Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Биологическое значение митозаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1) в результате митоза дочерние клетки получают точно такой же набор хромосом, который был у материнской клетки, поэтому во всех клетках тела поддерживается постоянное число хромосом. (2п2с) 2) делятся все клетки кроме половых: происходит рост организма в эмбриональном и постэмбриональном периодах; все функционально устаревшие клетки заменяются новыми; процессы регенерации. Патология митоза
При воздействии неблагоприятного фактора на делящуюся клетку веретено деления может неравномерно растянуть хромосомы к полюсам, и тогда образуются новые клетки с разным набором хромосом, возникает гетероплоидия аутосом, что приводит к болезням организма.
Мейоз, его значение, патология Мейоз – деление, приводящее к уменьшению в ядре клетки числа хромосом, вдвое. Происходит образование и созревание половых клеток из особых соматических клеток яичников и семенников.
Мейоз состоит из двух последовательных делений (см. рис.4)
Биологическое значение мейоза 1. Уменьшение числа хромосом вдвое, что обусловливает постоянство видов на Земле. 2. Разнородность гамет по генному составу (в профазе – кроссинговер, в метафазе – перекомбинирование хромосом).
Возможные варианты кроссенговера, происходящие между гомологичными хромосомами.
3. Случайная встреча гамет – комбинативная изменчивость. Вследствие чего у детей появляются признаки, которых не было у родителей. Это даёт возможность приспособиться к окружающей среде. 4. В результате образуются половые клетки с гаплоидным набором хромосом. Патология мейоза В результате нарушения деления возникают половые клетки с неправильным набором хромосом, или с видоизменёнными хромосомами, что приводит к врождённой наследственной патологии. Гаметогенез Процесс образования гамет называется гаметогенезом, развитие сперматозоидов – сперматогенезом, развитие яйцеклетки – овогенезом (см. рис. 5). Рис. 5. Гаметогенез. Отличие сперматогенеза от овогенеза 1. При сперматогенезе из одной исходной клетки образуется 4 сперматозоида, а при овогенезе – 1 яйцеклетка и 3 направительных тельца. 2. При сперматогенезе зона роста очень короткая, при овогенезе – длинная (накопление питательных веществ для будущего зародыша). 3. При сперматогенезе есть зона формирования, при овогенезе – она не выражена. 4. В результате за всю жизнь в мужском организме продуцируются не менее 500 млрд. сперматозоидов, подвижны, V=7 мм/сек. К началу полового созревания в яичниках находится примерно 100000 овоцитов, однако за весь репродуктивный период в яичниках женщины образуется примерно 300 – 400 овоцитов.
Отличие половых клеток от соматических клеток 1. В половых клетках – гаплоидный набор хромосом, в соматических -диплоидный. 2. Формы и размеры отличаются. Яйцеклетка больше сперматозоида. При соприкосновении с яйцеклеткой сперматозоид выделяет фермент гиалуронидазу, муциназу, которые разрушают оболочку яйцеклетки. Сперматозоид проникает в яйцеклетку, происходит оплодотворение, образуется зигота с диплоидным набором хромосом (2п2с): от отца (1п1с), от матери (1п1с). Таким образом, во всех клетках тела имеется диплоидный набор хромосом, а в половых гаплоидный. Вся наследственная информация передаётся от родителей детям через половые клетки.
Задания для самоподготовки, контроля знаний и умений по теме: «Хромосомы. Жизненный цикл клетки» 1. Прочитайте внимательно лекцию и подготовьте устный ответ на следующие вопросы: а) строение и типы хромосом б) назвать правила хромосом в) перечислить группы хромосом в клетке человека г) жизненный цикл клетки. Интерфаза д) митоз, значение, патология е) мейоз, значение, патология ж) сперматогенез, значение з) овогенез, значение и) половые и соматические клетки, их отличие. Оплодотворение. 2. Прочитайте внимательно лекцию, проверьте себя, записав определение следующих понятий
1. Акроцентрическая хромосома
2. Аутосома__________________ ____________________________ 3. Амитоз____________________ ____________________________ 4. Анафаза___________________ ____________________________ 5. Гетерохроматин____________ ____________________________ 6. Гаметогенез_______________ ___________________________ 7. Идиограмма_______________ ___________________________ 8. Интерфаза________________ ___________________________ 9. Кроссинговер_____________ ___________________________ 10.Кариотип_________________ ____________________________
11. Метацентрическая хромосма _ ____________________________________________________________ 12.Митоз______________________ ______________________________ 13.Мейоз______________________ ______________________________ 14.Метафаза__________________ ______________________________ 15.Овогенез___________________ ______________________________ 16.Профаза___________________ ______________________________ 17.Субметацентрическая хромосома___________________________ ______________________________ 18.Сперматогенез______________ ______________________________ 19.Телофаза___________________ ______________________________ 20.Эухроматин_________________ ______________________________
3. Запишите правила хромосом 1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Задание для самоконтроля и взаимоконтроля. Прочитайте внимательно утверждения и оцените правильность их. Если утверждение верно поставьте «+», если неверно поставьте «-» в соответствующей ячейке. 1) Митоз отличается от мейоза числом хромосом в образовавшихся клетках. 2) Процесс биосинтеза белка в клетке осуществляется в интерфазе. 3) Сперматозоид имеет набор хромосом 2п. 4) Набор хромосом в клетке после мейоза 2п. 5) При сперматогенезе зона роста наиболее продолжительна. 6) В овогенезе наиболее развита зона формирования. 7) Кариотип человека содержит 7 групп хромосом. 8) Самые крупные метацентрические хромосомы в группе А. 9) Средние метацентрические хромосомы в группе С. 10) Мелкие акроцентрические хромосомы в группе G.
5. Объясните, что происходит в каждой из фаз митоза.
6. Дайте название основным фазам мейоза. Ход мейоза
7. Выполните тестовые задания и проведите самоконтроль или взаимоконтроль. Правильный ответ подчеркните или дополните (п. 3). 1) Процесс биосинтеза белка в клетке осуществляется в: а) профазе б) интерфазе в) метафазе г) телофазе д) анафазе 2) Какой набор хромосом имеют: а) сперматозоиды – 1п б) сперматозоиды – 2п в) яйцеклетки – 1п г) яйцеклетки – 2п д) зигота – 1п е) зигота – 2п 3) Какой набор хромосом будет в клетках после деления, если в материнской было 6 хромосом а) при митозе ________ б) при мейозе ________ 4) Мейотическое деление отличается от митотического: а последовательностью фаз б) составом хромосом в исходных клетках в) составом хромосом в образовавшихся клетках г) числом образующихся клеток д) возможностью гено-фенотипического разнообразия потомков. 5) Самые мелкие метацентрические хромосомы кариотипа человека составляют группу: а) F (19, 20) б) C (6 - 12) в) A (1, 2, 3) г) B (21, 22) 6)Обмен участками ДНК между гомологичными хромосомами – это: а) Кроссинговер б) Наследственность в) Изменчивость г) Мутация 7)Тельце Барра в клетках всех особей женского пола представляет собой: а) Ядрышко б) Структурный гетерохроматин в) Конденсированную Х-Хромосому г) Конденсированную Y-Хромосому. 8). Носителями наследственной информации в клетке являются: ____________________________________________________________
9). На каком этапе клеточного деления из хроматина формируются хромосомы: а) в профазе б) в метафазе в) в анафазе г) в телофазе.
10). Набор хромосом клетки называется: __________________________
8. Дополните схему. Запишите в свободных ячейках название зон гаметогенеза и количество хромосом в каждой клетке.
9. Укажите количество хромосом в группе С, согласно Денверской конференции у мужчин и у женщин. ___________________________________________________________ 10.Укажите количество хромосом в группе G, согласно Денверской конференции у мужчин и у женщин. ___________________________________________________________
11.Если у женского организма генотип Мм ген М при мейозе попал в яйцеклетку. Куда попадет ген м. ___________________________________________________________
12.Объясните выражение: «Нервные клетки не восстанавливаются» с точки зрения деления клетки. ___________________________________________________________ 13.Печень у ребенка становится как у взрослого к 8 годам, после этого её размеры не меняются. Объясните данное явление с точки зрения митоза. ___________________________________________________________
14. Составьте кроссворд по данной теме из 20 терминов.
15. Составьте таблицу «Сравнение митоза и мейоза»
16.Подготовьте доклад по теме «Современные методы анализа хромосом». 17.Подготовьте доклад по теме «Оплодотворение, развитие зародыша». 18.Подготовьте доклад по теме «Патология митоза» 19.Подготовьте доклад по теме «Патология мейоза». План для доклада запишите в рабочую тетрадь: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Запишите вывод по изученной теме: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметьте свои достижения при изучении данной темы в графике индивидуального маршрута студента. Знаете ли вы? Полностью лишены способности делиться - нейроны. Многие клетки не размножаются в обычных условиях, но при повреждении органов и тканей, в состав которых они входят, их способность к делению восстанавливаются, к таким клеткам относятся клетки печени, эндокринных желез. Регулярно делящиеся клетки находятся в базальном слое многослойного ороговевающего, плоского эпителия. Амитоз – редкое явление. Он характерен для погибающих или измененных клеток (например, опухолевых). Первичные половые клетки выделяются из желточного мешка на 27-й день развития эмбриона и мигрируют к месту, где будут образовываться половые органы. На 46-й день внутриутробного развития гонады дифференцируются и становятся либо яичниками, либо семенниками. Подсчитано, что в нашем теле каждую секунду умирает около 50млн. клеток, но они быстро возмещаются новыми почти в таком же количестве. До начала XX века у людей были самые смутные представления о том, каким образом определяется пол будущего ребенка. Например, древние греки верили, что девочка рождается при оплодотворении женщины семенной жидкостью из левого яичка мужчины, а мальчики появляются на свет в результате оплодотворения этой жидкостью из правого яичка. Обязательная литература 1. Карузина И.П. Учебное пособие по основам генетики. – 2-е изд., стер. – М.: Медицина, 1981. – 224 с., с. 34-42. .. 2. Медицинская генетика.Учебник/ Н.п. Бочков, А. Ю. Асанов, Н.А. Жученко и др.; Под ред. Н. П. Б с.109 -123очкова. – 2-е изд.,стер. - М.: Academa, 2003. – 192 с., с. 14 – 22.
3. Орехова В.А. Медицинская генетика: Учеб. Пособие/ В. А. Орехова, Т. А. Лашковская, М, П, Шейбак. – Мн.: В.Ш., 1997. – 123 с. с..23 – 32. . 4. Тимолянова Е.К. Медицинская генетика./ Серия «Медицина для вас» – Ростов н/Д.: Феникса, 2003. – 304 с., с. 18 – 38..
Дополнительная литература 1. Афонькин С.Ю. Секреты наследственности человека.- Спб.: Учитель и ученик, Корона принт, 2002. - 352 с. 2. Дегтерев Н. Клонирование: правда и вымысел.-Спб.: ИК «Невский проспект», 2002.- 128 с. 3. Заяц Р.Г., Бутиловский В.Э. Общая и медицинская генетика.- Ростов-на-Дону. Феникс. 2002.- 320 с. 4. Лучинин А. С. Психогенетика: учеб. Пособие для студентов высш. Мед. Учеб. Заведений /А.с. Лучинин. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 158с. – (Конспекты лекций для мелицинских вузов). 5.Светлов Р. С. Генетика и здоровье. – Спб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. – 96с. – (Энергия жизни) 6.Лекции по медицинской генетике/ Под ред. проф. А.А. Прокофьевой – Бельговской. – М.: «Медицина», 1974.-358 с.
Лекция № 3
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 571; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.37.209 (0.01 с.) |