Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Истоки возникновения современного менеджмента

Поиск

Как только два человека решили выполнять одну работу совместно, немедленно возникла необходимость в координации их деятельности. Такой толчок в организации производственного процесса, скорее всего, и привел к появлению ростков будущего менеджмента, науки и деятельности в области управления.

Следующим очевидным шагом в совместной трудовой деятельности можно считать разделение труда, когда отдельные элементы одного производственного процесса выполняются разными людьми. Таким образом, разделение труда – это форма сотрудничества, при которой отдельные участники производственного процесса или группы людей выполняют различные дополняющие одна другую трудовые операции.

В процессе разделения труда отдельные исполнители стали совершенствоваться в конкретных видах работы, повышая свое мастерство в этом виде деятельности, обеспечивая рост производительности труда, а значит, по совокупности, более полно удовлетворяя потребности населения. Фактически речь идет о специализации исполнителей на специфических видах деятельности. Специализация – это избрание какой-либо области деятельности, отрасли знания и т.д., сосредоточение на каком-либо занятии и приобретение глубоких знаний, умений, навыков в данном деле.

Понятно, что реализуемый специалистом отдельный элемент общего производственного процесса не в состоянии удовлетворить соответствующую потребность (или систему потребностей) людей. Эта потребность может быть удовлетворена только готовой продукцией, появляющейся на выходе из производственного процесса. Следовательно, специалисты должны объединить свои усилия для совместного производства готового продукта. Очевидна потребность в кооперации. Кооперация – это форма труда, при которой много лиц планомерно и совместно участвуют в одном и том же процессе труда или разных, но связанных между собой процессах труда.

Таким образом, общественное разделение труда, развитие специализации и кооперации, рост масштабов производства обусловили возникновение и объективную необходимость обособления управленческого труда. Естественно процесс такого обособления занял определенное время в истории развития человечества. На рис. 2.1 приведена схема, поясняющая зависимость становления управленческой работы как самостоятельного вида деятельности от масштабов производства.

По оси абсцисс откладываются интервалы, соответствующие виду деятельности участников трудового процесса. Таких видов деятельности три: собственник, владелец средств производства (например, ткацкого станка); работник, выполняющий трудовые операции на этих средствах производства (ткач, работающий на станке); менеджер, наёмный управленец, который организует производственный процесс за определенное вознаграждение.

Вдоль оси ординат показан расширяющийся треугольник масштабов производства с течением времени. Так, в средние века производство сводилось к ремесленной деятельности семьи, работавшей на ткацком станке и обменивающей свою продукцию (ткань) на другие предметы потребления, необходимые семье. Масштабы деятельности были весьма ограничены.

 


Однако, с течением времени (17-18 века) потребность в ткани возрастала, и домашние хозяйства уже не справлялись с удовлетворением растущей потребности. Собственник ткацкого станка, видя свою выгоду, приобретал новые станки, нанимал сторонних работников, масштабы деятельности возрастали. При этом, естественно, потребности населения удовлетворялись более полно. При этом собственник капитала (ткацких станков) должен был организовать их эффективную работу – обеспечить исходным сырьем, выплачивать работникам жалование, организовывать сбыт готовой продукции и т.д. Собственник начал выполнять функции управленца, менеджера.

Неминуемо наступил момент (вторая половина 19 века), когда управлением должны были заняться профессионалы, так как сложность управления предприятием с ростом масштабов деятельности резко возрастала. Собственник оказался вынужден нанять таких профессионалов, произошло выделение управленческого труда в самостоятельный вид деятельности.

Могут быть выделены условные стадии развития менеджмента, как науки об управлении (см. табл. 2.1).

 

 

Таблица 2.1

Стадии развития менеджмента, как науки об управлении, их характеристика

Стадия Содержание методов управления Характеристика и критерии управления
Пионерная (17 – 18 век, ремесленная мануфактура) Традиционные методы управления, личные способности собственника-предпринимателя Предприниматель управляет производством самостоятельно, все зависит от его личной инициативы и деловых качеств предпринимателя. Нарастание потребности в систематизации накопленного управленческого опыта.
Организационная (вторая половина 19 века – начало 20 столетия) Научный подход к организации управления, администрирование Отказ от традиционных методов. Наём профессиональных менеджеров, Возрастание роли инструкций, появление научных основ организации производства. Учет времени, нормирование труда. Возникновение и развитие идеи сотрудничества работодателя и наёмного персонала.
Интеграционная (середина 20 века – наши дни) Поведенческие подходы к организации управления На фоне быстрого развития техники и технологии раскрывается значение человека как партнера в производственной и предпринимательской деятельности, потребителя произведенной продукции, носителя идей. Набирает вес концепция человеческого капитала.

 

Очевидно, что в процессе развития общества, экономики, промышленности появляются, совершенствуются и должны использоваться новые методы и инструменты менеджмента. Устаревшие инструменты уходят в прошлое. Промышленное развитие может быть представлено как некоторая очередность сменяющих друг друга фаз, каждая из которых имеет специфические характеристики. Выделяют три основные фазы (эпохи) промышленного развития (см. табл. 2.2).

Таблица 2.2

Фазы мирового экономического развития

Наименование фазы Характеристика фазы Афоризм, характеризующий фазу
Фаза массового производства (начало ХХ века до 30-х годов) 1.Выпуск стандартной продукции; 2.Рынок неограничен; 3.Основной критерий – низкая себестоимость; 4.Основное внимание внутрь фирмы, на производственный процесс. Генри Форд: «Пусть машина будет любого цвета, лищь бы она была черная»
Фаза массового сбыта (30-е – 60-е годы ХХ века) 1.Выпуск дифференцированной продукции; 2.Всплеск конкуренции; 3.Развитие маркетинга, с целью уравновешивания производства и сбыта; 4.Рост внимания к имиджу фирмы. Президент США Гувер Г. Кларк обещал американцам «курицу в каждой кастрюле и машину в каждом гараже».
Постиндустриальная фаза (с середины 60-х годов ХХ века по наши дни) 1.Жесткая конкуренция на рынке; 2.Быстрое устаревание основного капитала; 3.Интернационализация предпринимательства; 4.Стратегическое развитие фирмы, стратегический маркетинг. Питер Дракер: Наступившие времена – «эпоха без закономерностей».

 

Как следует из таблицы, первая фаза (массового производства) характеризовалась необъятными рынками, сколько продукции не производилось, вся она была продана. Основное внимание производителя направлено на снижение себестоимости продукции для того, чтобы установить приемлемые для покупателя цены. Г.Форд, преуспевший в этом больше других, продавал в 1927 году свои автомобили модели «Т» по цене в 290$. Хотя конкуренты продавали свою продукцию как минимум в 4 раза дороже. За 19 лет (с 1908 по 1927 год) в США было продано 15,5 млн. Ford модели «Т». Ещё миллион купили канадцы и четверть миллиона – англичане. Для снижения себестоимости автомобиля и удовлетворения растущего спроса Г.Форд придумал конвейер. Начиная с 1913 года, используя конвейерную сборку, он организовал массовый выпуск одинаковых, похожих как негры-близнецы, автомобилей. Так он экономил даже на окраске автомобиля.

Однако, по мере насыщения рынка разнообразной продукцией, присутствие на рынке большого числа производителей, нарастала конкурентная борьба за сбыт (вторая фаза – массового сбыта). Покупателя уже не удовлетворяла одинаковая продукция, он требовал разнообразия. Преуспевающий бизнесмен не хотел ездить на таком же автомобиле, что и его подчиненный. Наступила эпоха диверсификации, расширения модельного ряда разнообразных продуктов, с разным набором функциональных характеристик, разного дизайна и т.д. А заводы Форда придерживались традиционной бизнес-политики, что не могло не привести к проблемам. Учитывая конструктивные недоработки автомобиля, нежелание диверсифицировать модельный ряд привело Форда к утрате к 1930 году лидерства на рынке. Однако, благодаря умелому руководству Генри Форд-2 внуку основателя компании, к 1932 году заводы отчасти восстановили свое положение на рынке, выпустив успешную модель «V-8». Однако, фатальной ошибкой Форда – внука стало увольнение в 1978 г. талантливого руководителя Ли Якокки (работал на заводах Форда с 1946 по 1978. В 1970 г. стал президентом компании). Якокка ушел в Chrysler Corporation, которая в то время была на грани банкротства. За короткий период Ли Якокка не только вытащил компанию из финансовой ямы, но, фактически, привел к банкротству свою бывшую компанию Ford Corporation.

Постиндустриальная фаза или эпоха без закономерностей характеризуется насыщенностью рынков сбыта разнообразной продукцией, быстрой сменой технологии её производства, формированием новых потребностей у населения, отсутствовавших ранее. Фирмы оказались перед необходимостью выявления, прогнозирования новых потребностей и формирования своего стратегического потенциала по эти будущие потребности населения. Границы ведения бизнеса приобретают виртуальный характер, всё больший вес приобретают транснациональные компании (ТНК).

В связи со всё возрастающей динамикой бизнес-среды возрастает потребность в адекватных новым обстоятельствам инструментах и методах менеджмента. Кто раньше и точнее отреагирует на изменения рыночной среды, кто точнее спрогнозирует развитие рынка в ближайшей и отдаленной перспективе, тот выиграет в конкуренции. Так фирма Sony сформировала у населения планеты потребность в видеоизображении, которое человек получает сидя у себя дома, и лучше и быстрее других удовлетворила её, заняв лидирующие позиции в конкурентной борьбе за рыки сбыта видеомагнитофонов.

Как видим, рыночные требования, предъявляемые к продавцам продукции, менялись с течением времени, меняются и методы используемые менеджерами (см. рис. 2.2). Сегодня методы и инструменты менеджмента должны обладать гибкостью в использовании, простотой (желательно), учетом разнообразных обстоятельств на рынке, системностью.

 
 

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 506; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.008 с.)