Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные факторы роста экономики,

Поиск

темпы прироста ВВП, %

  Прогноз
       
Прирост ВВП (вариант 2) 4,1 3,7 4,0 4,6
Разница в темпах прироста ВВП (вар.2-1)   0,9 0,7 0,8
Прирост инвестиций (вариант 2) 6,0 7,8 7,1 7,2
Разница в темпах прироста инвестиций (вар.2-1)   1,4 1,1 1,3
Прирост реальных располагаемых доходов населения (вариант 2) 1,5 5,0 4,8 5,3
Разница в темпах прироста реальных располагаемых доходах населения (вар.2-1)   0,6 0,7 1,1
Прирост ВВП, в том числе за счет:   0,9 0,7 0,8
дополнительных инвестиций в расширение производства и экспорта   0,5 0,4 0,4
за счет роста эффективности и инвестиций в инновационный сектор   0,2 0,2 0,3
роста доходов населения и вложений в социальную сферу   0,2 0,1 0,1

Повышение эффективности капитала и труда определяется не только повышением качества управления корпораций и давлением конкуренции, но и позитивным вкладом реализации государственных программ и мер, направленных на поддержку развития ключевых секторов экономики, то есть реализацией государством политики развития и модернизации.

С точки зрения весомости для экономического роста наибольший вклад в среднесрочной перспективе имеет комплекс программ и мероприятий по развитию высокотехнологичных отраслей и государственный оборонный заказ. На поддержку (как в формате госпрограмм, так и других мероприятий) авиационной промышленности, космического комплекса, атомного машиностроения, науки и на гособоронзаказ в 2011-2014 гг. направляется около 2,7% ВВП. С учетом мультипликативного влияния на развитие других секторов экономики это дает около 3 п.п. темпа накопленного за три года роста ВВП или 17,4% его роста.

Программа и меры по развитию транспортной системы, на финансирование которой направляется около 1,2% ВВП, имеет более долгосрочный эффект. За период 2011-2014 гг. вклад этого комплекса в накопленный прирост ВВП оценивается в размере 1,5 п.п. ВВП.

Вложения в человеческий капитал на основе реализации программ развития здравоохранения, образования, культуры и рынка труда, на финансирование которых направляется 0,8% ВВП, повышает качество человеческого капитала и его эффективность. Общее влияние этого фактора оценивается в повышении накопленного темпа прироста ВВП на 0,8-0,9 п.п. ВВП.

Таким образом, только указанные четыре важнейшие группы государственных программ формируют около 5,4 п.п. накопленного прироста ВВП или 30,9% общего прироста.

Значимый вклад в поддержку экономического роста дают также государственные программы развития сельского хозяйства, жилищного строительства и ЖКХ.

Повышение макроэкономического эффекта программ развития определяется не только масштабами финансирования со стороны государства, но и качеством, результативностью содержащихся в них мероприятий и проектов, а также мультипликативным эффектом для частных инвестиций. Политика государства по становлению системы стратегического управления, дебюрократизации и повышению эффективности бюджетных расходов может существенно повысить эффективность реализуемых мер.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку 40 государственных программ Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. № 1950-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года). Из них Правительством Российской Федерации утверждены три госпрограммы:

· «Доступная среда на 2011-2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175);

· «Информационное общество (2011–2020 годы)» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р);

· «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 2446-р).

Полномасштабное внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных (проектных) инструментов на всех уровнях управления планируется с 2012 года. В качестве переходных положений в 2011 году допускается разработка основных положений (концепций) государственных программ Российской Федерации.

До принятия Правительством Российской Федерации государственных программ в 2011 году и на период 2012-2014 гг. осуществляется работа по аналитическому распределению расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации. Основным принципом аналитического распределения расходов по государственным программам является формирование целостной, ориентированной на результат группировки (в перспективе – системы управления) в соответствующей сфере социально-экономического развития страны, имеющей взаимоувязанный набор целей, задач и показателей. Хотя это предусматривает перераспределение отдельных направлений расходов, внедрение госпрограмм предполагает сохранение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти по реализации конкретных расходных обязательств.

В целях аналитической работы все госпрограммы распределены по пяти группам: «Новое качество жизни» (13 госпрограмм), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (17 госпрограмм), «Обеспечение национальной безопасности» (2 госпрограммы), «Сбалансированное региональное развитие» (3 госпрограммы) и «Эффективное государство» (5 госпрограмм).

В проектах государственных программ (основных положений) прорабатываются меры государственного регулирования, в том числе правового. Одна из основных задач разработки программных инструментов – увязка приоритетов бюджетной политики и институциональных преобразований для достижения целей социально-экономического развития страны.

Система целевых показателей государственных программ в настоящее время еще окончательно не сформирована и не может быть в полной мере учтена при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов. Однако работа по уточнению целевых индикаторов и объемов финансирования государственных программ продолжается, и показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации могут быть положены в основу формируемой системы целевых показателей государственных программ.

Общий вклад всех государственных программ, финансируемых из федерального бюджета в 2011-2014 гг., оценивается как минимум в 7,9 п.п. накопленного темпа прироста ВВП или 45,4% всего роста. Таким образом, программный и проектный подход со стороны государства в сочетании с мерами по улучшению инвестиционного климата являются определяющими факторами экономического роста в прогнозном периоде.

Вклад государственных программ и стимулирующих мер
в экономический рост

Наименование приоритета Расходы ФБ, % к ВВП Накопленный мультипликатор Вклад в ВВП (за период), п.п. Доля в реальном росте ВВП, %
Высокотехнологичные отрасли 0,65 1,37 0,96 5,5
Человеческий капитал 0,83 1,26 0,86 4,9
Транспортная система 1,16 1,32 1,51 8,6
Сельское хозяйство 0,23 1,23 0,21 1,2
Развитие пенсионной системы и социальная поддержка граждан 5,77 1,08 1,89 10,9
Обеспечение обороноспособности и безопасности 2,08 1,25 2,07 11,9
ЖКХ и жилье 0,22 1,29 0,25 1,4
Итого, по учтенным комплексам 10,9 1,18 7,9 45,4

Несмотря на то, что качество экономического роста будет постепенно возрастать, и в целом рост будет находиться на сбалансированной траектории, общая динамика будет существенно ниже, чем в докризисный период. Темпы экономического роста в среднесрочный период прогнозируются на уровне близком к 4% против среднего роста на 7% в год в 2000-2008 годах. Такая динамика объясняется, прежде всего, резким сокращением роли внешнеэкономического фактора роста при сохранении относительной слабости внутренних факторов. В предкризисные годы цена на нефть и другое сырье постоянно увеличивалась на фоне очень низкой базы начала 2000-х годов. В результате внешнеэкономический фактор определял более половины экономического роста (3,5-4 п.п. в 2003-2007 годах). В предстоящие три года предполагается стабилизация цен на нефть и в целом значительное ослабление роста у торговых партнеров России. Вклад внешнеэкономического фактора в росте российской экономики не превысит 0,5-1,1 п.п. прироста ВВП.

Вклад внутреннего спроса будет также существенно ниже, чем был до кризиса. В 2003-2007 гг. кредитование экономики увеличивалось на 40-50% в год за счет эффекта низкой базы и высокого уровня мировой ликвидности, что обеспечивало ускоренный рост инвестиций и потребления. В 2012-2014 гг. ожидается, что темпы прироста кредита будут вдвое ниже, по мере роста долговой нагрузки частного сектора и более жестких кредитных условий. Снизится вклад государственного спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Необходимость последовательного сокращения дефицита бюджета приводит к ограничению расходов государства, направляемых на финансирование ряда программ, в том числе отвечающих за преодоление ограничений в инфраструктурных отраслях и модернизацию фондов в высокотехнологичных отраслях. Параметры бюджета не позволят преодолеть в прогнозный период стагнацию государственного спроса. Другим важным фактором, ограничивающим экономическую динамику, становится низкая конкурентоспособность российской продукции и все большая ориентация внутреннего спроса на импорт, что тормозит оживление отечественного производства.

Потенциальный рост российской экономики оценивается в 5-6%, и повышение до этого уровня фактических темпов роста предполагает значительное улучшение экономических институтов и инвестиционного климата, повышение эффективности государственного программирования развития экономики и конкурентоспособности корпоративного менеджмента.

Формирование спроса

В 2012 году в связи с исчерпанием вклада восстановительного роста запасов рост экономики замедлится до 3,7%, а в 2013-2014 гг. составит 4-4,6% в год. Прогнозируемые темпы роста ВВП в целом соответствуют параметрам сценарных условий. Некоторое превышение в 2012 году (на 0,2 п.п.) в определенной степени обусловлено более высокой динамикой розничного товарооборота и отчасти более высокими ценами на нефть. В 2013 году темпы роста ВВП могут быть ниже параметров сценарных условий на 0,2 п.п., что связано с более низкими темпами роста инвестиций и стабилизацией темпов роста товарооборота. В 2014 году темпы роста ВВП практически сохранятся на уровне первоначального прогноза.

Уточнение оценок номинального объема ВВП на прогнозный период в основном определяется более высокими значениями индекса-дефлятора в результате более высоких цен на нефть и другие экспортируемые товары. В 2012-2014 гг. объем ВВП на 1,1-2,1 трлн. рублей (или на 2-3%) превышает оценки сценарных условий.

Рост внутреннего спроса значительно опережает рост ВВП: 6,4-5,6% в 2012-2014 гг. против 4,1% роста ВВП. По мере исчерпания роста запасов основной вклад в рост внутреннего спроса будут вносить потребительские расходы. Доля общего конечного потребления в структуре ВВП увеличится в 2014 году до 70,5% против 67,1% в 2011 году. Рост потребления будет определяться в первую очередь устойчивым ростом потребления домашних хозяйств, который составит в 2012-2014 гг. в среднем 5,9% в год. Доля вклада потребления в экономический рост составит 70 процентов.

Начиная с 2012 года, возрастает вклад инвестиций в динамику внутреннего спроса. Ежегодный рост инвестиций ожидается на уровне 7,2-7,8%, при этом он в значительной степени связан с повышением доли инвестиций несырьевых секторов при сокращении государственных капитальных вложений. Доля прямого вклада инвестиций в экономический рост составит 37%, однако комплексный вклад инвестиций с учетом создания новых мощностей и их использования повышает их вклад в прирост ВВП в прогнозный период до 60 процентов. Доля инвестиций в основной капитал, снизившись в 2011 году до 20,7% ВВП, к 2014 году увеличивается до 23,4%, что выше докризисного уровня, но еще недостаточно для масштабной модернизации экономики. На 2012-2014 гг. была повышена оценка темпов роста частных инвестиций в основной капитал. Однако в связи с уточнением инвестиционных программ естественных монополий темп роста инвестиций в 2012 году будет на 1 п.п. ниже, чем предусмотрено сценарными условиями. По этой же причине в 2013 и 2014 году темп роста инвестиций соответственно на 0,6 п.п. и 2,4 п.п. ниже параметров первоначального прогноза.

Тем не менее, повышение инвестиционной активности в определенной степени компенсирует сокращение вклада внешнеэкономического фактора с 1,1 п.п. в 2010-2011 гг. до 0,6 п.п. в 2012-2014 годах.

Динамика внешнего и внутреннего спроса (вариант 2),

( % к предыдущему году)

        прогноз
     
ВВП -7,5 4,0 4,1 3,7 4,0 4,6
Внутренний спрос*) -13,9 7,7 8,5 6,4 5,5 5,6
Импорт -30,4 25,6 23,7 13,8 9,3 7,5
Внутреннее производство -8,7 2,8 3,9 4,0 4,2 4,9
Внешний спрос (экспорт) -4,8 7,1 4,6 3,1 3,4 3,6
Структура источников покрытия прироста (снижения) внутреннего спроса: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Импорт 52,4 71,8 64,3 52,9 42,5 33,7
Внутреннее производство 47,6 28,2 35,7 47,1 57,5 66,3

* в ценах предыдущего года

На фоне роста внутреннего спроса и усиления его ориентации на импорт чистый экспорт в 2011 году и в последующие годы будет вносить отрицательный вклад в экономическую динамику.

Темпы роста внешнего спроса будут увеличиваться на 3-4% в год в результате доминирования в структуре экспорта нефтегазового сектора, спрос на продукцию которого будет расти незначительно. Снижение цен на сырьевые товары в 2012 году и их умеренный рост в 2013-2014 гг. приведет к сокращению доли экспорта в ВВП с 30,9% в 2008 году до 26,4% в 2014 году.

Бурный восстановительный рост импорта в 2010 и 2011 году продолжится и в 2012 году с последующим замедлением динамики до 7,5% в 2014 году. В этот период по мере повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг внутренний спрос будет в большей степени ориентирован на них.

Физический темп роста потребительского импорта замедлится с 18,1% в 2011 году до 2,5% в 2014 году, при этом в структуре импорта доля потребительской продукции снизится с 45,4% в 2010 году до 36,3% в 2014 году.

В 2011-2014 гг. рост импорта будет связан главным образом с ростом спроса на инвестиционные товары и товары промежуточного потребления. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 23% в 2010 году до 30,4% в 2014 году. В товарной структуре импорта возрастет доля машин, оборудования и транспортных средств (с 44,3% в 2010 году до 52,3% в 2014 году). Несмотря на то, что в импорте растет доля машин и оборудования, в натуральном выражении эта товарная группа достигнет уровня 2008 года только к концу 2011 года (в 2009 году физические объемы импорта машин сократились в 2 раза). По остальным товарным группам, несмотря на значительный рост стоимостных объемов, прогнозируется снижение их доли в структуре.

Основной вариант предполагает существенное улучшение конкурентоспособности российских производителей. Несмотря на опережающие темпы роста физического объема импорта по сравнению с отечественным производством, изменение относительных цен в пользу отечественных товаров и расширение сферы услуг приведут к увеличению доли отечественной продукции в удовлетворении внутреннего спроса. Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса снизится по основному варианту с 71,8% в 2010 году до 33,7% в 2014 году.

Структура используемого ВВП (вариант 2), %

        Прогноз
     
ВВП используемый            
Расходы на конечное потребление 74,1 69,6 67,1 68,5 70,2 70,5
Домашних хозяйств 52,9 50,1 48,4 49,3 50,1 50,0
Государственного управления 20,6 19,0 18,2 18,8 19,6 20,0
Валовое накопление 18,5 22,3 25,0 27,0 27,7 28,0
Валовое накопление основного капитала 21,5 21,4 20,7 21,8 22,7 23,4
Изменение запасов -3,0 0,9 4,4 5,2 5,0 4,7
Чистый экспорт 7,4 8,1 7,9 4,5 2,1 1,5
Экспорт товаров и услуг 27,5 29,3 30,3 28,2 26,6 26,4
Импорт товаров и услуг 20,1 21,2 22,4 23,8 24,5 24,9


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 805; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.69.58 (0.009 с.)