Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Постоянство генетического материалаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мутации в естественных условиях возникают с частотой 10-5–10-7, но при воздействии мутагенных факторов частота их может возрастать. Несмотря на то, что в природе постоянно идёт мутационный процесс, существуют механизмы, обеспечивающие устойчивость генетического материала: а) диплоидный набор хромосом; б) двойная спираль ДНК; в) вырожденный генетический код; г) повторы некоторых генов; д) репарация (восстановление повреждённой структуры молекулы ДНК), осуществляемая специфическими ферментами клетки. Сущность близнецового метода в изменчивости И область применения
Близнецовый метод – позволяет оценить влияние внешних и внутренних факторов среды на генотип, фенотип (введён в медицинскую практику в 1876г Ф. Гальтоном) - Монозиготные близнецы – развиваются из одной оплодотворённой яйцеклетки. - Дизиготные близнецы – развиваются из нескольких оплодотворённых яйцеклеток. Монозиготные близнецы имеют одинаковый генотип, различие зависит от факторов внешней среды. Близнецы могут быть: - Конкордантными – одинаковые по конкретному признаку. - Дискордантными– разные по конкретному признаку. конкордантность их выше, чем у дизиготных. Т.к. монозиготные близнецы имеют одинаковый генотип, то Влияние наследственности на заболевания определяют по формуле Хольцингера: Н+Е=1, где Н-коэффициент наследуемости; Е-коэффициент влияния среды. Н определяют по формуле : ,где К-конкордантность близнецов; мб – монозиготные близнецы, дб дизиготные близнецы.
Популяционно-статистический анализ
Популяционно-статистический метод – даёт возможность рассчитать в популяции частоту нормальных и патологических генов и генотипов по формуле Харди-Вайнберга. p2 + 2рq + q2 = 1, где: p2 – частота доминантных гомозигот; 2pq – частота гетерозигот; q2– частота рецессивных гомозигот.. Например: частота ФКУ в популяции 1:10000, значит g2 = 0,0001, g = 0,01, p + g =1, тогда p = 1 – g = 1 – 0,01 = 0,99, а 2pg = 2 x 0,99 x 0,01 = 0,0198 – 0,02 или 2 % Значит, частота гетерозигот по гену ФКУ в изучаемой популяции 2 %. Например: ФКУ в республике Беларусь – 1:6500, Австрии - 1:12000. Это помогает правильной организации профилактических мероприятий.
Примеры решения типовых задач Задача 1 В южноамериканских джунглях живет популяция аборигенов численностью 127 человек (включая детей). Частота группы крови М составляет здесь 64%. Можно ли вычислить частоты группы крови N и MN в этой популяции? Решение Для малочисленной популяции нельзя применить математическое выражение закона Харди-Вайнберга, поэтому рассчитать частоты встречаемости генов невозможно. Задача 2 Болезнь Тей-Сакса, обусловленная аутосомным рецессивным геном, неизлечима; люди, страдающие этим заболеванием, умирают в детстве. В одной из больших популяций частота рождения больных детей составляет 1: 5000, Изменится ли концентрация патологического гена и частота этого заболевания в следующем поколении данной популяции? Решение Оформляем условие задачи в виде таблицы:
Производим математическую запись закона Харди-Вайнберга p + q= 1,р2 + 2pq + q2 = 1. р — частота встречаемости гена А; q — частота встречаемости гена а; р2 — частота встречаемости доминантных гомозигот (АА); 2pq — частота встречаемости гетерозигот (Аа); q2 — частота встречаемости рецессивных гомозигот (аа). Из условия задачи, согласно формуле Харди-Вайнбер-га, нам известна частота встречаемости больных детей (аа), т. е. q2= 1/5000. Ген, вызывающий данное заболевание, перейдет к следующему поколению только от гетерозиготных родителей, поэтому необходимо найти частоту встречаемости гетерозигот (Аа), т. е. 2pq. q = 1/71, р =l-q = 70/71, 2pq - 0,028. Определяем концентрацию гена в следующем поколении. Он будет в 50% гамет у гетерозигот, его концентрация в генофонде составляет около 0,014. Вероятность рождения больных детей q2 = 0,000196, или 0,98 на 5000 населения. Таким образом, концентрация патологического гена и частота этого заболевания в следующем поколении данной популяции практически не изменится {уменьшение незначительное) Задача 3 Врожденный вывих бедра наследуется доминантно, средняя пенетрантность гена 25%. Заболевание встречается с частотой 6: 10 000 (В. П. Эфроимсон, 1968). Определите число гомозиготных особей по рецессивному гену. Решение Оформляем условие задачи в виде таблицы:
Таким образом, из условия задачи, согласно формуле Харди-Вайнберга, нам известна частота встречаемости генотипов АА и Аа, т. е. р2 - + 2pq. Необходимо найти частоту встречаемости генотипа аа, т. е. q2. Из формулы ра+ 2pq + q2 =1 ясно, что число гомозиготных по рецессивному гену особей (аа) q2 = 1 — (р2 + 2pq). Однако приведенное в задаче число больных (6: 10 000) представляет собой не р2 + 2pq, а лишь 25% носителей гена А, истинное же число людей, имеющих данный ген, в четыре раза больше, т. е. 24: 10 000. Следовательно, р2 + 2pq = 24: 10 000. Тогда q2 (число гомозиготных по рецессивному гену особей) равно 9976: 10000.
Задача 4 Система групп крови Кидд определяется аллельными генами Ikа и Ikв. Ген Ika является доминантным по отношению к гену IkB и лица, имеющие его, являются кидд-положительными. Частота гена Ikа среди населения г. Кракова составляет 0,458 (В. Соха, 1970). Частота кидд-положительных людей среди негров составляет 80% (К. Штерн, 1965). Определите генетическую структуру популяции г. Кракова и негров по системе Кидд
Решение Оформляем условие задачи в виде таблицы:
Производим математическую запись закона Харди-Вайнберга Р + g =1, р2 + 2рg + g2 = 1 р — частота встречаемости гена Ikа; q — частота встречаемости гена Ikв; р2 — частота встречаемости доминантных гомозигот (Ikа Ikа); 2pq — частота встречаемости гетерозигот (IkаIkB); q2 — частота встречаемости рецессивных гомозигот (Ikв Ikв). Таким образом, из условия задачи, согласно формуле Харди-Вайнберга, нам известна частота встречаемости доминантного гена в популяции Кракова — р = 0,458 (45,8%). Находим частоту встречаемости рецессивного гена: q = 1 — 0,458 = 0,542 (54,2%). Рассчитываем генетическую структуру популяции г. Кракова: частота встречаемости доминантных гомозигот – р2 = 0,2098 (20,98%); частота встречаемости гетерозигот — 2pq = 0,4965 (49,65%); частота встречаемости рецессивных гомозигот — q2= 0,2937 (29,37%). Для негров, из условия задачи, нам известна частота встречаемости доминантных гомозигот и гетерозигот (при- знак доминантный), т.е. р2+ 2pq = 0,8. Согласно формуле Харди-Вайнберга, находим частоту встречаемости рецессивных гомозигот (Ikв Ikв): q2 = 1 — р2 + 2pq = 0,2 (20%). Теперь определяем частоту рецессивного гена Ikв: q= 0,45(45%). Находим частоту встречаемости гена Ikа: р = 1 - 0,45 = 0,55 (55%); частоту встречаемости доминантных гомозигот (Ikа Ikа): р2 = 0,3 (30%); частоту встречаемости гетерозигот (IkаIkв): 2pq= 0,495(49,5%). Задания для самоподготовки, контроля знаний и умений по теме: «Изменчивость, её формы»
1. Прочитайте внимательно лекцию и подготовьте устный ответ на следующие вопросы: а) виды изменчивости. б) закон Кетле. Ненаследуемая изменчивость. в) наследуемая изменчивость: - классификации мутаций - мутации: - генные - геномные - хромосомные - комбинативная изменчивость
2. Прочитайте внимательно лекцию, проверьте себя, записав определение следующих понятий: 1. Анеуплоидия – это__________ ____________________________ 2. Генокопия – это_____________ ____________________________ 3. Делеция – это______________ ____________________________ 4. Дупликация – это___________ ____________________________ 5. Инверсия – это_____________ ____________________________ 6. Моносомия – это____________ ____________________________ 7. Мутация – это______________ ____________________________ 8. Полисомия – это____________ ____________________________ 9. Фенокопия – это____________
10. Экспрессивность – это ______ ____________________________
3. Оцените утверждение, если утверждение верно «+», неверно «-». Проведите самоконтроль или взаимоконтроль. 1) Генные мутации проявляются при изменении в пределах одного гена. 2) Удвоение участка хромосомы при мутации называется делецией. 3) Нехватка участка хромосомы при мутации – дупликация. 4) Факторы вызывающие мутацию называются мутагенами. 5) Вирусы, бактерии – это физические мутагены. 6) УФЛ – химические мутагены. 7) Процесс образования мутации называется гаметогенезом. 8) Полиплоидия – кратное гаплоидному увеличение числа хромосом. 9) Геномная мутация обусловлена изменением числа хромосом. 10)Соматическая мутация – мутация в половых клетках.
4. Тестовые задания для самоконтроля и взаимоконтроля: Правильный ответ подчеркните. 1) Утрата участка хромосомы или гена называется: а) инверсия б) дупликация в) делеция г) траслокация
2) Заболевание сходное по проявлениям с генетически обусловленным, но вызванное под влиянием факторов внешней среды, а не мутагенного аллеля называется: а) фенокопия б) генотип в) фенотип г) генокопия
3) Уменьшение числа отдельных хромосом в кариотипе называется: а) моносомия б) анеуплоидия в) полисомия г) полиплоидия
4) Тяжесть заболевания или степень проявления гена – это: а) экспрессивность б) плейотропия в) пенетрантность
5) Вероятность проявления гена в %, называется: а) пенетрантность б) экспрессивность в) плейотропия г) эпистаз
6) Мутация, связанная с изменением структуры гена, называется: а) генной б) геномной в) хромосомной г) индуцированной
7) Мутации, происходящие в клетках тела, называются: а) соматические б) индуцированные в) генеративные г) спонтанные
8) Мутации, происходящие в результате действия факторов внешней среды: а) генеративные б) соматические в) индуцированные г) спонтанные
9) Замена пиримидинового азотистого основания в нуклеотиде на другое пиримидиновое основание: а) трансверсия б) трансцизия в) транслокация г) делеция 10)Замена пиримидинового азотистого основания на пуриновое основание, и наоборот, называется: а) трансцизия б) трансверсия в) элонгация г) дупликация 5 Подпишите виды хромосомных мутаций в соответствующую ячейку.
6. Запишите виды мутагенов, приведите по 5 примеров.
7. Перечислите характеристики мутаций:
8. Запишите классификации мутаций, дополнив схему:
9. В перечне признаков подчеркните одной чертой те, которым свойственна узкая норма реакции: ü рост ü вес ü окраска зрачка ü размеры ушной раковины
10. Составьте кроссворд (20 терминов)
Решите ситуационные типовые задачи и проведите сомооценку выполненной работы. Для решения данных задач воспользуйтесь следующими формулами: Влияние наследственности на заболевания определяют по формуле Хольцингера: Н+Е=1, где Н-коэффициент наследуемости; Е-коэффициент влияния среды. Н определяют по формуле : ,где К-конкордантность близнецов; мб – монозиготные близнецы, дб дизиготные близнецы. Популяционно-статистический метод – даёт возможность рассчитать в популяции частоту нормальных и патологических генов и генотипов по формуле Харди-Вайнберга. p2 + 2рq + q2 = 1, где: p2 – частота доминантных гомозигот; 2pq – частота гетерозигот; q2– частота рецессивных гомозигот.. Например: частота ФКУ в популяции 1:10000, значит g2 = 0,0001, g = 0,01, p + g =1, тогда p = 1 – g = 1 – 0,01 = 0,99, а 2pg = 2 x 0,99 x 0,01 = 0,0198 – 0,02 или 2 % Значит, частота гетерозигот по гену ФКУ в изучаемой популяции 2 %. Задача № 11 Конкордантность монозиготных близнецов по заболеванию туберкулезом составляет 37%, а дизиготных- 15%. Что оказывает большее влияние на развитие этого заболевания – наследственность или среда? Задача № 12 Оба монозиготных близнеца страдают маниакально – депрессивным психозом в 96% случаев, а дизиготные близнецы – только в 19%. Определите долю влияния наследственности на развитие данного заболевания.
Задача № 13 Фенилкетонурия встречается в популяциях человека с частотой 1:10000. Сколько людей, гетерозиготных по этому заболеванию будет в популяции состоящей из 25 тыс. человек? Задача № 14 Укажите, каков прогноз потомства у женщины, имеющий сбалансированную транслокацию хромосомы с нормальным фенотипом. Ее кариотип 45 XX(+t13/13). Муж здоров, кариотип его в норме. Задача № 15 Аниридия {отсутствие радужной оболочки) наследуется как аутосомно-доминантный признак и встречается с частотой 1:10 000 (В. П. Эфроимсон, 1968). Определите частоту встречаемости гетерозигот в популяции. Задача № 16. Эссенциальная пентозурия (выделение с мочой L-ксилулозы) наследуется как аутосомно-рецессив-ный признак и встречается с частотой 1: 50 000 (Л.О.Бадалян, 1971). Определите частоту встречаемости доминантных гомозигот в популяции. Задача № 17 Алькаптонурия (выделение с мочой гомо-гентизиновой кислоты, окрашивание хрящевых тканей, развитие артритов) наследуется как аутосомно-рецессив-яый признак с частотой 1: 100 000 (В. П. Эфроимсон, 1968). Определите частоту встречаемости гетерозигот в популяции.
Задача № 18 Группы крови по системе антигенов М и N (М, MN.N) детерминируются кодоминантными генами LN и LM. Частота встречаемости гена LM у белого населения США составляет 54%, у индейцев — 78%, у эскимосов Гренландии — 91%, у австралийских аборигенов — 18%. Определите частоту встречаемости группы крови MN в каждой из этих популяций. Задача № 19 На пустынный островок случайно попало одно зерно пшеницы, гетерозиготной по гену А. Зерно взошло и дало начало серии поколений, размножающихся путем самоопыления. Какова будет доля гетерозиготных растений среди представителей первого, второго, третьего, четвертого поколений, если детерминируемый геном признак не влияет на выживаемость растений и на их размножение? Задача № 20 Альбинизм у ржи наследуется как ауто-сомно-рецессивный признак. На обследованном участке среди 84 000 растений обнаружено 210 альбиносов. Определите частоту встречаемости гена альбинизма у ржи. Задача № 21. В большой по численности популяции частота гена дальтонизма (рецессивный, сцепленный с X-хромосомой признак) среди мужчин составляет 0,08. Определите частоту встречаемости генотипов доминантных гомозигот, гетерозигот, рецессивных гомозигот у женщин данной популяции. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 22. Подготовьте план и проведите консультирование студентов по профилактике мутаций в организме человека по методу «ПОМОГИ» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). Влияние наркотических веществ на развитие подростка. Влияние алкоголя и никотина на развитие подростка. Биологические мутагены, их влияние на человека. Здоровый образ жизни – основа здоровья потомства. 23. Оформите санитарный бюллетень. Темы: Влияние наркотических веществ на развитие подростка. Влияние алкоголя и никотина на развитие подростка. Биологические мутагены, их влияние на человека. Здоровый образ жизни – основа здоровья потомства. 24 Оформите памятки на предложенные темы(см. п.23)
25 Подготовьте сообщение по теме «Мутации, связанные с нарушением репарации ДНК и их роль в патологии», «Кетле Адольф - родоначальник статистики». Выбранную тему подчеркните..Составьте план, запишите в рабочую тетрадь._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 26.Примите участие в экскурсии в кунсткамеру краеведческого музея. Запишите свое впечатление об увиденном. Как вы работаете над собой с целью профилактики провления мутаций:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.84.37 (0.012 с.) |