Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По данному типу наследуются гемофилия, миопатия Дюшена, агаммаглобулинемия Брутона, некоторые формы дальтонизма несахарный диабет, облысение.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Если в Х-хромосоме локализован доминантный ген – тип наследования – сцепленный с Х-хромосомой доминантный. Для него характерно: - прослеживается болезнь в каждом поколении; - если болен отец – все его дочери будут больными, а все сыновья здоровыми; - если больна мать, то вероятность рождения больного ребёнка равна 50 % независимо от пола; - болеют и мужчины, и женщины, но всё таки женщины в 2 раза чаще; - у здоровых родителей все дети здоровые. Например: тёмная эмаль зубов, отсутствие резцов в челюсти, гипофосфатемический рахит, судорожные расстройства. Сцепленные с Y – хромосомой – гены передаются только сыновьям, а дочери здоровые. По этому типу наследуются: «мохнатые уши», перепончатость пальцев. Проводя анализ родословных, можно выявить лиц, генетически предрасположенных к тому или иному заболеванию, выявить тип наследования заболевания. Это позволяет эффективно проводить лечебно-профилактические мероприятия, направленные на предупреждение развития у них патологии, или прогнозировать рождение больного ребёнка. Необходимо объяснить родителям прогноз того или иного типа наследования. Решение по планированию семьи принимается только супругами.
Другие методы изучения наследственности
Цитогенетический - методы экспресс-диагностики плода – определение X и Y хроматина (Тельце Барра и F-тельце) - кариотипирование с целью диагностики хромосомных заболеваний. Основными показателями для исследования этим методом является: 1. Пренатальная диагностика плода в семьях отягчённых заболеваниями, сцепленными с Х-хромосомой. 2. Недифференцированная олигофрения. 3. Привычные выкидыши и мёртворождение. 4. Многие врождённые пороки развития у ребёнка. 5. Бесплодие у мужчин. 6. Нарушение менструального цикла. 7. Пренатальная диагностика при возрасте матери старше 35 лет. Материал – клетки периферической крови (лимфоциты), клетки полученные при амниоцентезе. Экспресс-диагностика – для определения Т. Барра. Материал – клетки со слизистой щеки, луковицы волоса, влагалищного мазка. Окрашивают: (при определении Т. Барра) и просматривают с помощью светового микроскопа. Для выявления Y-хромосом клетку красят акрихином и просматривают с помощью люминесцентного микроскопа – это сильно светящаяся точка, по величине отличающаяся от других. Окончательный диагноз ставиться только после исследования кариотипа.
2.2 Генетика соматических клеток – наследственность и изменчивость соматических клеток, особенности целого организма.
Материал: биопсия (прижизненное иссечение тканей). Аутопсией (от трупов) – фибробласты в лимфоидных клетках. Методы: 1. Простое культивирование – размножение клеток на питательных средах с целью получения их в достаточном количестве для разных методов исследования. 2. Гибридизация – слияние клеток двух разных типов (между клетками разных людей, и мышей). Этот метод помогает установить группы сцепления, хромосомные перестройки. 3. Клонирование – получение потомков одной клетки (клон). Помогает при трансплантации (первый патент на клонирование выдан в 1980г) 4. Селекция – отбор клеток с заранее заданными свойствами культивирование их на селективных питательных средах.
2.3 Дерматоглифия – изучение нарушения капиллярных узоров пальцев, ладоней, стоп. Цель – установление личности, отцовства, зиготности близнецов. Папиллярные гребни на различных участках гребешковой кожи образуют узоры разного типа и ориентации. Узоры изучают на отпечатках, Сделанных на бумаге, после нанесения на кожу типографской краски. На пальцевых подушечкакх имеются узоры трех типов: дуги, петли и завитки. Количественным показателем узора является гребневый счет – число папиллярных линий между дельтой (трирадиус) и центром узора. Узоры имеются и на ладонях. В межпальцевых промежутках имеются трирадиусы (a,b,c,d), а вблизи брослетной складки расположен главный ладонный трирадиус t. Если соединить трирадиусы a,d и t, то получим главный ладонный угол atd, который в норме не превашает 57°. На ладони различают три главные флексорные (сгибательные) борозды: борозды большого пальца, косая и поперечная (см. рис.29). Совокупность радиальных петель на 4 и 5 пальцах, четырех пальцевой борозды и главного ладонного угла свыше 60-80° свидетельствует о врожденной компоненте наследственного заболевания. В медико-генетических консультациях дерматоглифический анализ чаще используется в качестке экспресс – метода диагностики некоторых геномных мутаций (болезниДауна), реже – хромосомных мутаций.
Рис. 29. Схема флексорных борозд и главного ладонного угла (atd) Б – большого пальца, К- косая, П – поперечная 2.4 Близнецовый метод – позволяет оценить влияние внешних и внутренних факторов среды на генотип, фенотип (введён в медицинскую практику в 1876г Ф. Гальтоном) - Монозиготные близнецы – развиваются из одной оплодотворённой яйцеклетки. - Дизиготные близнецы – развиваются из нескольких оплодотворённых яйцеклеток. Монозиготные близнецы имеют одинаковый генотип, различие зависит от факторов внешней среды. Близнецы могут быть: - Конкордантными – одинаковые по конкретному признаку. - Дискордантными– разные по конкретному признаку. Т.к. монозиготные близнецы имеют одинаковый генотип, то конкордантность их выше, чем у дизиготных. Влияние наследственности на заболевания определяют по формуле Хольцингера: Н+Е=1, где Н-коэффициент наследуемости; Е-коэффициент влияния среды. Н определяют по формуле : ,где К-конкордантность близнецов; мб – монозиготные близнецы, дб дизиготные близнецы. 2.5 Биохимический метод – позволяет выявить изменения в обмене веществ.
2.6 Иммуногенетический метод – уточнить диагноз иммунодефицитных состояний при подозрении на резус-конфликтную ситуацию по Rh.
2.7 Популяционно-статистический метод – даёт возможность рассчитать в популяции частоту нормальных и патологических генов и генотипов по формуле Харди-Вайнберга. p2 + 2рq + q2 = 1, где: p2 – частота доминантных гомозигот; 2pq – частота гетерозигот; q2– частота рецессивных гомозигот.. Например: частота ФКУ в популяции 1:10000, значит g2 = 0,0001, g = 0,01, p + g =1, тогда p = 1 – g = 1 – 0,01 = 0,99, а 2pg = 2 x 0,99 x 0,01 = 0,0198 – 0,02 или 2 % Значит, частота гетерозигот по гену ФКУ в изучаемой популяции 2 %. Например: ФКУ в республике Беларусь – 1:6500, Австрии - 1:12000. Это помогает правильной организации профилактических мероприятий.
2.8 Методы пренатальной диагностики (обнаружить заболевание у ещё не родившегося ребёнка): ультразвуковое исследование, амниоцентез, определение α – фетопротеина.
2.9 Моделирование – изучение болезней человека на животных.
Задания для самоподготовки, контроля знаний и умений по теме: «Методы изучения наследственности человека»
1. Прочитайте внимательно лекцию и подготовьте устный ответ на следующие вопросы 1) Перечислите известные вам методы изучения наследственности человека. 2) Назовите этапы клинико-генеалогического метода. 3) Какие наследственные заболевания можно определить генеалогическим методом. 4) Чем отличаются монозиготные близнецы от дизиготных. 5) Дайте определение «конкордантности» 6) В чём заключается цитогенетический метод. 7) Назовите основные заболевания, диагностика которых основана на цитогенетическом методе. 8) Суть биохимического метода. При каких заболеваниях его применяют. 9) Сформулируйте закон Харди-Вайнберга. 10)Назовите методы пренатальной диагностики
2. Задание для самоконтроля и взаимоконтроля. Прочитайте внимательно утверждения и оцените правильность их. Если утверждение верно поставьте «+», если неверно поставьте «-» в соответствующей ячейке.
1) С помощью метода моделирования изучают болезни человека на животных. 2) Биохимическим методом диагностируют хромосомные болезни. 3) Для установки диагноза энзимопатии пользуются цитогенетическим методом. 4) Монозиготные близнецы – из двух оплодотворённых яйцеклеток. 5) Клонирование – получение потомков одной клетки. 6) Гибридизация – это метод генетики соматических клеток. 7) Экспресс – диагностика для определения Т. Барра 8) При определении Y-хромосомы материал окрашивают акрихином. 9) При определении Х-хромосомы – материал окрашивают ацетросеином. 10)Кариотип с синдромом Дауна – 47; ХХ; +2
. . Внимательно изучите материал лекции и решите типовые ситуационные задачи, проведите самооценку: Задача № 3 Что оказывает решающее влияние - наследственность или среда на развитие у ребенка сахарного диабета? Дискордантность монозиготных близнецов по данному заболеванию составляет 35%, а дизиготных близнецов - 82%. Задача № 4 Ишемическая болезнь наблюдается в 44% случаев у обоих монозиготных близнецов и в 12% случаев у обоих дизиготных близнецов. Какова доля влияния условий среды на развитие данного признака? Задача № 5
Одинаковая форма ушей имеегся у 98% монозиготных близнецов, а у 60% дизиготных близнецов форма ушей разная. Что больше влияет на наличие у детей одинаковой формы ушей? Задача № 6 Один из близнецов страдает гемофилией, тогда как второй близнец (мальчик) здоров. Каков вероятный пол близнеца, страдающего гемофилией, являются ли близнецы монозиготными и каковы их генотипы __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заполните таблицу «Методы изучения наследственности». Расшифруйте абривиатуру метода изучения наследственности.
Решите «визуальную» задачу. По схеме родословной определи те тип наследования при моногенном заболевании, приведите 3 примера заболеваний по предложенным схемам родословных.
Задача № 8
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача № 9
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задача № 10
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Составьте кроссворд – 20 терминов.
12. а). Составьте родословную своей семьи по заболеваниям или по группе крови, резус-фактору. Проведите анализ родословных. Схему построения родословной смотрите в материалах лекции № 9. Подготовьте и проведите «Защиту» родословной на практическом занятии №6. 12.б). Оформите родословную на компьютере (лист формат А4). Сделайте вывод по отягощенности наследственного анамнеза. Дайте рекомендации. 13. Подготовьте доклад на тему: «Клонирование на современном уровне». Составьте план, запишите в рабочую тетрадь _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите вывод по изученной теме. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отметьте свои достижения в изучении данной темы в графике индивидуального маршрута студента. Знаете ли вы? В 1926г. Американская ассоциация анатомов официально признала дактилоскопию научным методом, присвоив ей название «дерматоглифика». Рисунок узоров не только индивидуален, но и определенным образом наследуется в ряду поколений.
Обязательная литература
1. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. – 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 1981. – 224 с., с. 138 -146.
2. Медицинская генетика.Учебник/ Н.п. Бочков, А. Ю. Асанов, Н.А. Жученко и др.; Под ред. Н. П. Бочкова. – 2-е изд.,стер. - М.: Academa, 2003. – 192 с., с. 159 – 168.
3. Орехова В.А. Медицинская генетика: Учеб. Пособие/ В. А. Орехова, Т. А. Лашковская, М, П, Шейбак. – Мн.: В.Ш., 1997. – 123 с., с. 95 - 104.
4. Тимолянова Е.К. Медицинская генетика./ Серия «Медицина для вас» – Ростов н/Д.: Феникса, 2003. – 304 с.,с. 118 – 143.
Дополнительная литература 1. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека.- Спб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2002. - 352 с.
2. Дегтерев Н. Клонирование: правда и вымысел.-Спб.: ИК «Невский проспект», 2002.- 128 с.
3. Заяц Р.Г., Бутиловский В.Э. Общая и медицинская генетика.- Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.- 320 с.
4. Лучинин А. С. Психогенетика: учеб. Пособие для студентов высш. Мед. Учеб. Заведений /А.с. Лучинин. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 158с. – (Конспекты лекций для мелицинских вузов).
5.Светлов Р. С. Генетика и здоровье. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. – 96 с. – (Энергия жизни) ЛЕКЦИЯ № 10
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.247 (0.007 с.) |