Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психология о сценариях жизнедеятельности

Поиск

Теперь обратимся к упомянутым сценариям. По общепринятому в современной психологии определению, психологический сценарий представляет собой бессознательный жизненный план: некую драму (хотя иногда и комедию), имеющую начало, середину и конец («расплату»). «… Психологический сценарий – пишут авторы интересной книги «Рожденные выигрывать» М. Джеймс и Д. Джонгвард – имеет поразительное сходство с театральным сценарием. И в том, и в другом есть список исполнителей, определены диалоги, действия, сцены, темы и сюжеты, которые движутся к кульминации и оканчиваются занавесом. Психологический сценарий – это план действий жизненной драмы личности, который предписывает, где личность подойдет к концу своей жизни, а также каким путем она будет к нему идти. Эта драма исполняется личностью неосознанно, хотя некоторые и могут случайно ее осознать.

Сценарий личности может походить на сентиментальную драму, фантастическое приключение, трагедию, сагу, фарс, роман, веселую комедию или скучную пьесу, которая надоела актерам и нагоняет сон на зрителей. Различные драмы в различной степени могут быть конструктивными, деструктивными или непродуктивными, то есть никуда не ведущими.

Драма жизни начинается с момента рождения. Сценарий записывается в состоянии Я Ребенка через трансакции (взаимодействия – С.К.) между родителями и ребенком. По мере своего роста дети приучаются играть различные роли – героев, героинь, злодеев, жертв, спасителей – и неосознанно ищут тех, кто играет дополнительные роли.

Когда они становятся взрослыми, то исполняют свои сценарии в контексте того социального окружения, в котором живут и которое имеет собственные драматические формы... Личности следуют сценариям, нации следуют сценариям... Жизнь каждой личности – это единственная в своем роде драма, которая может включать элементы семейного и культурного сценариев. Взаимодействие этих сценариев влияет на жизненную драму каждой личности и тем самым разворачивается в истории народа» (По: М. Джеймс, Д. Джонгвард. «Рожденные выигрывать», с. 83-84).

Прошу прощения за длинную цитату, но мне не хотелось своими словами пересказывать то, что сказано удивительно точно и недвусмысленно. И все, что остается добавить, так это то, что ваш собственный сценарий складывается не только по воле родителей и прочих значимых других. В нем, например, очень большую роль играют сюжеты любимых или поразивших ваше воображение в детстве сказок. И еще, в создании вашего личного сценария участвуют:

национальные сценарии (например, «Мы, евреи, вечно гонимые люди»);

субкультурные сценарии (например, «Мы работяги, и нам не до высоких рассуждений»);

семейные сценарии (например, «Мы, Ивановы, никогда не высовывались»).

Основной «сюжет» сценария возникает в раннем детстве. С трех до семи лет мы, в основном, только лишь добавляем детали, так что к моменту поступления в школу сценарный план вашей жизни, как правило, является уже завершенным. Правда, он может быть слегка или изрядно пересмотрен в юношеские годы, но от этого, к сожалению, он не станет ни менее жестким, ни менее заданным (или задающим).

По своеобразному «результирующему» признаку все сценарии людей можно подразделить на три типа: победителя (выигрывающего), побежденного (проигрывающего) и непобедителя (не участвующего в игре).

Люди со сценариями «победителя», как правило, достигают своих целей и при этом радуются своим достижениям. В отличие от них «побежденные» либо не достигают своих целей, либо – и это весьма интересно! – остаются недовольны своими достижениями и просто жизнью, которая для них всегда некомфортна и неприятна. Что же касается «непобедителей», то они просто терпеливо тянут лямку, несут свою ношу, не рискуя изменить жизнь. И хотя при этом они редко серьезно проигрывают, но зато уж точно почти не выигрывают, ибо единственно «беспроигрышный» вариант – это тот, когда все остаются «при своих».

Кстати, в зависимости от той самой, ранее упоминавшейся «расплаты» – конца или, иначе, финала сценария – «побежденные» классифицируются по трем степеням. Предусмотренные сценарием неудачи и потери «побежденных первой степени», как правило, невелики и – отличительный признак – могут обсуждаться с окружающими. Сценарные проблемы «побежденных второй степени» куда более глубоки, а главное, «не обсуждаемы» – их не принято «муссировать» в обществе. Ну а сценарии «побежденных третьей степени» обычно просто имеют какой-то совершенно жуткий финал: увечье, тяжелую болезнь, тюремное заключение, насильственную смерть или самоубийство. Однако все эти три сценария достаточно редко встречаются в чистом виде и уж во всяком случае, зачастую бывают разными для различных сфер жизни человека. И, например, мы сплошь и рядом видим и встречаем «победителей» в сфере работы, которые, однако, являются «побежденными» в семейных отношениях, одновременно выступая банальными «непобедителями» в сферах досуга и общественной деятельности…

Одна из проблем, связанных с действиями в соответствии со сценариями, заключается в том, что вместо того, чтобы действовать, человек полагается на волшебное решение, заложенное в его сценарном плане. В результате «по жизни» он демонстрирует пассивность, каковая, в современной психологии, определяется как нерешение людьми своих проблем или неумение решать их. Пассивность эта бывает четырех типов: ничегонеделанье, сверхадаптация, возбуждение и беспомощность. В первом случае – ничегонеделания – мы имеем дело с привычным для большинства действием по принципу «Ты не бойся нас, работа, мы тебя не тронем». Проблема просто игнорируется – и точно так же игнорируются собственные способности что-либо сделать для ее решения. Во втором случае – сверхадаптации – человек просто отказывается от собственных желаний в угоду других. В третьем случае – возбуждения – субъект уподобляется кипучему лентяю – этакому слесарю Полесову из бессмертного произведения Ильфа и Петрова – и вместо того, чтобы решать проблемы, тратит энергию на какую-либо бесцельную деятельность. Ну а в четвертом случае – беспомощности – человек просто оказывается не в состоянии воспользоваться даже имеющимися у него способностями и ресурсами для решения стоящих перед ними задач, что, в конце концов, может проявиться в немотивированной вспышке агрессии и насилия…

Наверное, вышесказанного по теории психологических сценариев вам хватило для того, чтобы понять, насколько все в вашей жизни заданно и определено. И, естественно, захотеть от этой самой «обреченной предопределенности» избавиться. Чем мы сейчас и займемся, предварительно (или дополнительно) поняв, что в психологических сценариях выделяют два аспекта: «Как?» и «Что?»

Первый из них касается так называемых паттернов сценарного процесса, описывающих и представляющих то, как одинаково люди могут реализовывать различные сценарии. Этих самых паттернов нынче выделяется целых шесть: «Пока не», «После», «Никогда», «Всегда», «Почти» и «Сценарий с открытым концом».

Сценарному процессу «Пока не» соответствует своеобразная Главная Мысль: «ничего или чего-то хорошего не будет, пока что-то менее хорошее или просто плохое не закончится», например: «Вот выйду на пенсию (закончу вуз, защищу диссертацию – и т.д., и т.п.), тогда и начну жить (радоваться, отдыхать – и опять-таки и т.д., и т.п.).

Сценарному процессу «После» соответствует нечто почти противоположное: «Пусть сейчас хорошо, но потом я вынужден буду за это заплатить» («За все хорошее придется расплачиваться»).

Сценарный процесс «Никогда» базируется на другом, но тоже весьма интересном предположении: «Я никогда не смогу добиться того, чего действительно хочу», из которого, как вы сами понимаете, следует логичный вывод: «…так что не стоит и пытаться».

Сценарный процесс «Всегда» заставляет человека повторять одни и те же заложенные в сценарии ошибки – раз за разом и даже с известной периодичностью.

Сценарный процесс «Почти» имеет две разновидности. «Почти – тип 1», согласно которому человек, почти добившийся цели, бросает незавершенное и берется за другое дело в силу кажущихся ему объективными причин. И «Почти – тип 2», по которому субъект все-таки добивается своей цели, но не осознает этого, не радуйся достигнутому, не дает себе «остановиться, оглянуться» (Л. Жуховицкий), а вместо этого берется за новое дело. Зачастую люди с подобным сценарием, даже добившись заметных успехов, считают себя неудачниками и обычно кончают измотанностью, нездоровьем и несчастливостью.

Наконец, сценарный процесс «Сценарий с открытым концом» является синтезом сценарных процессов «Пока не» и «После», ибо в нем, как и в них, есть некий водораздел: точка или пункт, после коего все меняется. Однако в «сценарии с открытым концом» человек после этой точки словно теряется, не зная, что предпринять, и испытывая пустоту и беспокойство – так, как будто бы следующая часть сценария была потеряна. Зачастую люди с этим сценарным процессом сосредоточиваются на кратковременных тактических задачах, а после их решения ищут для себя новую цель.

Так вот, первое, что вам следует сделать, дабы начать избавляться от огораживающего вашу жизнь красными флажками психологического сценария, так это изменить пресловутое «Как?», сиречь** собственный паттерн сценарного процесса (надеюсь, вы его уже определили как для всей своей жизни, так как для различных ее сфер), а точнее главное его убеждение в соответствии с нижеприведенной таблицей.

Однако поскольку убеждения сценарного процесса относятся к числу Главных Верований нашей жизни, изменять их вы будете с помощью метода, требующего неких психоэмоциональных и даже чисто физических усилий (предложен он М. Холлом). Через так называемые мета-«Нет» и мета-«Да» – очень сильные и интенсивные состояния непринятия и, соответственно, приятия чего угодно. Во-первых, того, что вы действительно абсолютно не приемлете (это состояние используется для разрушения убеждения). А во-вторых, того, чему вы говорите «да» всем сердцем и душой, а также еще и телом (данное состояние применяется для внедрения убеждения нового). Суть созданной на основе принципа использования состояний мета-«Нет» и мета-«Да» психотехнологии довольно проста. Выяснив главное старое убеждение своего сценарного процесса, вы вызываете затем состояние мета-«Нет», каковое направляете на это самое убеждение до тех пор, пока не обнаружите, что вы в него больше уже не верите. После этого вам остается только лишь вызвать в себе состояние мета-«Да», с помощью которого вы «доводите до нужной кондиции» новое убеждение сценарного процесса: то альтернативное, которое вы хотите иметь вместо прежнего. То, как это делать пошагово и конкретно, подробно представлено в созданном мною описании психотехнологии трансформации убеждений с помощью мета-«Нет» и мета-«Да».

1. Определите новое экологичное, поддерживающее вас и придающее силы убеждение, которое вы хотели бы иметь (например, «личностный рост – это просто»).

2. Выявите альтернативное ему и уже существующее в вашей модели мира убеждение, будто стоящее на пути этого нового убеждения (например, «личностный рост – это нудное и тяжелое дело»).

3. Войдите в состояние, в котором вы говорите действительно сильное «Нет!», вспомнив или вообразив что-то, на что вы никогда не согласитесь (например, скорее всего вы скажете категорическое «Нет!» предложениям сбросить ребенка с обрыва или стать гомосексуалистом). Повторяйте это «Нет!» снова и снова – до тех пор, пока не почувствуете это состояние всем телом или у себя внутри. Дополните данное состояние позой, наклоном или движением головы, дыханием, жестом руки и голосом.

4. Уничтожьте ограничивающее убеждение с помощью вашего мета-«Нет». Войдите в состояние вашего действительно сильного «Нет!» и, ощущая его полностью и совершенно, скажите его, думая о вашем глупом и бесполезном убеждении, препятствующем вашему продвижению. Повторяйте это «Нет!» до тех пор, пока не ощутите, что данное убеждение более не управляет вами и стерлось или даже исчезло из вашего сознания.

5. Войдите в состояние энергичного и мощного «Да!», вспомнив или вообразив что-то, что вы безоговорочно принимаете – безо всяких колебаний и сомнений. Повторяйте это «Да» до тех пор, пока не ощутите это состояние всем телом или у себя внутри. Дополните данное состояние так, как это описано в п. 3.

6. Укрепите новое убеждение с помощью вашего мета-«Да», повторяя его до тех пор, пока не ощутите, что вы целиком и полностью впустили данное убеждение в себя.

7. Осуществите подстройку к будущему, представив, как это новое убеждение улучшит вашу жизнь.

Темы наших сценариев

Теперь можно уже заняться нашим «Что?», то есть содержанием вашего сценария. В принципе, не стану скрывать: тема эта воистину необъятна и очень сложна. Необъятна потому, что вариантов содержания индивидуальных психологических сценариев может быть превеликое множество. Сложна же потому, что грамотное определение и описание содержания сценария под силу только лишь специалистам.

Дело в том, что он всегда имеет Главную Тему, содержание которой зачастую можно выразить одной фразой. М. Джеймс и Д. Джонгвард («Рожденные выигрывать»). В качестве примера приводят такие темы:

Теряющий Голову,

Являющийся Самым-Самым,

Спасающий Заблудших,

Приносящий Пользу,

Облеченный Властью,

Старающийся Изо Всех Сил,

Распоряжающийся Всеми,

Отступающий, Но Исправляющийся,

Преуспевающий, А Затем Терпящий Неудачу,

Ничего Никогда Не Добивающийся,

Ищущий Клад,

Сводящий Людей С Ума,

Кончающий Жизнь Самоубийством,

Несущий Свой Крест,

Откладывающий На Черный День,

Основывающий Империи,

Вызывающий Жалость,

Поступающий Чрезвычайно Осмотрительно,

Упускающий Возможность,

Сожалеющий О Том Что Живет,

Легко Всего Добивающийся.

Думаю, что при прочтении этого списка кое-где у вас екнуло сердце, и вы узнали фразу, описывающую Главную Тему вашего психологического сценария. Но если вы хотите разобраться с этим самым своим собственным сценарием более глубоко, будет лучше, если, выбрав время, вы проделаете следующие рекомендованные М. Джеймс и Д. Джонгвард («Рожденные выигрывать») упражнения психотехнологии анализа психологического сценария.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.250.241 (0.009 с.)