Современные концепции управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции управления



Сложившиеся научные школы менеджмента дали толчок развитию новых концептуальных подходов в науке об управлении. К числу основных современных концепций управления можно отнести ниже следующие.

1. Total productive maintenance (ТРМ) – можно перевести как обслуживание оборудования, позволяющее обеспечить его наивысшую эффективность на протяжении всего жизненного цикла с участием всего персонала.

На рубеже 40-х - 50-х годов в японских компаниях широко применялась американская система профилактики оборудования, подразумевавшая четкое разделение труда между операторами, использующими оборудование, и специалистами, осуществляющими его техническое обслуживание. В этот же период в Японии начала формироваться собственная оригинальная концепция обеспечения качества, согласно которой ставку необходимо делать не на контроль качества извне, а на создание высокого качества непосредственно в процессе работы. В результате автоматизации производства в компании возникла проблема эффективного использования сложного оборудования. Решение нашли с помощью двух основных идей. Во-первых, операторам было вменено в обязанность не только использовать оборудование, но и осуществлять его текущее обслуживание. Во-вторых, на основе кружков качества была создана система поддержания в нормальном состоянии всего оборудования компании всем ее персоналом. Создавшая эту систему компания в 1971 г. стала первым лауреатом премии ТРМ. С этого момента поощрение предприятий, добившихся наибольших успехов во внедрении ТРМ, стало в Японии ежегодным.  

 


Содержание ТРМ было представлено в следующем виде:

· Целью ТРМ является создание предприятия, которое постоянно стремится к предельному и комплексному повышению эффективности производственной системы.

· Средством достижения цели служит создание механизма, который, охватывая непосредственно рабочие места, ориентирован на предотвращение всех видов потерь («нуль несчастных случаев», «нуль поломок», «нуль брака») на протяжении всего жизненного цикла производственной системы.

· Для достижения цели задействуются все подразделения: конструкторские, коммерческие, управленческие, но, прежде всего, производственные.

· В достижении цели участвует весь персонал - от высшего руководителя до работника «первой линии».

· Стремление к достижению «нуля потерь» реализуется в рамках деятельности иерархически связанных малых групп, в которые объединены все работники.

ТРМ позволяет предприятию достичь предельной и комплексной эффективности производственной системы – т.е. получить максимально возможный результат в отношении объема производства (Production), качества продукции (Quality), себестоимости (Cost), сроков поставок (Delivery), безопасности рабочих мест (Safely) и инициативы персонала (Moral) при минимальном использовании человеческих, материальных и финансовых ресурсов.

Качественное улучшение состояния предприятия достигается при использовании ТРМ за счет согласованного изменения двух факторов.

Первый - профессиональное развитие человека: операторы должны уметь самостоятельно производить ежедневное обслуживание оборудования, «работники поддержания» (механики и др.) - непрерывно поддерживать работоспособность высокотехнологичного оборудования, инженеры - проектировать оборудование, не требующее поддержания и ремонта.

Второй - усовершенствование оборудования: повышение эффективности использования имеющегося оборудования за счет его непрерывного улучшения и проектирование нового оборудования с учетом полного жизненного цикла с последующим выводом его в кратчайшие сроки на полную проектную мощность.

«Нуль поломок» достигается в ТРМ за счет поэтапного, систематического и непрерывного осуществления пяти групп мероприятий:

- создания базовых условий для нормальной работы оборудования;

- соблюдения условий эксплуатации оборудования;

- восстановления естественного износа;

- устранения конструктивных (обусловленных проектом) недостатков оборудования;

- повышения мастерства операторов, специалистов по ремонту и обслуживанию, инженеров-проектировщиков.

Следует еще раз подчеркнуть, что в реализации этих мероприятий участвуют абсолютно все подразделения предприятия.

 

2. Management ohne hierarchy (менеджмент без иерархии) – ставит целью отказ от права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией; деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция - вознаграждение»; учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования; учет экономических требований в принятии предпринимательских решений; превалирование гуманитарных ценностей и форм поведения над односторонней ориентацией на экономический результат деятельности.

3. Just-in time production (JIT - точно в срок) – представляет собой философию менеджмента, направленную на минимизацию издержек на всех стадиях производства, изготовление точно заданного количества продукции и поставка его в точно установленные сроки в заданной номенклатуре.

4. Total quality control (всеобщий контроль качества – 1950 г.) – гарантия качества продукции, обеспеченная тотальным контролем качества входных ресурсов, производственных процессов, товарной продукции на выходе из производства с целью более полного удовлетворения актуальных потребностей населения. Система предполагала массовое вовлечение всех работников фирмы в процесс повышения качества её продукции. Итогом успешной эксплуатации этой системы стала разработка международных стандартов качества серии ИСО 9000, было введено в оборот менеджеров понятие «планирования качества», концепция которого была сформулирована в трудах Г. Тагути (Япония). Эта концепция в краткой интерпретации сводится к следующему:

- большая часть дефектов изделий закладывается на стадии разработки проектной документации;

- перенос центра тяжести работ с натуральных испытаний на методы математического моделирования свойств и процессов;

- высокое качество за приемлемую цену.

5. Total quality management (всеобщее управление качеством – начало 1980-х г.г.) - является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизации производственных затрат и поставки материалов и комплектующих точно в срок в указанных номенклатуре и количестве. Основная цель – бездефектное изготовление продукции. Основным принципом системы является принцип постоянного улучшения качества продукции. В 1996 г. были разработаны основные принципы менеджмента качества: - ориентация на потребителя; - лидерство руководителя; - вовлечение работников; управление качеством на основе процессного подхода; - системные подход к управлению; - постоянное улучшение; - принятие решений только на основе фактов; - взаимовыгодные отношения с поставщиками (партнерами по бизнесу). В процессе эксплуатации TQM появились стандарты ИСО 14000, устанавливающие требования к защите окружающей среды и безопасности продукции..

6. Lean management / lean production (стройное предприятие) - благоприятствование инновациям, обеспечение гибкости и конкурентоспособности организации за счет формирования «центров прибыли», ориентированных на продукт, его рыночный успех и экономическую эффективность.

7. Benchmarking (сравнительный маркетинг) – непрерывное совершенствование деятельности предприятия, повышение его конкурентоспособности на основании ориентации и использования высших достижений во всех сферах деятельности (в т.ч. конкурентов). Она основывается на систематическом анализе и оценке деятельности организации в сравнении с достижениями главных конкурентов, с объективными тенденциями развития науки, техники и технологии, с высшими достижениями мировой практики в соответствующей области.

8. Reengineering business process (реинжиниринг бизнес-процессов) - направлен на пересмотр основ построения организации, коренное перепроектирование всех видов организационных процессов с целью резкого увеличения эффективности их функционирования.

 

Контрольные вопросы по теме 2.

1. Какие причины обусловили возникновение и объективность управления как обособленного вида деятельности?

2. Какова связь фаз промышленного развития с методами ме­неджмента?

3. Какая из концепций управления сыграла решающую роль в развитии научного менеджмента?

4. Какие принципиальные изменения происходят в системе менеджмента в условиях растущей непредсказуемости, новизны и сложности окружения?

5. В чем состоят принципиальные различия в развитии фор­мальных и поведенческих подходов в менеджменте?

6. В чем заключается ситуационный подход к управлению?

7. Какой основной принцип определяет содержание новых концепций управления?

8. Какова роль творческого фактора в новых концепциях управления?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.01 с.)