Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Естественные законы. Естественное правоСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Люди управляются различными законами: правом естественным; божественным правом, которое есть право религии; правом церковным, иначе — каноническим, которое есть право религиозной дисциплины; правом международным, которое можно рассматривать как вселенское гражданское право, в том смысле, что каждый народ есть гражданин вселенной; общим государственным правом, которое имеет своим предметом человеческую мудрость, создавшую все человеческие общества; частным государственным правом, имеющим в виду каждое отдельное общество; правом завоевания, которое основано на представлении, что один народ хотел, мог или должен был совершить насилие над другим народом; гражданским правом отдельных обществ, посредством которого гражданин может защищать свое имущество и жизнь против всякого другого гражданина; наконец, семейным правом, которое является следствием разделения общества на отдельные семейства, требующие особого управления. Существуют, следовательно, различные разряды законов, и высшая задача человеческого разума состоит в том, чтобы точным образом определить, к какому из названных разрядов по преимуществу относятся те или другие вопросы, подлежащие определению закона, дабы не внести беспорядка в те начала, которые должны управлять людьми. Не следует ни делать предметом постановлений божествен- ного закона то, что относится к законам человеческим, ни решать посредством человеческого закона то, что подлежит законам божественным. Эти два рода законов отличаются один от другого своим происхождением, своей целью и своей природой. Все согласны в том, что природа человеческих законов отличается от природы религиозных законов. Это есть великий принцип, но он в свою очередь подчинен другим принципам, которые следует определить. 1. Человеческим законам свойственно от природы подчиняться всем видоизменившимся обстоятелылвам действительности и следовать за всеми изменениями воли людей; напротив, свойство религиозных законов — никогда не изменяться. Постановления человеческих законов относятся к благу, установления религии — к высшему благу. Благо может иметь какую-то иную цель, потому что существует много различных благ; но высшее благо едино и, следовательно, изменяться не может. Законы можно изменять, потому что они признаются законами только тогда, когда они хороши; но установления религии всегда считаются наилучшими. 2. Есть государства, где законы ничего не значат и служат лишь выражением прихотливой и изменчивой воли государя. Если бы в таких государствах религиозные законы были однородны с человеческими законами, то они также не имели бы никакого значения. Между тем для общества необходимо, чтобы существовало что-то постоянное; это постоянное и есть религия. 3. Сила религии покоится главным образом на вере в нее, а сила человеческих законов — на страхе перед ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто соразмеряется с отдельностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных понятий той отдаленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям. Человеческим законам, напротив, дает преимущество новизна их происхождения. Она указывает на особое, живое внимание законодателя, направленное на то, чтобы добиться их исполнения. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 550—560. Вольтер (1694—1778). Настоящие имя и фамилия — Франсуа Мари Аруэ. Поэт, драматург, писатель, историк, философ, политический мыслитель. Зачинатель и крупнейший представитель французского Просвещения. Преследовался католической церковью за острую критику клерикализма. Последние 20 лет жизни жил в местечке Ферне (на границе с Швейцарией), ставшим на это время признанным центром культурной, интеллектуальной жизни Европы. Основные произведения: «Философские письма» (1733), «Метафизический трактат» (1734), «Основы философии Ньютона» (1738), «Философский словарь» (1764 — 1769), «Опыт о всеобщей истории и о нравах в духе народов» (1756). Критика религии После таких кровавых распрей по поводу всех этих фанатических, ужасных и непостижимых догматов люди отказываются от них и обращаются к общечеловеческой морали, которая одна только и является истинной религией и истинной философией... Всякий, кто захочет прислушаться к голосу разума, который существует у всех людей, очень легко поймет, что мы не для того родились, чтобы исследовать вопрос, создал ли несколько миллионов лет тому назад бог «депта» или гениев, как учат брахманы, возмутились ли эти «депта» или были они осуждены или бог простил их, или же обратил их в людей и коров? Мы можем со спокойной совестью не знать теологию Индии, Сиама, Татарии и Японии так же, как народы этих стран не знают нашей. Не более мы предназначены и для изучения воззрения или, вернее, лишенной всякого смысла болтовни, сходившей за такие воззрения, какая распространялась в Сирии меньше чем 3 тысячи лет тому назад, какое нам дело до всех этих эбионитов, назареев, манихеев, араиан, несториан, евтихиан и других смехотворных сект?.. Ни одна полезная истина не возникла, в этом нет сомнения, в результате кровавых распрей, которые, опустошая Европу и Азию, начинались для того, чтобы выяснить, имело ли вечное и вездесущее существо дочку или же скорее сына, был ли этот сын зачат до или после сотворения мира, единосущен ли он своему отцу или отличается только по своей природе; был ли он рожден на земле или на небесах, умер ли он во время ужасной казни, воскрес ли он, спустился ли он в преисподнюю и вкушаем ли мы с тех пор его тело и пьем его кровь, предварительно вкусив тела, в котором была эта кровь; имел ли этот сын одну или две природы, составляли ли эти две природы два лица, был ли святой дух сотворен только дыханием отца или дыханием отца и сына и представляет ли святой дух одно существо с отцом и сыном? Я не хочу вспоминать здесь о всех тех непостижимых ужасах, которые обрушились на головы наших отцов вследствие христианских распрей. Увы, подобные кровавые спектакли происходили везде в Европе, в той самой Европе, которая вовсе не была родиной христианства. Повсюду та же самая трагедия, под различными именами... Откройте глаза и сердца, магистры, государственные деятели, князья, монархи, вспомните, что не существует в Европе ни одного королевства, где попы не преследовали бы королей. Вас уверяют, что такие времена миновали и никогда не вернутся? Увы, они вернутся завтра же, если вы изгоните веротерпимость, и тогда вы станете жертвами попов, как стали ими многие ваши предки. Вольтер. Бог и люди. В 2 т. М., 1961. Т. 1. С. 106—108. О жертвах религиозных (внутрихристианских) распрей Общий подсчет дает нам сумму всего в 9 468 800 человек, зарезанных или утопленных, сожженных, колесованных или повешенных во имя любви к богу... Я признаю, что наши вычисления страшны, и все же они показывают итог, который значительно ниже истинного. Там же. С. 236—237. О веротерпимости и свободе мысли как Принципах Просвещения Было бы пределом безумия пытаться заставить всех людей одинаково мыслить о метафизике. Гораздо легче подчинить себе вселенную при помощи оружия, чем подчинить себе все умы од-ного-единственного города... Да помнят люди, что все братья. Да убоятся они тирании над душами, как устрашаются они разбоя, силой похищающего плоды трудов наших и мирных дел наших. Там же. Т. 2. С. 39, 44—45. Ламетри Жюльен-Офре (1709—1751) — французский фи лософ-материалист и атеист. Основные сочинения: «Естественная история души» (1745), «Человек-машина» (1747), «Человек-растение» (1748), «Система Эпикура» (1751). Сущность и свойства материи Хотя мы не имеем никакого представления о сущности материи, мы не можем отказать ей в признании свойств, открываемых нашими чувствами. Открывая глаза, я вижу вокруг себя только материю или протяженность. Итак, протяженность — свойство, всегда принадлежащее всякой материи, могущее принадлежать только ей одной и, следовательно, присущее своему предмету... Протяженность есть атрибут материи, атрибут, который образует часть ее метафизической формы. Ламетри. Сочинения. М. 1983. С. 60—61.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.61 (0.007 с.) |