Духовный аспект химической зависимости 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Духовный аспект химической зависимости



 

«Получается, что вещества, изменяющие сознание, каким-то образом влияют на духовность» И сейчас мы переходим к 4-ой составляющей заболевания - к духовному аспекту химической зависимости. Что для нас есть духовность? Присутствие Духа Святого? А еще что? Любовь? Порядочность? Подвижничество? И, наверное, поиск смысла жизни. Духовность - это то, что нельзя измерить, к чему невозможно прикоснуться. В русском языке найден удивительный синоним: дух - словно дыхание. Но, обратите внимание, в точном латинском языке, в котором практически нет синонимов, «спиритус» - это и спирт, и дух. Получается, что вещества, изменяющие сознание, каким-то образом влияют на духовность. Я это вижу так. На горизонтальной оси - все человечество. Грубо говоря, мы, - люди, существа, независимо от расы, места проживания, национальной принадлежности, - мы все равны, мы - люди мира. Но есть нечто выше человека, индивидуума. Это - Бог. Наши духовные устремления - это устремления к Нему.

А что ниже? Там вещества, которые изобрел человек, и страсть к ним тащит человека в ад. Вся духовная терапия состоит в том, чтобы вырваться из ада, а уже затем познакомиться с Богом. Если мир затуманен, если в глазах только бутылка, о Боге очень трудно говорить. Надо уйти из ада, надо решить биологические проблемы, выровнять психологический статус человека, дать ему возможность нормально жить, наладить семейные связи и потом идти к Богу. Медленно и верно. На этом пути человек становится счастливым и трезвым.

Валерий Вайнер (по материалам лекции)

Болезнь души

Духовная сущность болезни.

Алкоголизм, среди прочего – болезнь души. И скорее больше души, нежели тела. Достаточно посмотреть на программу, которая стопроцентно духовна; чтобы понять., что мы прежде всего лечим, какую часть себя. Задумайтесь, если мы говорим об алкоголизме, как болезни души, то мы как бы исходим из предпосылки, что душа есть. И как тело живет благодаря телесной пище, так жива душа благодаря пище духовной. Если не питать свое тело, оно погибнет, если питать его дурной пищей оно будет болеть. Точно так же и с душой. Если не давать себе пищи духовной то будем духовными мертвецами. Если питать свою душу дурной пищей, то душа наша будет страдать и болеть. И так же тело возрождается и исцеляется, если за ним правильно ухаживать и хорошо питать, так и душа возрождается и исцеляется от правильной пищи духовной.

Никто не станет спорить, что человек без пищи погибнет. Поэтому во время вынужденного голодания люди пытаются найти хоть какую-нибудь пищу. Используют даже кожаные ремни. Тоже происходит с душевным голодом. Его люди тоже пытаются утолить и далеко не всегда здоровой пищей, а как бы кожаными ремнями. Иногда тем, что доступно или наиболее приятно. И как на кожаных ремнях долго не проживешь, точно так же невозможно оставаться духовно живым и здоровым, питаясь неподобающей, грязной духовной пищей.

Как видите, речь не идет об отсутствии духовности, но лишь о духовной пище. Иными словами о том, что находится в фокусе нашей духовности, на что направлен наш духовный взор, какая пища для нас вожделенна. Даже атеисты не будут отрицать такого понятия, как душа, и обидятся, если их назовут бездушными, если скажут, что у них нет души. Поэтому и речь у нас пойдет не о том, как приобрести духовность, она есть у всех, потому что во всех, Бог вдохнул дыхание жизни, а о том, чем наполнить наш духовный резервуар, какой духовной пищей питаться, что поместить в фокусе нашей духовности.

Если бы нам было дано взглянуть на свою духовную сущность, как бы на свое духовное тело, мы бы ужаснулись от представшего перед нашими глазами зрелища, подобно тому, как мы ужасаемся, глядя на жертв Освенцима. Жалкое, недокормленное, голодное существо на слабеньких ножках, жадно хватающее всё, что попадает под руку: алкоголь, конфеты, мужчин, женщин, табак, карты, деньги, вещи, власть, достижения. На время ему кажется, что жажда и голод утолены, но проходит совсем немного времени и оказывается, что голод не утолён, хочется ещё, и ты опять хватаешь всё, что попадает под руку. Со временем можно привыкнуть к суррогатам и мутировать до такой степени, что на чистой пище вообще не сможешь жить, а от старой будет мутить. Вспомните моменты, когда вам уже не хочется алкоголя, но и без него вы не можете. Вы его туда, а он назад. Душа больше не может жить на той пище, которой вы её кормите. У неё есть природная память и природный инстинкт, требующий пищи чистой. И до тех пор, пока этот, требующий истинной, духовной пищи есть, есть и надежда. Когда он исчезает, отравленный духовной и физической отравой, тут уже человеку помочь невозможно.

И вот приходит некто и предлагает новую пищу, говорит, что она чистая и, если ее употреблять, то дистрофичное духовное существо начнет выздоравливать и поправляться, но пища твердая непривычная. Вы попробуете ее и срыгиваете с непривычки. Так было с Биллом У., когда он советовал алкоголикам обратится к Богу и принять Христа. Он кормил духовных младенцев бифштексами, и они срыгивали. Тогда он создал специальную пищу для духовно ослабленных и составил план кормления. И больные души начали выздоравливать и крепнуть, и со временем приобрели способность употреблять более твердую пищу, от которой еще более укреплялись.

До сих пор мы рассматривали и сравнивали душу и тело как нечто изолированное друг от друга. Но как тело не может существовать без души (это уже не человек). Так и душе никак невозможно без тела. В понятие «ЧЕЛОВЕК» неразрывно входит и то, и другое. И кроме этого еще многое Гармоничное развитие всех сфер жизнедеятельности человека делает его гармоничной личностью. Живущей в гармонии и мире с самим собой и окружающими. Но обратите внимание, что в схеме целостности гораздо более, так сказать абстрактного, что нельзя потрогать руками, чем конкретного, материального. И как тело является вместилищем духа и освещается им, так и дух получает в теле жилплощадь. И наше благополучие зависит от того, насколько хорошо нашему телу с помещенным в нем духом, настолько и от жилплощади души. Ведь если болит и не можется телу, тем больше оно занято своими проблемами и болезнями, тем меньше места и удобств остается в душе.

Много вы можете думать о любимом человеке, если у вас болит зуб? Ясно, что человеку с физической болью трудно быть полностью духовно свободным. Если мысли чувства сосредотачиваются вокруг больного места, каждая его клетка просит об избавлении от боли. Таким образом, сознание сужается. Духовный фокус смещается на источник утоления боли. Самым важным в жизни становится избавление от боли. а именно это и помещается в наш духовный фокус. А поскольку человек целостен и лишь условно на ум, душу, тело, то порой трудно определить, где же на самом деле помещается боль. Мы порой не осознаем, что же с нами не так, почему нам плохо, где источник наших проблем. И не разобравшись, начинаем заглушать боль наиболее доступными и быстро действующими средствами. Например, в случае с алкоголизмом. Мы чувствуем себя не нужными, неполноценными, виноватыми, нам от этого плохо. И вместо того, чтобы увидеть проблему и решать ее соответствующими средствами, мы начинаем «убирать симптомы» проблемы. После дозы спиртного уже не так плохо, появляется иллюзия что проблемы нет. И всякий раз, когда мы испытываем негативные чувства и прибегаем к знакомому способу быстро привести себя «в форму», возникает привыкание, развивается зависимость, т.е. постепенно средство становится целью. Если по ряду причин и в силу обстоятельств нам приходиться отказаться от любимого средства, мы подсознательно ищем другое. Так например, многие алкоголики, которые перестали употреблять спиртное благодаря тому, что начали работать по программе 12 шагов, но не продолжили ее, все же остаются трезвыми. Они не работают по программе, но и не пьют. Спрашивается, за счет чего они сохраняют свою трезвость и что это за трезвость? Очень часто происходит так, что первоначальная трезвость в программе положила начало некоторому благополучию финансовому, физическому и т. д. И используя вновь образовавшиеся возможности благодаря трезвости, алкоголик впадает в другую зависимость незаметно для себя. Такими зависимости могут быть еда, работа, покупки, секс, взаимоотношения.

Если рассматривать эту ситуацию сточки зрения духовности, то очевидно, что в духовном фокусе вместо алкоголя помещена еда, секс, работа и. Т. д. Можно спросить, что здесь плохого, если человеку хорошо? Но дело в том, что хорошо» – это опять временное. Сохранился зависимый тип личности, сменился тип зависимости, а всякая зависимость мешает свободе, ощущению мира и душевного покоя, который можно получить, лишь поместив в фокус своей духовности, в центр нашей жизни (т.е. расположив на верхней ступеньке своей иерархии ценностей) самые значимые отношения: с самим собой, окружающими людьми, с семьей и с Богом.

Получается, что, говоря о духовности, нам неизбежно приходится задуматься над такими понятиями, как потребности, ценности, взаимоотношения и значительно расширить их, посмотреть на свое поведение, привычки, проанализировать свои мотивы. И если мы это делаем, то замечаем стереотипы в своем поведении, которые появились, возможно, в результате привычки, которая в свою очередь, является результатом какого – либо поступка. Пример: привычка быстро устранять душевный дискомфорт при помощи приятных для чувств и легко доступных средств (алкоголь, наркотики, секс, еда, азартные игры и т.д.). Возможно, вы замечали, что не всё, что приятно, полезно. Приятно лежать, есть много сладкого, жирного, солёного. Почти всё это вредно. Не всегда вредно само по себе, а потому, что быстро устраняет дискомфорт, утоляет наши потребности. Удовлетворение быстро исчезает, и нам надо ещё и ещё. Так в фокус нашей духовности попадают вредные вещи, вредные тем, что дают немедленное кратковременное утешение, вызывают привыкание, следовательно, зависимость, рабство, несвободу, обман. Такая зависимость разрушает нашу духовную сферу. Когда у нас есть средство быстрого устранение дискомфорта, мы разучиваемся видеть и решать наши проблемы. Мы устраняем последствия, а не причины, и в результате испытываем внутреннюю опустошённость, утрату смысла жизни и душевного покоя, ощущения гармонии бытия.

Потеря смысла жизни – это утрата свободы и любви – того, ради чего человек был создан. Попав во власть зависимости от химического вещества, человек теряет свободу выбора, иными словами, теряет то, что делает его человеком. Какой-то частью себя он понимает, что он живёт не так, что с ним что-то неладно, но не имея сил отказаться от своей зависимости, человек начинает врать. Причём он врёт не только на словах, но и живёт ложью. Парадоксально, но факт, что алкоголик верит, что у него есть выбор пить или не пить, но всегда выбирает первое.

На самом же деле он лишен способности выбирать. Он живет в отрицании, следовательно, во лжи. А жизнь во лжи – это жизнь против совести, это проституция ума. Ум создан для поиска истины и, если человек использует его для поиска поводов выпить, для оправдания своих поступков, разум уже не может подействовать с целью постижения правды, а если не правда, то заблуждение, потемки души.

В чем еще проявляется духовная сущность заболевания? Всем людям свойственно ошибаться и оступаться. Алкоголь помогает увековечивать наши ошибки и отступления от своих ценностей, делать то, что по трезвости и не сделал. Своей ложью, не выполненными обещаниями, предательством своих ценностей алкоголик как бы изолирует себя от Бога, семьи, друзей, окружающего общества, самого себя и от той цели, ради которой он был создан – от любви: к себе, к ближнему, к Богу.

Он не может любить, т.к. любить – это говорить и действовать в интересах и на благо другого человека, а алкоголик обречён на эгоизм самой сущностью своей болезни, ему не до другого. И его самого иногда любить трудно, почти невозможно.

Подведем кратко итог первой части. Что мы имеем в виду, когда говорим об алкоголизме, как духовном заболевании, в чём духовная сущность болезни.

1. Смещение духовного фокуса с истинных ценностей и взаимоотношений на взаимоотношения с предметом (с алкоголем, наркотиками и т.д.). Привычка удовлетворять свои духовные потребности не духовными средствами, а с помощью химических веществ или другими быстро действующими средствами.

2. Нарушение целостности личности и гармонии всех сфер

жизнедеятельности: умственной, физической духовной, волевой,

социальной, эмоциональной.

3. Искажение наших ценностей, нарушение их иерархии, когда на первом

месте – алкоголь, а все остальные духовные ценности перемещаются на

все низшие ступени иерархии.

4. Утрата свободы и любви и как результат, смысла жизни.

В чем же заключается духовное выздоровление? (Если коротко, то оно заключается в смещении духовного фокуса в сторону истинных ценностей и обретении новых богоподобных взаимоотношений). Напомню что духовность связана с тем, что занимает наиболее важное место в нашей жизни, с тем, что стоит под номером один в иерархии наших ценностей, тем, что очень важно, значимо и имеет ценность в наших глазах. И если мы придаем чему – то высшую ценность, но устанавливаем как бы богоподобные отношения, мы начинаем поклонятся нашей ценности, жить ради нее. Она как бы становиться «Богом» в нашей жизни. Иногда можно услышать от выздоравливающих алкоголиков: «Алкоголь стал моим Богом». Возможно, это так и было, хотя мы и не рассматривали эту проблему под таким «божественным» углом и не мыслили такими категориями и терминами. Возможно, мы и не задумывались о богоподобных отношениях, но даже если мы и продолжаем не признавать Бога (с большой буквы). То все равно не возможно избежать в своей жизни богоподобных отношений, точно так же, как проблем своей духовности. Признаем мы это или нет, богоподобные взаимоотношения – часть нашей жизни. Они имеют на нас воздействие.

Богоподобные взаимоотношения любопытным образом связаны с понятием «энтузиазм» (от греческого «en-theos» - в Боге), которое в свою очередь имеет отношение к духовности, т.к. когда человек сосредоточен на чем – либо, то он делает это с душой, т.е. с энтузиазмом (болеет за свою команду, строит ли дом, пишет стихи или пьет.) В тот момент дух его пребывает в этой деятельности. Его интерес к ней возрастает, потому что она удовлетворяет его потребности. Так, если человек с душой, энтузиазмом ищет алкоголь и употребляет его, значит, алкоголь удовлетворяет какие – либо из его базовых потребностей. Например, потребность в целостности или соответствии своему идеалу, или потребность в общении, принятии, личном контакте с другими. Поиски и употребления алкоголя и он сам, удовлетворяя базовые потребности человека, занимают центральное место в жизни алкоголика. Возможно, поэтому выздоровление не заключается в простом воздержании от алкоголя. Если навсегда закупорить свою бутылку, то вовсе не обязательно, что нечто иное не займет центральное место в жизни алкоголика.

Простое прекращения пьянства, не сопровождающееся духовным ростом и изменениями, будет разочарованием для человека, который не нашел других, здоровых путей удовлетворения основных человеческих потребностей.

А.А. помогает алкоголикам в трудной задаче поиска нового духовного центра, новых богоподобных взаимоотношений, нового способа удовлетворения своих главных человеческих потребностей.

В чем состоит выздоровление, его духовный аспект? Духовный фокус выздоравливающих членов А, А. Во многом связан с представлением о Высшей Силе, о Боге, как мы его понимаем. Шаги II и III открывают нам эти новые взаимоотношения и новый духовный фокус. То или тот, кому мы отдаем свою жизнь и волю должен быть очень значимым и важным для нас. Третий шаг сформулирован так, что оставляет дверь широко открытой, чтобы все могли войти. Хотя слово Бог написано с большой буквы, нам нужно понимать, что к вопросу о нем можно подходить с разных сторон. Для тех, кто не может воспринимать Бога в традиционном смысле, третий шаг может подразумевать, к примеру, группу А.А. Группа людей представляет большую силу по сравнению с нашей собственной, и мы можем ее наделить богоподобной силой в смысле возможности и права говорить нам, что нам надо делать. И мы сможем увидеть, что следовать руководству тех, кто в программе лучше, чем продолжать прежний, путь, ведущий к уничтожению. Другие новички считают, что Бог действует через их группу. Они иногда говорят, что Бог своим любящим Духом выражает себя в той поддержке, любви и руководстве, которые дает группа.

Другие члены А.А., возможно, верят кроме этого и в то, что отношения с Богом устанавливаются и поддерживаются через молитву и чтение божественных книг. Третий шаг представляет нам разнообразные и гибкие пути общения с высшей Силой.

Не могут быть полезным ни подход: «Я не хочу быть религиозным фанатом», «Я не верю во всю эту чепуху о Боге», ни подход: «Я всегда верил в Бога, ну и что?». Духовность – эта та область, жизни, в которой нам предстоит найти и узнать многое о себе. Никто не требует, чтобы люди верили в то, во что они не могут поверить. Да и веру невозможно навязать силой. То, во что мы верим - обычно результат нашего личного опыта, известного нам опыта других людей и того, чему нас учили. Ключ к изменению духовного фокуса – это непредвзятый открытый ум и возможность эксперимента в духовной жизни, разрешение себе испытать. Попробовать что – то другое, непривычное.

В основе многих возможностей получения нового духовного опыта лежит возможность предлагать и получать помощь выздоравливающих алкоголиков. В товариществе АА. Мы строим новые взаимоотношения с другими людьми. Мы не одиноки. Мы вместе с такими, кто трудится над своим выздоровлением, и мы можем стать настоящими друзьями. Опыт выздоровления членов АА. дает богатейшую практическую информацию о том, что нам нужно делать, чтобы жить счастливой трезвой жизнью. Они расскажут нам о том, как «жить сегодняшним днем». Иными словами, не бежать впереди себя и не волноваться о будущем сегодня. Тех сил, которые у нас есть сегодня, как раз хватит на решение сегодняшних проблем.

Еще один способ, при помощи которого люди помогают друг другу в АА. – они показывают человеку истинное положение дел. Часто мы не осознаем: какие раны мы наносим себе благодаря своим привычным эмоциональным реакциям на происходящее или благодаря нашему привычному взгляду на вещи. Другие люди могут помочь нам разобраться в себе и внести ясность в ситуацию.

Есть ещё один способ внести целостность. Это способность говорить с другим человеком о своих чувствах. Когда мы делимся с другими, наши печали уменьшаются вдвое, а радости удваиваются. Когда мы откровенно делимся с другими своими чувствами, мы освобождаемся от отрицательных чувств: отчаяния, страха, злости.

Почти без исключения, люди в программе становятся частью той духовности, которую мы открываем в себе по мере выздоровления. То, что мы узнаём от них и ту эмоциональную поддержку, которую мы от них получаем, почти невозможно воспроизвести в одиночку. Популярный лозунг в программе – «Я нуждаюсь в людях».

А теперь в последней части нашей лекции давайте обратимся к вопросу, который беспокоит и смущает многих. Это вопрос взаимоотношений духовности и религии. Очень часто дело осложняется тем, что эти два слова употребляются в одном значении, а иногда и имеют одно значение. Вместо того, чтобы пытаться противопоставить религию и духовность, давайте вспомним, что такое духовность в нашем понимании.

Когда мы говорим, что «духовность связана с качеством наших взаимоотношений, с тем, что наиболее важно в нашей жизни», мы не исключаем, что в фокусе нашей духовности будет находиться нечто или некто, связанное с религией. Например, наиболее важной частью нашей жизни могут быть взаимоотношения с Богом, как он воспринимается в религиозной традиции.

Наше определение духовности не обязательно включает или исключает то, что воспринимается нами как «религия». Тем не менее, в силу некоторых причин религиозность часто вызывает протест, и многие могут отвернуться от Программы, сочтя её религиозной. Почему это происходит? Скорее всего, из-за того лицемерия, с которым нам часто приходится сталкиваться, имея дело с так называемыми религиозными людьми. Простой пример может объяснить разницу между внешнейрелигиозностью и духовностью. Предположим, что молодая женщина очень предано и с благоговением поддерживает отношения со своей местной церковью. Она регулярно посещает богослужения, участвует в женских группах, что является частью церковной жизни, и каждый день молится. У неё есть несколько хороших подруг из церкви, с которыми она обсуждает многие стороны своей жизни. Предположим, что у этой женщины начальная стадия алкоголизма, и дома она пьёт, тщетно скрывая своё пьянство.

Что мы можем сказать о её духовности? Здесь мы можем заподозрить, что у неё духовное раздвоение. Мы также с большой долей уверенности можем сказать, что по мере прогрессирования заболевания, фокус её духовности всё больше и больше будет смещаться в сторону алкоголя.

Или возьмем рьяно посещающую все церковные богослужения немолодую женщину, которая постоянно крестится и молится и одновременно изводит свою сноху, мечтая развести ее со своим сыном, обвиняя ее во всех смертных грехах, в фокусе ее духовности ни Бог ни его воля, а своя, желание вмешаться и изменить не свою, а чужую жизнь. А что уж говорить о священнике, который умудряется совмещать пьянство и разврат с чтением проповедей и ведением богослужений.

В приведенных примерах то, во что человек верит на словах, расходится с тем, что он делает и как себя ведет. Налицо отсутствие целостности и единства устремлений. Скорее всего, именно эта непоследовательность и лицемерие и оставляет неприятное ощущение от церковной организации. Но справедливости ради тут надо заметить, что наше критическое отношение к религиозным людям, возможно, отвлекает нас от необходимости обратить внимание на нашу собственную духовную жизнь. На свою систему ценностей, удерживает нас от необходимости рассмотреть свою собственную систему верований. Такое отношение является как бы своеобразным сопротивлением определению своего представления о Высшей силе или о Боге и связанного с этим образа жизни.

А что касается людей из вышеприведенных примеров, то представьте, что было бы с ними, если бы их не сдерживало хоть какое-то представление о добре и зле, с которым неизбежно связано представление о Боге и Высшей Силе. Итак, если мы уж очень рьяно начинаем осуждать и критиковать религиозных людей, то возможно, самое время задуматься о том, что же это во мне так бурно реагирует на раздвоенный духовный фокус и на лицемерие других людей. У нас в ходу выражение: «Заметил в другом – ищи в себе».

Еще несколько слов о религии. И нам кажется это важным, т.к. многие новички в программе иногда неправильно понимают необходимость духовного поиска и начинают метаться в поисках церкви, которую могли бы посещать, батюшки, на которого можно было бы положиться, пытаются больше узнать церковных обрядов, покупают иконы, молитвословы, ставят свечки, дают деньги на церковь, принимают крещение, крестятся – иными словами, устремляются к обрядовой, внешней стороне религии, причем искренне считают это духовным поиском. Но духовный поиск связан с понятием духовности, т.е. представлением о качестве взаимоотношений с наиболее важным предметом, явлением, человеком в нашей жизни. Ведь не секрет, что среди священнослужителей есть алкоголики, т.е. среди тех людей, которые по всей видимости, отдали свою жизнь служению Богу. Почему же Бог не спасает от этой тяжкой болезни, если они верно служат Ему? Ответ не сложен. Во-первых болезнь не щадит никого, даже священников, во-вторых, такой человек находится в заблуждении относительно Бога, искренне полагая, что если он не будет жениться, будет читать Библию, проводить богослужения и т.д., то есть выполнять все, что положено человеку в его положении, то зависимость просто обязана уйти. Такой человек упускает важный элемент религиозности – духовность, т.е. личные, близкие значимые взаимоотношения с Богом и веру. Детская вера в то, что Он может все, в том числе и избавить тебя от химической зависимости, если ты ее видишь в себе и искренне хочешь от нее избавиться. Итак, когда в духовном фокусе религиозного человека – Бог и взаимоотношения с Ним, то его религия становится естественным следствием его духовного опыта.

Религия, в сущности, - это добродетель справедливости в отношении к Богу (для верующего человека), результат личного духовного развития.

В общих терминах религия – это групповое поклонение Богу. Но поскольку религии «вообще» не существует, то её можно определить как конкретизацию общей духовной жизни. Вспомните, разве учения Маркса, Ленина и Энгельса не было религией в нашем обществе? Было, точно так же, как христианство до революции. Духовная жизнь, общая для ряда людей, объединяет их в общины, секты, организации. Никогда в истории человечества не существовало группы людей, нации, расы, племени, клана, семьи, крупного объединения людей, у которого никогда не было бы какой-либо религии. Что объединяет группу религиозных людей? В этой группе все участники разделяют 3 общих для них вещи: 1.- общая вера, 2. – общий кодекс, 3. – общий культ поклонения.

Общая вера – все они верят в одного Бога и в одно и то же о нём и о жизни.

Общий кодекс – все люди, относящиеся к данной группе, действуют в соответствии с каким-либо моральным кодексом, который говорит им, что они должны, а что не должны делать.

Общий культ – они вместе поклоняются Богу и молятся.

Человеку свойственно принадлежать группе. Так что же плохого в принадлежности к религиозной группе, группе людей, разделяющих мои верования, ценности, нравственные ценности? Я – член общества, точно так же как и отдельная личность. Нормально принадлежать ко многим группам, потому что человек – существо социальное. Как только я родился, я стал членом группы, которую мы называем семьёй. Когда я подрос, я стал членом группы, называемой «дом, двор», затем я стал членом группы «школа», потом членом группы сотрудников какого-либо клуба, братства, церкви.

Таким образом, принадлежность к группе людей, поклоняющихся Богу, так же нормальна, как и принадлежность клубу собаководов или группе поклонников «Спартака».

Между прочим группа АА – прекрасная иллюстрация того, что такое коллективное и личное поклонение. В некоторых местах (в США) собрания открываются минутой молчания, в течение которой каждый отдельный член АА своими мыслями и чувствами ставит себя перед Богом в его присутствии. Когда собрание заканчивается, мы все встаем, соединяем руки и молимся вместе, произнося общую молитву. Это делает нас группой молящихся. То, что объединяет людей с общим культом, верой, кодексом, мы называем религией. Многие члены АА не принимают никакой церкви. Они говорят: «Нет я не хочу в церковь. Там одни лицемеры». Откуда ты знаешь, если не ходишь? Нужно быть очень осторожными с общими утверждениями о ком бы то ни было. Может быть многие из этих «лицемеров» вымолили вам вашу трезвость.

Что касается АА – это духовное движение, это не религия. И естественно, АА не является заменой церкви. Оно не планировалось быть церковью и смущается, когда из него делают церковь.

Зачем мы ходим в АА? – делиться друг с другом своим опытом, силами, надеждами. Зачем мы ходим в церковь? Первое, ради чего мы ходим туда – платить долг поклонения и любви Богу, своему творцу. Я собираюсь со своими ближними, чтобы поклониться Богу и славить Его, чтобы признавать своим свободным разумом, что Он – Бог. Это поклонение я предназначаю только Ему и никому кроме того, кто меня создал.

В первую очередь я хожу поклоняться. Второе я хожу, чтобы приносить свою благодарность за всю благодать, которую я получил. Третья цель – это выразить скорбь и сожаление за нарушение определенных правил кодекса. Четвертая цель – попросить удовлетворить мои нужды. Пятая – изучать Его и Его волю по Его Слову.

Как видите АА и религия – это два разных явления, которые ни в коем случае не заменяют друг друга, но имеют равные права на существование, т.к. удовлетворяют конкретные духовные нужды человека. Главное, не смешивать эти две вещи, помня, что Богу – Богово, а в АА – помогать другим своим опытом выздоровления, щедро делясь им с собратьями по АА и духовно возрастать в Программе, наблюдая, как остаются позади разрушительные духовные отношения, и мы стремимся к новым, в которых проявится честность, целостность и исцеление. Когда мы меняем свой духовный фокус, неизбежно изменяется наш жизненный стиль, потому что изменилось то, что представляет для нас важность. Возобновленная духовность приведет к возрожденному здравомыслию и, более того, она изменит весь фундамент нашей жизни, поскольку именно она, новая духовность, будет лежать в основе всех наших решений и взаимоотношений. Духовность, связанная с качеством наших взаимоотношений с людьми, явлениями, предметами и событиями, наиболее важными в нашей жизни, занимает свое место в выздоровлении наряду с физическими и эмоциональными аспектами Программы и является необходимым фундаментом для построения нового образа жизни.

 

Улучшение отношений с близкими и другими людьми

В семье, в которой не хватает чувства безопасности и открытого общения, чаще всего формой общения становится манипуляция. Она служит контроли над тем, что может произойти. Такой вид контакта служит удовлетворению потребностей отдельных членов семьи, без необходимости говорить об этих потребностях, искренне и открыто. Манипуляция является результатом страха, который переживают люди в неискренних и опасных отношениях. Манипуляция – это способ на приспособление к условиям, в которых ты не можешь быть самим собой; в которых не хватает уважения к нашим потребностям, правам и желаниям. Со временем манипуляция становится привычкой и остаётся способом контакта с миром, даже тогда, когда уже возможно искреннее и открытое проявление чувств, желаний и потребностей.

Манипуляция – это действие не напрямую. Хотя мы редко осознаём этот факт. Обычно мы стремимся к удовлетворению како-то потребности, применяя манипуляцию, неосознанно, как проверенный заменяющий инструмент.

Вместо того чтобы сказать: «Ты сделал беспорядок. Прибери», мы говорим: «Я и так устала, а мне ещё нужно сделать уборку». В результате, обе две стороны чувствуют обиду и неприязнь. Действие окружным путём, каким является манипуляция, приводит к взаимоттчуждению, отстранению, потери близости между членами семьи или другого общества.

Отношения в семье, где есть насилие, основаны на манипуляции, неискренности, лицемерии, взаимных претензиях и обидах, на не исполнившихся надеждах и потребностях.

Тем не менее, стремясь исправить отношения с другими людьми, каждый должен начать с самого себя.

Предлагаем несколько принципов, которые помогают создавать хорошие отношения с людьми, особенно с близкими людьми:

 

 

Ø БУДЬ ИСКРЕННИМ И ЧЕСТНЫМ В ПРОЯВЛЕНИИ ЧУВСТВ Искренность была естественным отношением к жизни для каждого из нас в детстве. К сожалению, необходимость защиты перед наказанием, которое мы получали именно вследствие открытого выражения злости или недовольства, заставила многих из нас научиться скрывать свои чувства и начать манипулировать. Искренность не возвращается автоматически. Нужно ещё раз научиться быть искренним. Быть самим собой – требует немалого мужества. Вернуться к искренности сначала бывает трудно, так как связано с некоторым риском. Искренность проявляется, когда мы говорим о себе, а не о других. Обсуждение других, а особенно критика, оценка, подчёркивание ошибок и недостатков – это выражение своего мнения о другом человеке. А ведь субъективное мнение не обязательно должно быть универсальным и объективным. А даже, не всегда бывает правильным, даже если мне так и кажется

Ø ФОРМУЛИРУЙ ПРЕТЕНЗИИ К ДРУГИМ, КАК СВОЁ МНЕНИЕ, А НЕ УНИВЕРСАЛЬНОЕ Это значит, что следует начинать предложение со слов Я или Мне. Например: «Я почувствовал, что ты пренебрегаешь мной, когда ты опоздала на обед», «мне было неприятно, когда ты не выслушала меня до конца и вышла из комнаты», «я злюсь, когда вы без меня садитесь за стол». Что меняется, когда мы наши упрёки говорим от своего имени, когда говорим о своих чувствах? Во-первых, наш собеседник не начинает сразу же автоматически защищаться (если я скажу: «ты не уважаешь меня» - скорей всего услышу: «вовсе нет», и тогда обычно начинается спор). Во-вторых, собеседник не может отрицать то, что я чувствую, но всегда может отрицать мой взгляд на себя. Даже положительные взгляды вызывают сопротивление. Например: кто-то приходит к тебе домой и видит испечённый пирог на столе и свежие цветы в вазе и говорит: «Ты замечательная хозяйка». А ты тем временем знаешь, что у тебя не убрано в шкафу, не поглажено бельё, что ты в первой половине месяца ездишь на такси, а потом тебе не хватает денег до следующей зарплаты и т.д. Поэтому на такой комплимент, скорее всего, начинаешь возражать. Ссоры по этому поводу может не произойдёт, но ситуация станет неудобной. А если бы гость сказал: «мне нравится у тебя дома», ты, скорее всего, просто бы обрадовалась: «спасибо, приходи чаще». Потому, что «мне нравится» - это не оценка, а выражение своего удовольствия, на которое ведь нельзя возразить. Однако проблемы обычно возникают не из-за похвал. Конфликты и ссоры обычно происходят тогда, когда нас кто-то критикует, обращает на что-то внимание или желает нас исправить.

Ø ЕСЛИ ТЫ ВСЁ ЖЕ ХОЧЕШЬ ВЫРАЗИТЬ СВОЁ НЕДОВОЛЬСТВО ИЛИ КРИТИКУ -стоит помнить о трёх вещах:

 

§ Лучше попросить согласие на неприятный разговор

§ Поблагодари за выслушивание критического замечания

§ Каждому бывает немного неприятно из-за слов критики (нам также!), поэтому разреши собеседнику выразить свои чувства

Ø С БЛИЗКИМИ ЛЮДЬМИ МЫ ПРОВОДИМ «ЦЕННОЕ ВРЕМЯ» -(Не бегом, не в толпе). Для кого-то, кто долгое время пренебрегал своими близкими, «ценное время» становится основой на которой заново можно строить близость, или просто лучше узнать своих детей, супруга (-гу). Это должно быть специально запланированное время, не нарушаемое, когда никто не помешает быть вместе. Супруги могут специально заранее предназначить время на разговор о самих себе, а не о бытовых делах и повседневных проблемах. Для родителей «ценным временем» с детьми (лучше всего с каждым ребёнком отдельно) может стать совместная игра или разговор с подростком о его потребностях во время прослушивания кассеты с новой рок-музыкой, посещения кинотеатра или просмотра телепередачи.

Ø ЖЕСТЫ, МИМИКА, ТОН ГОЛОСА говорят о нас и о наших чувствах больше, чем слова. От того, как мы ставим тарелки на столе, как сидим во время разговора, или как ведём себя во время семейной прогулки - зависит очень многое. Мы без слов показываем своё отношение и сообщаем о своём настроении.

Ø НАУЧИСЬ ГОВОРИТЬ «ПРОСТИ МЕНЯ» – часто именно от этого зависит решение конфликта. Нам бы не пришлось так долго не разговаривать друг с другом, и обида, которую мы случайно причинили кому-то, могла бы не быть такой тяжёлой. Прося у кого-то прощения, мы даём себе право совершать ошибки. Каждое «прости», сказанное другому человеку, одновременно является прощением самого себя. Существует также более глубокая форма вознаграждения за причинённые неприятности – это возмещение вреда.

Ø НЕ СРАВНИВАЙТЕ СВОИХ БЛИЗКИХ НИ С КЕМ (себя тоже)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.124.252 (0.056 с.)