ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Международные морские перевозки осуществляются либо по коносаменту, либо по чартеру.



Международные морские перевозки грузов по коносаменту регулируются Брюссельской конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. (Гаагские правила). В 1999 г. Россия присоединилась к Протоколу 1979 г., что равносильно присоединению к Конвенции. Однако ещё до присоединения к Конвенции её основные положения были воспроизведены в КТМ СССР 1968 г.

Сфера действия. Конвенция распространяется на коносаменты, которые относятся к перевозке грузов между портами двух разных государств, если при этом:

1. коносамент выдан в одном из государств-участников;

2. перевозка осуществляется из порта, который находится на территории государства-участника;

3. в договоре, содержащем коносамент, есть указание на применение к нему Конвенции.

При принятии груза к перевозке перевозчик обязан выдать грузополучателю коносамент. Конвенция устанавливает, какие сведения должен содержать коносамент (число мест, вес груза, описание внешнего вида груза и т.п.). Отправитель несёт ответственность за достоверность информации о грузе в момент погрузки.

Ответственность перевозчика:

1. за сохранность груза с момента погрузки на борт и до его выгрузки.

2. за вину, которая предполагается.

Перевозчик вправе доказывать свою невиновность.

Признаются ничтожными оговорки об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении размераответственности за ущерб, возникший в результате его вины.

Перевозчик освобождается от ответственности:

1. за потери и убытки, которые возникли вследствие немореходности судна, если только с его стороны была предпринята заботливость, чтобы сделать судно мореходным. Бремя доказывания своей заботливости лежит на перевозчике.

2. в случае так называемой «навигационной ошибки» (действия капитана, членов экипажа, лоцмана).

3. в случае пожара и других случайностей на море, непреодолимой силы, в том числе военных действий, забастовок и т.д.

Предел ответственности перевозчика в случае, если стоимость груза не была объявлена до погрузки и не внесена в коносамент,составляет 666, 67 СПЗ за место или единицу груза либо 2 СПЗ за один килограмм веса брутто утраченного или повреждённого груза в зависимости от того, какая сумма выше. Ограничение ответственности не применяется, если ущерб явился результатом умышленных действий перевозчика. Перевозчик и грузоотправитель могут заключить соглашение, устанавливающее иной максимальный предел ответственности, но он не может быть ниже конвенционного.

Срок исковой давности – 1 год.

Конвенция о морской перевозке грузов, Гамбург,1978 г. (Гамбургские правила).Призвана заменить Брюссельскую конвенцию. Вступила в силу в 1992 году. Россия в Конвенции не участвует.

Сфера действия. Конвенция применяется к договорам перевозки между двумя странами, если:

1. порт погрузки или разгрузки находится в одном из государств-участников;

2. один из опционных портов разгрузки является фактическим портом разгрузки и находится на территории государства – участника;

3. коносамент выдан в одной из стран-участниц;

4. коносамент содержит указание на применение Конвенции

5. Положения Конвенции не применяются к чартерам.

Распространяется также на перевозки животных и палубных грузов.

Ответственность перевозчика:

1. за сохранность груза в течение времени, пока груз находится в ведении перевозчика в порту погрузки и в порту разгрузки.

2. за ущерб, являющийся результатомутраты или повреждения груза, а также задержки в сдачегруза. Груз считается утраченным, если он не был передан получателю в течение 60 календарных дней по истечении срока доставки.

3. за ущерб, вызванный пожаром, если пожар возник по вине перевозчика, его служащих или агентов.

4. В отношении животных- за ущерб, который явился результатом любых особых рисков, присущих этому виду перевозки.

Основанием ответственности перевозчика является вина.Перевозчик предполагается виновным, еслине докажет, что сам перевозчик, его служащие и агенты предприняли все разумные меры для исполнения обязательств должным образом. Конвенция отменяет освобождение перевозчикаот ответственности при навигационной ошибке.

Предел ответственности перевозчика–835 СПЗ за место либо 2,5 СПЗ за килограмм недостающего веса брутто в зависимости от того, какая сумма выше. По соглашению перевозчика и грузоотправителя этот предел может быть увеличен.

Исковая давность – 2 года.

Предусмотрена альтернативная юрисдикция по выбору истца. Стороны вправе заключить арбитражное соглашение о передаче спора в коммерческий арбитраж.

Основные нормы Конвенции включены в гл.VIII КТМ РФ 1999 г.

Афинская конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа от 13 декабря 1974 г. Изменена Протоколом 1976 г. Россия участвует и в Конвенции, и в Протоколе.

Сфера действия. Конвенция применяется к международным перевозкам, если:

1. судно плавает под флагом государства – участника либо зарегистрировано в таком государстве;

2. договор заключён в государстве – участнике;

3. место отправления или место назначения, указанные в договоре, находятся на территории государства – участника.

4. Конвенция применяется только к коммерческим перевозкам.

Ответственность перевозчика:

1. за ущерб, причинённый в результате смерти пассажира или нанесения ему телесного повреждения,

2. за ущерб, причиненный в результате утраты или повреждения багажа при наличии двух условий:

a. Если происшествие произошло во время перевозки;

b. Если происшествие явилось следствием вины перевозчика, его служащих или агентов, действовавших в пределах своих служебных обязанностей. Бремя доказывания наличия происшествия лежит на истце.

Предел ответственности перевозчика в случае смерти пассажира или причинения ему телесных повреждений составляет 46 666 СПЗ, за утрату или повреждение багажа – 833 СПЗ на пассажира в отношении перевозки в целом.

В соответствии с Конвенцией национальным законодательством государств-участников может быть установлен более высокий предел ответственности перевозчика. Глава IX КТМ РФ 1999 г. «Перевозки морем пассажира и его багажа»устанавливает более высокий предел ответственности перевозчика: за вред, причинённый жизни и здоровью пассажира – 175 тыс. СПЗ; за повреждениеи утрату багажа – 1,8 тысячи СПЗ.

Перевозки по чартеру конвенциями не регулируются. Здесь применяются проформы чартеров, разрабатываемые и утверждаемые международными морскими организациями.

Международные воздушные перевозки.

По лекциям. (скинутые)

Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. Вступила в силу 4 апреля 1947 г. после ратификации 26 государствами.

Статья 6: никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территорию государства – участника, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.

Национальность воздушного судна определяется в зависимости от того, на территории какого государства оно зарегистрировано.

В настоящее время в сфере международных воздушных перевозок действуют одновременно 2 конвенции: Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (участвуют приблизительно 120 стран, в том числе Россия) и Монреальская конвенция 1999 г. с тем же названием. Вступила в силу 4 ноября 2003 г. Её ратифицировали свыше 70 государств. На территории ЕС она действует с 28.06.2004 г. Россия не участвует.

Варшавская конвенция от 12 октября 1929 г.

В Варшавской конвенциидано определение международной воздушной перевозки применительно к этой Конвенции (п.2 ст.1).

Воздушная перевозка является международной, если:

1) место отправления и место назначениярасположенына территории 2государств – участников независимо от того, имеется ли перерыв в перевозке или перегрузка,

2) место отправления и место назначения расположены на территории одного и того же государства - участника, однако остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является участником Конвенции.

Определение международной перевозки в Воздушномкодексе РФ совпадает с определением Конвенции (ст.101 ВК)

Устанавливает требования к перевозочным документам (глава II):

1. При перевозке пассажиров должен выдаваться проездной билет(ст.3).

2. При перевозке зарегистрированногобагажа должна выдаваться багажная квитанция(ст.4).

3. При перевозке груза отправитель составляет воздушно-перевозочный документ в трёх оригинальных экземплярах. Первый экземпляр носит пометку «для перевозчика». Он подписывается грузоотправителем. Второй экземпляр носит пометку «для получателя». Он подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с грузом. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается имгрузоотправителю по принятии товара (ст.5-8).

Перевозочные документы являются свидетельством заключения и условий договора перевозки. Они должны содержать уведомление, что перевозка подпадает под действие Варшавской конвенции, которая, как правило, ограничивает ответственность перевозчика.

Варшавская конвенция устанавливает ответственность перевозчика, условия и пределы ответственности, основания освобождения перевозчика от ответственности(часть III).

Перевозчик несёт ответственность:

1. за вред, происшедший в случае смерти, ранения или всякого другого телесного повреждения, понесённого пассажиром, если несчастный случай произошёл на борту или во время операций по посадке и высадке;

2. за вред, происшедшийв случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если причинение вреда произошлово время воздушной перевозки. Воздушная перевозка охватывает период времени, в который багаж или товар находятся под охраной перевозчика, независимо от того, имеет ли это место на аэродроме, на борту воздушного судна или в каком-либо ином месте в случае посадки вне аэродрома.

3. за вред, происшедший вследствие опозданияпри воздушной перевозке пассажира, багажа или товаров (ст.17 – 19).

Перевозчик не несёт ответственности, если он докажет, что им были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что их было невозможнопринять (ст.20). Т.е перевозчик отвечает за вину. Вина перевозчика предполагается. Бремя доказывания невиновности перевозчика лежит на самом перевозчике.

По вопросу учёта вины самого потерпевшего в причинении вреда суд может применить право суда, устранив или ограничив ответственность перевозчика.

Предел ответственности перевозчика:

1. При перевозке пассажиров – в отношении каждого пассажира ограничивается суммой в 250 тысяч франков.

2. При перевозке зарегистрированного багажа и грузов – суммой в 250 франков за килограмм и 5 тысяч франков в отношении ручной клади пассажира. При объявлении стоимости багажа и груза перевозчик обязан уплатить сумму в пределах объявленной, если не докажет, что она превышает действительную заинтересованность отправителя в доставке.

Суммы, указанные во франках, рассматриваются как относящиеся к валютной единице, состоящей из шестидесяти пяти с половиной миллиграммов золота пробы девятьсот тысячных. Эти суммы могут переводиться в любую национальную валюту в круглых цифрах. Перевод этих сумм в национальные валюты, не имеющие золотого содержания, в случае судебного разбирательства производится в соответствии с золотой стоимостью этих валют на день судебного разбирательства.

Неприменение пределов ответственности перевозчика. Пределы ответственности, установленные Конвенцией, не будут применяться, если будет доказано, что ущерб является результатом действия или бездействия перевозчика или его агентов, имеющего целью причинить ущерб или носившего опрометчивый характер, с сознанием того, что это может причинить ущерб (ст.25).

Всякие соглашения сторон об освобождении перевозчика от ответственности или уменьшении пределов его ответственности недействительны (ст.23).

Варшавская конвенция устанавливает обязательное предъявление претензийпо грузам и багажу и предельные сроки предъявления таких претензий:

· в течение 7 дней со дня получения багажа и

· 14 дней со дня получения груза.

В случае задержки претензия должна быть предъявлена не позднее чем в течение 21 дня, считая с момента передачи в распоряжение получателя багажа или груза.

Если претензия в установленные сроки не предъявлена, никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана со стороны последнего (ст.26).

Срок исковой давности – 2 года, которые исчисляются с момента прибытия по назначению, или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки (ст.29).





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.66.86 (0.012 с.)