XII. Терапевтические методы и техники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

XII. Терапевтические методы и техники.



Терапия, особенно в самом начале, должна быть с элементами директивности. До тех пор, пока у пациента не изменится способ мышления и переживания, он должен менять свое поведение. В обязанности терапевта входит также эмоционально поддерживать пациента и оказывать ему помощь. Ибо не подлежит сомнению, что терапевт лучше знает заболевание пациента и то, как надо его вести. Но, несмотря на директивность в отделении существуют четкие и понятные правила работы отделения, выполнение которых обязательно для всех - как для персонала, так и для пациентов. Больному не навязывается позиция «ты болен зависимостью» он вправе сам сделать выбор (обычно такой выбор делается пациентом по мере его работы и учебы в отделении)

Методы:

Для более эффективного воздействия на пациента реабилитационная программа отделения использует следующие методы. Первый - это позновательно-информационный, который состоит из лекций и семинаров где пациентам предлагается информация о биологических, психологических и социальных аспектах заболевания о тех проблемах, которые ожидают пациента в период становления ремиссии и трезвого образа жизни, о методах поддержания трезвости и восстановления с помощью программы «12 шагов». Консультант старается подавать материал в виде беседы, с пациентами используя примеры наиболее понятные больным с химической зависимостью, метафоры рассчитаны на образное мышление пациентов этой группы. Во время проведения лекций и тренингов важно достигнуть не только того, чтобы пациенты понимали, о чем идет разговор, но и сами активно участвовали в нем. Одновременно в процессе чтения лекций ведущий не столько отвечает на вопросы но и активно работает с психологическими защитами, демонстрируемыми пациентами. В связи с тем, что структура отделения открыта и постоянно поступают новые пациенты важно подключать поступающих к процессу без потери смысловых связей между лекциями и расписание лекций формируется в виде блоков, рассказывающих о разных уровнях поражения и ресоциализации:

  1. Биологических.
  2. Психологических
  3. Социальных.
  4. Духовных.
  5. Об общем подходе к лечению больных зависимостью.

Второй метод программы это психотерапевтические группы именно психотерапия в малой группе является наиболее действенной при терапии зависимости. Методика работы в малой группе с больными зависимостью от ПАВ имеет ряд специфических черт.

Вот наиболее характерные из них: больные приходят на реабилитацию, преследуя какие-то свои цели и ставят перед собой и другими участниками группы какие-то свои задачи, часто не имеющие ничего общего с процессом психотерапии и восстановления от зависимости. Необходимо выявить и проработать эти цели, которые зачастую и не осознаются самим пациентом.

А также через групповой процесс необходимо решить следующие задачи:

Ø адекватного понимания и осознания пациентами наличия у себя различных проявлений химической зависимости, как особой болезни;

Ø принятия пациентами того факта, что их дальнейшее нормальное функционирование возможно лишь при полном отказе от употребления ПАВ:

Ø формирования у пациентов способности эффективно и комфортно строить свою дальнейшую жизнь с учетом наличия у них хронического неизлечимого заболевания;

Ø понимания пациентами необходимости для своей дальнейшей социальной реабилитации той помощи, которую предоставляет сообщество АА/АН:

Ø обучения пациента конструктивным коммуникативным навыкам общения и проявления собственных эмоций;

Ø преодоление сопротивления лечению, проявляющегося в виде отрицания, рационализации или других механизмов психологической защиты.

Облегчить выполнение этих задач поможет знание психологом/ психотерапевтом особенностей групповой динамики в условиях открытой группы, а также структурированное выполнение пациентами письменных заданий и тренинговых упражнений, в которых специальным образом подобранны вопросы по формированию у зависимого, критики к собственному заболеванию. И понимание психологом необходимости удерживать в фокусе группы при разборе письменных заданий и ситуаций, возникающих в процессе работы группы, следующего положения:

Болезнь первична, а проблемы и причины только ширма, оправдание для употребления алкоголя и наркотиков.

Третий метод - индивидуальная работа с пациентом

Ø выработка индивидуального плана реабилитационной работы с пациентом;

Ø детальный разбор истории болезни пациента;

Ø разбор подаваемого на лекциях материала;

Ø решение проблем адаптации пациента в социальной системе отделения и на групповой терапии,

Ø более успешное освоение основных положений программы отделения.

Четвертый метод это ориентация и адаптация пациентов на использование помощи, которую предоставляет сообщество Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов. Главное в этом разделе можно считать участие в лечебном процессе специалистов, имеющих собственный опыт восстановления от химической зависимости. Обязательным для пациентов, является посещение собраний АА/АН, куда привлекаются выздоравливающие анонимные алкоголики и наркоманы.

Техники:

Так как зависимый достаточно быстро приспосабливается к требованиям и условиям отделения необходим широкий набор психотерапевтических техник для преодоления анозогнозии и манипуляций терапевтом и персоналом отделения. Но они не должны противоречить основным положениям отделения. Рационально и эффективно воздействовать на тот или иной психопатологический симптом или механизм психологической защиты, и должны быть направлены на развитие личности зависимого, этим требованиям отвечают следующие техники:

Ø разъяснительная психотерапия - предоставления зависимым сведений о болезни, ее течении и прогнозе, о нарушениях в разных сферах жизни человека (познавательный аспект);

Ø когнитивная психотерапия позволяет пациентам провести границу между собственно отношением к событию и непосредственно самим событием как реально существующим, независимо от их желания или мнения.(замена негативного мышления осуществляется на групповой терапии и лекциях, «дневник чувств»);

Ø рационально - эмотивная терапия, тренинг по осознанию чувств (эмоций) пациентом. Приобретается навык контролировать и корректировать выражать свои чувства и эмоции без применения ПАВ (групповая терапия, индивидуальная работа);

Ø гештальт - терапия в основном это упражнения направленные на обучение решения насущных проблем «здесь и сейчас», открытому контакту с другими людьми, принятие ответственности за свое состояние на себя

Ø тренинг ролевых умений (элементы психодрамы) Опыт отказа от употребления ПАВ и другие умения, утраченные в результате употребления;

Ø рациональная психотерапия помогает увидеть связь между причиной и следствием увидеть противоречия в своих высказываниях и мировосприятии, которые мешают формировать и поддерживать трезвый образ жизни;

Ø арт - терапия, направлена на выражение взаимоотношений «Я и моя болезнь», с помощью которых познается и прорабатывается анозогнозия и отрицание заболевания;

Ø библиотерапия - побуждение зависимых к чтению литературы. рекомендуемой и издаваемой сообществом АА/АН, где на примере прочитанного происходит определение у себя описанных симптомов

алкоголизма и наркомании, а также знакомство с эффективной программой преодоления зависимости, формируется мотивация, появляется надежда;

Ø видеотерапия - специально подобранные художественные фильмы.

Ø возможно применение и других психотерапевтических техник если есть целесообразность их применения в данной конкретной ситуации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.008 с.)