ТОП 10:

Социальное обеспечение иностранцев в России и российских граждан за рубежом



В 2000 г. РФ подписала (не ратифицировала) Европейскую социальную хартию 1996г. Она предусматривает обязанность государств-участников принимать меры путем заключения соответствующих международных соглашений, с тем чтобы обеспечить равенство граждан государств-участников в области социального обеспечения в случае миграции работников из одной страны в другую.

В рамках ЕС действует Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 г., согласно которой для получения социальных пособий (по безработице, болезни, материнству) требуется стаж работы в стране пребывания сроком не менее 6 месяцев, а для получения пенсии по старости требуется 5-летний стаж.

Положения конвенции носят рамочный характер, т.е. решение вопросов выплаты иностранцам из государств ЕС пособий по безработице, старости и т.д. зависят от последующих соглашений между государствами.

Право на получение пенсий и социальных пособий возникает, как правило после определенного периода времени в данной стране: пенсионные фонды выплачивают пенсии из отчислений от работающих граждан, которые впоследствии будут также получать пенсии из молодого работающего поколения. Поэтому иностранные граждане в РФ и российские граждане за рубежом могут претендовать на получение пенсии в соответствующем государстве, если они в нем какой-то период времени работали и делали соответствующие отчисления.

В РФ согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. постоянно проживающие иностранные граждане в РФ имеют право на трудовую пенсию наравне с россиянами, за исключением случаев, установленных в законе или международном договоре. Это означает, что для получения пенсии по старости иностранцы должны удовлетворять требованиям закона: достичь определенного возраста и иметь стаж не менее 5 лет страхового стажа. Причем в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Периоды работы, которые выполнялись за пределами РФ, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами.

Согласно другому ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10.12.1995 г. постоянно проживающие в РФ иностранные граждане имеют равные с российскими гражданами права на социальное обслуживание, если иное не установлено международным договором РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющих детей» от 30.12.2006 г. иностранцам и беженцам выплачиваются пособия на детей.

Во многих странах установлены аналогичные правила. Ряд высокоразвитых стран Западной Европы и США предоставляют иностранцам «пособия по бедности». Однако иностранному пенсионеру необходимо получить вид на жительство в соответствующей стране.

РФ принимает меры по защите пенсионных прав своих граждан за рубежом. В соответствии с ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы РФ» от 06.01.2001г. российским пенсионерам перед отъездом за рубеж на постоянное жительство по их желанию выплачивается суммы назначенных государственных пенсий в рублях за 6 месяцев вперед. Сумма назначенной пенсии или ее часть может выплачиваться на территории РФ в рублях по доверенности или зачисляться на счет пенсионера в банке либо может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному ЦБ РФ.

У РФ (как правоприемница СССР )со многими странами есть международные соглашения по вопросам социального обеспечения, устанавливающие принцип национального режима друг другу на принципе взаимности. Такие соглашения есть с Болгарией, Румынией, Венгрией, Монголией. Они предусматривают взаимное признание стажа, т.е. стаж приобретенный на территории этих государств засчитывается в стаж России, и наоборот, что имеет значение для получения пенсии в своем государстве; провозглашают право граждан одного государства на получение пенсии в другом государстве наравне с местными гражданами. Например, пенсионер из России, переехавший на постоянное место жительство в Венгрию, вправе получать там пенсию на тех же условиях, что и венгерские граждане, даже если он всю жизнь проработал в РФ.

Аналогичные положения содержаться в соглашениях со странами СНГ. Так, в соответствии с Соглашением СНГ о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. государства-участники, во-первых, договорились взаимно признавать трудовой стаж, во-вторых, постановили, что трудящиеся-мигранты (лица, постоянно проживающие на территории одного государства-участника, но работающие другом государстве-участнике) пользуются социальным страхованием и социальным обеспечением (кроме пенсионного) в соответствии с действующим на территории страны трудоустройства законодательством.

Их медицинское обслуживание осуществляется за счет работодателя страны трудоустройства наравне с ее гражданами.

В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992г. назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. Все расходы, связанные с обеспечением пенсионного обеспечения по Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение.

 

Понятие международного гражданского процесса

М/н гражданский процесс – доктринальное понятие, обозначающее систему норм, регулирующих деятельность суда и других юрисдикционных органов при рассмотрении гражданско-правовых дел, осложненных иностранным элементом.

Предметом м/н гражданского процесса как института МЧП являются отношения, возникающие в связи с рассмотрением государственными судами дел с участием иностранных лиц, в частности:

· процессуальное положение иностранных граждан, организаций, а также иностранных государств и межгосударственных организаций, в гражданском и арбитражном судопроизводстве

· международная подсудность по гражданским и торговым делам

· исполнение иностранных судебных решений и иностранных судебных поручений.

Из интернета

Понятие международного гражданского процесса

Международный гражданский процесс (МГП) включает в себя комплекс вопросов, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц, порядком и особенностями рассмотрения в судах гражданско-правовых споров, осложненных иностранным элементом. МГП является формой реализации гражданских прав и одновременно может осуществляться лишь как публичное правоотношение, охватывает комплекс международных и национальных процедур.

Термин «международный гражданский процесс» носит условный характер: слово «международный» означает наличие гражданского правоотношения, осложненного иностранным элементом. Наиболее традиционно понимание МГП как части национального гражданского (арбитражного) процесса, связанного с разбирательством гражданско-правовых споров с иностранным элементом.

Круг вопросов, охватываемых международным гражданским процессом:

· гражданско-процессуальное положение иностранных физических и юридических лиц, иностранного государства, международных организаций;

· определение международной подсудности гражданских дел;

· установление содержания применимого иностранного права;

· порядок и способы исполнения судебных поручений;

· признание и исполнение иностранных судебных решений;

· нотариальные действия, связанные с защитой прав и интересов участников гражданского оборота.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.10.17 (0.004 с.)