Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс удлинения цепочки белковой молекулы за счёт аминокислот – элонгация.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
После окончания синтеза белка и образования первичной структуры белка, в рибосомах ЭПС формируется вторичная, третичная, четвертичная структура белка и он способен выполнять свои функции. Сходство и различие организмов определяется набором белков. Каждый вид имеет только ему присущий набор белков; т.е. они являются основой видовой специфичности, и обуславливают индивидуальность организмов. На Земле нет двух людей, у которых все белки были бы одинаковыми (за исключением монозиготных близнецов). Практически все признаки клеток и организма определяются белками. Таким образом, в ДНК заключена вся информация о структуре, деятельности клеток, органов и организма. Эта информация называется наследственной. Небелковые молекулы синтезируются в два этапа: 1) образование специфических белков – ферментов 2) С его помощью образование углеводов, липидов, витаминов.
Ген – функциональная единица наследственности, Его свойства Ген – элементарный материальный наследственный фактор, определяющий строение одной белковой полипептидной цепи. Это участок ДНК кодирующий развитие отдельного признака. У всех организмов одного вида каждый конкретный ген расположен в одном и том же месте – локусе – строго определённой хромосомы. Гены расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом и ответственные за развитие одного признака называются аллельными. Доминантный – преобладающий (А) Рецессивный – подавляемый (а) Генотип- совокупность генов данного организма. По генотипу организмы бывают гомозиготными и гетерозиготными. Организм, в котором данная пара аллельных генов одинаковая, называется гомозиготой (АА, аа). Организм, в котором пара аллелей неодинакова (Аа) – гетерозигота. Гемизигота – когда в диплоидных клетках присутствует один ген из пары аллелей и он всегда проявляется. Закон чистоты гамет – в процессе образования гамет в каждую из них попадает только один ген из аллельной пары. Генотип – совокупность генов данного организма. Свойства генов способность к мутации, способность к рекомбинации с другими генами. Фенотип – совокупность признаков данного организма (внешних и внутренних).
Задания для самоподготовки, контроля знаний и умений по теме: «Генетическая роль нуклеиновых кислот. Генетический код»
1. Прочитайте внимательно лекцию и подготовьте устный ответ на следующие вопросы: а) строение и функции белков б) строение и функции ДНК в) строение и функции и – РНК г) виды РНК д) синтез белка (схема) е) ген: его свойства, его виды. 2. Прочитайте внимательно лекцию № 3. Проверьте себя, записав определение следующих понятий:
1) Аллельные гены – это______ ___________________________ 2) Аминокислоты - __________ ___________________________ 3) Антикодон -______________ ___________________________ 4) Азотистое основание -_____ 5) Аминокислотный код -_____ ___________________________ 6) Активатор ген -___________ ___________________________ 7) Белок -__________________ ___________________________ 8) Генетический код -________ ___________________________ 9) Гомозигота -_____________ ___________________________ 10) Гетерозигота -___________ ___________________________
11) ДНК, РНК -_______________ ____________________________ 12) Кодон -__________________ ____________________________ 13) Комплементарность - ______ ____________________________ 14) Нуклеотид -_______________ ____________________________ 15) Оператор – ген -___________ ____________________________ 16) Проматор – ген -__________ ____________________________ 17) Триплет -________________ ____________________________ 18) Трансляция -_____________ ____________________________ 19) Транскрипция -____________ ____________________________ 20) терминатор – ген - ________ ____________________________ 3. Выполните тестовые задания и проведите самоконтроль или взаимоконтроль. Правильный ответ подчеркните или дополните.
1) Сколько аминокислот участвуют в биосинтезе белков? а) 20; б) 100; в) 30. 2) Каким должен быть антикодон т – РНК, если кодон в и – РНК ЦАУ? а) ЦАУ; б) УТЦ; в) АУГ; г) ГУА. 3) Биосинтез белка происходит во всех клетках организма человека за исключением. а) клеток поджелудочной железы; б) клеток слизистой оболочки кишечника; в) эритроцитов; г) лейкоцитов. 4) Найдите число молекул рибозы и остатков фосфорной кислоты в молекуле И – РНК если количество оснований цитозина было = 1000, урацила 500, гуанина – 600, аденина – 200: а) 4000; б) 2300; в) 1150; г) 1000. 5) По участку ЦТГА молекулы ДНК синтезирован участок молекулы И – РНК: а) ГАЦТ; б) ЦАЦТ; в) ГАЦУ; г) ГГЦТ. 6) Генетическим кодом называется: а) триплет; б) кодон; в) антикодон; г) нуклеотид
7)Хромосомы кариотипа человека, определяющие все признаки, кроме половой принадлежности, называются: а) Мезосомы б) Аутосомы в) Пероксисомы г) Хроматиды.
8) Здоровая женщина имеет кариотип:____________________________
9) Здоровый мужчина имеет кариотип: а) 46, XY б) 46, XY в) 45, XO г) 47, XXY
10) Субметацентрические хромосомы средних размеров составляют группу: а) F (19, 20) б) C (6 - 12) в) A (1, 2, 3) г) B (21, 22)
4. Рассмотрите рисунок «Уровни организации белковых молекул», На рисунке отметьте уровни организации белковых молекул и ниже запишите их характеристику.
_____________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________ 5. Дополните недостающую информацию в звеньях схемы о составе нуклеиновых кислот и запишите название кислот под каждой схемой. __________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Запишите пуриновые и пиримидиновые азотистые основания. ________________ _________________ ________________ _________________
7. Используя свои знания по теме «синтез белка», заполните таблицу. Синтез белка
РЕШАЕМ СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ Примеры решения типовых задач Задача Одна из цепей молекулы ДНК имеет следующий порядок нуклеотидов: ААГГЦТЦТАГГТАЦЦАГТ. 1. Определите последовательность нуклеотидов в комплементарной цепи ДНК 2. Определите последовательность кодонов и-РНК, синтезированной на комплементарной цепи. 3. Определите последовательность аминокислот в полипептиде, закодированном в комплементарной цепи. Решение 1. Согласно принципу комплементарности азотистых оснований в молекуле ДНК (А — Т, Ц — Г), строим вторую цепочку молекулы: ААГГЦТЦТАГГТАЦЦАГТ — первая цепочка ДНК ТТЦЦГАГАТЦЦАТГГТЦА — вторая цепочка ДНК – триплеты ДНК 2. Согласно принципу комплементарности азотистых оснований молекул ДНК и РНК (А — У, Ц — Г), строим цепочку и -РНК: ТТЦЦГАГАТЦЦАТГГТЦА - вторая цепочка ДНК \ ААГГЦУЦУАГГУАЦЦАГУ-молекула и-РНК/- транскрипция. 3. Согласно свойству триплетности аминокислотного кода разбиваем цепочку и-РНК на кодоны, затем по таблице аминокислотного кода(см. Таблица №2) определяем последовательность аминокислот в полипептиде: ААГ ГЦУ ЦУА ГГУ АЦЦ АГУ - кодоны и-РНК лиз — ала — лей — гли — тре — сер — полипептид - трансляция.
Задача Считая, что средняя молекулярная масса аминокислоты около 110, а нуклеотида — около 300, определите, что тяжелее: белок или ген? Решение Допустим, что белок состоит из п мономеров — аминокислот. Тогда, его молекулярная масса составит примерно 110 п. Каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами; следовательно, цепочка ДНК содержит 3 п мономеров, а ее молекулярная масса: 300 х 3 п = 900 п. Как видим, молекулярная масса гена (900 п) примерно в 8,2 раза выше молекулярной массы (110 п) кодируемого им белка.
Задача Нуклеиновая кислота фага имеет молекулярную массу порядка 107. Сколько, примерно, белков закодировано в ней, если принять, что типичный белок состоит в среднем из 400 мономеров, а молекулярная масса нуклеотида около 300? Решение Белок из 400 мономеров кодируется последовательностью из 1200 нуклеотидов (по три нуклеотида на каждую аминокислоту). Молекулярная масса такой кодирующей цепочки равна 300 х 1200=360000. Молекула нуклеиновой кислоты с молекулярной массой 107 может содержать приблизительно 28 генов (107: 3,6 х 105), т. е. именно такое количество различных белков может быть закодировано в ней.
Задача У человека, больного цистинурией (содержание в моче большего, чем в норме, числа аминокислот) с мочой выделяются аминокислоты, которым соответствуют следующие триплеты информационной РНК: УЦУ, УГУ, ГЦУ, ГГУ, ЦАА, АГА, ААА. У здорового человека в моче обнаруживается аланин, серии, глутаминовая кислота и глицин. 1. Выделение каких аминокислот с мочой характерно для больных цистинурией? 2. Напишите триплеты и-РНК, соответствующие аминокислотам, имеющимся в моче здорового человека. Решение 1. В условиях задачи даны кодовые триплеты всех аминокислот, выделяющихся с мочой у больного цистинурией. По ним, пользуясь кодовой таблицей(см. таблицу№2) узнаем, какие аминокислоты есть в моче у больного человека: серин, цистеин, аланин, глицин, глутамин, аргинин, лизин. Аминокислоты, выделяющиеся у здорового человека, в задаче указаны. Исключаем их из списка, полученного нами, узнаем ответ на поставленный в пункте 1 вопрос: цистеин, глутамин, аргинин, лизин. 2. Кодоны и-РНК, соответствующие аминокислотам, имеющимся в моче здорового человека, находим по таблице аминокислотного кода: ГЦУ, ГЦА, Гцц, ГцГ — аланин; УЦУ, УЦА, УЦЦ, УЦГ, АГУ, АГЦ — серии; ГАА, ГАГ — глутаминовая кислота; ГГУ, ГГА — глицин Предлагаем самостоятельно решить задачи по молекулярной биологии. Задачи решаем в аудитории в «малых группах» при ограниченном времени. Для расшифровки полипептида воспользуйтесь таблицей аминокислотного кода (см. Таблица № 2) Задача № 8 В систему для искусственного синтеза белка ввели т – РНК, имеющие антикодоны ЦГА – ЦЦА – АЦА – ЦЦА Определите, какие аминокислоты смогут участвовать в биосинтезе белка. Задача № 9 Одна из цепей ДНК с последовательностью нуклеотидов АТА – ГцТ – ТТТ – ТАТ Какую последовательность аминокислот будет иметь полипептидная цепь? Задача № 10 Участок одной из цепи ДНК имеет следующее строение: АГА – ТГЦ – АГА – АГЦ определите последовательность нуклеотидов второй цепи. Определите состав белка закодированного этой молекулой ДНК. Задача № 11 Цепочка полипептида состоит из следующих аминокислот: АЛА – АРГ – АСН – АСП. Определите генетический код. Задача № 12 Одна из цепей ДНК с последовательностью нуклеотидов ТТТ – ГЦТ – ТАТ – АТА используется для синтеза и - РНК. Какие аминокислоты закодированы в этой цепочке?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Задачи для самоконтроля
Задача № 13 Первые 9 аминокислот в р-цепи инсулина: фенилаланин — валин — аспарагиновая кислота — глутамин — гистидин — лейцин — цистеин — глицин — серин Определите один из вариантов структуры участка ДНК, кодирующего эту часть цепи инсулина. Задача № 14 Белок состоит из 200 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген, если расстояние между двумя соседними нуклеотидами в спирализованной молекуле ДНК (измеренное вдоль оси спирали) составляет 3,4 х Ю1Ом?
Задача № 15 Ферменты, осуществляющие репликацию ДНК, движутся со скоростью 0,6 мкм в 1 мин. Сколько времени понадобится для удвоения ДНК в хромосоме, имеющей 500 репликонов, если длина каждого реплико-на 60 мкм? Задача № 16 Должны ли все гены выполнять ауто- и гетеросинтетическую функцию, если клетка проходит полный митотический цикл? Ответ поясните. */ Задача 5. Определите аминокислотный состав полипептида, который кодируется следующей последовательностью и-РНК: ЦЦА ЦЦУ ГГУ УУУ ГГЦ. Задача № 17 Нервная клетка не делится. Нужны ли ей ДНК-овые нуклеотиды? Задача № 18 У двух различных полипептидов оказались совпадающими начальный и концевой участки. Оба полипептида начинаются с аминокислоты метионина (мет), а кончаются аминокислотой аргинин (арг). Всегда ли совпадают первый и последний триплеты у структурных генов, в которых запрограммированы эти полипептиды? Для решения используйте таблицу аминокислотного кода. Задача № 19 В молекуле ДНК на долю цитозиновых нуклеотидов приходится 18%. Определите процентное содержание других нуклеотидов, входящих в молекулу ДНК. Задача № 20 Сколько содержится адениновых, тимино-вых, гуаниновых и цитозиновых нуклеотидов во фрагменте молекулы ДНК, если в нем обнаружено 950 цитозиновых нуклеотидов, составляющих 20% от общего количества нуклеотидов в этом фрагменте ДНК? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Составьте кроссворд из 20-ти термином по данной теме.вки полипиптида воспользуйтесь таблицей аминокислотного кода 22. Подготовьте доклад по теме «Молекулярные методы диагностики моногенных заболеваний». План доклада запишите в рабочую тетрадь. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Запишите вывод по изученной теме. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Отметьте свои достижения в изучении данной темы в графике индивидуального маршрута студента. Знаете ли вы? По Д. Уотсону и Ф. Крику двойная спираль ДНК имеет диаметр 20 нм и каждый виток в 10 пар нуклеотидов равен 3.4 нм. Молекулярная масса одного нуклеотида равна 345 единиц. Правила Чаргаффа: 1. Сумма молекул пуриновых оснований равна сумме молекул пиримидиновых оснований: А+Г=Т+Ц 2. Число молекул аденина равно числу молекул тимина: А=Т 3. Число молекул гуанина равно числу молекул цитозина: Г=Ц 4. Число молекул оснований с 6-аминогруппами равно числу молекул оснований с 6-оксигруппами: А+Ц=Г+Т. Из этого следует, что единственной вариабельной величиной в нуклеотидном составе ДНК является отношение (А+Т)/(Г+Ц), называемая коэффициентом специфичности. Нуклеиновые кислоты были впервые описаны швейцарским биохимиком И.Ф.Мишнером. обнаруженное в ядрах клеток он первоначально назвал нуклеоном (от лат.- nucleus – ядро). Но вплодь до 30-х гг. XX в. Предполагалось, что наследственную информацию передают белки. Принято считать, что средний размер генов составляет около 30 тыс. пар оснований.
Обязательная литература. 1. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. – 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 1981. – 224 с., с. 8 – 32. .. 2. Медицинская генетика.Учебник/ Н.п. Бочков, А. Ю. Асанов, Н.А. Жученко и др.; Под ред. Н. П. Б с.109 -123очкова. – 2-е изд.,стер. - М.: Academa, 2003. – 192 с., с. 27 – 37.
3. Орехова В.А. Медицинская генетика: Учеб. Пособие/ В. А. Орехова, Т. А. Лашковская, М, П, Шейбак. – Мн.: В.Ш., 1997. – 123 с. с. 16 – 20. . 4. Тимолянова Е.К. Медицинская генетика./ Серия «Медицина для вас» – Ростов н/Д.: Феникса, 2003. – 304 с., с. 47 – 81.
Дополнительная литература 1. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека.- Спб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2002. - 352 с. 2. Дегтерев Н. Клонирование: правда и вымысел.-Спб.: ИК «Невский проспект», 2002.- 128 с. 3. Заяц Р.Г., Бутиловский В.Э. Общая и медицинская генетика.- Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.- 320 с. 4. Лучинин А. С. Психогенетика: учеб. Пособие для студентов высш. Мед. Учеб. Заведений /А.с. Лучинин. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 158с. – (Конспекты лекций для мелицинских вузов).
5.Светлов Р. С. Генетика и здоровье. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. – 96 с. – (Энергия жизни) 6.Лекции по медицинской генетике/ Под ред. проф. А.А. Прокофьевой – Бельговской. – М.: «Медицина», 1974.-358 с. 7. Бочков Н.П., Клиническая генетика. – М.:ГЭОТАР – мед. 20
«Здоровое семя производит здоровые части тела, Больное - больные» Гиппократ
Практическая работа № 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.197 (0.011 с.) |