Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. 2. Линии нашего ВремениСодержание книги Поиск на нашем сайте
«Внутренняя психологическая работа подделывает причины под совершившиеся факты»
/Э. Титченер/
Время в пространстве Сознания Скажите, а вы никогда не задумывались над тем, что человеческая судьба разворачивается в линейном времени? И буде она запрограммирована в вашем биокомпьютере, должна наличистовать некая программа, которая отражает или передает эту линейность, карта маршрута длиною в жизнь? Если нет, то настала пора задуматься. Ибо, как показало нейролингвистическое программирование, в голове у любого из нас действительно существует этакая индивидуальная «карта» «территории» времени, которую энэлперы окрестили линией времени. С одной стороны, все очень просто: ваш мозг просто обязан как-то рассортировывать события вашего же прошлого, настоящего и будущего. И он делает это, дабы вы не утонули в субъективном безпременье. С другой стороны, весьма сложно, ибо здесь-то и выясняется, что ваш мозг сортирует время не внутри себя (хотя, конечно же, оно записывается в вашей нейросети под черепной коробкой), а вообще в пространстве вокруг вас! Впрочем, обоснуем вышесказанное с помощью конкретной практики. Вначале проделайте рекомендованное С. Андреас «сотоварищи» упражнение – психотехнологию выявления линии времени – позволяющее приблизиться к пониманию сути понятия «линия времени». (По: С. Андреас, К. Герминг, Ч. Фолкнер, Т. Халлбом, Р. МакДональд, Д. Шмидт, С. Смит. «Миссия НЛП», с. 279-286). «1. Ежедневное задание. Успокойте свой разум и подумайте о чем-нибудь тривиальном, что вы регулярно выполняете, например, например, о чистке зубов или чтении газеты. Это должно быть относительно нейтральное действие, что-либо, что не возбуждает в вас сильных чувств. 2. Прошлое. Когда вы сделаете выбор, вспомните, когда конкретно вы выполняли это действие, неделю назад, два месяца тому назад, полгода тому назад, три года и, наконец, десять лет тому назад. Когда вы сможете уловить каждое из этих мгновений, подумайте обо всех них одновременно. Обратите внимание, как они укладываются в вашем воображении, когда вы одновременно думаете обо всех шести моментах. Для большинства людей ментальные образы создают линию, на которой «свежие» воспоминания располагаются ближе, а давние – дальше. У многих эта линия уходит влево. У других она тянется за ними, и они вынуждены оглянуться, чтобы увидеть прошлое. У некоторых прошлое находится справа. Каждый способ хорош: ваш разум понял, что именно так следует упорядочить время вашей жизни. 3. Будущее. Где находится ваше будущее? На этот раз вам следует проделать то же самое с той лишь разницей, что вам необходимо будет отыскать обычные события, которые вы ожидаете в будущем. Вновь подумайте о чем-то, что вы делаете и будете делать регулярно: через неделю, два месяца, через полгода, год, через три года, через десять лет. А теперь подумайте обо всех этих действиях вместе взятых и обратите внимание, каким образом они располагаются в пространстве, создавая фундамент вашей будущей временной линии. Обратите внимание, в какую сторону направлены эти образы будущего. У некоторых они впереди, у других – слева. Определите, каким образом ваша временная линия уходит в будущее. 4. Ваша собственная временная линия. Вместе взятые прошлое и будущее создают вашу временную линию с вами, находящимися в настоящем. Ваша линия времени может по форме напоминать букву Л с вами в основании, левая часть – ваши воспоминания о прошедшем, правая – ваши ожидания. Линия будущим впереди и прошлым – сзади. Независимо от того, как выглядит ваша линия времени, у вас теперь есть один из наиболее эффективных способов личностного изменения среди когда-либо открытых». Теперь сделайте все это уже более серьезно, ибо терапия линии времени является одним из наиболее эффективных способов личностных изменений в НЛП. Чтобы определить собственную структуру организации временного пространства (а заодно и научиться определять ее у других), проделайте следующую технику определения линии времени. 1. Выберите любое событие, повторяющееся действие, которое вы точно выполняли в прошлом, выполняете в настоящем и будете выполнять в будущем (это может быть чистка зубов, причесывание, умывание, надевание обуви и т.п.). Мы возьмем чистку зубов. 2. Вспомните, как вы чистили зубы пять лет назад, или притворитесь, что вспомнили об этом. Здесь нам не важен и не нужен конкретный пример этого действия пятилетней давности. Просто подумайте о том, что вы действительно чистили зубы пять лет назад, немного поразмышляйте об этом и обязательно отметьте, где в пространстве вокруг вас вам «почудилась» картинка этого воспоминания. Запомните это место. 3. Далее по аналогичной схеме вспомните и отметьте «место» картинки, как вы чистили зубы: год назад,
месяц назад,
неделю назад,
вчера.
4. Теперь вспомните, что вы будете еще чистить зубы, и, в соответствии с вышеизложенным, уже не вспомните, а подумайте и вообразите, как вы будете чистить зубы: прямо сейчас,
через неделю,
через месяц,
через год,
через пять лет.
5. Здесь обратите внимание, что, начиная с некоторого момента (обычно – после года), картинки могут перестать появляться, а взгляд ваш вместо того, чтобы бессознательно отмечать место их появления, будет метаться по пространству. Если это произошло, остановитесь. 6. Теперь вообразите, что вы чистите зубы прямо сейчас, отметьте место образа настоящего, проведите воображаемую линию между всеми этими вашими «картинками» и зарисуйте ее на листе бумаги, оставив план всего этого в проекции «вид сверху». Структуры и типы линий времени. Скорее всего, у вас получится что-то похожее на нижеследующее (рисунки взяты мною из материалов тренинга «Нейро-лингвистическое программирование в работе с семьями М. Аткинсон – ЦПП «Катарсис»). ПРИМЕРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИНИИ ВРЕМЕНИ Дело в том, что при кодировании линии времени наш мозг обычно использует все субмодальности или многие из них. Однако излюбленными его кодами являются субмодальности пространственного месторасположения, отчего и получаются линии времени, аналогичные вышеприведенным. Причем давно отмечено, что у большинства правшей прошлое находится слева, а будущее – справа. У левшей все организовано с точностью до наоборот. Естественно, чем дальше отстоит от вас прошлое или будущее, тем далее видятся их картины. Ну а настоящее (помните вопрос: «вообразите, что вы чистите зубы прямо сейчас») может у вас находиться либо прямо перед вами (на небольшом расстоянии), либо располагаться непосредственно в вашей голове. Различие это кардинально, ибо уже на основе его вашу временную организацию можно отнести либо к сквозному времени, либо к времени включенному или, иначе, фиксированному. Два этих основных типа линий времени впервые описал Т. Джеймс, который и обнаружил, что между данными вариантами временной организации существует очень-очень большая разница, весьма существенно определяющая жизнь и судьбу человека. У людей со сквозной линией времени представления о времени действительно линейны и последовательны, причем в силу ее местоположения «неподалеку» они оказываются в состоянии воспринимать «цепочки» и последовательности событий в продвижении из прошлого в настоящее. В результате они легко придерживаются расписаний, точны, приходят в назначенное время и требуют такой же точности от других. Подобные субъекты превалируют в мире бизнеса, и именно ими, скорее всего, и был изобретен лозунг «время – деньги». Прошлое они чаще сохраняют в виде диссоциированных событий. Люди с включенным временем, наоборот, часто оказываются не в состоянии толком различить прошлое, настоящее и будущее, поскольку в силу того, что линия времени проходит через их голову (а бывает и еще хлеще – но, к счастью, редко), они все время находятся в настоящем, в постоянном «здесь и теперь». В результате такие вещи, как точное время встречи и сроки исполнения того или иного дела имеют для них лишь относительное значение. При этом, поскольку они находятся внутри своей линии, их воспоминания, а иногда и будущие представления оказываются ассоциированными. Такие люди весьма нелегки для бизнеса и как бизнесмены, и как деловые партнеры, поскольку, если будущее становится похожим на целый ряд «сейчас», отпадает всяческая необходимость действовать безотлагательно... К сожалению, у очень многих «дорогих россиян», как показывает практика специалистов по нейролингвистическому программированию, наличествуют именно включенная организация линии времени, отчего они воистину очень-очень-очень долго запрягают (ведь это касается будущего, а стоит ли ради него торопиться?), но весьма, весьма и весьма быстро едут (а вот «здесь и сейчас» можно действовать побыстрее). У значительной части наших сограждан присутствует ассоциированное прошлое (например, скорее всего именно в нем живут коммунисты) или ассоциированное будущее (а в нем пребывают некоторые из младореформаторов). Но если я постоянно пребываю и живу в своем прошлом, зачем мне замечать настоящее? А если я уже сейчас проживаю свое будущее, то чисто бессознательно считаю, что все уже сделано, а значит, мотивация делать это всерьез исчезает! Наверное, теперь вы поняли, почему первых не случайно называют консерваторами, а вторых в чем-то закономерно именуют прожектерами... Различия между двумя вышеописанными типами временной ориентации можно представить в виде следующей таблицы. (По: Дж. О’Коннор и Дж. Сеймор. «Введение в НЛП»). А теперь еще один важный момент. До сих пор мы занимались анализом только одного – правда, важнейшего – аспекта вашей линии времени: ее пространственным расположением. Теперь же, продолжая знакомство с тем, как ваш мозг кодирует время, вам следует изучить другие субмодальностные характеристики вашей линии времени и расположенных на ней картинок прошлого, настоящего и будущего, анализируя отличия П, Н и Б в: размерах «изображений»;
их ассоциированности или диссоциированности (т.е. видите вы это изображение как бы из своих глаз или, наоборот, смотрите на себя со стороны);
яркости «картинок»;
их резкости и «фокусировке»;
цвете (цветные или черно-белые; если цветные, то – как меняется гамма цвета);
неподвижности/подвижности (это фотографии или кинофильмы?);
глубине изображения (плоские или трехмерные?) и т.п.
Как утверждают С. и К. Андреас (по: Ст. Андреас, Кон. Андреас. «Сердце мозга», с. 234), «...многие люди представляют свое прошлое в виде дороги, уходящей влево от них, настоящее в виде дороги, лежащей перед ними, и будущее в виде дороги, уходящей вправо. У некоторых людей прошлое и будущее меняются местами. Есть люди, видящие прошлое в виде «туннеля» или дороги, расположенных прямо позади них, в то время как будущее – это дорога, идущая вперед. Существует множество способов организации времени, но не один из них нельзя назвать «правильным». В то время как большинство людей видят время в виде более или менее прямых линий, есть люди, представляющие нечто напоминающее туннель, арку или даже спираль». Однако данные авторы так же отмечают, что, несмотря на то, что любой способ организации линии времени имеет предсказуемые преимущества и недостатки, есть среди них те, которые создают больше проблем, чем решений. И именно поэтому редактирование линии времени, внесение изменений в его кодирование (коим мы сейчас и займемся) позволяет снять очень многие трудности жизни и упрощает решение отдельных жизненных задач. Оптимизация Линии Времени Так что давайте приступим к эксперименту по перепрограмированию себя с помощью психотехнологий изменения линии времени. Должен сразу предупредить вас, что «правильного» и «неправильного» варианта этих самых линий не существует. Да, конечно же, можно безапелляционно утверждать, что люди, имеющие сквозную линию времени, заведомо более эффективны. Но субъекты, живущие во включенном времени, обычно заметно больше счастливы, и именно поэтому я, например, давно уже имею две линии времени: сквозную для работы и включенную для отдыха (причем переключение с одной на другую у меня обычно занимает несколько секунд). Единственное, что можно утверждать здесь точно, так это то, что будущее все-таки должно располагаться у вас перед глазами или, по крайней мере, не должно быть где-то совсем уж сбоку или сзади;
прошлое же не стоит помещать или иметь перед глазами, дабы не пребывать постоянно именно в нем;
между линиями прошлого и будущего должно быть достаточно приличное расстояние, ибо иначе, глядя в будущее, вы будете видеть прошлое;
линия времени не должна быть «скрученной-перекрученной», поскольку в этом случае вы просто не сможете разобраться с собственной жизнью;
чисто субмодальностно прошлое не должно быть более привлекательно, чем настоящее и будущее – в противном случае вас все время будет тянуть к себе минувшее и вчерашний день.
Исходя из этого и тех в общем-то стандартных типов линии времени, которые я ранее привел на рисунке, спроектируйте себе, а потом создайте новые временные параметры своей жизнедеятельности с помощью психотехнологии изменения линии времени. 1. Воссоздайте свою прежнюю линию времени и, представив, что она состоит из какого-то пластичного материала (например, легко гнущейся проволоки), видоизмените ее (если это действительно необходимо) и сделайте соответствующей той форме линии времени, которую вы выбрали. 2. В случае если вы меняете включенное время на сквозное, мысленно вышагните из своего проходящего сквозь вас настоящего, отступив от него примерно на шаг, или осторожно «извлеките» настоящее из своей головы и поместите перед собой. 3. Теперь определитесь, какими – полными чего именно – вы хотели бы видеть свое прошлое, настоящее и будущее, подберите соответствующие эталоны или контр-примеры и осуществите субмодальностное редактирование. Вполне возможно, что вышеописанное показалось вам слишком кратким и не очень-то понятным. Что ж, чтобы сделать для вас более доступными (а главное – полезными) эксперименты над собственной линией времени, я предлагаю вам несколько пространных цитат из одной из лучших, на мой взгляд, «научно-популярных» работ по НЛП книги С. и К. Андреасов «Сердце мозга». Именно в ней я нашел прекрасные советы по поводу действительно необходимых изменений в организации своей временной линии. Начинают эти советы данные авторы с рекомендаций по поводу будущего. (По: Ст. Андреас, Кон. Андреас. «Сердце мозга», с. 245-249). «Если что-то из нижеследующего вам подходит, значит, вам будет полезно внести изменения в свое кодирование будущего. 1. Трудности в планировании будущего. Эффективно ли ваше долгосрочное и краткосрочное планирование? Случается ли, что события сваливаются вам на голову, а вы оказываетесь абсолютно к ним не готовы? 2. Отсутствие целей и направлений движения. Можете ли вы сказать о себе, что вы человек, живущий одним мгновеньем? Имеете ли вы представление о том, в каком направлении вы движетесь? Некоторые люди бывают довольны выбранным ими направлением, но есть и такие, которые хотели бы добавить своему будущему больше ответственности. 3. Жалуются ли окружающие на отсутствие у вас планов, целей и направления движения? Некоторые люди, не имеющие будущего, не замечают, какие проблемы они создают другим, хотя есть и такие, кто хорошо чувствует это. 4. Трудно ли вам мотивировать себя? Известно ведь, что мотивация тем действеннее, чем привлекательней будет ваша временная линия будущего. 5. Впадали ли вы когда-нибудь в депрессию? Очень часто причиной депрессии является отсутствие будущего. 6. Трудно ли вам придерживаться такого стиля жизни, который, как вы это знаете, принесет вам в будущем пользу? Например, регулярные занятия спортом, отказ от сигарет, избавление от лишнего веса и т.д. Люди, страдающие от алкоголизма и наркомании, также могут извлечь пользу из более привлекательной временной линии будущего». Если вы хотите изменить свой способ кодирования будущего, вы можете сделать следующее. Прежде всего, обратите внимание на то, как закодировано ваше будущее в данный момент. Где вы его видите? У большинства людей будущее представлено в виде линии или дороги, уходящей вдаль. Какое оно? Большое, яркое, многоцветное или туманное, сумрачное и маленькое, расположенное позади вас? Если ваше будущее маленькое, короткое или расположено так, что вы не можете его хорошо видеть, то вы будете недостаточно отзывчивы на ваши будущие желания и потребности. Люди с таким будущим часто испытывают трудности с потерей веса, с поддержанием здоровья, с планированием и с достижением целей. Если вы хотите стать ориентированным на будущее, вам необходимо изменить свое представление о нем… Вот то, что вам предстоит проделать (курсив мой и то, что описано Андреасами дальше я обозначу как технику изменения кодирования будущего – С.К.). 1. Прежде всего, осознайте, что это лишь эксперимент. Вы лишь пробуете новый способ представления будущего. Если вы или какая-то ваша часть будут иметь возражения против этого способа, вы вновь вернетесь к прежней временной линии. 2. Теперь попробуйте различные способы представления будущего с тем, чтобы понять, какой вам подходит лучше всего. Если ваше будущее располагалось позади вас, дайте ему возможность обойти вас и расположиться перед вами. Не торопитесь, дайте ему возможность выбрать нужное положение, чтобы оно оказалось на своем месте. Опыт показывает, что чем больше и ярче будет ваше представление о будущем, чем удачнее будет оно располагаться, тем больше вы будете ориентированы на будущее. Отнеситесь особенно внимательно к любым возражениям, которые возникнуть у вас или у любой вашей части при виде вашего будущего, расположенного в более заметном месте, может быть, вы представляете возможные катастрофы, которых вам необходимо избежать в будущем? Если это так, то вам следует трансформировать это в нечто более позитивное. Таким образом, вы будете видеть перед собой не то, чего следует избежать, а то, к чему следует стремиться. Представляется ли вам будущее ярким и красочным и предвкушаете ли вы его наступление? Люди, чье будущее выглядит туманным, как правило, не стремятся к нему. Когда человек говорит: «Мое будущее кажется мне ярким», он тем самым основывается на своем внутреннем ощущении. Если вы осветите свое будущее изнутри, оно станет еще более привлекательным до тех пор, пока вы концентрируете внимание на том, чего вы хотите получить от будущего, в отличие от того, чего вы хотите избежать. Если линия вашего будущего была короткой, дайте ей возможность удлиниться так, чтобы вы могли ощутить длительность ожидающего вас будущего. Возможно, вы захотите увидеть сеть разветвлений, позволяющих вам почувствовать, что у вас есть возможности выбора. А, может быть, вы представите лишь общее направление движения, разместив на линии будущего не конкретные события, а лишь ваши ценности. Ценности могут быть изображены символически или конкретно. Если вы хотите, чтобы ваши отношения с людьми были теплыми, а тесными, дружескими, вы можете представить на линии будущего своих близких и друзей. Вы можете также увидеть теплое свечение, белый свет или любые другие абстрактные образы, связанные у вас с дружескими отношениями. Если ваша линия была узкой, она может расшириться. В таком случае воздействие будущего на вас будет гораздо сильнее. Такое изменение также усиливает стремление достигнуть цели. Возможно, вам захочется сделать будущее более красочным, трехмерным, добавив к нему мерцающие светящиеся точки. Не бойтесь экспериментировать, найдите то, что окажется вам по душе. 3. Закончив эксперимент, решите, какая временная линия подходит вам больше всего. Теперь представьте, что вы прожили день с выбранной вами временной линией. Стали ли вы ближе к тому человеку, которым вы бы хотели быть? Если ваш ответ будет положительным, то представьте, что вы ложитесь в кровать и просыпаетесь на следующий день с той же временной линией, чье присутствие стало чисто автоматическим. Какое воздействие это на вас окажет? Если вы обнаружите, что прежняя временная линия вам нравилась больше, вернитесь к ней как ни в чем не бывало. Излагая все вышесказанное, мы сфокусировались на будущем, которое надо создать. Однако бывают случаи, когда люди, наоборот, бывают слишком ориентированы на будущее. Они настолько заняты им, что теряют способность радоваться настоящему. Если вы не можете наслаждаться будущим, которое вы планировали, и которое, наконец, наступило, тогда стоит ли вообще его планировать?! Если человек слишком ориентирован на будущее, ему важно научиться делать будущее менее значимым, хотя бы в каких-то ситуациях. С этой целью можно отодвинуть будущее немного в сторону, уменьшить его в размерах, сделать менее ярким. Бывает полезно отделить прошлое от будущего, тем самым освободив больше места для настоящего». Не меньше внимания С. и К. Андреас уделяют прошлому, считая, что многие люди могут извлечь большую пользу. Для того чтобы вы поняли, нужны ли вам изменения в кодировке того, что уже было, но прошло, они предлагают ответить на нижеприведенные вопросы. (По: Ст. Андреас, Кон. Андреас. «Сердце мозга», с. 249-252). «1. Озабочены ли вы своим прошлым? Проводите ли вы время в размышлениях о прошлом вместо того, чтобы заняться чем-нибудь другим? 2. Как часто вас одолевают неприятные воспоминания? 3. Часто ли люди говорят вам: «Все это прошло и забыто. Давайте разберемся с настоящим»? 4. Помните вы о прошедших событиях или нет? Если кто-то спрашивает вас о прошлом, трудно ли вам вернуться к тому, что когда-то произошло? 5. Склонны ли вы к повторению того, что уже было сделано раньше? Может быть, вы хотите иметь больший выбор, ведь это сделает вашу жизнь более богатой и разнообразной. 6. Повторяете ли вы свои старые ошибки вместо того, чтобы извлечь из них опыт? Если вы ответите положительно на любой из этих вопросов, изменение в кодировании вашего прошлого может оказаться вам очень полезным... Если вы находите, что слишком озабочены прошлым, проверьте, где и как вы представляете прошлое в данный момент. Может быть, оно располагается прямо перед вами? Может быть, оно ярче и красочней, чем будущее? Большинство людей, чьи мысли заняты прошлым, располагают его в таком месте, что способны видеть только его. Следующие этапы помогут вам понять, какие изменения временной линии могут оказаться вам полезными (курсив опять-таки мой и то, что вы сейчас прочитаете, назовем психотехнологией кодирования прошлого – С.К.). 1. Прежде всего, дайте себе понять, что любые вносимые вами изменения временны. Это поможет вам свободно экспериментировать с различными способами организации времени. Вы всегда можете вернуться к прежней временной линии, если не найдете ей достойной замены. 2. Если прошлое располагается прямо перед вами, постарайтесь переместить его вправо или влево. Какая сторона вам кажется более удобной? Большинство людей предпочитают переместить прошлое влево, но отдельные люди чувствуют себя лучше с прошлым, находящимся справа от них. Это связано с организацией головного мозга. 3. Обратите внимание, что изменится, если вы переместите прошлое в сторону. Если прошлое кажется вам широким, попробуйте сделать его уже. Представьте, что вы прожили целый день с прошлым, расположенным в новом месте. Может быть, теперь вам легче определить, что вам делать в настоящем, и проще увидеть будущие цели? Если вы сочтете это полезным, вы одновременно можете переместить свое будущее, пометив его перед собой. 4. Возможно, вам захочется, чтобы ваша временная линия была гибкой. Представьте, что она расположена на шарнире и способна уходить в сторону или назад в тех случаях, когда прошлое не имеет для вас значения, и возвращаться, становясь перед вами, когда вам нужно что-то вспомнить. 5. И, наконец, вам предстоит решить, подходит ли вам эта новая организация прошлого. Помните, что «правильной» организации не существует, каждая организация будет иметь свои преимущества и недостатки. Каждый из нас способен подобрать то, что подходит ему лучше всего, и научиться адаптироваться в различных обстоятельствах. Если что-то вас удерживает от перехода на новую временную линию, вернитесь к той, которая была у вас прежде. Возможно, вы захотите обратиться к опытному человеку, который поможет вам разобраться в возражениях, а также изучить альтернативные временные линии, соответствующие вашим целям. Если вы решите принять новую организацию времени, дайте знать своему подсознанию, что временная линия может продолжать изменяться и совершенствоваться: «Если какая-то моя часть обнаружит какие-нибудь изменения против новой временной линии, пожалуйста, дай мне сильный сигнал, что я нуждаюсь в дальнейшем ее усовершенствовании». 6. Спросите себя: «В каких случаях мне бы хотелось сохранить свою старую временную линию?» Может быть, вам иногда приятно вспомнить прошлое с вашими старыми институтскими приятелями. С помощью вопроса «Какая старая организация времени будет мне более полезной?» вы сможете сохранить ее в тех ситуациях, где она вам может оказаться нужна. Наконец, С. и К. Андреас предлагают нам с помощью редактирования линии времени заняться улучшением нашей памяти. По их утверждению самое важное здесь то, что некоторые люди вспоминают о прошлом с большим трудом, не видя в нем того позитивного источника, который может оказаться очень полезен. Чтобы понять, нужны ли вам подобные «памятные» изменения временной линии, данные авторы предлагают пройти через шесть вышеперечисленных (т.е. ранее описанных) этапов, заменив при этом пункты 2 и 3 тем, что приведено ниже в этой психотехнологии редактирования памяти с использованием временной линии. (По: Ст. Андреас, Кон. Андреас. «Сердце мозга», с. 252-253). «2. Возможно, ваше прошлое расположено в таком месте, где вы его совсем не видите или видите с трудом. Прошлое может быть расположено позади вас или слишком далеко. Оно может быть настолько обширным, что на нем просто трудно сосредоточиться. Например, вчерашний день может быть расположен от вас в 10 метрах, а прошлая неделя на расстоянии квартала и т.д. 3. Попробуйте перенести прошлое туда, где его легче видеть. Расположите его напротив себя, приблизьте его, увеличив в размерах. Если что-то мешает вам сделать это, отложите пока временную линию, найдите человека, способного вам помочь, знакомого с данной методикой. У некоторых людей прошлое располагается прямо за спиной. Это вызвано тем, что в прошлом они пережили неприятные моменты, и им гораздо легче не видеть и не вспоминать о них. Если причина именно в этом, вам нужно найти способ борьбы с такими неприятными воспоминаниями (см. предшествующий раздел), прежде чем вы перейдете к прошлому, в котором вы сможете вновь увидеть все пережитое. Если вы готовы к тому, чтобы переместить свою временную линию, перенесите ее туда, где вы сможете ее видеть. Если она находится позади вас, движением, напоминающим движение руки, переместите ее туда, где она будет заметна. Возможно, вам захочется поместить ее в стороне, за рамками вашего центрального зрения, но боковым зрением вы сможете следить за ней. Если ваше прошлое было настолько удалено, что вы не могли его видеть, приблизьте его. Сохраняя весь ход событий, вы тем самым приближаете свои ощущения. Если ваше прошлое, наоборот, собрано в одну кучу, разведите события, удалив их друг от друга. Вы можете провести и другие эксперименты. Выполнив это, переходите к 4 и 5 этапам. Возможно, вам, тем не менее, захочется, чтобы в определенных жизненных ситуациях ваше прошлое сохранило прежние очертания. Опробуйте старую и новую временные линии в основных жизненных ситуациях (в работе, отдыхе, близких отношениях, спорте) и посмотрите, какая из них оказывается более действенной. Помните, что если вы передумаете, вы всегда можете вернуться к старой линии времени».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.196.48 (0.016 с.) |