Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Судебные решения, принимаемые в стадии исполнения приговораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы условно-досрочного освобождения от наказания в судебной практике
А.А. Толкаченко
Актуальность многоаспектной темы для правоприменительной деятельности судов всех звеньев определяется следующими обстоятельствами. 1. Неоднократными существенными изменениями в правовом регулировании комплексного, межотраслевого института условно-досрочного освобождения (наиболее значимые изменения в 2001 и 2003 гг. коснулись УК, УИК, УПК, подзаконной нормативной базы). 2. Расширение возможностей применения условно-досрочного освобождения, возрастание судебной нагрузки судов всех звеньев даже обусловили предложения в 2005 г. изменить процедуру условно-досрочного освобождения и решение этих вопросов передать из ведения судов в ведение ФСИН России наказаний, подведомственной Минюсту России. 3. На этом фоне увеличилось количество неясностей, неточностей, ошибок, а также разнообразных и неоднозначных комментариев представителей прокуратуры, судов, адвокатуры, ФСИН России. В регионах появились обзоры судов субъектов федерации о практике условно-досрочного освобождения с учетом того, что последнее постановление Пленума Верховного Суда РФ по этим вопросам было принято в 1971 г. и действует до сих пор, с учетом некоторых внесенных в него изменений более чем 20-летней давности*(1327). 4. Вопросы условно-досрочного освобождения получили общественный резонанс. Много нового, но и спорного появилось не только в публикациях, но и в законодательстве. Некоторые комментарии, предложения по вопросам досрочного освобождения страдают неточностью. Так, например, в ст. 59 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" указывается: "4. Для лиц, осужденных к лишению свободы за преступления, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, устанавливается особый порядок условно-досрочного освобождения в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. В Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за введение в пищевые продукты или напитки наркотических средств или психотропных веществ без уведомления лица, для которого они были предназначены". 5. В результате в том числе указанных обстоятельств, обнаружилась правовая неопределенность ряда норм об условно-досрочном освобождении, что повлекло соответствующие обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Конституционный Суд РФ, как обычно, рассматривал поставленные вопросы в системно-правовом единстве. Только за 2005-2007 гг. принято 10 решений по вопросам конституционности норм УК, УПК, УИК в части условно-досрочного освобождения, т.е. различных отраслей законодательства. Первоосновой в решении этих вопросов явилось Постановление 2002 г. о проверке конституционности ст. 77.1, 77.2, ч. 10 ст. 175 и ст. 363 УПК РСФСР, которое принято с учетом норм Конституции, международного права, в том числе Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., Пекинских правил (в отношении несовершеннолетних), ст. 20 УИК о судебном контроле за деятельностью уголовно-исполнительной системы*(1328). В таком же системно-правовом соотношении находятся вопросы заявленной темы.
Общие положения о сущности, содержании условно-досрочного освобождения и их отражение в действующем законодательстве РФ
Конституционно-правовым основанием условно-досрочного освобождения от наказания является ч. 3 ст. 50 Конституции, корреспондирующая с норами международного права о том, что "каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания". С учетом указанного положения изменения в законодательстве 2001-2003 гг. изменили сущность условно-досрочного освобождения. 1. Рассматриваемый институт ныне применим не к пяти, как прежде, а к двум срочным наказаниям: к лишению свободы и к содержанию в дисциплинарной воинской части. 2. Условно-досрочное освобождение перестало быть разновидностью воспитательной меры, поощрением за хорошее поведение, связанное с необходимым изменением, динамикой условий содержания осужденных в местах лишения свободы (перевод из строгих - в обычные и облегченные условия содержания). Поэтому нет необходимости классифицировать степень исправления прежде существовавшими уголовно-исполнительными категориями: старается встать на путь исправления, встал на путь исправления, доказал свое исправление. Понятие исправления и средства исправительного воздействия нормативно определены в ст. 9 УИК, что следует учитывать при применении бланкетной ст. 79 УК. 3. Условно-досрочное освобождение стало правом осужденного, которое он может реализовать лично или через адвоката, представителя, независимо от волеизъявления администрации исправительного учреждения. Значительно расширился контингент лиц, подлежащих досрочному освобождению. В настоящее время нет субъектов, которые бы не имели право на такое освобождение, в том числе осужденные к пожизненному лишению свободы. 4. Рассматриваемый институт представляет собой разновидность мер уголовно-правового характера, т.е. закрепленной в уголовном законе реакции государства на преступное поведение виновного лица, выражающейся в изменении его правового статуса и зависящей, в том числе, от посткриминального поведения осужденного. Содержание данной правовой категории заключается в досрочном прекращении отбывания наказания при условии соблюдения освобожденным в течение испытательного срока установленных законом требований. В широком смысле - это уголовно-правовое средство воздействия на преступность, реализующее общую и частную превенцию методами не только принуждения, но и поощрения. В узком смысле - это уголовно-процессуальная деятельность суда по применению норм материального (уголовного и уголовно-исполнительного) законодательства к надлежащим субъектам уголовной ответственности, связанная не с пересмотром приговора, а с досрочным освобождением от назначенного по приговору суда наказания. 5. Изменилась процедура принятия решения об условно-досрочном освобождении в связи с необходимостью соблюдения всех принципов уголовного процесса, включая состязательность сторон, право осужденных на справедливое судопроизводство надлежащим судом, в разумные сроки, на правовую определенность. К этой деятельности судов применимы все положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В частности, о том, что наказание и иные меры уголовно-правового характера должны быть законными, справедливыми, гуманными, а любое судебное решение должно быть законным, обоснованным, мотивированным (ст. 7 УПК и др.). Таким образом, условно-досрочное освобождение по-прежнему находится в сфере дискреционных полномочий (усмотрения) суда, но основанных на квалификационных, т.е. подлежащих оценке, законодательно определенных критериях. Как и для всякой судебной деятельности, для условно-досрочного освобождения одинаково важны три взаимосвязанных аспекта: 1) судоустройственный (территориальная, предметная и персональная подсудность надлежащего суда с возможностью судебного (кассационного и надзорного) обжалования постановления суда об освобождении); 2) судопроизводственный (т.е. уголовно-процессуальный); 3) материально-правовой (уголовно-правовой и уголовно-исполнительный). Указанные аспекты находят свое отражение в решениях Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации. В практике Европейского Суда по правам человека достаточно представлен круг вопросов условно-досрочного освобождения (пока применительно не к России, по России пока имелись лишь отказы в приемлемости поступавших жалоб)*(1329). Вопросы в основном касаются сроков освобождения от наказаний досрочно, категорийности субъектов, к которым применимо либо неприменимо освобождение, и детализации фактических (де-факто) и юридических (де-юре) обстоятельств дела, которое, как и любое дело, разрешается по правилам квалификации, т.е. оценки. Так, в решениях Европейского Суда по правам человека содержатся следующие констатации. Приговоренные к исключительным мерам наказания наряду со всеми должны иметь право на условно-досрочное освобождение. Например, во Франции осужденному к пожизненному лишению свободы лицу многократно отказывалось в освобождении, в том числе по соображениям его личной безопасности. Через 41 год отбывания им наказания суд применил условно-досрочное освобождение, так как признал, что субъект более не опасен и ему опасность также не угрожает. Изменение закона должно влиять на досрочное освобождение (применению подлежит закон места и времени применения условно-досрочного освобождения, с учетом обратной силы более мягкого закона). В этой связи осужденные в одной стране должны иметь право на условно-досрочное освобождение в другой стране, но по законам государства отбывания наказания. Хотя бы и по более строгим законодательным правилам условно-досрочного освобождения, однако с учетом разумной пропорциональности сроков. Например, лицо, осужденное в Швеции, где право на досрочное освобождение возникает через шесть лет, передано в Венгрию - где право на аналогичное освобождение возникает через восемь лет. Однако данное обстоятельство Европейским Судом не признано непропорциональным превышением срока (не более 20%). Основания отказа в условно-досрочном освобождении, возникающие в практике Европейского Суда, в основном аналогичны отечественным, а именно: учет возможностей ресоциализации, реинтеграции (наличие жилья, семьи, детей, работы, стабильность, психическое здоровье и толерантность); принятие во внимание отсутствие раскаяния (отрицания вины), невозмещения ущерба, возможности скрыться и далее не возместить ущерб в другой стране проживания; учет болезни и ее течения, возраста тяжелобольного и т.п. как критериев для сокращения срока наказания; изменение состояния психики (психическое заболевание) как основание для отказа в условно-досрочном освобождении (например, признание опасности для общества и для себя). Правовые позиции Конституционного Суда РФ по вопросам условно-досрочного освобождения в общем виде сводятся к следующим положениям. 1. В правоприменительной практике судов должно быть меньше запретов, ограничений на досрочное освобождение, не вытекающих из законодательства и не предусмотренных законом. При этом должны соблюдаться правила судопроизводства, т.е. применение рассматриваемого института - не формальная процедура, а усмотрение суда, реализованное в судебном решении с учетом критериев его законности, обоснованности, мотивированности. Так, право каждого осужденного - независимо от того, за совершение какого преступления он осужден, какое наказание ему назначено и каковы условия его исполнения, - просить о смягчении наказания является непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности (ч. 3 ст. 50 Конституции). Право самого осужденного обратиться непосредственно в суд с просьбой об условно-досрочном освобождении от наказания в равной мере гарантируется всем осужденным, в том числе тем, которые в связи с привлечением к уголовной ответственности по другому делу содержатся в следственном изоляторе. Назначаемое судом наказание как мера уголовной ответственности, адекватная содеянному, не может зависеть от таких обстоятельств, как продолжительность предварительного расследования и рассмотрения дела в судах первой и второй инстанций. Иное несовместимо с предназначением правосудия, которое по своей сути должно отвечать требованиям справедливости. 2. Названное право предполагает необходимость законодательного определения конкретных условий, при которых оно может быть реализовано. С этой целью ч. 1 ст. 175 УИК устанавливает на основе уголовного закона (ч. 1 ст. 79 УК) порядок обращения осужденного в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, определяя в том числе, какие сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного, должны содержаться в ходатайстве. Вместе с тем законодатель не устанавливает, какое именно значение при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания могут иметь те или иные сведения, предоставляя тем самым суду общей юрисдикции право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли эти сведения для признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания и подлежащим условно-досрочному освобождению. При этом суд должен исходить из того, что в силу признанного в правовом государстве принципа законности в уголовном праве (Nullum crimen, nulla poena sine - без закона нет и преступления) преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются уголовным законом. 3. Достаточными основаниями для условно-досрочного освобождения лица, отбывающего наказание, являются признание его судом не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания для своего исправления и фактическое отбытие указанной в законе части наказания (ч. 1-5 ст. 79 УК). Кроме того, применению условно-досрочного освобождения не может препятствовать отсутствие в ходатайстве указания на сведения, свидетельствующие о раскаянии в совершенном преступлении. Это само по себе не свидетельствует и о нарушении права заявителя на защиту. 4. В то же время Конституционным Судом РФ признана правомерность ссылок в постановлениях судов о неприменении условно-досрочного освобождения, например, на то, что заявитель ранее был судим за аналогичное преступление и приговорен к условной мере наказания, а в период испытательного срока совершил два преступления; за время отбывания наказания в виде лишения свободы имел восемь взысканий, что, как признал суд, свидетельствует о том, что осужденный не встал на путь исправления, вину не признает и в содеянном не раскаивается*(1330).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.28.213 (0.013 с.) |