Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изменения в контактах с другими людьмиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мои предупреждающие сигналы, которые касаются контактов с другими людьми: ………………………………………………………………………………………………. Алкогольное и наркотическое мышление и поведение
Мои предупреждающие сигналы, которые касаются алкогольного и наркотического мышления и поведения ………………………………………………………………………………………………. Занятие 7 Тема: Анализ процесса срыва – сложные ситуации. Цель: распознание своих сложных ситуаций, которые появились перед срывом.
Советы ведущему: Во время ведения группы «Профилактика срывов» нередко бывают случаи когда участники приходят на следующую сессию после срыва. Бывает, что это эпизодическое употребление одной кружки пива, но бывает и запой несколько дней. Если этот человек не требует детоксикации предлагает проведение с этим человек две индивидуальные сессии посвящённых анализу срыва. Первую индивидуальную сессию предлагается начать от анализа срыва на примере истории Алика (анкета1а, упражнение 1). Анализ этого текста позволит пациенту с ориентироваться, каким способом сделать анализ своего срыва. Следующим шагом, на основе своего последнего срыва, пациент должен распознать свои сложные ситуации, которые предшествовали срыву. (анкета 1а, упражнение 2).
Материалы для участников. Темы для дискуссий (упражнение 1): 1.На основе истории Алика скажи, что послужило причиной того, что Алик опять начал употреблять алкоголь? Какие случаи отвечают за его срыв? 2.Что можно было сделать чтобы задержать процесс срыва? Темы для дискуссий (упражнение 2): 1.Расскажи свою историю срыва, представь какие случаи запустили процесс срыва. Если у тебя в прошлом были срывы, вспомнили о них, но сосредоточь свои мысли на самом последнем.
Материалы для участников сессии Анализ срыва – сложные ситуации анкета 1а Иногда мы думаем почему так случилось, анализируем обстоятельства и эмоции, поэтому можем лучше понять что довело нас до этого срыва. Каждый срыв имеет свою историю. Ознакомимся с историей Алика. Анализируя его историю ты можешь лучше понять, как дошло до твоего срыва.
История Алика
Меня зовут Алик. Я алкоголик. В прошлом году я начал лечение в городском реабилитационном центре. Главной причиной того, что я попал на терапию было то, что меня заставила жена. Когда я ушёл из РЦ, я до конца не был уверен нужно ли мне ходить на собрания АА, но я решил попробовать. Сначала я посещал три собрания в неделю. Оказалось, что это для меня полезно. Вскоре мне стало скучно слушать одни и те же истории и я стал ходить один раз в неделю. Чтобы помочь материально своей семье, я начал работать дополнительно на пол ставки. У меня было очень мало свободного времени. Я чувствовал себя уставшим. Даже и не думал об употреблении и перестал ходить на собрания. Моя семья была довольна, что я не употребляю и помогаю дома. Всё выглядело отлично. Во время выходных жена начала ссору за то, что я не убрал в кладовке. До этого ещё младший сын в школе что-то натворил и директор вызвал меня в школу. В субботу жена была на работе, а я делал ремонт дома. Я занимался целый день и очень устал, когда жена вернулась домой то она сказала, что я плохо покрасил стены и наверно я выпил, потому что почувствовала запах алкоголя. Я разозлился ведь я даже не подумал об употреблении. Началась ссора. Я взял куртку и ушёл из дома. То что я помню, я подумал: «если она считает, что я пью, то употребляю я или не употребляю не имеет никакого значения. После этого мы несколько дней не разговаривали. В один из дней, когда я возвращался домой я зашёл в бар и заказал пиво, даже в голову мне не пришло, что я не должен пить. До момента пока не выпил половину кружки. По правде говоря думать уже было поздно и я заказал вторую бутылку. В этот вечер я выпил только две кружки, но через несколько дней опять два пива. Спустя две недели я получил зарплату и опять пошёл на пиво, после чего я употреблял каждый день.
Упражнение 1 Прочитай внимательно историю Алика и ответь на следующие вопросы: 1. Что спровоцировало Алика начать употребление? Какие случаи отвечают за его срыв? ____________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 2.Что можно было сделать чтобы задержать процесс срыва? ____________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________ 3 Расскажи свою историю срыва. Представь ситуации которые запустили процесс срыва. Если у тебя в прошлом были срывы вспомни о них, но сосредоточь свои мысли на самом последнем __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Упражнение 2 Это упражнение поможет тебе распознать причины твоего срыва. Прочитай внимательно список фраз. Подчеркни те фразы которые подходят к твоей ситуации.
1. Я не ходил вообще или не достаточное количество раз на собрания АА/АН. 2. Я не использовал эффективно пребывание на собраниях – не идентифицировал себя ни с кем, не рассказывал о своих проблемах. 3. У меня не было наставника. 4. Я не был честным с самим собой и с другими людьми, часто использовал рационализацию, обманывал самого себя и других, скрывал свои настоящие чувства. 5. Я чувствовал себя как «властелин мира», чувствовал много сил, чувствовал что я могу справиться со всеми проблемами, чувствовал себя не таким как все: «Я не такой злой как другие», хотел быть всегда идеальным, боялся совершить какую ни будь ошибку. 6. Я ни чего не делал со своим чувством гнева, вины, скрывал гнев или отрицал, что я злюсь, не умел справиться с другими не приятными чувствами. 7. Я переоценивал себя, был чрезвычайно доволен самим собой, забывал о своих недостатках, имел нереальное чувство безопасности. 8. У меня была депрессия, и я ни чего с этим не делал. 9. Я жалел себя и чувствовал себя несчастным. 10. Я перерабатывал и не позволял себе ошибаться, чувствовал себя уставшим. 11. Я был нетерпелив, ожидал быстрых результатов моей работы, хотел, чтобы я был всегда прав. 12. Распоряжался своим временем нерационально, имел много свободного время, жил прошлым или мечтами о будущем. 13. Я был очень критичным к самому себе и другим, ставил не реальные цели, ожидал от других больше чем можно получить. 14. Не умел общаться с другими людьми, не был открытый и откровенный. 15. Изолировал себя от других и чувствовал себя одиноким. 16. Я не радовался трезвой жизни. 17. Я не брал ответственности за своё поведение, обвинял других. 18. Мои причины срывов: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Теперь когда ты уже знаешь свои причины выпиши 5 которые ты распознал у себя на основе анализа своего процесса срыва. Представь их оп порядку начиная самой сильной.
1.____________________________________________________________ 2.____________________________________________________________ 3.____________________________________________________________ 4.____________________________________________________________ 5.____________________________________________________________
Занятие 8 Тема:
Анализ процесса срыва – план трезвости Цель: Составление плана трезвости на основе распознанных причин
Советы для ведущего: На прошлой сессии пациент сделал идентификацию пяти самых важных для него причин, которые отвечают у него за процесс срыва. Теперь перед пациентом инструктором стоит самая трудная, но очень важная часть работы. Надо провести анализ каждой причины (начиная от самой сильной) по схеме: «Что вызвало эту причину»? Следующим шагом надо разработать план действий (план трезвости), чтобы в будущем эти причины не довели опять до процесса срыва. Для каждой причины надо сделать отдельный анализ и разработать отдельный план действий. (анкета 2а) В результате возникнет новый или модифицированный план трезвости. Эффективность этого плана будет зависеть в основном от честности и желания выполнения его.
Материалы для участников сессии: Анкета 2а
Анализ процесса срыва – план трезвости Анкета 2а
На прошлой сессии ты сделал идентификацию пяти самых важных для тебя причин, которые отвечают у тебя за процесс срыва. Теперь перед тобой и инструктором стоит самая трудная, но очень важная часть работы. Надо провести анализ процесса срыва, с изменить или выработать другой план действий (план трезвости). Будь откровенным - это может дать хороший эффект в будущем. Ознакомься с инструкцией и сделай первое упражнение. Желаем успеха!
Упражнение 1. Ниже найдёшь пять пунктов, которые ты должен использовать: а, б, в, г, д, Перед тем как начнёшь работу ознакомься с инструкцией: Инструкция
а) Начни от самой сильной причины, которая стала началом твоего процесса срыва (анкета1а, упражнение 2). Сделай по порядку задания а, б, в, г, д, работай только над одной причиной. Возьми чистые листы бумаги и повтори работу с остальными причинами по этой же схеме. б) Опиши, что вызвало эту причину. Если этой причиной было: «Я не ходил вообще или не достаточное количество раз на собрания АА/АН». Тогда дай ответ на вопрос: «Какая была причина того, что ты не ходил регулярно на собрания АА/АН»? Например: 1. Мне на собраниях было скучно. 2. Я был уставший чтобы посещать регулярно собрания. 3. Моя семья хотела, чтобы я больше проводил время с ними. 4. Я взял дополнительную работу и у меня не было времени ходить на собрания. в) Ключом для выполнения этой задачи есть создание списка изменений, которые ты можешь сделать, чтобы причины предшествующие сигналу опасному для твоей трезвости не стали в будущем поводом твоего возвращения к употреблению. Бывает так, что люди у которых было проблемой не регулярное посещение собраний АА пишут: «Буду регулярно посещать собрания АА/АН». Звучит это отлично. Но от написания слова «буду» до выполнения этого долгая дорога. Обязательно надо создать конкретный ПЛАН ДЕЙСТВИЙ (ПЛАН ТРЕЗВОСТИ) и серьёзно займись его реализацией. Например может быть такой план: 1. Буду регулярно с Русланом посещать собрания каждый вторник в городском центре. 2. Дополнительно в течении недели буду принимать участие в двух вечерних собраниях и расскажу о них своему наставнику. 3. На каждом собрании во вторник буду говорить о своих проблемах. 4. Сделаю список собраний в которых буду принимать участие.
г) Когда ты сделал задание «в» и твой план трезвости готов, начни его выполнять. Выбери одну вещь, которую начнёшь делать сразу. Следуй своему плану. Через неделю проверь, какого прогресса ты достиг. Может быть ты что-то хочешь изменить в своем плане. Наверное это произойдет, когда ты уже достигнешь прогресса на своей дороге к трезвости. д) Главным делом для твоей трезвости есть умение обращаться за помощью. Разговоры с близкими тебе людьми (наставник, друг или родственник) о своих причинах срыва могут обеспечить тебе их помощь. Люди со стороны быстрее могут увидеть изменение в твоём поведении и мышлении. Ты должен им дать разрешение чтобы они передали тебе сигнал угрожающий твоей трезвости. Не забывай что эти люди не отвечают за твою трезвость. За свою трезвость отвечаешь только ты.
Задача. а) Распознай свою самую важную причину которая предшествовала началу процесса срыва (анкета 1а, упражнение2). Опиши её. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) Напиши, что вызвало эту причину. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Напиши, что можешь сделать чтобы эта причина опять не запустила процесс срыва. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г) Начни реализацию плана. Что можешь сделать сразу? Когда пройдёт немного времени, вернись опять к этой задаче. Напиши, какие изменения ты сделал и какой был результат. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
д) Выпиши имена всех важных для тебя людей, с которыми ты можешь поговорить о причинах своих срывов. Если есть такая возможность, напиши что они должны сделать, после того как увидят, что ты возвращаешься к старым способам поведения и мышления. 1.___________________________________________________________ 2.____________________________________________________________ 3.____________________________________________________________4.____________________________________________________________
Раздел III
Лекции и материалы для подготовки лекций
МОДЕЛЬ МИННЕСОТА I. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
Разного рода зависимости преследуют человечество с самого начала. Первым известным из литературы пьяницей является, по всей видимости, библейский Ной, после которого группа людей, питающих пристрастие к алкоголю, лишь увеличивалась. В любом случае, алкоголь и разного рода наркотики и другие вещества с незапамятных времен являлись неотъемлемой частью человеческой традиции. Однако лишь недавно, немного больше чем полвека назад, к людям зависмым от алкоголя и других психоактивных химических веществ стали относиться как к больным. Эта болезнь была даже признана общественной проблемой с тех пор, когда поголовное употребление алкоголя, а потом и наркотиков, начало беспокоить современное общество. До сих пор не удалось определить одной, точно идентифицированной этиологии алкоголизма (или наркомании). Одновременно существуют биологические, социологические и психологические (в частности, психоаналитическая и бихевиоральная) теории. Принимая в качестве исходного пункта разную почву для зависимости, эти теории являются основой нескольких отличающихся друг от друга моделей лечения. «Биологическая» модель сосредоточена на медицинских аспектах лечения отравления данной субстанцией, т.е. на дезинтоксикации, а в дальнейшем – на фармакологической регулировке функционирования организма. В «социальной» модели лечение состоит в использовании внешних воздействий, ведущих к изменениям в окружении пациента и улучшению жизненных условий (быт, помощь семье, работа). «Психологическая» модель предлагает широкий спектр психотерапевтических воздействий, от психоанализа до бихевиоризма. Психоаналитическое направление исходит из предпосылки, что глубокий и продолжительный анализ личности, направленный на ранний (в основном травматический), часто неосознанный опыт, может помочь зависимому человеку освободиться от зависимости. Бихевиоральное направление представляет собой противоположный полюс, и воздействует на поведение, прибегая, в частности, к аверсивным методам, рассчитанным на то, чтобы внушить отвращение к алкоголю и отбить охоту к его употреблению. Одновременное обучение новым рефлексам помогает устранить вредоносные способы решения проблем. Бихавиоральные техники нацелены на замену «зависимых» форм поведения здоровыми, свободными от алкоголя и других веществ. Однако ни одна из вышеперечисленных моделей сама по себе не оказалась действенной на практике и не стала общепринятым способом лечения алкоголиков или наркоманов. Потому уже давно возникло предположение, что необходимый подход должен включать в себя элементы каждой из вышеназванных моделей, но не ограничиваться односторонним пониманием проблемы зависимости, например только с точки зрения биохимии или психоанализа. Путеводной звездой для создателей такой универсальной модели стала в тридцатые и сороковые годы XX века в США программа выздоравливания алкоголиков, созданная и лично проверенная зависимыми от алкоголя людьми. Программа начала использоваться все шире, с удивительно хорошим результатом. Речь идет о так называемых Двенадцати Шагах Анонимных Алкоголиков, созданных и распространяемых сначала в Америке, а впоследствии – более или менее широко – в свыше 140 странах мира. Программу АА алкоголики используют в лечении своей болезни в неизменной форме уже больше 70 лет. На ее основе было создано свыше ста подобного рода общин взаимопомощи, в которых программа 12 Шагов позволяет справляться с другими ограничениями или расстройствами. Во многих из них (напр. Incontinents Anonymous – для людей, страдающих недержанием мочи, или Shoplifters Anonymous – для крадущих в магазинах) участвуют люди, которым медицина, психиатрия или психология не в состоянии предложить никаких специалистических методов «лечения». Где-то в половине прошлого столетия начала создаваться модель профессиональной помощи, учитывающая многие элементы программы АА и основанная на партнерских отношениях и сотрудничестве с движением взаимопомощи для алкоголиков и созависимых членов семьи (то есть «зависимых от зависимых»). В этой модели используются постоянно актуализируемые психиатрические, психологические и педагогические знания, а также широкий спектр психотерапевтических умений. Эта модель была впервые опробована в середине XX века в штате Миннесота в США, отсюда ее название – Модель Миннесота. Ввиду ее основополагающего принципа и основной цели лечения она является «абстинентской моделью» (франц. Modèle d’abstinence), так как – в отличие от терапии, ориентированной на возврат к контролированному выпиванию – она готовит зависимых пациентов к полному воздержанию от алкоголя и/или других психоактивных веществ. Что именно произошло тогда, у истоков развития современных методов лечения от зависимости? Приблизительно в одно и то же время в трех диспансерах для алкоголиков (Pioneer House и Willmar State Hospital в Миннеаполис, а также Hazelden Foundation в Сентер Сити в штате Миннесота) был принят общий подход в лечении зависимых от алкоголя пациентов, которых врачи часто признавали неизлечимыми, не подавающими надежды на освобождение от зависимости. Сейчас мы представим главные положения этого подхода.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 494; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.93.167 (0.012 с.) |