Современное представление о болезни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное представление о болезни



Предполагает комплексный учет следующих основных положений.

В частности, болезнь можно рассматривать как:

1) жизнь, определенная жизнедеятельность, жизненный процесс;

2) внутренне противоречивый процесс;

3) качественно новый процесс (болезнь характеризуется не только и не столько количественными, сколько качественными изменениями);

4) динамический (в динамике развивающийся, протекающий) процесс, при котором надо учитывать эволюцию развития болезни;

5) причинно обусловленный процесс, предполагающий учет материальной причины болезни (этиологического фактора и объективных внешних и внутренних условий);

6) взаимодействие этиологического фактора в определенных условиях с организмом, приводящие к:

- неадекватности действия этиологического фактора и условий: количественной (избыточное или недостаточное действие на организм), качественной (действие фактора, к которому в процессе эволюции не выработались защитно-приспособительные механизмы), временной (обычное в количественном и качественном отношениях действие, но оказывающее влияние необычно долго или в необычном ритме);

- неадекватности ответа (реакции) организма, зависящего от особенностей реактивности и резистентности тканей, органов, систем, организма в целом, в том числе их аномальной саморегуляции;

7) нарушение связи организма с внешней средой, приводящее к расстройствам динамического постоянства внутренней среды, жизнедеятельности организма, его защитно-компенсаторно-приспособительных механизмов;

8) обязательное развитие общих и местных изменений; морфологических (структурных), метаболических и функциональных изменений; специфических и неспецифических изменений; приспособительных (истинно приспособительных или адаптивных, компенсаторных и защитных) и разрушительных (патологических) изменений в их единстве и взаимосвязи.

Для оценки возникновения болезни необходимо также учитывать, во-первых, объективные и субъективные нарушения состояния организма (среди них ведущее значение имеют объективные); во-вторых, роль социальных факторов; в третьих, использование современных (адекватных целям и задачам исследований) информативных методических приемов и критериев.

Здоровье (от лат. sanitas) является другой, наиболее важной, формой жизни человека, которое в процессе жизни может неоднократно сменяться той или иной болезнью. Для правильной оценки понятия и сущности болезни важно знать, что такое здоровье, здоровая жизнь.

Здоровье разными учеными рассматривается как:

§ жизнь физически и духовно свободного человека (К. Маркс),

§ динамическое равновесие организма и среды (И.П. Павлов),

§ норма, нормальная жизнь или существование организма, допускающие наиболее полное участие в общественной и трудовой деятельности (А.Д. Адо и др.),

§ биологическая полноценность трудоспособного индивидуума (О.С. Глозман),

§ высокоустойчивое состояние саногенетических механизмов человека, как биологического и социального существа (С. М. Павленко),

§ стойкая жизнь трудоспособного человека, приспособленного к изменениям окружающей среды (И.Р. Петров),

§ полноценное, гармонически развитое физическое, психическое и нравственное состояние человека, а не только отсутствие болезни и инвалидности (Б.В. Петровский),

§ состояние оптимального функционирования целостного организма, который адаптирован к внешней среде, коадаптирован (т.е. системы и элементы систем организма адаптированы друг к другу), конкурентно способен и обладает эволюционной перспективностью (В.П. Петленко и А.А. Корольков),

§ состояние полного физического, духовного и социального благополучия человека, допускающего наиболее полноценное его участие в различных видах общественной и трудовой деятельности, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (Устав ВОЗ).

Таким образом, для здоровых наиболее характерны:

- динамическое равновесие (устойчивая неравновесность) организма и внешней среды,

- способность целостного организма оптимально адаптироваться и функционировать,

- сохранение полного физического, духовного и социального благополучия человека,

- полноценное участие человека в трудовой и общественной деятельности.

Кроме понятия здоровье существует также понятие норма здоровья. Под этим термином понимают форму оптимальной жизнедеятельности человека, обеспечивающей максимальную его способность адаптироваться (приспосабливаться) к постоянно меняющимся условиям биологической и социальной жизни.

Можно утверждать, что только здоровый организм с участием регуляторных (нервной, эндокринной, иммунной, гуморальной, наследственной) и исполнительных (жизненно важных и нежизненно важных) систем способен поддерживать на оптимальном уровне гомеостаз (гомеокинез), приспособляемость, резистентность, работоспособность, социальную и биологическую активность, жизненную бодрость и обеспечивать максимальную продолжительность жизни.

На состояние здоровья, как и болезни, существенное влияние оказывают внешние и внутренние условия, образ жизни человека, состояние наследственности, конституции, реактивности и резистентности организма и популяции, экологической среды, а также развитость и эффективность системы здравоохранения стран мира.

 

1.4. Основные методы общей патологии

К ним относятся: метод экспериментальных исследований, метод клинических наблюдений, сравнительно-патологический (эволюционный) метод, метод физического моделирования, метод математического моделирования, метод теоретического анализа.

Экспериментальный метод (эксперимент) в развитии патологии имеет очень важное значение. Он позволяет моделировать (воспроизводить) разнообразные болезни, патологические состояния, патологические процессы, патологические реакции на различных животных в разных условиях внешней и внутренней среды.

Моделирование болезней и их составляющих осуществляется с использованием различных методов (культуры тканей и изолированных органов; выключения и пересадки органов, острого и хронического эксперимента, проводимых на животных различного вида, пола, возраста и состояния и т.д.) и разнообразных методик (физиологических, в том числе гематологических, электрофизиологических и др.; биохимических, морфологических, в том числе электронно-микроскопических, гистохимических и др.; изотопных, иммунологических и др.).

Достоинствами экспериментального методаявляется возможность :

1) динамического изучения возникновения, течения и исхода болезни (с начала действия патогенного фактора на организм в стандартных условиях вплоть до гибели последнего);

2) раскладывать болезни и патологические процессы на их составляющие;

3) объективно и детально сравнивать деятельность целостного больного организма и его систем и органов с соответствующим контролем (в том числе со здоровым организмом);

4) уточнять удельный вес и последовательность возникновения причинно-следственных связей при различных по течению и исходу болезнях и патологических процессах;

5) производить такие воздействия на организмы животных, которые недопустимо производить на человеке;

6) динамического изучения эффектов и механизмов действия различных повреждающих факторов и лечебно-профилактических средств;

7) объективного изучения этиологии, патогенеза и проявлений различных заболеваний, патологических состояний, процессов и реакций;

8) выявить общепатологические (медицинские) и общебиологические закономерности развертывания болезни и экстраполировать (переносить) их на человека и т.д.

Несмотря на достоинства, тот или иной метод экспериментальных исследований имеет определенные недостатки:

- любой экспериментальный метод имеет свои определенные границы и разрешающие возможности;

- большинство болезней и даже патологических процессов человека в полном виде нельзя моделировать (воспроизводить) на животных (в силу, прежде всего, их видовых особенностей и невозможности воспроизведения у животных влияния разных социальных факторов);

- полностью переносить (экстраполировать) результаты экспериментов с животных на человека (опять-таки в силу их видовых особенностей) также нельзя;

- существенные ограничения в постановке экспериментов на животных обусловлены также деонтологическими аспектами в связи с необходимостью или возможностью причинения подопытным животным физических, а также психических страданий. В этой связи при постановке экспериментов на животных следует соблюдать «Правила гуманного отношения к животным», вытекающим из приказа Министра здравоохранения СССР (№755 от 12.08.77) и «Международных рекомендаций по проведению биомедицинских исследований с использованием животных» (Международнгый Совет Медицинских Научных Обществ, CIOMS, 1985; Хельсинская декларация, Всемирная медицинская ассоциация, 2001). Кроме того, необходимо соблюдать отраслевой стандарт ОСТ 42-511-99 «Правила проведения качественных клинических испытаний в РФ (утв. МЗ РФ 29.12.98).

Метод клинических наблюдений в настоящее время стал играть большую роль в патологии, так как появились новые высоко информативные методы инструментального (эндоскопия, ультразвуковые исследования, компьютерная томография и др.), изотопного и метаболического обследования больных. Результаты этих исследований позволяют получить прижизненную оценку как исходного, так и в ответ на разнообразные функциональные нагрузки состояния различных уровней организации организма (от субклеточного до организменного). В связи с этим нередко отпадает необходимость в экспериментальном моделировании болезней и экстраполяции на больных полученных результатов экспериментов.

Однако метод клинических наблюдений имеет и существенные недостатки. В частности, далеко не всегда можно проследить все, особенно начальные, стадии заболевания (до поступления больного в клинику). Трудно стандартизировать условия клинических наблюдений у разных больных в различных регионах и условиях их проживания. Нельзя использовать неизвестные не апробированные средства, лекарства или заведомо токсические их дозы.

Сравнительно-патологический метод позволяет изучать патологические процессы и болезни у живых объектов, стоящих на разных ступенях их эволюционного развития (простейшие, моллюски, насекомые, рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие: мыши, крысы, морские свинки, собаки, овцы, свиньи, приматы, человек и др.). Данный метод был разработан отечественным биологом И. И. Мечниковым (применительно к изучению фагоцитоза и воспаления).

Метод физического моделирования позволяет использовать физические аналоги биологических структур (мембран клеток). Например, для анализа электрических свойств клеточных мембран используются различные резисторы, емкости и др.

Метод математического моделирования позволяет с использованием современной вычислительной техники, во-первых, воспроизводить различные формы патологии, во-вторых, уточнять их механизмы развития, в-третьих, находить причинно-следственные прямые, обратные и кольцевые связи, в-четвертых, определять какие из этих связей являются главными, какие ведущими, какие второстепенными, в-пятых, прогнозировать варианты течения и исхода нарушений в организме в зависимости от самых разнообразных, в том числе и заданных, условий.

Метод теоретического анализа и обобщения позволяет проводить теоретические разработки различных методологических аспектов многообразных видов патологии, формулировать различные научные положения, теории и концепции, фундаментальные понятия и категории общей патологии и медицины. Данный метод имеет важное значение для разработки и совершенствования многообразных вопросов практической медицины.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ

Под классификацией болезней понимается определенная система распределения болезней, а также патологических состояний и симптомов в классы, группы и другие рубрики в соответствии с установленными критериями.

В разных странах существуют различные классификации болезней. Наиболее широко, в том числе и в России, применяется международная статистическая классификация болезней, травм и причин смерти. Проект данной классификации был впервые утвержден на международной статистической конференции в Париже в 1960 г. Согласно последней (десятой) международной классификации выделяется 17 классов болезней, состояний и травм:

1) инфекционные и паразитарные болезни,

2) новообразования (опухоли),

3) болезни эндокринной системы, расстройств питания, нарушения обмена веществ и иммунитета,

4) болезни крови и кроветворных органов,

5) психические расстройства,

6) болезни нервной системы и органов чувств,

7) болезни системы кровообращения,

8) болезни органов дыхания,

9) болезни органов пищеварения,

10) болезни мочеполовой системы,

11) осложнения беременности, родов и послеродового периода,

12) болезни кожи и подкожной клетчатки,

13) болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани,

14) врожденные аномалии (пороки развития),

15) отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде,

16) симптомы, признаки и неточно обозначенные состояния,

17) травмы и отравления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.023 с.)