Роль макрофагально - моноцитарной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль макрофагально - моноцитарной системы



 

Клеточные элементымакрофагально - моноцитарной (ретикуло-эндотелиальной) системы, находясь во взаимоотношении с различными органами и физиологическими системами, участвуют в формировании реактивности и резистентности организма. В частности, они обладают выраженной фагоцитарной активностью, барьерной и антитоксической функцией, обеспечивают интенсивность репаративно-регенеративных процессов (т.е.заживления ран) и т.д.

Блокада функции данной системы ослабляет проявление аллергической реактивности (в том числе уровень продукции антител), тогда как стимуляция макрофагально - моноцитарной системы усиливает ее. Угнетение высшей нервной деятельности (шок, наркоз) сопровождается уменьшением поглотительной функции элементами ретикуло-эндотелиальной системы в отношении как красок, так и микробов, а также торможением различных процессов воспаления (в том числе заживления ран). Возбуждение высшей нервной деятельности, наоборот, стимулирует указанные функции клеток данной системы.

 

Роль изменения обмена веществ

Количественные и качественные изменения обмена веществ существенным образом влияют на реактивность и резистентность организма. Голодание, в том числе хроническое недоедание, вызывает резкое снижение реактивности и сопротивляемости организма. При этом вяло протекает воспаление, падает способность к выработке антител, существенно изменяется течение различных болезней. Реакция на введение вакцин и токсинов выражена слабо и протекает вяло. Многие острые инфекционные заболевания протекают без повышения температуры тела и без резких воспалительных изменений, то есть появляются стертые формы инфекции. Иммунологическая реактивность ослабевает, что сопровождается снижением способности к развитию иммунитета, почти не возникают аллергические заболевания.

 

 

ГЛАВА 6. РОЛЬ ВОЗРАСТА В РАЗВИТИИ ПАТОЛОГИИ

 

У лиц любого возрастного периода есть свои характерные морфологические, метаболические и функциональные особенности, которые определяют различие ответной реакции организма на одни и те же воздействия окружающей среды.

Наибольшие особенности строения, метаболизма и функций у здоровых, а тем более больных людей отмечаются в интенсивно меняющиеся периоды внутриутробного этапа развития и различные периоды внеутробного этапа развития организма (особенно новорожденности, детства и старения).

С учетом сказанного, в онтогенезе человека выделяют два основных периода: пренатальный и постнатальный, который в свою очередь делится на период роста, период зрелости и период старости.

Особенности патологии пренатального

(внутриутробного) периода развития организма

 

Патология пренатального периода развития организма проявляется различными видами эмбриопатий и фетопатий.

Эмбриопатии - различные виды патологии организма, возникшие в эмбриональный период развития (с 16-го по 75-й день беременности). Проявляются либо различными врожденными пороками развития различных тканей, органов, частей тела, либо гибелью эмбриона, завершающейся спонтанным абортом.

В этиологии эмбриопатий важное место принадлежит эндогенным (наследственным) и, особенно, экзогенным (физическим, химическим, биологическим) патогенным факторам, оказывающим как тератогенное, так и мутагенное действие. Особо выраженное повреждающее эмбрион действие оказывают: ионизирующая радиация, химические яды бытового и производственного происхождения, некоторые лекарственные препараты (антибиотики, сульфаниламиды, психотропные, цитостатики и др.), бактерии и, особенно, вирусы (гриппа, краснухи, энтеровирусы, цитомегаловирусы и др).

Фетопатии - различные виды патологии организма, возникающие в фетальный период (с 76-дня до конца беременности). Они обусловлены, главным образом, повреждением и нарушением функционирования плаценты (либо материнской части - децидуальной оболочки эндометрия, ее базальной, капсулярной и пристеночной частью, либо плодной плаценты - клетки ворсинчатого и гладкого хориона), а также амниона, желточного мешка и непосредственно самого плода.

Этиология фетопатий сводится к действию на плаценту, хорион, желточный мешок и различные структуры плода самых разнообразных патогенных факторов, прямо влияющих на плод, но чаще воздействующих на мать и изменяющих в ней разные жизнеобеспечивающие системы, а также на околоплодные структуры, особенно плаценту. Повреждение же последней, существенно повышает проницаемость как маточно-плацентарного барьера, так и плацентарно-плодового барьера для антигенов микробного и не микробного происхождения. В итоге возникают значительные расстройства структуры, метаболизма и функций плода, приводящие к нарушению внутриутробного его развития, существенному отставанию массы тела, формированию врожденных пороков, повреждению ЦНС, соматическим, вегетативным, эндокринным, иммунным и метаболическим нарушениям.

Инфицирование плода в ранние сроки фетогенеза чаще сопровождается аномалиями развития, выраженными альтернативными изменениями, недоразвитием (слабостью) фагоцитоза, невыразительной (стертой) внутриутробной инфекцией и дефицитом массы тела при рождении. При инфицировании организма в поздние сроки фетогенеза чаще развиваются генерализованные внутриутробные инфекции, сопровождающиеся развитием хронических инфекционно-воспалитель- ных процессов и полиорганной патологии, приводящих либо к гибели, либо значительным и множественным расстройствам функций и метаболических процессов.

 

Патология родового (интранатального)

Периода жизни организма

Данный период наиболее часто сопровождается возникновением возникновением либо расстройств кровообращения плаценты, приводящих к развитию циркуляторной и смешанной форм гипоксии, травматического повреждения плода, особенно его ЦНС; либо заражения плода как условно патогенной, так и патогенной микрофлорой.

 

6.3. Особенности патология постнатального

(внеутробного) периода развития организма

Патология раннего и позднего неонатального периодов (периода новорожденности) характеризуется разнообразными расстройствами, возникающими внутриутробно или в период родов. Проявляется различными наследственными и врожденными формами нарушения.

Период новорожденности характеризуется разнообразными анатомо-физиологическими особенностями. В частности, у новорожденного легкие в 30 раз менее растяжимы, чем у взрослого. Кишечник в 6 раз больше длины тела, тогда как у взрослого только в 4,5 раза. Слизистая кишечника тонка, мускулатура слабо развита. Нервная регуляция деятельности указанных систем еще не совершенная. Эти и другие морфо-физиологические особенности данного периода жизни ребенка обусловливают более частые, чем у взрослых болезни органов дыхания и пищеварительной системы. У новорожденных слабее, чем у взрослых, выражена приспособляемость к колебаниям температуры окружающей среды (в силу недоразвития системы терморегуляции) и как результат - легко возникает перегревание или переохлаждение организма.

В данный возрастной период довольно часто обнаруживаются пороки развития, гемолитическая болезнь (как по резус-, так и по групповой несовместимости), асфиксия, травмы, последствия внутриутробного или родового инфицирования организма.

Несмотря на наличие пассивного иммунитета, обеспеченного переданными от матери антителами, у новорожденного иммунитет (как клеточный, так и гуморальный) в целом ослаблен, особенно по отношению к грамотрицательной флоре, что обусловлено отсутствием секреторного IgA и низким содержанием IgM. Это обычно приводит к развитию пиодермии, пупочного сепсиса, микробного повреждения органов внешнего дыхания и пищеварительного тракта, а также разнообразных структур ЦНС.

Патология грудного периода определяется следующими основными особенностями развития организма:

· интенсивным клеточным делением, дифференцировкой, ростом и развитием клеточно-тканевых структур;

· высоким уровнем и в то же время неустойчивостью обменных процессов;

· недоразвитием клеточного и гуморального, специфического и неспецифического иммунитета;

· постепенным ослаблением пассивного иммунитета, полученного в фетальный период от матери;

· функциональной незрелостью барьеров, ферментных систем и различных исполнительных и, особенно, регуляторных органов и систем.

Факторами риска развития патологии грудного периода являются:

· частые как количественные (калорийные), так и качественные расстройства питания ребенка, либо нарушения режима питания;

· нарушение ухода за ребенком;

· не проведение или неправильное проведение закаливания ребенка;

· действие различных патогенных факторов на организм и т.д.

Все выше отмеченное часто определяет возникновение у детей грудного возраста различных отклонений в их общем развитии: диатезов (аномалий конституции); атрофий, гипотрофий (отставание массы от роста), паратрофий (преобладание массы тела над ростом или равномерно избыточные как масса, так и рост тела), гипостатуры организма; анемий (особенно гипохромной анемии); острых и хронических воспалительных расстройств пищеварения, особенно диспепсий; острых и хронических воспалительных процессов в дыхательных путях и/или легких (частые бронхиты, бронхиолиты, пневмонии); детских инфекций (кори, ветряной оспы и др.); расстройств как исполнительных, так и регуляторных систем.

Патология преддошкольного (раннего детского) периода продолжительностью от 1 до 3 лет определяется:

· быстрым физическим и психическим развитием;

· напряженностью метаболических (как энергетических, так и пластических) процессов;

· высокой активностью и, в то же время, нестабильностью функционирования различных регуляторных систем организма, особенно, нервной системы;

· функциональной незрелостью иммунной системы (неспособностью к полноценной выработке антител в собственном растущем организме и исчезновением к этому времени антител, полученных от матери через плаценту и через молоко при кормлении грудью);

· выраженной гиперплазией и в то же время недостаточной зрелостью лимфоидной ткани;

· недоразвитием барьерных систем организма;

· недостаточным развитием нейро-гуморальных систем и механизмов, ответственных за локализацию возникших патологических процессов в организме, что обеспечивает их генерализацию по организму.

Все это способствует повышению восприимчивости ребенка к различным инфекционным патогенным факторам и более частому возникновению тонзиллитов, лимфаденитов, ОРВИ, гриппа, кишечных инфекций, особенно сальмонеллеза и дизентерии, а также острых детских инфекций (коклюша, кори, скарлатины, краснухи, ветряной оспы, менингитов).

Патология дошкольного (среднего детского) периода продолжительно стью от 3 до 7 лет, в сравнении с предыдущим периодом, определяется:

· меньшей степенью недоразвития исполнительных и регуляторных систем;

· выраженной активизацией иммунной системы на действие антигенов;

· значительным повышением двигательной и психической активности, на фоне недостаточной координации движения и т.д.;

· учащением и усилением сенсибилизации организма;

· недостаточной устойчивостью организма к действию патогенных факторов внешней среды, особенно, таких как охлаждение и перегревание.

Все это способствует довольно частому развитию, но менее тяжело протекающим и имеющим меньшее число осложнений, чем в предыдущий этап развития организма, различных инфекционно-воспалительных заболеваний систем дыхания и пищеварения, а также травм опорно-двигательного аппарата. Наряду с этим возрастает количество аллергических заболеваний (бронхиальная астма, ревматизм, геморрагический васкулит, гломерулонефрит, миокардит и др.).

Патология младшего школьного периода продолжительностью от 7 до 12 лет. Патология данного периода, с одной стороны, определяется недостаточной зрелостью ведущих регуляторных (нервной, эндокринной, иммунной) систем и повышенной нагрузкой на них. При нарушении процесса воспитания детей как в школе, так и, особенно, дома это может проявляться нарушениями высшей нервной деятельности, памяти, волевых качеств, интеллекта, взаимоотношений между сверстниками (как однополыми, так и разнополыми детьми).С другой стороны, патология данного возраста характеризуется снижением двигательной активности, нарушением осанки тела, повышением нагрузки, не только на зрительный, но и на слуховой анализаторы. Это связано с довольно длительным и напряженным выполнением как школьных, так и домашних заданий.

В итоге у детей младшего школьного возраста довольно часто (особенно при наличии антисанитарных условий жизни, нарушениях правил личной гигиены, режимов отдыха и сна) развиваются отравления, острые желудочно-кишечные заболевания, вторичные иммунодефициты, аллергические заболевания, нарушения зрения, а также существенно нарастает число хронических заболеваний (коньюктивит, кариес, тонзилит, фарингит и др.)

Патология старшего школьного (подросткового) периода продолжающегосяу девочек от 11 до 17 лет, у мальчиков от 12 до 18 лет. Данный период по анатомическим, метаболическим и функциональным особенностям четко отличается от организма других периодов как детского, так и взрослого возраста. В связи с чем, возникающая у них патология отличается наибольшим разнообразием, обусловленным особенностями психологического, вегетативного и соматического развития организма в этом возрасте. Проявляется различными видами вегетативных нарушений деятельности сердца, сосудов, потовых желез, пищеварительного тракта, психопатиями, неврозами, расстройствами эндокринной системы (развитие либо гипо-, либо гипертиреоза как с зобом, так и без зоба), половой системы (развитие дисменореи, аменореи, избыточных поллюций, эрекций или их отсутствие), системы пищеварения (избыточное, недостаточное или нерациональное питание, приводящее либо к тучности, либо к исхуданию, либо развитию гастритов, дуоденитов, язвенной болезни желудка и/или двенадцатиперстной кишки и др.), кожи (усиленное образование на коже угрей, повышение секреции сальных желез). Особо болезненно дети данного возраста переносят чрезмерно либо быстрый, либо замедленный как рост, так и развитие вторичных половых признаков, а также критическое отношение к себе родных, близких и посторонних лиц.

У подростков ведущее место среди нарушений деятельности внутренних органов занимают функциональная и органическая патология органов системы пищеварения, шизофрения, а также аддитивное поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.017 с.)