Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наведите порядок в своем «доме»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На рассказанную выше историю можно посмотреть и под другим углом, через метафору «дома». Насколько нам известно, она появилась много лет назад у аналитика школы Юнга в Богословской семинарии Андор-Ньютона. Ее суть в том, что она описывает чью-либо личность как дом. Как и почти во всех домах, в ней есть разные помещения, охватывающие разные стороны нашего существования. Например, основные помещения — кухня, гостиная, столовая, холл, спальня и ванные. Это комнаты, в которых протекает повседневная жизнь, некоторые из них предоставлены всеобщему обозрению, другие — скрыты от посторонних. Эта часть дома соответствует четырехбуквенному типу. Это то, что видят окружающие и на что они ориентируются. И так же, как можно описать жилище («угловой красный кирпичный дом с тремя спальнями, белым забором, фотообоями и пристроенной общей комнатой»), так и ваш тип личности можно характеризовать через следующее описание: «сердечный, открытый, энергичный человек, не задумываясь высказывающий свое мнение» — это ENFP. Но основные жилые помещения — еще не весь дом. Есть еще подвал-чердак. (Конечно, в доме может быть только подвал или только чердак, а может — и то и другое, но простоты ради мы будем говорить подвал-чердак, имея в виду все служебные помещения.) В подвале-чердаке расположены кое-какие важные вещи: электрический щит, водонагреватель, бережно хранимые старые вещи, семейные реликвии и тому подобное. Это место, куда мы отправляемся в особых случаях, неважно, хотим ли мы заменить пробки, достать зимние вещи или насладиться воспоминаниями. Еще в подвале-чердаке наблюдаются и менее приятные стороны жизни: тараканы, мыши, паутина, разный хлам, давно забытые или намеренно засунутые в дальний угол безделицы, о кoторых хотелось бы забыть. В наших личностях подвал-чердак — это наши предпочтения. Так, для сердечного, открытого ENFP, описанного выше, подвалом-чердаком окажутся буквы ISTJ — созерцательный, реалистичный, объективный и упорядоченный тип. Конечно, ISTJ не видит ничего страшного в подвале чердаке ENFP. Ведь для него это — его жилое пространство. Для ENFP те же самые черты ISTJ мучительны: ему трудно их контролировать и он чувствует себя с ними неуютно. Короче говоря, для ENFP они — за пределами главного помещения. (Можете себе представить жизнь, ограниченную тем, что хранится у вас в подвале и на чердаке? Это было бы неприятное, и, вероятно, бессмысленное существование, заполненное кое-каким инструментом, несколькими любовными записочками, хранящимися со школьных лет, и в довершение к этому с требующими ремонта креслом-качалкой и холодильником с испортившимися консервами.) Какое отношение все это имеет к этике? Сталкиваясь с этическими проблемами, особенно важно определить, относится ли вопрос к вашему основному жизненному пространству или же к подвалу с чердаком. Если это часть главного помещения, то его следует решить, потому что он касается вашей повседневной жизни — и, возможно, жизни вашей организации или общины. С другой стороны, если этическая проблема связана с чем-то, что у вас хранится в подвале или на чердаке, ваша заинтересованность в решении вопроса и ваши поступки имеют уже другое значение и могут нанести вред и вам и тем, кого это касается. Возьмем, например, случай с двумя коллегами, которых мы назовем Дженнифер (ESFP) и Норин (ISTJ). Работая в небольшом офисе, они постоянно конфликтовали. Методы работы Дженнифер постоянно раздражали Норин, которая не забывала сообщать их общему шефу о последних выкрутасах коллеги — о ее опозданиях, междугородних звонках друзьям за счет компании, недостаточных навыках и нытье по поводу работы — одним словом, о плохом отношении и невнимании к организации. С течением времени слежка Норин (или, можно сказать, ее внимание к Дженнифер) стала сказываться на ее собственной работе. Очевидно, что ISTJ испытывает более острую потребность контролировать других, чем достигать высокой производительности. Это — ловушка для всех полноценных TJ. Характер работы бь1Л таков, что несколько проектов нужно было завершить к разным срокам. Их начальника, хозяина компании, стиль работы интересовал намного меньше, чем своевременное и качественное выполнение заданий. Если работу можно более эффективно выполнить с одиннадцати до семи или, например, в выходные, это тоже было для него приемлемо. Хотя подобное положение не было идеальным, хозяин был вполне удовлетворен тем, что Дженнифер в конце концов выполняла свою работу. А Дженнифер сочла такой стиль работы вполне совместимым с ее ориентированным на сиюминутность стилем жизни SP. Для Норин подобная неортодоксальность была неприемлема, и она все пристальнее следила за каждым шагом Дженнифер. Та перестала ей доверять и даже совершила несколько сомнительных поступков просто чтобы досадить Норин. Производительность обеих снизилась, а обвинения в неэтичном поведении и злоупотреблениях были взаимны и многочисленны. Столкнувшись с этой проблемой, мы сначала попытались выяснить, в чем суть этической дилеммы и каковы личные интересы обеих сторон. Иными словами, мы попытались отделить жилые помещения от подсобных. Например, мы заключили, что значительная часть раздражения, которое вызывала в Норин Дженнифер, было связано с ее личным убеждением в том, что людям следует работать по расписанию и следовать правилам буквально. И в гораздо меньшей степени — с реальным поведением Дженнифер. Стало ясно, что различия в их личностях превратились в оценки типа «правильно/ неправильно», а значит — в этическую проблему. Как выяснилось, раньше Норин работала в нескольких компаниях, где режим работы был очень жестким и категоричным. За малейшие нарушения полагалось наказание. Она считала, что подобный опыт формирует характер и что она вправе навязывать его другим. Но, хоть эти мотивы и были благородны, с реальной ситуацией они не имели ничего общего. Проблемы Норин, как мы поняли, касались ее чердака и подвала, а не жилых помещений. Это не значит, что Дженнифер была безгрешна. Некоторые из ее поступков — вроде междугородних разговоров за счет компании или вранья по поводу присутствия на работе, когда шефа не было, — были откровенным злоупотреблением доверием и нарушением основ дисциплины. Иными словами, они относились к главному жизненному пространству, к тому же затрагивали интересы компании, и с ними нужно было что-то делать. Отделив истинную проблему от наслоений, мы смогли поговорить с Дженнифер серьезно и найти решение. Если бы мы решали вопросы, поставленные Норин, нас ждало бы разочарование. Дженнифер могла заявить, что, раз она выполняет работу в срок, она проводит на работе достаточно времени. И бь1ла бы права. А это отодвинуло бы вопрос о ее нечестности и обмане на второй план. Как мы уже говорили, этика связана с психологическим типом личности. Как показывает аналогия с «домом», многое из того, что мы воспринимаем, как вопрос чужой этики, в гораздо большей степени отражает наши собственные представления. Разграничивая то, что касается интересов организации, и то, что относится к системе ценностей отдельной личности, мы делаем самый важный шаг в понимании этических проблем. Как разобраться в проблеме Вот еще одна история, прямо из сообщества типологов. Несколько лет назад женщина, назовем ее Гледис (ENFJ), обвинила в неэтичном поведении мужчину, назовем его Уолт (ENFJ), своего коллегу по Ассоциации психологических типов (APT). Гледис утверждала, что Уолт высмеивал типологические различия, в чем она увидела оскорбление для некоторых из типов. Это произошло во время презентации, которую Уолт вел вместе с партнером. В соответствии с этическими принципами организации, Гледис поговорила об этом на следующий день с Уолтом, заявив, что в своем энтузиазме он зашел слишком далеко. Уолт объяснил, что свои заявления делал в шутку и несерьезно, и что реакция участников показала, что именно так эти слова и были восприняты. Но такой ответ Гледис не удовлетворил и она написала письмо в комитет APT по этике. В своем письме Гледис ссылалась на записи, которые она вела во время презентации Уолта. Ее записи действительно были подробными, но недостаточно аккуратными: указанные неэтичные утверждения на самом деле были сделаны не Уолтом, а его коллегой. Это не означает, что беспокойство Гледис было неоправданным. Но зато в большей степени показывает, насколько наша собственная система ценностей и взгляды могут повлиять на то, как мы воспринимаем что-либо и как реагируем на то, чего на самом деле не было или что было совсем не так, как нам представилось. Легко понять, как подобные качества умножают проблемы на работе. Человек А сообщает, что В совершил неблаговидный поступок, подтверждая свое заявление доказательствами: «Я записал то, что он сказал, две минуты спустя, чтобы не забыть». Но отчет А окрашен его собственными представлениями, включая послужной список, чувство принадлежности к компании и неприятие агрессивного поведения В. Выясняется, что этими чувствами он и руководствовался, составляя отчет о событиях, и к тому времени, когда он сообщает об инциденте, тот разрастается до масштабов вселенского конфликта, попутно опорочив репутацию В. Работник А мог быть прав. Но смешение личных ценностей с законными этическими вопросами может усугубить драматизм ситуации настолько, что уже трудно будет разрешить конфликт всем на благо. В такой игре нет победителей. В идеальном мире каждый человек должен был бы иметь возможность и способность отступить назад и определить, не затемнено ли его восприятие личными мотивами. Но это, конечно, проще сказать, чем сделать. Когда мы погружены в этический конфликт, почти невозможно разделить личное, профессиональное, организационное и собственно этическое. Все это собирается вместе, как зерна для этической мельницы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.244 (0.009 с.) |