Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сценарий стратегического управления и его этапы

Поиск

Как показывает практика использования приемов и методов стратегического управления организацией в процессе такого управления осуществление необходимых мероприятий идет по определенному относительно устойчивому сценарию.

Сценарий – это логическая последовательность шагов, предпринимаемых организацией для достижения поставленных ею стратегических целей. Содержание и масштаб мероприятий в различных организациях может быть разным, но логика шагов носит устойчивый характер.

Разработка сценария позволяет выявить конкурентные преимущества фирмы, т.е. её превосходство над конкурентом в какой-либо области деятельности, её сильные и слабые стороны, возможности и угрозы исходящие в основном из внешней среды организации. На рис. 7.2 предложена одна из версий такого сценария.

 

 

 
 

 


Первый этап сценария связан с формированием миссии организации. Миссия формируется на основании видения основателем фирмы того, какой он представляет себе организацию в будущем. Миссия организации – основная, общая цель деятельности организации, четко выраженная причина её существования, содержащая конкретные характеристики основных потребителей, рынков сбыта, удовлетворяемых потребностей, используемых технологий и ресурсов. Несмотря на кажущуюся абстракцию, заключенную в категории «миссия», она весьма конкретна и полезна. Реализация миссии осуществляется в соответствии с основной стратегической линией организации, которая строится на принципах сбалансированного поведения в отношениях с субъектами окружающей среды: клиентами, поставщиками, конечными потребителями, инвесторами, государством, обществом. В формулировке миссии содержатся ответы на вопросы о том, чем занимается фирма, какие потребности каких целевых групп она удовлетворяет, каких принципов ведения бизнеса она придерживается… В качестве примера приведем одну из первых формулировок миссии, озвученную Г. Фордом. Он сказал «…Я сделаю легковой автомобиль для огромного множества людей… Он будет настолько дешевым, что любой человек с хорошей заработной платой сможет приобрести его… Когда я завершу задуманное, каждый человек будет в состоянии приобрести этот автомобиль – и он будет у каждого». В результате претворения в жизнь этой миссии мир стал другим. Соединенные штаты, до того – аграрная страна, где ковбои перегоняли стада скота с одного пастбища на другое, в короткий срок пересела на автомобили. Возникли новые отрасли промышленности, инфраструктура автопрома, была решена задача мобильности трудящейся части населения и множество других проблем, сдерживавших развитие промышленности.

Сформулированная и принятая организационная миссия определяет философию и предпринимательскую политику, которой будет придерживаться фирма в процессе своей хозяйственной деятельности. Философия организации – высшие ориентиры, сформулированная совокупность основных ценностей, целей и руководящих установок, правил поведения во взаимодействиях с партнерами. Философия организации – формируется под воздействием факторов субъективного и объективного характера (личностные качества высших руководителей; ценностные установки, действующие в организации; характер производства и товарной продукции и т.д.). Она может носить диаметрально противоположные характеристики – от технократических, ориентированных на производственный процесс до гуманитарных, предполагающих плодотворное взаимодействие с персоналом, клиентами, партнерами…

Предпринимательская политика, реализуемая организацией – это система кредо, правил взаимоотношений с субъектами внешней и внутренней среды, которых фирма неукоснительно придерживается. Своего рода – «кодекс чести». Например, «мы никогда не нарушим налоговый кодекс страны пребывания, мы всегда будем предельно честны с нашими партнерами, для нас имидж фирмы – наиболее важный элемент нашего бизнеса…».

Миссия организации, её философия и предпринимательская политика – носят системный характер, зависят и взаимосвязаны друг с другом. Видение, миссия, философия и предпринимательская политика, сформулированные и доведенные до партнеров фирмы (покупателей, клиентов, поставщиков, конкурентов…) создают у них полное представление о фирме, формируют наиболее приемлемый для неё состав партнеров, что делает бизнес более устойчивым и комфортным.

Очередной этап сценария стратегического развития фирмы сводится к анализу внешней среды организации, выявления возможностей и угроз формируемых в ней. Анализу подвергается и внутренняя организационная среда с целью определения наших внутренних способностей (состав вопросов, на которые следует ответить, приведен на рис. 7.3) по реализации возможностей, имеющихся во внешнем окружении. На основе сравнения результатов анализа внешней и внутренней среды организации выявляются её сильные стороны (основа её конкурентных преимуществ) и слабые стороны (источник рисков и угроз), формируется система потенциально возможных целевых установок, из которых должны быть выбраны наиболее выгодные для фирмы. Выбор из альтернатив осуществляется по некоторой системе критериев, индивидуальной для каждой конкретной фирмы. Для определения целей стратегического развития предприятия могут использоваться специфические методы:

1. Метод сценариев;

2. Методы стратегического прогнозирования;

3. Матричные методы позиционирования фирмы на рынке;

4. Метод слабых сигналов;

5. Методы экономико-математического моделирования и т.д.

 

 
 

 

 


На следующем этапе сценария принятая целевая установка (или набор согласованных целей) поступает в разработку команды специалистов, которая определяет очередность шагов в процессе достижения поставленной цели, необходимые по номенклатуре, количеству и качеству ресурсы, источники их получения, формируют программы, проекты, планы. Иными словами, разрабатывается стратегия «перемещения» из текущего состояния в состояние, желаемое для её руководителей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.189.227 (0.007 с.)