II. Современная версия модели миннесота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Современная версия модели миннесота



Представленная выше в общих чертах, Модель Миннесота эволюционировала по мере развития психиатрических и психологических знаний, а также накопления клинического опыта. Люди, занимающиеся лечением, делали это все более профессионально. Расширялись знания на тему алкоголизма, росло понимание динамики разных видов зависимости и «освобождения от дурной привычки», как когда-то называли выздоровление от этой сложной болезни. Прежде чем представить принципы, на которые опирается современная Модель Миннесота, несколько слов надо посвятить разнице между словами «вылечиться» и «выздороветь», а точнее - употребленному в заглавии настоящей книги слову «выздороветь» вместо «выздоравливать».

На этой почве можно ожидать некоторых разногласий. Чтобы избежать лишних споров, обратимся к началам Модели Миннесота, которая позаимствовала основные понятия и терапевтические указания из программы Анонимных Алкоголиков. В Первой из Двенадцати Традиций АА мы читаем: Наше общее благополучие должно стоять на первом месте; личное выздоровление зависит от единства АА. В американском оригинале это звучит следующим образом: Our common welfare should go first; personal recovery depends upon A.A. unity (подчеркивание автора).

А сейчас обратимся к символу общины Анонимных Алкоголиков, в котором тоже появляется слово recovery, переведенное на русский язык как выздоровление Этим символом является равносторонний треугольник, вписанный в окружность. У основания треугольника находится надпись recovery (выздоровление), вдоль левой стороны написано unity (единство), а вдоль правой – service (служба).

В некоторых случаях лучше иногда употреблять форму несовершенного вида (выздоравливать, выздоравливание) – чтобы подчеркнуть необходимость постоянно помнить о проблеме, об упорном стремлении к улучшению жизни, особенно в духовной сфере. В другом контексте, когда мы хотим подчеркнуть положительные аспекты сохранения трезвости, более удачным кажется употребление совершенного вида (выздороветь, выздоровление). Эти слова являются определениями состояния или процесса, характерного не для страдающего и больного, но совершенно здорового человека, только непьющего. Ведь алкоголик или наркоман, который выздоровел, это человек, у которого может вообще ничего не болеть. Он может радоваться жизни, сохранять душевное спокойствие и хорошее физическое состояние. Он не страдает умственными расстройствами, умеет реалистически оценивать ситуацию, относящуюся к нему самому и к тому, что происходит в окружающем мире. Как сказал бы Зигмунд Фрейд, такой человек здоров, так как способен работать и любить.

На этих размышлениях, отражающих двоякое понимание использованного в подлиннике слова recovery, основывается первый принцип современной Модели Миннесота. В рамках этой модели мы, профессионалы, лечим зависимых людей, то есть помогаем им самим начертать свой путь к выздоровлению, давая начало процессу выздоровления. Сами пациенты являются одновременно субъектом личного изменения и его двигательной силой. Профессиональную помощь можно в этом случае приравнять к составлению карты или расстановке указателей дорог, в следовании которым заключается поиск пути к лучшей жизни. Согласно концепции Дж. Келли о личностных конструктах, пациент должен быть активным участником анализа, дающего возможность увидеть жизненные последствия его познавательных схем. Однако указателям следуют сами выздоравливающие. Они же после лечения исследуют свою карту, осваивая или преображая очередные требующие изменений пространства.

Вторым принципом, которого у самых истоков модели еще не было, является подключение к терапии зависимых членов их семей, которые тоже проходят лечение или хотя бы участвуют в псиоэдукации. Таким образом, члены семьи получают помощь для того, чтобы освободиться от влияния возможных манипуляций, привычных форм поведения или необходимости поддерживать старые навыки, которые могли развиться у больного в разрушительной стадии зависимости. Короче говоря, в работе с семьями в современной версии Модели Миннесота мы делаем упор на то, чтобы помочь супругам и детям алкоголиков заняться собой, а не алкоголиком. Существенной частью психоэдукации семей явялются также образовательные занятия и всевозможные тренинги, ведущие к тому, чтобы люди научились отвечать за свои эмоции, выражать чувства, не обижая при этом других, а также заботиться о своих потребностях, принимая во внимание потребности своих близких. В рамках программы для семей, взрослых людей учат также строить взаимоотношения в семье, основанные на уважению к достоинству самого себя и других, помогают приобрести умение вести переговоры и находить компромиссы – то есть учат всему тому, чему по разным причинам этих людей не смогли научить их родители.

Версия Модели Миннесота, являющаяся основой для работы Центра терапии зависимостей Института психиатрии и неврологии, базируется еще на двух принципах. Третьим принципом является терапевтическая группа, распространенная в сороковые годы в США (Марш, Клапман), задачи и функция которой иногда близки маленькой терапевтической общности. Надо подчеркнуть особенную ценность группы, которую характеризуют непрерывность и открытость (когда поочередно уходят и приходят новые участники). Группа не начинает и не заканчивает свою работу в какое-то определенное время, но в рамках такой группы начинают и заканчивают терапию по очереди все пациенты. Благодаря этому, новоприбывшие пациенты получают возможность быстрее «включиться в терапию». Новички быстрее учатся корректировать фальшивые предпосылки, выслушивая информацию и идентифицируясь с другими, так как с самого начала они имеют дело с людьми более опытными и лучше разбирающимися в особенностях болезни и обычаях данной общности.

Для группы, для которой характерны открытость и непрерывность, необходимо так подобрать цикл образовательных лекций, чтобы не повторять несколько раз одни и те же темы в течение одного цикла лечения. В лекциях не следует использовать сложную терминологию или понятия, требующие пояснений. Образовательные занятия нужно реализовать циклически, но таким образом, чтобы для каждого пациента – как для начинающего, так и заканчивающего терапию – их темы были понятны и интересны. В настоящее время во всех центрах, занимающихся лечением людей зависимых (а также созависимых), проводятся образовательные занятия, посвященные широкому спектру проблем. В Центре терапии зависимостей Института психиатрии и неврологии в Варшаве, который с исторической точки зрения является первым в Польше, основанным на Модели Миннесота, а также, после Швеции и Исландии, одним из первых в Европе, темы докладов касаются разнообразных вопросов. Вот список наиболее часто обсуждаемых с пациентами тем:

1. Алкогольная семья (созависимость, Взрослые Дети Алкоголиков)

2. Интимность и любовь в трезвой жизни

3. Исправление отношений с близкими людьми

4. Возвращение на работу (или поиск работы) после лечения

5. 12 Шагов в повседневной жизни (HALT, Живи одним днем, Первым делом – главное, Не усложняй, Тише едешь – дальше будешь)

6. Духовность и трезвение

7. Как справляться с трудными эмоциями (рационально-эмоциональная терапия)

8. Здоровая жизнь (психическая гигиена, забота о себе)

9. Зависимость от людей

10. Юмор в трезвении

11. Скорбь после потери

12. Жалость к себе

13. Стыд и сознание вины

14. Как справляться с раздражением и агрессией

15. Рецидивы болезни: Распознавание (I) и Стратегии (II)

16. Ожидание как источник разочарований

17. Узнавание самого себя

18. Изменение как процесс

19. Сосредоточиться на лечении

20. Групповая терапия

21. Чувства и эмоции: как их переживать?

22. Чувство собственной ценности

 

Этот список нельзя считать окончательным. В Центре терапии зависимостей Института психиатрии и неврологии тема лекции часто выбирается специально для данного случая, согласно актуальным нуждам, зависящим от того, как проходит терапевтическая работа в группе. Терапевты принимают совместное решение, считая обсуждение какого-то вопроса особенно целесообразным в данный момент, учитывая состояние всей группы или даже одного конкретного человека и его трудную проблему. Например, мы когда-то начали занятия с лекции, посвященной терпимости (хотя обычно мы не касаемся этой темы). Причиной этого решения стал конфликт вокруг одного из членов группы (с другим, нежели у большинства мировоззрением). В другой раз в программу лекций мы включили тему, касающуюся отношений родителей и подрастающих детей, так как в той группе оказалось довольно большое количество людей, для которых данная тема была актуальной. Поэтому лекции и совместное обсуждение в группе разных тем является той областью, в которой возможна немедленная реакция на замеченные терапевтами или сигнализированные пациентами проблемы. Образовательная часть терапии реализуется общими усилиями всех членов коллектива. Одинаково важные по значению занятия ведут инструкторы лечения от зависимости, психологи и медицинский персонал. Совокупность затрагиваемых во время общих занятий проблем выполняет три важные задачи:

- позволяет лучше узнать течение, последствия, а часто также почву для зависимости, касающейся духовной, психической, физической и общественной (семейной и межчеловеческой) сфер;

- позволяет пациентам идентифицировать собственные проблемы и начать подготовку к их разрешению, так чтобы в будущем избежать рецидивов выпивания;

- предоставляет знания, необходимые для приобретения утраченных жизненных умений, чтобы быть в состоянии в трезвом виде улучшать качество духовной, эмоциональной, психофизической и общественной жизни.

Четвертым принципом в программе лечения является индивидуализация терапевтических задач и динамическое планирование терапии по мере ее прохождения. Соединение групповой терапии с индивидуализацией планов терапии отдельных лиц только с виду может казаться внутренне противоречивым. Все работают в группе, но каждый над проблемами, которые непосредственно его касаются. Другие пациенты принимают в этом живое участие (благодаря обратной связи, и особенно через сопоставление с другими и рассказ о своем опыте). На практике это означает, что существует некоторое пространство, почти всегда общее для всех пациентов; с него обычно и начинается цикл индивидуальных задач, которые пациенты готовят в письменном виде и представляют во время занятий.

Сначала мы хотим узнать новоприбывшего пациента и помочь ему начать всматриваться в себя. Этому служит описание и представление перед группой истории своей жизни. «Домашняя работа» состоит в том, чтобы вспомнить давние и настоящие обиды, что позволяет вспомнить пережитую несправедливость. Мы требуем также, чтобы пациенты признались в своих тайнах, то есть таких поступках или мыслях, которые явялются для них самыми постыдными или вызывающими чувство вины. Все пациенты описывают также самые тяжелые последствия своей зависимости, а иногда также примеры потери контроля над своей жизнью в разных областях (напр. семья, работа, секс и пр.). Эти задачи помогают пациенту признать свое бессилие по отношению к алкоголю (или каким-либо другим веществам, в случае пациентов с другими видами зависимости), а также преодолеть отрицание или преуменьшение своей зависимости.

По мере профессионализации и совершенствования программ лечения зависимости, основанных на Модели Миннесота, просветительская часть стала занимать от 25 до 50 процентов времени. Образовательные занятия никогда не имели академического характера, но скорее популярный, доступный и обращенный в основном к чувствам, а не теоретическим знаниям. Самой лучшей формой образования явяляются интерактивные занятия.

Как видно из приведенного выше списка, лекции и дискуссии выходят далеко за рамки тем, непосредственно связанных с «болезнью», охватывая широкий спектр проблем, которые можно определить как наверстывание упущенного в области воспитания и умения вести себя в отношениях с другими людьми. Мы затрагиваем также темы, касающиеся нравственных норм и уважения прав и достоинства человека. Не менее важны темы из области психологии эмоций, особенно те, которые касаются динамики их подавления и выражения.

Каждый пациент вскоре после начала лечения подводит баланс потерь, в том числе в сферах материальной, профессиональной, семейной и связанной с состоянием здоровья. Следующие задачи, обычно предназначенные для большинства пациентов, могут касаться таких вопросов, как приобретение чувства ответственности за собственную жизнь, умение справляться с одиночеством, преодоление обид, питаемых важными для нас людьми, защита от насилия или унижения и пр. В нетипичных случаях индивидуальное планирование терапии позволяет найти решение особенных или редких проблем, которые могут данному человеку мешать в выздоровлении или лишать его необходимой для лечения мотивации. Из практики в ЦТЗ я помню пациентов, для которых нам пришлось придумывать специальные задачи, нацеленные на поиск способов справляться с каким-то увечьем или такими болезнями, как рак, эпилепсия, СПИД, с другой сексуальной ориентацией или же с психическими расстройствами, напр. эндогенной депрессией или двухполюсной болезнью.

В связи с интердисциплинарными методами лечения и пониманием зависимости как сложной проблемы, как в отношении ее причин, так и симптоматологии, огромным достоинством Модели Миннесота является сам подход, благодаря которому лечат не болезнь, но больного. Хотя у всех зависимых одна и та же болезнь, но нуждающиеся в помощи люди нередко совсем не похожи друг на друга; кроме того, они обращаются за этой помощью на разных этапах развития болезни и связанных с ней проблем. Для многих пациентов начало лечения становится самым важным переломом в их жизни. Оно не только кладет конец выпиванию (или другому виду разрушительной жизни), но и помогает наверстать упущенное в приобретении умения жить в согласии с собой и другими людьми. Зависимость является одной из немногих болезней, лечение которых помогает выздоравливающим людям научиться жизни лучше, чем это получается у многих здоровых. Конечно же, при одном условии: что им удастся выздороветь от самой зависимости.

 

Эва Войдылло - Осятыньска

 

 

Мифы и факты наркомании

Что же такое наркотики?

Когда и как они массово появились в жизни человечества?
Этим собирательным понятием объединены столь разные вещества, по-разному действующие на разных людей, что дать точное определение оказалось не так-то просто. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в широком смысле определила наркотик как "вещество или смесь веществ, отличное от необходимых для нормальной жизнедеятельности (подобно пище), прием которого влечет за собой изменение функционирования организма и, возможно, его структуры".
У истоков ранней религиозности сплошь и рядом стоят психоактивные растения, которые тонко вплетены в священные обряды и повседневные традиции народов и сопровождают человека с момента рождения до самой смерти. Мак снотворный из семейства маковых известен как лекарственное растение со времен глубокой древности. Обнаружение маковых семян и маковых коробочек при археологических раскопках вблизи Боденского озера в Северной Европе дало историкам основание считать, что плантации мака могут относиться к позднему Бронзовому веку. Древнейшие следы мака найдены на территории современной Швейцарии в свайных постройках. Первым упоминаемым в истории растением с психоактивными свойствами был мак. Еще пять тысяч лет назад его использовали шумеры, жившие на землях Нижней Месопотамии, это территория современного Ирака. На глиняных табличках, обнаруженных при раскопках в шумерском городе Ниппуре, обнаружены рекомендации приготовления и употребления опиума. Шумеры называли его "гиль", что означает, "радость".
Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нун предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности, кашля и поноса. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры.
Впервые человек мог открыть одурманивающие и снотворные свойства мака или конопли вполне случайно - при вдыхании дыма во время сжигания растения. Греческий историк Геродот (V век до н. э.), сообщая о жизни скифского племени массагетов (северное побережье Каспийского моря), писал: "Они садились вокруг дерева, бросали в разводимый костер какие-то плоды и опьянялись дымом от этих плодов, как..эллины..опьяняются..вином".

Головка мака фигурирует также во многих мифах Древней Греции как символ забвения боли, мук, страданий. Древние греки верили, что он цветок мака вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти своего дорогого Адониса, и считали его необходимым атрибутом бога сна - Гипноса и его родного брата, бога смерти - Танатоса.
Засохший млечный сок надрезанных коробочек мака - опий (опиум) - по-видимому, применяли уже в раннюю микенскую эпоху греческой культуры(XIV-XII века до н. э). Тремя коробочками мака увенчана голова статуи богини исцеления того времени. Название "опиум" происходит от греческого "opium" - сок. От этого слова позже образуются, по-видимому, древнееврейское "ophion" и арабское "af-yun" или "afiun", которое можно найти во многих других азиатских языках.
В раннем средневековье, во время завоеваний арабов, для которых опиум отчасти мог служить суррогатом запрещенного исламом вина, культура опийного мака проникла дальше на Восток. Опиум обладал еще одним полезным в некоторых случаях свойством - заглушать голод, практическое приложение которого оказалось весьма кстати для мусульман, среди которых всегда находилось некоторое количество людей, тяжело переносивших тяготы строгого месячного поста, известного..под..названием.."рамадан".
В средние века в Европе маковое растение тоже не было окончательно забыто. Например, Карл Великий в своих капитуляриях приказал даже, чтобы мак возделывался в каждом крестьянском саду, и чтобы при платеже податей от каждого двора вносилось по четверику семян мака. Начало чисто медицинского применения опиума можно начать вести от "отца медицины" Гиппократа (440-377 гг. до н. э.). В его трудах упоминаются свойства 300 лекарственных растений, в том числе там есть ссылка на вещество, называемое "меконином", которому приписано наркотическое действие. Более определенное упоминание о млечном маковом соке можно найти у Теофраста (около 350 г. до н. э.). В его употреблении "меконин" достоверно обозначает опиум и рекомендуется при глазных болезнях и психических расстройствах. Для периода классической античности начала новой эры характерен культ знаний практической медицины. Скрибоний Ларгий в своем труде "De Compositiones Medicamentorum" (40 г. н. э.) подробно описывает метод сбора опиума из капсул мака, Валафрид Страбон ("О культуре садов") - культуру возделывания мака. Древнегреческий врач Диоскорид, которого считают основоположником фармакологии в Европе, в книге "Materia Medica" анализирует активность экстрактов целого растения, которые он называет "меконином", и сока капсул - "опиума". Диоскориду приписывается и другое название опиума - "дио-кодион". Препарат под таким названием надолго сохранил свое значение и упоминается в "Немецкойюфармакопее"(в..конце..XIX..века).
Описание медицинского использования опиума (опия) встречается в 37-томной "Естественной истории" Плиния Старшего (I век н. э.). У Цельса и других латинских авторов I века н.э. есть описание лекарства "слезы мака". С авторитетом римского врача Клавдия Галена (129-201 гг. н. э.), восторженно относившегося к опиуму, некоторые историки связывают чрезвычайную популярность опиума в Риме в начале первого тысячелетия. Арабские врачи несколько позже, но так же интенсивно внедряют опиум и его препараты в медицинскую практику. Абу Али Ибн Сина, известный более как Авиценна (980-1037), рекомендует опиум при диарее и болезнях глаз. Смерть Авиценны связывают с излишним его увлечением опиумом. В эпоху крестовых походов христианских войск в Палестину опиум как лекарственной средство, видимо, начинает понемногу проникать в Европу. Первый медицинский препарат, специально изготовленный из опиума, прописал больному в пятнадцатом..веке..знаменитый..Парацельс.
Несмотря на тысячелетнее использование снотворного мака и его препаратов, ни в одном научном трактате из перечисленных выше не упоминается о каких-либо токсических воздействиях опиума и не дается опознавательных описаний возможной наркомании. По-видимому, уровень развития медицинских знаний того времени не позволял в полной мере осознать проблему наркомании.

Активизация завоевательных походов и торговых взаимоотношений между народами и культурами, кроме всего прочего приводила и к проникновению традиций к употреблению наркотиков на новые территории. Так в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее эпоха великих географических открытий и освоение европейцами новых континентов познакомили цивилизованный мир и с новыми психоактивными веществами. Только открытие Америки дало миру кокаин, различные галлюциногены и табак. Правда, освоение европейцами новых "продуктов и веществ" шло не очень быстро. Так, первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де Херес - по прибытии из путешествия в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол. Известно даже несколько попыток объявить вне закона кофе и чай..в..те..времена.
В Европе традиция употребления наркотиков присутствовала с давних времен. Например, в исторических архивах Британского адмиралтейства есть очень любопытные упоминания, по поводу жалоб адмирала Нельсона, что его матросы курят корабельные канаты, сделанные из конопли. Примерно в тоже время, в самом начале девятнадцатого века солдаты экспедиционного корпуса Наполеона, вторгшегося в Египет, познакомились с гашишом. Естествоиспытатели, сопровождавшие Наполеона во время египетского похода, отмечали, что множество аборигенов - мужчин поражено каким-то "странным душевным параличом", и связывали это с курением гашиша. Наполеон уже тогда был обеспокоен проблемой злоупотреблений гашишом в его войсках и всячески пытался запретить его употребление своим солдатам. К тому времени в передовых странах Европы уже во всю активно входит в обиход массовое употребление различных, прежде весьма экзотических, "колониальных" товаров. Так в восемнадцатом веке потребление кофе в Англии подскакивает с 2 до 120 миллионов фунтов в год. Но надо понимать, кроме кофе, табака, чая, какао, каучука, пряностей и прочих, вполне прогрессивных и необходимых новому европейскому потребителю, в Старый Свет начинают активно проникать гашиш..и..опиум.
Кроме того, предприимчивые англичане быстро осознают крайне высокую выгоду, возможную при торговле наркотиками, в частности опиумом. Если прежде традиционно ведущими мировыми центрами по поставкам и распространению опиума были Турция и частично Аравия, то вскоре деловитые англичане перехватили "товарную" инициативу у сонных восточных деспотий и сосредоточили всю выгоду мировой торговли наркотиками в своих руках. Британцы на территориях своих колониальных владений в Индии в конце восемнадцатого века начали устраивать обширные маковые плантации и принялись в огромных количествах производить опиум для вывоза в соседние мусульманские страны..и..особенно..в..Китай.
Первая массовая вспышка наркомании в Европе относится к 1840 году. Именно тогда в Англии были приняты "усиленные меры в пользу трезвости". Естественно в процессе ограничения возможностей пития и дороговизны алкоголя, народные массы начали искать заменители спиртного и быстро нашли замену выпивке в наркотиках. Спрос на опиум мгновенно усилился и аптекари в промышленных английских городах стали быстро наживать хорошие состояния, продавая невиданное прежде количество опиумных пилюль для рабочих, которым спиртное стало не по карману. Ежегодное употребление опиума в Англии в 1859 году составляло 61 тысячу фунтов, то есть приблизительно 27 с половиной тонн. Средней дозой для взрослого человека считаются 30 граммов в день. Исходя из ежедневного приема этой дозы, опиум употребляли 5 процентов британцев. Количество точек розничной торговли, где продавался опиум, в Англии в это время оценивается от 16 до 25 тысяч. В Ирландии в то же время началась эпидемия эфиромании, в результате которой..было..открыто..явление..общего..наркоза.
Во Франции все началось в конце тридцатых - начале сороковых годов, когда французский врач Моро де Тур по возвращении из Алжира предложил своим друзьям попробовать "давамеску" - печенье из гашиша. Эффект был ошеломляющим, особенно для группы литераторов, среди которых был Шарль Бодлер и Теофил Готье. Вскоре был организован несколько необычный клуб, известный как "Клуб любителей гашиша". Гашиш настолько быстро распространился в Парижском обществе, что во время Парижского восстания в 1848 году, смутьяны из студенческой среды..прошли..по..улицам..с..плакатами,.требуя..свободной..продажи..конопли.
Следующими событиями, которые способствовали активному развитию морфинизма в девятнадцатом столетии, историки считают Крымскую (1856-1857) и Франко-Прусскую войны (1870-1871). Большое число ранений и операций, проведенных под морфиновым наркозом, способствовало популяризации морфина. С ним стали связывать большие надежды практические врачи. Заблуждение врачей состояло в ложном мнении о том, что морфин в отличие от опиума якобы не будет вызывать наркомании, поскольку бытовало мнение, что наркомания к опиуму "обусловлена свойством желудка", а подкожная инъекция морфина якобы может исключить "заинтересованность" этого органа. В США подобным же образом первую вспышку морфинизма, получившего название "солдатской болезни", вызвала гражданская война, вследствие того, что морфий использовался как обезболивающее при серьезных ранениях.

В начале девятнадцатого века наука принялась прикладывать свою руку в совершенствование и улучшение "потребительских свойств" наркотиков, научившись выделять чистые алкалоиды, высокоэффективные наркотические действующие элементы из растительного сырья. Первый шаг был сделан в 1803 году, когда ганноверский аптекарь Фридрих Сертюрнер смог разложить опиум и выделить белый кристаллический порошок который оказался в 10 раз сильнее опиума. Свой препарат он назвал в честь греческого бога сна морфием.
Изобретение шприца для инъекций, сделанное в 1853 году Шарлем-Габриэлем Правазом, открыло следующий этап в новейшей истории наркотиков. Действие веществ, попадавших прямо в кровь, усиливалось в несколько..раз.
В 1859-1860 гг. Альберт Ниманн выделил из листа коки алкалоид кокаин и установил его структуру. В 1878 г. американский врач Бентли выступил с идеей использования кокаина в качестве "заменителя" для борьбы с морфинизмом. Такое "лечение" переродилось в новый порок - кокаинизм, а в некоторых случаях больные становились жертвами двойной наркомании...-..морфинизма..и..кокаинизма.
А в конце века в 1898 году другой немецкий фармацевт Генрих Дрезер, изобретатель аспирина, преобразовывая морфин, получил новое химическое соединение, которое было почти в 10 раз сильнее морфия. Это был героин, поначалу с воодушевлением воспринятый медиками как средство с крайне широким спектром терапевтических возможностей. Его немедленно начали использовать для лечения кашля, обезболивания и еще много другого.

Очень интересно и поучительно будет рассмотреть историю развития наркомании в Китае. Впервые появление и использование опийного мака в Китае отмечено в древних текстах по медицине, датируемых Х веком н. э. Долгое время опиум экспортируется в страну в основном из Индии, а с началом эпохи великих географических открытий - из Португалии. При этом до второй половины ХVII века опиум ввозится исключительно как лекарственное средство, в основном против дизентерии. В XVII веке испанцы, торгуя на Филиппинах и в Южном Китае, завозят в эти страны табак. Тогда же голландцы вводят обычай добавлять в табак опиум. Голландцы считали это верным средством борьбы с малярией, китайцы же поняли его как способ опьянения. От курения табака с опиумом до курения чистого опия был один шаг: и вскоре в Китае укоренился обычай курения чистого опия. В стране развилось опиокурение, скоро приобретшее бедственный характер. В 1729 г. указом императора Юнг Чанга, а в 1800 г. - императора Киа Конга запрещаются продажа опия для курения и содержание опиумных курилен в Китае. Невзирая на законы, Англия и Голландия в погоне за прибылью продолжают контрабандный ввоз в Китай огромных количеств опиума. В конце XVIII века вся опийная торговля монополизируется в руках Ост-Индской компании, которая владела обширными опиумными плантациями в Бенгалии в Индии. Англичане могли регулировать поступление этого наркотика на рынок. Сначала много и дешево, потом еще больше, но уже дороже. Классическая схема "посадки на иглу", но в размерахюцелой..китайской..цивилизации.
Начиная с 1830 года, всего за семь лет английский экспорт опиума в Китай возрос со 120 тонн до почти двух с половиной тысяч тонн. Подобные масштабы не снились ни одному из современных наркокартелей. Торговля другими товарами почти замерла, утечка серебра из страны дезорганизовала финансы. Миллионы китайцев, от простых кули до принцев, стали жертвами пагубного пристрастия. Правительство с ужасом обнаружило, что среди служащих Уголовной и Налоговой палат больше половины - наркоманы. Государственные институты, система искусственного..орошения,.даже..императорская..гвардия..разваливались..на..глазах.
Наказания за "злоупотребление опиумом" не помогали. Наконец, император решился нанести наркоторговле серьезный удар. В 1839 году в Кантоне началась повальная конфискация опиума, суда с зельем топили в море. В ответ Великобритания выступила "в защиту священных принципов торговли" и начала войну. Китай не выдержал комбинированного социально-экономического и военного давления и пошел на уступки. По Нанкинскому договору 1842 года англичанам были открыты пять крупнейших китайских портов, да еще в придачу они получили остров Сянган, на котором выросла их колония Гонконг.
Победители обещали прекратить торговлю отравой. Но это обещание так и осталось на бумаге. Торговля продолжала набирать обороты, и в 1856 году это привело ко второй войне. Эта вторая опиумная война закончилась в 1858, и по условиям Тиенсинского договора Китай официально был вынужден согласиться импортировать опиум, но мог при этом мог устанавливать большие таможенные пошлины. Торговля опиумом стала приносить большие доходы казне, поэтому Китайские власти на некоторое время смирились с тяжким пороком, процветавшим по всей стране. Для бедного люда были устроены всюду специальные курильни, называемые англичанами опиумными лавочками.
Китайское правительство постоянно боролось с массовым распространением опиума, хотя доход, приносимый государству курением, очень велик, так как налог в курильнях взимался с каждой трубки. Китайский император принимали самые энергичные меры, чтобы победить это зло среди государственных служащих и в армии. Китайские прогрессисты устраивали публичные чтения, писали и ставили пьесы для народа, где в мрачных красках изображали вред опиума и жалкий конец тех людей, которые увлекаются опиумом........................
Вскоре по английскому образцу с Китаем подписали свои кабальные договоры Франция и США. Страну просто завалили наркотиками. Опиум послужил своего рода тараном, чтобы открыть китайский рынок для европейской торговли. Но по мере того, как европейцы становились хозяевами Поднебесной империи, они все больше осознавали, что опиум оружие обоюдоострое. Английские газеты писали: "Препятствием расцвета торговли является вовсе не отсутствие спроса в Китае на наши товары... Плата за опиум поглощает все серебро. Китайцам просто нечем платить за продукцию английских фабрик". Подданные императора, уже неспособные существовать без ежедневной дозы, сами начали возделывать опийный мак - вместо чая и риса. Дошло до того, что эти традиционные китайские товары пришлось ввозить в страну.
Поражение Китая в войне с Японией в 1894-1895 гг., бывшее в значительной мере результатом опиомании среди солдат, заставляет китайское правительство в очередной раз повести борьбу с опиокурением. В 1906 году специальный комитет, созданный для борьбы с пороком, возбуждает перед верховной властью Китая вопрос о реформе. Ввоз опия полностью запрещается, но это вызывает в свою очередь расцвет незаконного выращивания снотворного мака буквально по всей территории Китая. Быстрый рост и успешное культивирование мака в стране резко снизили его стоимость на внутреннем рынке, сделали его абсолютно доступным даже для самых беднейших слоев населения.
Еще весьма длительное время самые различные правительства Китая силой будут пытаться искоренить заразу, пустившую такие глубокие корни в стране. В 1950 году коммунистическими властями был принят драконовский антиопиумный закон. Только по сильно заниженным официальным данным, 80 000 человек было арестовано, многие из них расстреляны. В настоящее время антинаркотическое законодательство КНР является одним из самых жестких в мире.

Итак, оказалось, что все передовые науки о человеке, как и технологии мистического совершенствования человеческого существа, могут легко и непринужденно заниматься своими увлекательными и высокими делами, совершенно не опираясь на какие - либо психоактивные вещества. В конце шестидесятых годов рухнул очередной миф о некоей необходимости для общества, о непременной нужде человека в наркотических веществах. Именно поэтому все попытки легализации наркотиков происходивших в странах Европы не дали особых результатов, ни в культурном, ни в социальном, ни в правовом аспектах.

 

Мифы о наркомании

 

Первое - Говорят: В жизни надо все попробывать, - cамые подлые слова.

После пробы наркотиков просто "за компанию" вряд ли вы захотите (и сможете) попробовать что-то другое. Почему? Да потому, что принимать наркотики можно, не напрягаясь (давай бабки, и все дела). И вот многие, чтобы отмазаться от самих себя, начинают свистеть: "В жизни все (т.е. наркотики:-) надо попробовать!.. Испытать!.." А ведь некоторые из них уже ничего в жизни не увидят, кроме наркоты...

Второе - Говорят: "Наркотики придают жизни разнообразие и скрашивают ее"

Сначала, вроде, скрашивают. Вроде что-то новое, интересное... А Анонимные Наркоманы знаете как говорят? "Одного раза слишком много, а тысячи - всегда недостаточно". Это потому, что когда первый раз что-нибудь принял, наутро себя ругаешь: надо же, зачем только связался с "кайфом" - повеселился вроде так себе, и сейчас самочувствие не очень, еще и бабки проторчал. А еще раз хочется принять - ну, чтобы самочувствие отрегулировать и совесть приглушить. И начинается: "Все, сегодня последний раз", на завтра - "Нет, сегодня последний раз" и т.д. И тянется, тянется... Разнообразие - хуже чем в армии: утром встал - надо денег нашустрить, нашустрил - надо купить, купил - надо принять, принял - надо спать. И изо дня в день, изо дня в день. Тут уж не до веселья. Мне кажется, что разнообразие жизни придают разные дела, а не одно и то же. Наркотики же принимают по трем основным причинам:
1)..- чтобы не отстать от товарищей, и это называеится "стадным инстинктом";
2)..-..из//любопытства,..но..оно..быстро..проходит;
3)..-..чтобы..не..думать..о..том,.как..жить..завтра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.77.59 (0.051 с.)