Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пятый период (с 1950 г. и по настоящее время)

Поиск

В 1950 году состоя­лась печально знаменитая объединенная сессия АН СССР и АМН СССР по проблемам физиологического учения И. П. Павлова. Ряд физиологов (академики Л.А. Орбели, П.К. Анохин и др.) и патофизиологов (проф. Л.Н. Карлик и др.) подверглись необоснованной критике и даже административным репрессиям в рамках пресловутой борьбы за изгнание из российской науки реакционных взглядов и идей. Однако для патофизи­ологии, которая всегда, в силу особенностей содержания предмета, находи­лась в области идеологической борьбы, это событие имело и определенный положитель­ный результат. В ближайшие годы после этой сессии возникла потребность к объединению патофизиологов во Всесо­юзное общество патофизиологов, которое с 1957 г. начало издавать сво­й журнал “Патологическая физиология и экспериментальная терапия”.

В 1970 г. в Баку прошел I Всесоюзный съезд патофизиологов, а в 1972 г. в Ростове-на-Дону - I международный конгресс патофизиологов. Таким образом, патофизиология получила международный статус, а наша страна — признание приоритета в развитии этой науки.

Среди патофизиологов страны высокий международный автори­тет имел ла­уреат государственных премий СССР, академик АМН СССР Вла­димир Александрович Неговский (1909-2003). В 1933 г. он окончил 2-ой Московский медицинский институт. В 1936 г. организо­вал первую в нашей стране лабора­торию по изучению проблем терми­нальных состояний. В течение всей жизни В.А. Неговский очень плодотворно работал в области реа­ниматологии, возглавляя созданный им Институт общей реаниматологии РАМН. Он по праву считается основоположником реаниматологии в России и СССР. В годы Ве­ликой Отечественной войны В.А. Не­говский разработал и внедрил в кли­ническую и фронтовую практику комплексный метод восстановления функций умирающего организма, защитил докторскую диссертацию (1943). В последующие годы под его руко­водством и при непосредственном участии, во-первых, были детально изучены общие закономерности угаса­ния жизненных функций организма при элект­ротравме, кровопотере, асфиксии и т.д. и их восстановления при оживлении после клинической смерти, во-вторых, обосновано применение гипотермии при развитии клинической смерти, в-третьих, пред­ложена и внедрена в практику электроимпульс­ная терапия сердечных аритмий.

Талантливым представителем школы Н. Н. Сиротинина является лауреат Государственной премии СССР, академик РАМН, заслуженный деятель науки РСФСР и Татарской АССР Андрей Дмитриевич Адо (1909-1997). С его именем связано становление и развитие службы аллергологии в стране. Руководимая им долгие годы кафедра патологической физиологии 2-го Московского медицинского института (ныне РГМУ им. Н.И. Пирогова) стала подлинным центром подготовки высококвалифицированных научных кадров. Школа патофизиологов-аллергологов А.Д. Адо объединяет более 100 докторов и кандидатов наук и имеет высокий международный авторитет. А.Д. Адо принадлежат основополагающие исследова­ния механизмов аллергических реакций, патогенеза воспаления и имму­нитета. Он провел первые в нашей стране исследования по изучению аутоаллергических процессов, по выделению (совместно с А. X. Канчуриным) нового класса вирусиндуцированных (“промежуточных”) антигенов. Созданное им двухтомное “Руководство по аллергологии” по сей день является настольной книгой для специалистов самого широкого профиля, как те­оретиков, так и клиницистов. Многоопытный педагог, А.Д. Адо являлся автором и соредактором нескольких учебников “Патологическая физиология” предназначенных для студентов медицинских факультетов вузов. Будучи широкообразованным ученым-патологом, А.Д. Адо традиционно большое внимание уделял разработке философских проблем медицины, вопросов общего учения о болезни, методологии преподавания патологической физиологии.

Один из наиболее талантливых учеников А.Д. Сперанского был лауреат Государственной премии СССР, ака­демик АМН СССР Алексей Михай­лович Чернух (1916-1982). Он и руково­димый им научный коллектив внесли большой вклад в изучение общих проблем но­зологии и саногенеза, вопросов экс­периментальной терапии, теории вос­паления и микроциркуляции. А.М. Чернухом со­здано оригинальное учение о нейро-сосудистой регуляции жизнедеятель­ности клетки при различных патоло­гических процессах вообще и воспа­лении в частности. В течение мно­гих лет A.M. Чернух возглавлял Ин­ститут общей патологии и патологи­ческой физиологии АМН СССР, Все­союзное научное общество патофизи­ологов, являлся вице-президентом АМН СССР.

Лучшие традиции школы А.Д. Сперанского успешно развивает лауреат Государственной премии СССР, академик РАМН Ге­оргий Николаевич Крыжановский (1922 г.р.). После окончания в 1944 году Казахского мединститута он служил в рядах Красной армии. С 1946 года по 1952 год – работал научным сотрудником в Московском НИИ общей и экспериментальной патологии. Был заместителем директора НИИ нормальной и патологической физиологии. В 1964 году защитил докторскую диссертацию. С 1966 года по 2002 год руководил лабораторией общей патологией нервной системы и всех НИИ общей патологии и патологической физиологии РАМН. Возглавляемый им научный коллектив многие годы плодотворно разрабатывал про­блемы патофизиологии центральной нервной системы, общей, инфекци­онной и нейроиммунной патологии. Г.Н. Крыжановский является создателем не только теории генераторных механизмов, но и экспериментальных моделей нейропатологических синдромов, характеризующих­ся гиперактивностью систем. Его считают основоположни­ком учения о детерминанте, патологической системе, дисрегуляционной патологии и др. Его перу принадле­жат многие монографии, ряд серьезных исследований, касающихся принципа перемежающейся актив­ности функциональных структур, лежащего в основе структурно-фун­кциональной дискретности биологи­ческих процессов. Изучив механиз­мы повреждения нервно-мышечно­го синапса на молекулярном и мем­бранном уровнях, Г.Н. Крыжановс­кий разработал теорию нейронального транспорта столбнячного ток­сина и обосновал представление о столбняке как о полисистемном за­болевании.

Российские патофизиологи внесли значитель­ный вклад в развитие отечественной медицинс­кой науки. Наиболее выдающиеся ученые-пато­физиологи избирались действительными члена­ми и членами-корреспондентами Академии ме­дицинских наук СССР (в последующем РАМН). С момента со­здания академии (30 июня 1944 г.) стали ее дей­ствительными членами А.А. Богомолец, А.Д. Сперанский, А.А. Сиротинин, А.Д. Тимофеевский, Л.Ф. Ларионов, Н.Н. Аничков, И.Р. Петров,, П.Н. Веселкин, В.К. Кулагин, Н.Н. Горев, Н.А. Федоров, П.Д. Горизонтов, A.M. Чернух, А.Д. Адо, В.А. Неговский, Г.Н. Крыжановский, Е.Д. Гольдберг, Б.Б. Мороз, Г.С. Якобсон, А.А. Кубатиев, Е.А. Корнева, В.А. Черешнев, Н.А. Беляков, В.В. Новицкий, С.В. Грачев; избраны в члены корреспонденты Н.Н. Зайко, Г.М. Бутенко, И.В. Янушкина, И.С. Гущин, Л.И. Колесникова, О.М. Поздняков, С.А. Симбирцев, П.Ф. Литвицкий, Г.В. Порядин.

В 2002 году директором Института об­щей патологии и патологической фи­зиологии РАМН избирается ученик Г.Н. Крыжановского академик РАМН А.А. Кубатиев.

Во многом благодаря усилиям Г.Н. Крыжановского в 1991 г. было создано Меж­дународное общество патофизиоло­гов, первым президентом которого он был избран.

В результате патофизиология становится международно-признанной наукой.

I Международный конгресс по патофизиологии успешно прошел в 1991 году в Москве. За последние 10 лет (в 1996 г., в 2000 г. и 2004 г.) в Москве успешно прошли три Российских конгресса по патофизиологии с международным участием. На этих конгрессах рассматривались важнейшие вопросы экспериментальной и клинической патофизиологии. Первые два конгресса были посвящены патофизиологии органов и систем и типовым патологическим процессам. Третий - дисрегуляционной патологии органов и систем.

 

 

ЧАСТЬ I

ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЯ

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ

ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАТОЛОГИИ

С современных позиций основу предмета патология составляет патологическая анатомия и, особенно, патофизиология. Наука и дисциплина патологическая анатомия изучает изменения строения (морфологии, структуры), а патофизиология - функционирования и взаимосвязи различных уровней организации всего организма. Следует отметить, что данное название науки и предмета «патофизиология» является более новым и более точным, чем ранее употреблявшееся название «патологическая физиология». В новом термине «патофизиология» устранен повторяющийся в термине «пато лог ическая физио лог ия» один и тот же корень «logos».

Элементы генетики, микробиологии, иммунологии, биохимии и ряда клинических (терапевтического, хирургического и др. профиля) дисциплин включены в учебный курс патологии лишь в объеме необходимом для решения цели и основных задач общей патологии.

Понятия симптом, синдром, болезнь являются нозологическими, абстрактно-теоретическими. Понятия признак, симптомокомплекс, картина болезни являются клиническими, конкретными.

Конечная цель у всех медицинских дисциплин, в том числе и патологии, одна - помочь больному уменьшить или ликвидировать его страдания или расстройства.

Целью большинства медицинских дисциплин является изучение конкретных нозологических форм патологии (заболеваний и клинических симптомокомплексов), а также разработка конкретных путей и средств их профилактики и лечения.

Целью общей патологии является установление общих закономерностей развития (возникновения, течения, исхода) и принципов профилактики и лечения не только конкретного заболевания, а вообще любых болезней, а также предболезни, патологических состояний, патологических процессов и патологических реакций.

Основные задачи предмета патологии заключаются в понимании и изучении, во-первых, основных вопросов общей нозологии - общего учения о болезни (понятие и сущность болезни, общей этиологии, общего патогенеза; роль наследственности, конституции, реактивности и резистентности организма в развитии болезней и патологических процессов; учение о повреждении клеток); во-вторых, основных закономерностей развития (возникновения, течения и исхода) ведущих типовых патологических процессов (расстройства местного кровообращения, воспаление, ответ острой фазы, лихорадка, гипоксия, экстремальные состояния, основные виды нарушений обмена веществ, патология тканевого роста, опухоли); в-третьих, основных закономерностей развития (возникновения, течения и исхода) ведущих нарушений отдельных органов, физиологических систем (внешнего дыхания, крови, общего кровообращения, выделения, пищеварения, печени, иммунной, эндокринной, нервной) и функциональных систем организма; в-четвертых, принципов профилактики и лечения основных патологических процессов и заболеваний.

Разделами предмета патологии являются: общая нозология, типовые патологические процессы, патология отдельных органов и систем, клиническая патология.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.104 (0.009 с.)