Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пунктуальность или импульсивность?

Поиск

В отношении времени существует два ключевых понятия: пунктуальность и импульсивность.

Есть люди настолько помешанные на пунктуальности, что они помечают фломастером на яйцах дату их покупки, чтобы — упаси Боже! — не использовать свежие яйца вперед старых. Встречаются индивидуумы, которым точно известно, что дорога от их дома до магазина занимает ровно четыре минуты семнадцать секунд, если не попадешь на красный сигнал светофора на перекрестке, в противном случае путь занимает пять минут и шесть секунд.

Их полные антиподы — люди, импульсивно распоряжающиеся временем и следующие исключительно велению момента. Они без колебаний меняют свои планы, забрасывают обратно в холодильник размороженные продукты, чтобы отправиться на ужин в ресторан, проскакивают перед быстро идущим транспортом, чтобы успеть на трамвай. Есть такие, кто, повинуясь сиюминутным импульсам, спонтанно делают большие, дорогостоящие покупки, меняют планы путешествий или просто «отчубучивают» нечто совершенно неожиданное.

Пунктуальность и импульсивность сами по себе не есть зло. Они порождают проблемы, когда люди доходят до крайностей в первом и не умеют управлять вторым.

Когда на главном месте стоит вопрос времени, обычно берут верх люди Решающего (J) типа, независимо от того, правы они или нет. Причина этого в том, что люди Воспринимающие (Р) склонны отодвигать сроки и превышать лимит времени, что однозначно воспринимается, как медлительность, неумение быстро работать, и Решающие (J) постоянно их в этом упрекают. Поскольку Решающие (J) пунктуальны от природы, они всегда строго придерживаются установленных временных рамок, даже если ситуация этого не требует.

Учитесь новому

¦г Промедление и отставание от сроков не всегда проистекают из того, что человек не умеет рационально использовать время. Проблема некоторых людей в том, что они берут на себя слишком много, чего-то не успевая и пренебрегая чем-то не менее важным. Приведем пример Ирены, INFP, школьной учительницы, которая в течение рабочего дня настолько посвящала себя заботам о других, что полностью пренебрегала собственными нуждами. На первом месте у нее стояли проблемы других людей, а все остальное, будь то обед или даже подготовка к уроку, отодвигалось на задний план. (Что касается подготовки к урокам, то Ирена вообще считала, что обучение должно проходить спонтанно и планировать его не следует.) В результате такого поведения здоровье Ирены было подорвано, она непрерывно получала выговоры от администрации школы за недостаточную работу с необходимой документацией —планами уроков, классным журналом, результатами контрольных и отчетами об успеваемости.

Интересно, что ученики любили Ирену, и это побуждало ее еще больше посвящать себя заботе о них. Поскольку в ней были сильны интуитивное и воспринимающее начала, ее бесконечные поиски возможности как-то помочь другим, раз за разом заставляли ее следовать душевным порывам. Она могла прервать разговор, чтобы чем-то помочь ученику, дополнительно позаниматься с отстающими вместо обеда или допоздна задержаться на работе, чтобы разобраться в домашних проблемах кого-то из учеников. В результате у нее практически никогда не оставалось времени для самой себя.

Когда Ирена пришла к нам, она относилась к себе весьма критически и чувствовала себя неудачницей. Мнение о ней начальства — школьной администрации, — только подкрепляло ее негативное восприятие самой себя, а семья жаловалась на недостаток внимания и чувствовала себя заброшенной. Когда мы начали с ней работать, стало очевидно, что в Ирене нужно усилить интровертное начало и что ей следует проводить больше времени в одиночестве. Это позволило бы ей спокойно дочитывать до конца книги, заняться активным досугом и просто обратить внимание на свою личную жизнь. (Всего этого ей и самой хотелось.) Проблема Ирены состояла в том, что она стремилась все делать одновременно, переключаясь с одного на другое, и это приводило к тому, что все дела оставались незавершенными, а это только усиливало ее стресс. Для начала мы посоветовали ей браться в день только за одно дело и не отвлекаться, пока она не сделает его в намеченный срок. Мы, например, ставили ей задачу прочитать в течение недели книгу и только после этого переходить к составлению учебного плана, на что отводилось, допустим, две недели.

ВИДИШЬ. Я ЖЕ ТЕБЕ ГОВОРИЛА

Одной из наших теорий всегда было, что жизнь каждого из нас строится в соответствии со складом характера человека (его психологическими предпочтениями). Так, обычно люди Решающего (J) типа очень строго расписывают свою жизнь по минутам и рады, когда все в их жизни происходит, как это было запланировано. Люди Воспринимающего (Р) типа следуют за событиями и рады этому, потому что такое поведение оставляет место для неожиданностей и сюрпризов. Несколько лет назад двое из нас поспорили, как нам провести праздник — День Благодарения. Мы получили два приглашения, и Отто (J) хотел поскорее закрыть прения, приняв одно из приглашений и отказавшись от другого. Дженнет (Р) не знала, куда ей больше хочется пойти, и просила Отто повременить с окончательным решением. По мере приближения к празднику споры становились все ожесточеннее.

Перед самым Днем Благодарения раздался телефонный звонок, и стало известно, что отец Дженнет серьезно заболел. Пришлось все бросить и ехать в Мичиган. Поскольку у нас еще ничего не было запланировано, нам совсем не составило труда быстро отреагировать на это неожиданное событие. Мы быстро собрались и уже через несколько часов находились в пути.

В дороге Дженнет сказала Отто: «Вот видишь, как хорошо, что мы не успели ни с кем ни о чем договориться, иначе пришлось бы звонить и все отменять, а это бы, конечно, все усложнило». На что Отто ответил: «То же мне проблема — сказать пару слов по телефону».

Став доводить дела до конца, Ирена начала понимать необходимость обуздывать свои порывы и завершать какое-либо дело прежде, чем браться за новое.

Успех следовал за успехом, когда она постепенно открывала для себя привлекательные стороны последовательного поведения. Ее по-прежнему сильно тянуло бросаться навстречу неожиданностям, но она осознала, что неожиданности — это непременный атрибут жизни, они всегда были и будут. Ирена поняла, что сумеет лучше помочь другим, если ее саму не будут терзать личные неурядицы. У нас не было намерения превращать эту натуру Воспринимающего (Р) типа в человека Решающего (J) типа, мы просто хотели внушить ей, что некоторые аспекты ее жизни необходимо упорядочить.

Искусство планировать неожиданности

Другой случай связан с Артуром, до крайности пунктуальным ESTJ, чье стремление контролировать каждый свой шаг раздражало окружающих, а дисциплинированность доходила до безумия. Все незапланированное и неожиданное вызывало у него ярость и приступы самокритики. Девизом Артура было: «Терпеть не могу неожиданности», и он обрушивался на каждого, кто осмеливался нарушать его аккуратно выстроенные планы на день. Каждый план бьи продублирован, иногда даже по нескольку раз. Насмешки остальных над его образом жизни только усиливали решимость доказать окружающим их глупость в потакании собственным капризам. Положение осложнялось тем, что Артура за его качества очень ценило начальство, и он достиг в своей компании весьма высокого положения.

Впервые встретившись с Артуром, мы попытались растормошить его при помощи юмора, но юмора он явно не понимал, и мы пришли к выводу, что добьемся большего успеха в смягчении его характера, если, по древнему принципу, будем лечить подобное подобным. Обычно таким предельно суровым по отношению к себе и другим людям необходимы большие физические или моральные потрясения типа инфаркта миокарда, серьезных автокатастроф или угрозы развода, чтобы понять, что строго пунктуальное поведение разрушительно по своей сути.

К счастью, Артур прошел типологическое исследование, результаты дали ему понять, насколько он жесткий и бескомпромиссный человек. Мы попросили его оставлять в своем расписании время для самого себя, чтобы у него находилась минутка послушать музыку, прогуляться на свежем воздухе или отдохнуть как-то по-другому, что отвлекло бы его на время от неукоснительного выполнения своих обязанностей. Как и в случае с Иреной, мы начали с малого, продвигаясь вперед по чуть-чуть, и вскоре Артур стал наслаждаться минутами, когда ему можно было расслабиться, и даже устраивал себе иногда внеплановый отдых. Прописанная Артуру терапия, состоявшая из предоставления себе время от времени маленьких удовольствий, началась с планирования всего-навсего глубокого дыхания и закончилась достижением полного расслабления. Это принесло свои плоды: он перестал быть рабом распорядка.

И снова мы не пытались сделать из Артура человека Воспринимающего (Р) типа; он никогда не станет таким же импульсивным, как Ирена. Мы только хотели превратить его в немного менее жесткого человека, и это лучше всего получилось с помощью небольших изменений его привычного распорядка жизни.

ПРИЗВАНИЕ: ТРУДНОСТИ

«С трудным заданием мы справимся мгновенно, сделать невозможное займет немного больше времени», — модель Воспринимающего (Р) менеджмента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.50 (0.012 с.)