 с. с..5 – 12. . 4. Тимолянова Е.К. Медицинская генетика./ Серия «Медицина для вас» – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - с. 3 – 13.
Дополнительная литература 1. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека.- Спб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2002. - 352 с.
2. Дегтерев Н. Клонирование: правда и вымысел.-Спб.: ИК «Невский проспект», 2002.- 128 с. 3. Заяц Р.Г., Бутиловский В.Э. Общая и медицинская генетика.- Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.- 320 с. 4. Лучинин А. С. Психогенетика: учеб. Пособие для студентов высш. Мед. Учеб. Заведений /А.с. Лучинин. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 158с. – (Конспекты лекций для медицинских вузов).
5.Светлов Р. С. Генетика и здоровье. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. – 96 с. – (Энергия жизни)
ЛЕКЦИЯ №2
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.41 (0.012 с.) |