Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль макрофагально - моноцитарной системыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Клеточные элементымакрофагально - моноцитарной (ретикуло-эндотелиальной) системы, находясь во взаимоотношении с различными органами и физиологическими системами, участвуют в формировании реактивности и резистентности организма. В частности, они обладают выраженной фагоцитарной активностью, барьерной и антитоксической функцией, обеспечивают интенсивность репаративно-регенеративных процессов (т.е.заживления ран) и т.д. Блокада функции данной системы ослабляет проявление аллергической реактивности (в том числе уровень продукции антител), тогда как стимуляция макрофагально - моноцитарной системы усиливает ее. Угнетение высшей нервной деятельности (шок, наркоз) сопровождается уменьшением поглотительной функции элементами ретикуло-эндотелиальной системы в отношении как красок, так и микробов, а также торможением различных процессов воспаления (в том числе заживления ран). Возбуждение высшей нервной деятельности, наоборот, стимулирует указанные функции клеток данной системы.
Роль изменения обмена веществ Количественные и качественные изменения обмена веществ существенным образом влияют на реактивность и резистентность организма. Голодание, в том числе хроническое недоедание, вызывает резкое снижение реактивности и сопротивляемости организма. При этом вяло протекает воспаление, падает способность к выработке антител, существенно изменяется течение различных болезней. Реакция на введение вакцин и токсинов выражена слабо и протекает вяло. Многие острые инфекционные заболевания протекают без повышения температуры тела и без резких воспалительных изменений, то есть появляются стертые формы инфекции. Иммунологическая реактивность ослабевает, что сопровождается снижением способности к развитию иммунитета, почти не возникают аллергические заболевания.
ГЛАВА 6. РОЛЬ ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ПАТОЛОГИИ
У лиц любого возрастного периода есть свои характерные морфологические, метаболические и функциональные особенности, которые определяют различие ответной реакции организма на одни и те же воздействия окружающей среды. Наибольшие особенности строения, метаболизма и функций у здоровых, а тем более больных людей отмечаются в интенсивно меняющиеся периоды внутриутробного этапа развития и различные периоды внеутробного этапа развития организма (особенно новорожденности, детства и старения). С учетом сказанного, в онтогенезе человека выделяют два основных периода: пренатальный и постнатальный, который в свою очередь делится на период роста, период зрелости и период старости. Особенности патологии пренатального (внутриутробного) периода развития организма
Патология пренатального периода развития организма проявляется различными видами эмбриопатий и фетопатий. Эмбриопатии - различные виды патологии организма, возникшие в эмбриональный период развития (с 16-го по 75-й день беременности). Проявляются либо различными врожденными пороками развития различных тканей, органов, частей тела, либо гибелью эмбриона, завершающейся спонтанным абортом. В этиологии эмбриопатий важное место принадлежит эндогенным (наследственным) и, особенно, экзогенным (физическим, химическим, биологическим) патогенным факторам, оказывающим как тератогенное, так и мутагенное действие. Особо выраженное повреждающее эмбрион действие оказывают: ионизирующая радиация, химические яды бытового и производственного происхождения, некоторые лекарственные препараты (антибиотики, сульфаниламиды, психотропные, цитостатики и др.), бактерии и, особенно, вирусы (гриппа, краснухи, энтеровирусы, цитомегаловирусы и др). Фетопатии - различные виды патологии организма, возникающие в фетальный период (с 76-дня до конца беременности). Они обусловлены, главным образом, повреждением и нарушением функционирования плаценты (либо материнской части - децидуальной оболочки эндометрия, ее базальной, капсулярной и пристеночной частью, либо плодной плаценты - клетки ворсинчатого и гладкого хориона), а также амниона, желточного мешка и непосредственно самого плода. Этиология фетопатий сводится к действию на плаценту, хорион, желточный мешок и различные структуры плода самых разнообразных патогенных факторов, прямо влияющих на плод, но чаще воздействующих на мать и изменяющих в ней разные жизнеобеспечивающие системы, а также на околоплодные структуры, особенно плаценту. Повреждение же последней, существенно повышает проницаемость как маточно-плацентарного барьера, так и плацентарно-плодового барьера для антигенов микробного и не микробного происхождения. В итоге возникают значительные расстройства структуры, метаболизма и функций плода, приводящие к нарушению внутриутробного его развития, существенному отставанию массы тела, формированию врожденных пороков, повреждению ЦНС, соматическим, вегетативным, эндокринным, иммунным и метаболическим нарушениям. Инфицирование плода в ранние сроки фетогенеза чаще сопровождается аномалиями развития, выраженными альтернативными изменениями, недоразвитием (слабостью) фагоцитоза, невыразительной (стертой) внутриутробной инфекцией и дефицитом массы тела при рождении. При инфицировании организма в поздние сроки фетогенеза чаще развиваются генерализованные внутриутробные инфекции, сопровождающиеся развитием хронических инфекционно-воспалитель- ных процессов и полиорганной патологии, приводящих либо к гибели, либо значительным и множественным расстройствам функций и метаболических процессов.
Патология родового (интранатального) Периода жизни организма Данный период наиболее часто сопровождается возникновением возникновением либо расстройств кровообращения плаценты, приводящих к развитию циркуляторной и смешанной форм гипоксии, травматического повреждения плода, особенно его ЦНС; либо заражения плода как условно патогенной, так и патогенной микрофлорой.
6.3. Особенности патология постнатального (внеутробного) периода развития организма Патология раннего и позднего неонатального периодов (периода новорожденности) характеризуется разнообразными расстройствами, возникающими внутриутробно или в период родов. Проявляется различными наследственными и врожденными формами нарушения. Период новорожденности характеризуется разнообразными анатомо-физиологическими особенностями. В частности, у новорожденного легкие в 30 раз менее растяжимы, чем у взрослого. Кишечник в 6 раз больше длины тела, тогда как у взрослого только в 4,5 раза. Слизистая кишечника тонка, мускулатура слабо развита. Нервная регуляция деятельности указанных систем еще не совершенная. Эти и другие морфо-физиологические особенности данного периода жизни ребенка обусловливают более частые, чем у взрослых болезни органов дыхания и пищеварительной системы. У новорожденных слабее, чем у взрослых, выражена приспособляемость к колебаниям температуры окружающей среды (в силу недоразвития системы терморегуляции) и как результат - легко возникает перегревание или переохлаждение организма. В данный возрастной период довольно часто обнаруживаются пороки развития, гемолитическая болезнь (как по резус-, так и по групповой несовместимости), асфиксия, травмы, последствия внутриутробного или родового инфицирования организма. Несмотря на наличие пассивного иммунитета, обеспеченного переданными от матери антителами, у новорожденного иммунитет (как клеточный, так и гуморальный) в целом ослаблен, особенно по отношению к грамотрицательной флоре, что обусловлено отсутствием секреторного IgA и низким содержанием IgM. Это обычно приводит к развитию пиодермии, пупочного сепсиса, микробного повреждения органов внешнего дыхания и пищеварительного тракта, а также разнообразных структур ЦНС. Патология грудного периода определяется следующими основными особенностями развития организма: · интенсивным клеточным делением, дифференцировкой, ростом и развитием клеточно-тканевых структур; · высоким уровнем и в то же время неустойчивостью обменных процессов; · недоразвитием клеточного и гуморального, специфического и неспецифического иммунитета; · постепенным ослаблением пассивного иммунитета, полученного в фетальный период от матери; · функциональной незрелостью барьеров, ферментных систем и различных исполнительных и, особенно, регуляторных органов и систем. Факторами риска развития патологии грудного периода являются: · частые как количественные (калорийные), так и качественные расстройства питания ребенка, либо нарушения режима питания; · нарушение ухода за ребенком; · не проведение или неправильное проведение закаливания ребенка; · действие различных патогенных факторов на организм и т.д. Все выше отмеченное часто определяет возникновение у детей грудного возраста различных отклонений в их общем развитии: диатезов (аномалий конституции); атрофий, гипотрофий (отставание массы от роста), паратрофий (преобладание массы тела над ростом или равномерно избыточные как масса, так и рост тела), гипостатуры организма; анемий (особенно гипохромной анемии); острых и хронических воспалительных расстройств пищеварения, особенно диспепсий; острых и хронических воспалительных процессов в дыхательных путях и/или легких (частые бронхиты, бронхиолиты, пневмонии); детских инфекций (кори, ветряной оспы и др.); расстройств как исполнительных, так и регуляторных систем. Патология преддошкольного (раннего детского) периода продолжительностью от 1 до 3 лет определяется: · быстрым физическим и психическим развитием; · напряженностью метаболических (как энергетических, так и пластических) процессов; · высокой активностью и, в то же время, нестабильностью функционирования различных регуляторных систем организма, особенно, нервной системы; · функциональной незрелостью иммунной системы (неспособностью к полноценной выработке антител в собственном растущем организме и исчезновением к этому времени антител, полученных от матери через плаценту и через молоко при кормлении грудью); · выраженной гиперплазией и в то же время недостаточной зрелостью лимфоидной ткани; · недоразвитием барьерных систем организма; · недостаточным развитием нейро-гуморальных систем и механизмов, ответственных за локализацию возникших патологических процессов в организме, что обеспечивает их генерализацию по организму. Все это способствует повышению восприимчивости ребенка к различным инфекционным патогенным факторам и более частому возникновению тонзиллитов, лимфаденитов, ОРВИ, гриппа, кишечных инфекций, особенно сальмонеллеза и дизентерии, а также острых детских инфекций (коклюша, кори, скарлатины, краснухи, ветряной оспы, менингитов). Патология дошкольного (среднего детского) периода продолжительно стью от 3 до 7 лет, в сравнении с предыдущим периодом, определяется: · меньшей степенью недоразвития исполнительных и регуляторных систем; · выраженной активизацией иммунной системы на действие антигенов; · значительным повышением двигательной и психической активности, на фоне недостаточной координации движения и т.д.; · учащением и усилением сенсибилизации организма; · недостаточной устойчивостью организма к действию патогенных факторов внешней среды, особенно, таких как охлаждение и перегревание. Все это способствует довольно частому развитию, но менее тяжело протекающим и имеющим меньшее число осложнений, чем в предыдущий этап развития организма, различных инфекционно-воспалительных заболеваний систем дыхания и пищеварения, а также травм опорно-двигательного аппарата. Наряду с этим возрастает количество аллергических заболеваний (бронхиальная астма, ревматизм, геморрагический васкулит, гломерулонефрит, миокардит и др.). Патология младшего школьного периода продолжительностью от 7 до 12 лет. Патология данного периода, с одной стороны, определяется недостаточной зрелостью ведущих регуляторных (нервной, эндокринной, иммунной) систем и повышенной нагрузкой на них. При нарушении процесса воспитания детей как в школе, так и, особенно, дома это может проявляться нарушениями высшей нервной деятельности, памяти, волевых качеств, интеллекта, взаимоотношений между сверстниками (как однополыми, так и разнополыми детьми).С другой стороны, патология данного возраста характеризуется снижением двигательной активности, нарушением осанки тела, повышением нагрузки, не только на зрительный, но и на слуховой анализаторы. Это связано с довольно длительным и напряженным выполнением как школьных, так и домашних заданий. В итоге у детей младшего школьного возраста довольно часто (особенно при наличии антисанитарных условий жизни, нарушениях правил личной гигиены, режимов отдыха и сна) развиваются отравления, острые желудочно-кишечные заболевания, вторичные иммунодефициты, аллергические заболевания, нарушения зрения, а также существенно нарастает число хронических заболеваний (коньюктивит, кариес, тонзилит, фарингит и др.) Патология старшего школьного (подросткового) периода продолжающегосяу девочек от 11 до 17 лет, у мальчиков от 12 до 18 лет. Данный период по анатомическим, метаболическим и функциональным особенностям четко отличается от организма других периодов как детского, так и взрослого возраста. В связи с чем, возникающая у них патология отличается наибольшим разнообразием, обусловленным особенностями психологического, вегетативного и соматического развития организма в этом возрасте. Проявляется различными видами вегетативных нарушений деятельности сердца, сосудов, потовых желез, пищеварительного тракта, психопатиями, неврозами, расстройствами эндокринной системы (развитие либо гипо-, либо гипертиреоза как с зобом, так и без зоба), половой системы (развитие дисменореи, аменореи, избыточных поллюций, эрекций или их отсутствие), системы пищеварения (избыточное, недостаточное или нерациональное питание, приводящее либо к тучности, либо к исхуданию, либо развитию гастритов, дуоденитов, язвенной болезни желудка и/или двенадцатиперстной кишки и др.), кожи (усиленное образование на коже угрей, повышение секреции сальных желез). Особо болезненно дети данного возраста переносят чрезмерно либо быстрый, либо замедленный как рост, так и развитие вторичных половых признаков, а также критическое отношение к себе родных, близких и посторонних лиц. У подростков ведущее место среди нарушений деятельности внутренних органов занимают функциональная и органическая патология органов системы пищеварения, шизофрения, а также аддитивное поведение.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.008 с.) |