Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды и типы организационных структур предприятиемСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К основным видам структур предприятия относятся: - Производственная структура; - Структура управления; - Организационная структура. Организационная структура предприятия - это состав специализированных подразделений предприятия, функционирующих во взаимосвязи, обеспечивающих его нормальную работу и достижение целей организационного развития. В рамках организационной структуры предприятия выделяют две её составляющие: - Структура управления; - Структура производства. Структура управления - определяется составом взаимосвязанных должностей и специализированных органов управления предприятием. Структура управления формально закрепляется уставом предприятия и документально оформляется специальными положениями о подразделениях, отделах и службах, должностными инструкциями для всех уровней управления. Структуры управления могут быть двух видов – высокие иерархические и низкие горизонтальные. Высокие иерархические структуры управления предполагают наличие большого числа уровней управленческой иерархии, относительно узкую зону ответственности каждого руководителя. Основное конкурентное преимущество – экономия всех видов производственных издержек. Низкие горизонтальные структуры управления – предполагают минимальное количество уровней управленческой иерархии, относительно широкую зону ответственности каждого руководителя. Основное конкурентное преимущество – экономия на упущенной выгоде предприятия. Различают следующие основные типы структур управления: - линейная; - функциональная; - линейно-функциональная; - проектная; - дивизиональная; - матричная и некоторые другие. Линейная структура управления – представляет собой иерархическую структуру с однозначными сильными вертикальными связями и слаборазвитыми горизонтальными связями между подразделениями (рис. 9.1). Достоинства линейной структуры управления сводятся к ниже следующему: - Четкое разграничение ответственности и компетенций; - Простой контроль; - Быстрые и экономичные формы принятия решений; - Простые иерархические (вертикальные) коммуникации; - Персонифицированная ответственность - Четкое исполнение принципа единоначалия. Недостатки линейной структуры управления: - Высокие профессиональные требования к руководителям; - Сложные коммуникации между исполнителями; - Низкий уровень специализации руководителей; - Выраженный авторитарный стиль руководства; - Перегрузка руководящего состава работой.
Функциональная структура управления организацией представляет собой структуру, в которой каждый исполнитель подчиняется руководителю-специалисту, имеющему право отдавать ему прямые распоряжения в пределах своей профессиональной компетенции (рис.9.2). Достоинства функциональной структуры управления: - Высокий профессиональный уровень руководителей; - Быстрые коммуникации; - Разгрузка высшего руководства; - Точные и высокопрофессиональные управленческие решения.
Недостатки функциональной структуры управления сводятся к ниже следующему: - Отход от принципа единоначалия; - Сложность подготовки и согласования решений; - Дублирование распоряжений и коммуникаций; - Отсутствие ответственного за конечный результат деятельности; - Сложность осуществления контроля.
Линейно-функциональная структура управления является симбиозом линейной и функциональных структур предприятия и призвана сохранить достоинства и освободиться от недостатков обеих из них(рис.9.3).
Достоинства линейно-функциональной структуры управления организацией: - Баланс функционального и линейного руководства; - Улучшение горизонтальной коммуникации; - Разгрузка высшего руководства; - Точные и высокопрофессиональные управленческие решения. Недостатки линейно-функциональной структуры управления организацией: - Увеличение штатов за счет штабных работников; - Опасность конфликтов между линейными и штабными руководителями; - Усложнение вертикальной коммуникации; - Снижение четкости в принятии решений. - Усложнение осуществления контроля.
Проектная структура управления – представляет собой линейно-функциональный тип структур, содержащий блок целевого управления реализацией конкретного, актуального для предприятия проекта (рис.9.4). Область применения и специфические задачи использования проектных структур могут быть определены следующим образом: 1. При создании нового предприятия, филиала, «дочки»… 2. Освоение нового инновационного продукта; 3. Проведение масштабных НИОКР; 4. Решение конкретной задачи; 5. Специфические требования к подбору руководителей проектов; 6. Обеспечение единой инвестиционной политики; 7. Создание специфических мотивационных механизмов, регламентирующих внутрифирменную кооперацию и т.п.
Достоинства проектной структуры управления организацией: - Гибкость и адаптивность структуры; - Снижение риска ошибочных решений; - Высокий профессионализм участников проекта; - Кадровая автономия проектной группы; - Целевое руководство проектом на основе единоначалия. Недостатки проектной структуры управления организацией: - Сложные механизмы координации; - Опасность конфликтов из-за двойного подчинения; - Сложность контроля работ по проекту; - Сложность осуществления единой инвестиционной политики; - Необходимость дифференцированного контроля по функциональным областям деятельности.
Дивизиональная структура управления организацией – представляет собой множественную структуру, когда структуры управления отдельными специализированными подразделениями организации (дивизионами), имеющими, как правило, линейно-функциональную структуру, дублируются (рис.9.5). Область применения и специфические задачи использования дивизиональных структур могут быть определены следующим образом: - Многопродуктовые предприятия; - Предприятия размещенные в разных географических регионах; - Предприятия работающие в разных рыночных нишах, с разными целевыми группами потребителей; - Тщательный подбор руководителей дивизионов; - Единая инновационная политика во всех дивизионах; - Предотвращение внутренней конкуренции между дивизионами; - Обеспечение единой интегрированного плана развития организации в целом, исключение сепаратизма; - Приоритет линейного руководства над функциональным и т.п.
Достоинства дивизиональной структуры управления организацией: - Четкое разграничение ответственности; - Высокая адаптивность системы; - Высокая самостоятельность дивизионов; - Снижение нагрузки на высшее руководство организации; - Простые коммуникации; - Кадровая автономия, высокая мотивация. Недостатки дивизиональной структуры управления организацией: - Сложные механизмы координации на уровне компании; - Высокая потребность в руководящих кадрах; - Рост затрат на управление из-за дублирования функций; - Сложность реализации единой политики; - Разобщенность персонала; - Слабый синергетический эффект.
Матричная структура управления организацией – считается высшим достижением ХХ века в области менеджмента и представляет собой симбиоз линейно-функциональной и проектной структур с целью резкого усиления горизонтальных связей при сохранении положительных качеств сильной властной вертикали (рис. 9.6). Область применения и специфические задачи использования матричных структур управления могут быть определены следующим образом: - Многопрофильные предприятия со значительным объемом НИОКР; - Союзы и альянсы предприятий с централизованной инфраструктурой; - Предприятия холдингового типа; - Необходимость обеспечения единой инновационной политики; - Выделение состава функциональных служб и подразделений; - Обеспечение координации управления проектами; - Разработка специальных мотивационных механизмов, направленных на внутрифирменную кооперацию.
Достоинства матричных структур: - Четкое определение ответственности за конечный результат проекта; - Высокая гибкость и адаптивность структуры; - Относительная самостоятельность функциональных подразделений; - Высокий профессионализм руководителей функциональных подразделений; Недостатки матричных структур: - Отход от принципа единоначалия; - Высокая конфликтность структуры; - Высокие требования к линейным и функциональным руководителям; - Высокие требования к коммуникациям; - Сложность согласования при принятии управленческих решений; - Необходимость и опасность компромисности решений. Организационные структуры управления предприятием должны строиться с соблюдением определенных правил (принципов). Приведем некоторые из основных принципов построения: 1. Согласованность – обеспечение максимально возможной согласованности целей фирмы и интересов субординированных органов управления. 2. Централизация, дифференциация – предусматривает специализацию органов управления на выполнении определенных функций (дифференциация), централизация принятия и выполнения решения важнейших проблем. 3. Иерархия – предусматривает разделение решений стратегического и оперативного характера по соответствующим уровням управленческой иерархии. Все указания сверху вниз должны проходить в порядке подчиненности. Отчеты об исполнении - в соответствии с управленческой субординацией снизу вверх. 4. Рациональное сочетание вертикальных и горизонтальных связей – вертикальные связи определяют ответственного, ускоряют процессы управления, горизонтальные связи координируют действия исполнителей, ускоряют поиск приемлемого решения проблемы. 5. Единоначалие в управлении – подчинение каждого исполнителя только одному руководителю, что обеспечивает рациональную схему ответственности и делегирования в системе управления. 6. Соединение прав и ответственности – предоставление руководителю полномочий на принятие управленческих решений в рамках его компетенции с одновременной ответственностью за их исполнение и получение положительных результатов. 7. Соблюдение норм управляемости – число подчиненных, которым может эффективно управлять руководитель, ограничено.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.78.203 (0.009 с.) |