ТОП 10:

Вопрос 2. Ключевые слова курса «Основы менеджмента» и их взаимосвязь».



Теорию менеджмента как научную дисциплину отличает ее задача – аккумулировать и упорядочивать знания, являющие собой систему принципов, методов и технологий управления, основанных на информации, полученной как из практики, так и в результате исследований в разных отраслях науки. Теорию менеджмента отличают следующие особенности:

• ориентация на решение практических задач;

• междисциплинарный характер теории;

• международный масштаб.

Менеджмент имеет цель решения практических задач.

Цель менеджмента как научной дисциплины– исследование и разработка системы эффективного управления для достижения высоких результатов. Результаты деятельности предприятия являются единственным объективным критерием оценки эффективности менеджмента. Отсюда следуют требования к теории менеджмента:

· теория должна предоставлять знания для повышения уровня управления;

· способствовать повышению уровня квалификации менеджеров,

· определять области и проблемы для дальнейшего изучения и разработки теоретической базы.

Теория менеджмента – относительно молодая дисциплина. В связи с потребностью общества теория разрабатывалась стремительно и одновременно во многих направлениях. Тем не менее, до сих пор существует множество нерешенных проблем. Некоторые утверждения имеют слишком общий характер и подчас недостаточно точны. Однако достижения теории менеджмента способны в значительной степени помочь практике управления. Менеджмент - междисциплинарная отрасль науки.

 


 

________________________________________________________________________________________________________________


Вопрос 3. Понятие и значение термина «менеджмент» Особенности менеджмента: универсальность, а также сочетание науки и искусства. Главное достоинство хорошего менеджера.

В словаре иностранных языков менеджмент переводится на русский язык как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством, с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно понимать как интеграционный процесс, поскольку менеджмент призван рассматривать разнообразные задачи, необходимость решения которых в совокупности обеспечивает достижение поставленных целей..

Кроме того, менеджмент -

• это умение использовать опыт, навыки, знания, интеллект для достижения целей;

• это область человеческого знания, способствующая приобретению навыков управления;

• это подготовка определенной категории людей для выполнения работ по управлению.

По мнению Короткова Э.М. менеджмент - это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность. Управление по его мнению - это процесс выработки и осуществления управляющих воздействий.

Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путем рационального использования имеющихся ресурсов.

Функции современного менеджмента включают в себя необходимость развития способностей, позволяющих быстро изменять стратегию в случае возникновения внешних или внутренних угроз; развитие личной конкурентоспособности, продвигающей личностный рост и позволяющий повысит конкурентоспособность своего подразделения; расширение межличностных и сетевых коммуникаций посредством личного общения и с помощью современных компьютерных информационных сетей, позволяющих экономить время; постоянное самообучение и обучение новым методам и технологиям управления; осознание своей социальной ответственности и роли оказываемого влияния на подчиненных, необходимость придерживаться общечеловеческих ценностей при принятии любых управленческих решений, создания «теплой» дружественной атмосферы внутри подразделения, к примеру, организуя праздники и поздравления для подчиненных, различные корпоративные мероприятия, можно еще больше сплотить коллектив подразделения; необходимость комплексного обеспечения подчиненных всем необходимым в процессе труда – материалами, информацией, средствами труда; необходимость участия менеджера в различных проектах, основанных на применении новых интеллектуальных методов и технологиях, составляющих наиболее ценный нематериальный актив любой компании; включение в деятельность менеджера задачи по формированию положительного имиджа компании на рынке и своего собственного имиджа внутри компании, по совершенствованию взаимодействия с клиентами фирмы и по увеличению отдачи вложенных в деятельность компании инвестиций.

 


_________________________________________________________________________________________________________________



Вопрос 4. Интернациональный характер менеджмента. Модели менеджмента: японская и американская. Принципиальное различие между японской и американской моделями.

Интернациональный характер теории менеджмента обусловлен прежде всего развитием транснациональных компаний. В этой связи появляется необходимость активно разрабатывать специальные методы управления работниками, товарами и денежными потоками в новых условиях, исследуя и используя опыт менеджмента других стран.

Японская модель менеджмента формировалась под влиянием двух факторов:

· Творческое освоение зарубежного опыта в области организации и управления;

· Последовательное сохранение национальных традиций.

Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха – умение работать с людьми. Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов. В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т.к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире. Япония является крупнейшим в мире производителей легковых автомобилей; доминирует в производстве почти всех категорий массовых полупроводниковых микросхем; признана самой конкурентоспособной страной в мире; занимает лидирующие позиции в обеспечении грамотности, социальной политики, качество жизни.

Американский менеджмент в 80-е гг. претерпел изменения, которые вызвали структурную перестройку и перераспределение полномочий при принятии управленческих решений. Имеет свои особенности и американский стиль управления. Здесь четко определена ответственность каждого работника. Каждый руководитель лично отвечает за выполнение директивно установленных показателей. Однако зарубежные филиалы американских корпораций более свободно используют капитал, технологию, организационный и управленческий опыт материнской кампании. В общем, суть американской модели менеджмента заключается в изначальном убеждении, что успех фирмы зависит, прежде всего, от факторов, лежащих в ее границах (рациональной организации производства продукции, снижение издержек за счет выявления внутрипроизводственных резервов, роста производительности труда и эффективности использования всех ресурсов). Фирма рассматривается как «закрытая система». При таком подходе цели и задачи считаются заданными и стабильными в течении длительного времени. Основной стратегией является непрерывный рост и углубление специализации производства. Организационная структура строится по функциональному принципу (с четким разделением аппарата управления по службам). Решающее значение имеет контроль всех видов деятельности, четкое выполнение кадрами управления указаний сверху. В американской модели менеджмента представления о функциях, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействиях предшествуют найму работников. По сформулированным требованиям производится поиск кандидатов на конкретную должность, иными словами людей приспосабливают к системе.

_____________________________________________________

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.57.84 (0.004 с.)