ТОП 10:

Признание и приведение в исполнение иностранных арбитражных решений. Конвенция ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, 1958 г.



Разбирательство дела в МКАС прекращается либо вынесением окончательного решения, либо мировым соглашением сторон (при этом МКАС может по просьбе сторон зафиксировать достигнутое урегулирование в форме арбитражного решения на согласованных условиях), либо вынесением постановления о прекращении разбирательства, если по делу не принимается окончательное решение.

Если стороны в ходе арбитражного процесса пришли к мировому соглашению, то оно может быть зафиксировано в виде арбитражного решения на согласованных условиях (ст. 30 российского Закона). Такое мировое соглашение получает возможность признания и приведения в исполнение в качестве арбитражного решения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Судебный контроль. Целью контроля в МКА является недопущение «выхода в свет» арбитражных решений, вынесенных с серьезными нарушениями, прежде всего процессуального характера. Результатом осуществления контроля может явиться отмена (полностью или в части) такого арбитражного решения судом в том месте, где оно было вынесено, что, в свою очередь, влечет обычно невозможность его признания и приведения в исполнение во всех других странах – участницах Нью-Йоркской конвенции. В противном случае, если бы арбитражное решение, вынесенное с серьезными нарушениями, получило «путевку в жизнь» без какой бы то ни было судебной проверки в месте его «рождения», то проигравшая сторона вынуждена была бы оспаривать его каждый раз и в каждой стране, где это решение предъявлялось бы к исполнению. Это не обжалование. Теоретическим основанием для осуществления судебного контроля за арбитражным решением является доктрина exces de pouvoir - превышения полномочий. Упрощая, можно кратко изложить ее следующим образом: арбитраж целиком базируется на соглашении сторон и полномочия арбитров черпают в нем свои истоки. По этой причине арбитры не вправе предпринимать никаких действий, не санкционированных сторонами, а арбитражное решение, вынесенное в нарушение соглашения сторон, не должно исполняться.

Основания для отмены арбитражного решения в нашей стране очень сходны с основаниями отказа в признании и приведении его в исполнение, о которых речь пойдет дальше.

Признание арбитражных решений - это признание вытекающих на них определенных правовых последствий. Основное из них - признание за арбитражным решением свойства исключительности, состоящего в том, что в суде не может быть предъявлен новый иск тем же истцом к тому же ответчику о том же предмете и по тому же основанию, если против судебного рассмотрения возражает ответчик; иными словами, за последним в данном случае признается право на заявление отвода суда. Это своего рода аналогия с процессуальным принципом исключительности вступившего в законную силу судебного решения - запрещается оспаривать в судебном порядке то, что уже было решено судом.

Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнение. Однако в некоторых случаях достаточно, чтобы решение было только признано. Говоря о приведении иностранного судебного решения, обычно имеется в виду использование мер принуждения, которые суд вправе применять для обеспечения фактического исполнения предусмотренных в решении обязанностей. Отказ в признании решения означает и невозможность его исполнения.

В разных странах действует разный порядок приведения в исполнение иностранных арбитражных решений, но все их можно свести к четырем основным моделям:

· депонирование, или регистрация, решения в суде или ином компетентном органе, после чего оно может быть исполнено, как если бы оно было решением местного суда;

· исполнение арбитражного решения непосредственно, без его депонирования или регистрации;

· обращение в суд с просьбой о признании и исполнении решения (экзекватура);

· предъявление в суд иска на основании арбитражного решения как свидетельства наличия долгового обязательства, которое подлежит судебной защите. К последнему способу прибегают только тогда, когда не имеется возможности применить ни один другой способ.

Наиболее часто на практике встречается третья модель – процедура, известная под названием экзекватурирования. Она применяется и в Российской Федерации.

В широком смысле слова экзекватурирование - это процедура, обычно судебная, имеющая целью придание арбитражному решению исполнительной силы, т.е. способности быть приведенным в исполнение с применением, в случае необходимости, принудительных мер со стороны государственных органов по отношению к обязанному лицу или его имуществу. При системе экзекватурирования обычно компетентная инстанция после рассмотрения в упрощенном производстве исправности решения и без судебного разбирательства с участием сторон выдает исполнительный документ - приказ об исполнении по просьбе заинтересованной стороны

Основы международного режима признания и исполнения иностранных арбитражных решений были заложены Нью-Йоркской конвенцией 1958 г.. Следует отметить, что российский закон 1993 г. практически полностью воспроизводит в разделе VIII соответствующие нормы Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Конвенция применяется исключительно к "иностранным арбитражным решениям", т.е. таким решениям, которые вынесены на территории государства иного, чем то, где испрашивается их признание и приведение в исполнение (п. 1 ст. 1). По общему смыслу Конвенция распространяется на любое иностранное арбитражное решение независимо от того, вынесено оно на территории государства - участника конвенции или нет. Однако практическое значение оговорок о применении Конвенции только к тем арбитражным решениям, которые вынесены на территории другого государства-участника, используя принцип взаимности, постепенно утрачивает смысл, так как число государств-участников Конвенции постоянно увеличивается. Конвенция применяется ко всем арбитражным решениям, будь то решения институционного или изолированного арбитража (п. 2 ст. 1). Конвенция не применяется к арбитражным решениям, вынесенным в том же государстве, где испрашивается их признание и исполнение. Конвенция не применяется и к процедуре оспаривания решения, которая входит в компетенцию суда того государства, где оно было вынесено.

Исполнение иностранного арбитражного решения осуществляется в соответствии с правом той страны, на территории которой оно исполняется. В РФ порядок исполнения иностранных арбитражных решений регламентируют следующие нормативные акты: Закон «О международном коммерческом арбитраже», ГПК, АПК, ФЗ «Об исполнительном производстве» и др.

Положения закона 1993 г. полностью соответствуют международным соглашениям, участником которых является РФ. Сторона, ходатайствующая о приведении в исполнение решения должна представить должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового, а также подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенную копию его. Если арбитражное решение иностранном яыке, сторона должна представить должным образом заверенный перевод этих документов на русский язык.

Конвенция устанавливает жестко ограниченный перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В перечень входят пять оснований для отказа в признании и исполнении решения, на которые может ссылаться сторона, проигравшая арбитражное разбирательство, и два основания для отказа по инициативе компетентных органов того государства, где испрашивается признание и исполнение, в силу соображений публичного порядка.

В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентным органам по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что:

· стороны в арбитражном соглашении были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено;

· сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

· указанное решение вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и приведена в исполнение;

· состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или при отсутствии такового не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж;

· решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентным органом страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется (п. 1 ст. V) (45).

В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентный орган страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, найдет, что:

· объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны;

· признание и приведение в исполнение этого решения противоречит публичному порядку этой страны (п. 2 ст. V).

Необходимо обратить внимание на то, что нельзя считать нарушением публичного порядка любое несоответствие арбитражного решения или последствий его исполнения законодательству РФ. Поскольку в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией суд не может пересматривать решение по существу, его компетенция ограничена рассмотрением вопроса о том, может ли его исполнение привести к нарушению публичного порядка.

Согласно положениям российского арбитражно-процессуального законодательства заявление о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений подается стороной, в пользу которой состоялось решение иностранного арбитража, в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения или месту жительства должника, либо если место нахождения или место жительства должника неизвестно по месту нахождения имущества должника.

Принудительное исполнение производится на основании исполнительного листа арбитражным судом, вынесшим определение. Иностранное арбитражное решение может быть предъявлено к принудительному исполнению в срок, не превышающий 3 лет со дня вступления в законную силу. Исполнительные листы могут быть предъявлены к исполнению в течение 6 месяцев.


[1] Гражданское и торговое право капиталистических государств.Ч.1. М.,1983. С.222.

[2] Чешир Дж., Норт П. Международное частное право.Перевод с английского. М., 1982.

[3] Дженкс Э. Свод английского гражданского права. М., 1941.

[4] Лунц А.Л. Международное частное право. М., 1970. С.246-247

[5] СЗ РФ. 2002. №30. Ст.3032.

[6] СЗ РФ. 2002. №. Ст.

[7] СЗ РФ. 2010. № 28. Ст.3554.

[8] ВСНД РФ и ВС РФ. 1993. № 10. Ст.357.

[9] Медведев И.Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. М., 2005. П.136.

[10] Там же. П.134.

[11] Таблицу см. Медведев И.Г. Указ раб. П.

[12] Klaus Peter Berger, International Economic Arbitration 8 n. 62 // law.vanderbilt.edu/journal/33-1-1.htm

[13] См. Розенберг М.Г. Арбитражная практика за 1998 год. С. 104







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.207.100 (0.008 с.)