Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
XII. Терапевтические методы и техники.↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Терапия, особенно в самом начале, должна быть с элементами директивности. До тех пор, пока у пациента не изменится способ мышления и переживания, он должен менять свое поведение. В обязанности терапевта входит также эмоционально поддерживать пациента и оказывать ему помощь. Ибо не подлежит сомнению, что терапевт лучше знает заболевание пациента и то, как надо его вести. Но, несмотря на директивность в отделении существуют четкие и понятные правила работы отделения, выполнение которых обязательно для всех - как для персонала, так и для пациентов. Больному не навязывается позиция «ты болен зависимостью» он вправе сам сделать выбор (обычно такой выбор делается пациентом по мере его работы и учебы в отделении) Методы: Для более эффективного воздействия на пациента реабилитационная программа отделения использует следующие методы. Первый - это позновательно-информационный, который состоит из лекций и семинаров где пациентам предлагается информация о биологических, психологических и социальных аспектах заболевания о тех проблемах, которые ожидают пациента в период становления ремиссии и трезвого образа жизни, о методах поддержания трезвости и восстановления с помощью программы «12 шагов». Консультант старается подавать материал в виде беседы, с пациентами используя примеры наиболее понятные больным с химической зависимостью, метафоры рассчитаны на образное мышление пациентов этой группы. Во время проведения лекций и тренингов важно достигнуть не только того, чтобы пациенты понимали, о чем идет разговор, но и сами активно участвовали в нем. Одновременно в процессе чтения лекций ведущий не столько отвечает на вопросы но и активно работает с психологическими защитами, демонстрируемыми пациентами. В связи с тем, что структура отделения открыта и постоянно поступают новые пациенты важно подключать поступающих к процессу без потери смысловых связей между лекциями и расписание лекций формируется в виде блоков, рассказывающих о разных уровнях поражения и ресоциализации:
Второй метод программы это психотерапевтические группы именно психотерапия в малой группе является наиболее действенной при терапии зависимости. Методика работы в малой группе с больными зависимостью от ПАВ имеет ряд специфических черт. Вот наиболее характерные из них: больные приходят на реабилитацию, преследуя какие-то свои цели и ставят перед собой и другими участниками группы какие-то свои задачи, часто не имеющие ничего общего с процессом психотерапии и восстановления от зависимости. Необходимо выявить и проработать эти цели, которые зачастую и не осознаются самим пациентом. А также через групповой процесс необходимо решить следующие задачи: Ø адекватного понимания и осознания пациентами наличия у себя различных проявлений химической зависимости, как особой болезни; Ø принятия пациентами того факта, что их дальнейшее нормальное функционирование возможно лишь при полном отказе от употребления ПАВ: Ø формирования у пациентов способности эффективно и комфортно строить свою дальнейшую жизнь с учетом наличия у них хронического неизлечимого заболевания; Ø понимания пациентами необходимости для своей дальнейшей социальной реабилитации той помощи, которую предоставляет сообщество АА/АН: Ø обучения пациента конструктивным коммуникативным навыкам общения и проявления собственных эмоций; Ø преодоление сопротивления лечению, проявляющегося в виде отрицания, рационализации или других механизмов психологической защиты. Облегчить выполнение этих задач поможет знание психологом/ психотерапевтом особенностей групповой динамики в условиях открытой группы, а также структурированное выполнение пациентами письменных заданий и тренинговых упражнений, в которых специальным образом подобранны вопросы по формированию у зависимого, критики к собственному заболеванию. И понимание психологом необходимости удерживать в фокусе группы при разборе письменных заданий и ситуаций, возникающих в процессе работы группы, следующего положения: Болезнь первична, а проблемы и причины только ширма, оправдание для употребления алкоголя и наркотиков. Третий метод - индивидуальная работа с пациентом Ø выработка индивидуального плана реабилитационной работы с пациентом; Ø детальный разбор истории болезни пациента; Ø разбор подаваемого на лекциях материала; Ø решение проблем адаптации пациента в социальной системе отделения и на групповой терапии, Ø более успешное освоение основных положений программы отделения. Четвертый метод это ориентация и адаптация пациентов на использование помощи, которую предоставляет сообщество Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов. Главное в этом разделе можно считать участие в лечебном процессе специалистов, имеющих собственный опыт восстановления от химической зависимости. Обязательным для пациентов, является посещение собраний АА/АН, куда привлекаются выздоравливающие анонимные алкоголики и наркоманы. Техники: Так как зависимый достаточно быстро приспосабливается к требованиям и условиям отделения необходим широкий набор психотерапевтических техник для преодоления анозогнозии и манипуляций терапевтом и персоналом отделения. Но они не должны противоречить основным положениям отделения. Рационально и эффективно воздействовать на тот или иной психопатологический симптом или механизм психологической защиты, и должны быть направлены на развитие личности зависимого, этим требованиям отвечают следующие техники: Ø разъяснительная психотерапия - предоставления зависимым сведений о болезни, ее течении и прогнозе, о нарушениях в разных сферах жизни человека (познавательный аспект); Ø когнитивная психотерапия позволяет пациентам провести границу между собственно отношением к событию и непосредственно самим событием как реально существующим, независимо от их желания или мнения.(замена негативного мышления осуществляется на групповой терапии и лекциях, «дневник чувств»); Ø рационально - эмотивная терапия, тренинг по осознанию чувств (эмоций) пациентом. Приобретается навык контролировать и корректировать выражать свои чувства и эмоции без применения ПАВ (групповая терапия, индивидуальная работа); Ø гештальт - терапия в основном это упражнения направленные на обучение решения насущных проблем «здесь и сейчас», открытому контакту с другими людьми, принятие ответственности за свое состояние на себя Ø тренинг ролевых умений (элементы психодрамы) Опыт отказа от употребления ПАВ и другие умения, утраченные в результате употребления; Ø рациональная психотерапия помогает увидеть связь между причиной и следствием увидеть противоречия в своих высказываниях и мировосприятии, которые мешают формировать и поддерживать трезвый образ жизни; Ø арт - терапия, направлена на выражение взаимоотношений «Я и моя болезнь», с помощью которых познается и прорабатывается анозогнозия и отрицание заболевания; Ø библиотерапия - побуждение зависимых к чтению литературы. рекомендуемой и издаваемой сообществом АА/АН, где на примере прочитанного происходит определение у себя описанных симптомов алкоголизма и наркомании, а также знакомство с эффективной программой преодоления зависимости, формируется мотивация, появляется надежда; Ø видеотерапия - специально подобранные художественные фильмы. Ø возможно применение и других психотерапевтических техник если есть целесообразность их применения в данной конкретной ситуации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.182.15 (0.006 с.) |