Твердость цен и ломаная кривая спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Твердость цен и ломаная кривая спроса



В первой половине двадцатого века считалось, что на олигополистических рынках у цен существует тенденция быть твердыми (неизменными). Модель, разработанная, чтобы объяснить твердость цен, показывает, каким образом предположения, делаемые отдельными фирмами о реакции соперников на их действия, могут приводить к странным результатам. Полагали, что эта модель применима к сталелитейной промышленности США начала века когда, несмотря на увеличение издержек, цена стали осталась неизменной.

Неизменность цены можно объяснить, если отдельные фирмы считают, что соперники не последуют за любым приростом их цены. В то же время они полагают, что их соперники последуют за снижением их цен. При таких обстоятельствах кривая спроса имеет ломаный вид.

Цена товара установлена. Модель не объясняет, как она устанавливалась. Допустим фирмы отрасли, думают, что спрос на их продукцию будет весьма эластичным, если они поднимут свои цены, потому что их конкуренты не будут повышать цены в ответ. Однако они строят предположение, что если они понизят свои цены, то спрос станет неэластичным, т.к. согласно их ожиданиям, соперники тоже понизят свои цены. Резкое изменение эластичности кривой спроса фирмы, при установленной цене дает кривую ломаной формы.

Рис.10.3 изображает ломаную кривую спроса вместе с соответствующей ей кривой предельного дохода. Резкое падение предельного дохода происходит тогда, когда цена опускается ниже установленной цены Р*. Это происходит из-за резкого падения поступлений, когда фирма снижает свою цену в ответ на снижение цены конкурентом. Фирма, которая понизит цену, потеряет в валовом доходе, т.к. предельный доход становится отрицательным, потому что спрос неэластичен при ценах ниже установленной цены.

Максимальные прибыли соответствуют размеру выпуска, при котором MR=MC. Кривая предельных затрат МС1, следовательно, максимизирующий прибыль выпуск равен Q*, а цена равна Р*.

Если цена одного из ресурсов, необходимых для производства данного товара возрастает. Если после увеличения предельных издержек кривая МС2 все еще пересекает MR на участке ниже точки А, то фирма не изменит ни цену, ни выпуск. Точно также сокращение предельных издержек не приведет к уменьшению цены.

Устойчивость цены будет поддерживаться только при приростах затрат, которые не смещают кривую предельных издержек вверх настолько, чтобы пересекать кривую предельного дохода выше точки А. Больший прирост предельных издержек приведет к новой цене. Тогда будет существовать новая кривая спроса с новым изломом. Излом сохраняется, только если фирмы остаются при своих убеждениях относительно реакции их конкурентов на цены после того, как установится новая цена.

Лидерство в ценах

Практикой, которая наблюдается повсюду на олигополистических рынках, является лидерство в ценах. Одна фирма на рынке, обычно крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Соперничающие фирмы назначают ту же цену, которая установлена лидером, и работают при уровне выпуска, который максимизирует их прибыли при этой цене. Лидерство в ценах наблюдалось в сталелитейной промышленности в течение 60-х годов 20 века. Однако из-за возросшей конкуренции со стороны иностранных производителей сегодня ни одна фирма в американской металлургии не доминирует.

Лидирующая фирма предполагает, что другие фирмы на рынке не будут реагировать таким образом, что изменят цену, которую она установила. Эти фирмы примут цену, которую она установила как данную. Поэтому данную модель лидерства в ценах часто называют частичной монополией, потому что лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках.

Рис.10.4 показывает, каким образом определяется цена при частичной монополии. Лидирующая фирма определяет свой спрос, вычитая то количество товара, которое продают другие фирмы при всех возможных ценах, из рыночного спроса. Кривая рыночного спроса D показана на рис.10.4а) Кривая предложения всех прочих фирм, SF, показана на рис.10.4б) Количество товара, предлагаемое конкурентами фирмы-лидера, будет возрастать при более высоких ценах. Фирма-лидер реализует менее значительную долю рыночного спроса при более высоких ценах.

Например, на рис.10.4, количество товара, на которое на рынке есть спрос при цене PL, составляет qD в месяц. При этой цене кривая спроса на рис.10.4б) показывает, что количество товара, предлагаемое другими фирмами, будет qF в месяц. Количество товара, на которое честь спрос на рынке, оставшееся для фирмы-лидера (чистый спрос), составляет, следовательно, qL в месяц. Эта точка находится на кривой спроса DN. Эта кривая спроса показывает, какой объем продаж может осуществить лидирующая фирма при любой цене после вычета продаж, произведенных другими фирмами.

Фирма-лидер максимизирует прибыль путем выбора цены, которая делает предельный доход MRN, равным ее предельным издержкам. Следовательно, цена лидера PL и по этой цене фирма-лидер продаст количество товара - qL. Прочие фирмы принимают цену лидера как данную и продадут по ней количество товара - qF.

Лидерство в ценах можно объяснить опасениями части фирм насчет ответной реакции фирмы-лидера. Это верно в том случае, если лидирующая фирма может производить товар при более низких издержках, чем ее менее крупные соперники. Меньшие фирмы понимают, что, если начнется война цен, то они в ней проиграют.

Второй причиной может считаться то, что меньшие фирмы на олигополистических рынках пассивно следуют за ценами лидера потому, что они полагают, что более крупные фирмы обладают большей информацией о рыночном спросе. Они рассматривают изменение цены крупной фирмой как признак изменения спроса в будущем. Так можно объяснить лидерство в ценах в банковском деле.

2.6. Ценообразование, ограничивающее вход в отрасль

Фирмы на олигополистических рынках могут устанавливать цены таким образом, чтобы потенциально новым производителям на рынке было невыгодно начать на нем торговлю. Для достижения этой цели фирмы на рынке необязательно устанавливают цену, которая максимизирует их текущие прибыли. Вместо этого они заглядывают вперед таким образом, чтобы отказаться от текущих прибылей и этим удержать новых производителей от входа на рынок и оказания понижающего воздействия на будущие прибыли.

Фирмы либо сговариваются, либо следуют примеру других фирм при установлении таких цен, которые могли бы предотвратить вступление на рынок «чужаков». Чтобы достичь этой цели, они оценивают минимально возможные средние издержки любого нового потенциального производителя. Они также предполагают, что любой новый потенциальный производитель примет цену, установленную существующими фирмами и будет ее поддерживать.

Рис.10.4а), показывает кривую долгосрочных средних издержек нового потенциального производителя на олигополистическом рынке. Если фирма не может надеяться на цену на свой товар, по меньшей мере, равную P*=LRACmin, то она сможет получить экономическую прибыль, войдя на рынок. Рис.10.4б) показывает рыночный спрос на товар. Предположим, что существующие в отрасли фирмы организовали картель, чтобы максимизировать текущие прибыли. Тогда они установили бы цену Pm, соответствующую выпуску, при котором MR=MC. При этой цене продавалось бы количество товара Qm, и существующий выпуск фирмы делили бы между собой. При этой цене на рынок захотели бы войти новые фирмы с целью получить экономическую прибыль. Для того, чтобы не дать новым фирмам войти на рынок, господствующие фирмы установят цену на уровне P*=LRACmin. Цена, достаточно низкая, чтобы предотвратить появление на рынке в качестве продавцов новых потенциальных производителей, называется ценой, ограничивающей вход на рынок.

Фирмы будут продавать количество товара QL, что больше, чем они бы продавали при монопольной цене. Экономическая прибыль будет равна нулю. Однако, если фирмы обладают преимуществами в затратах, которых нет у новых фирм, то они смогут извлекать в долгосрочном плане экономическую прибыль и при цене Р* и в то же время удерживать потенциальных производителей от входа на рынок.

 

Основные термины и понятия

Олигополия Стратегия максимина
Естественная олигополия Ценовая война
Ломаная кривая спроса Картель
Теория игр Ценовой лидер
Матрица результатов Частичная монополия

Вопросы для обсуждения и задания

Оценить правильность высказывания:

a) Олигополия – это рыночная структура, оперируя в которой, всегда можно получить экономическую прибыль

b) Для существования картеля, фирмам необходимо придерживаться установленных квот по производству данного продукта.

c) На олигополистическом рынке цены менее устойчивы, чем на в условиях совершенной конкуренции.

d) Соперничество олигополистов сопровождается в большей степени ценовой, чем неценовой конкуренцией.

e) Игрок, реализующий стратегию максимина, всегда выигрывает.

 

 

Задачи и упражнения

Задача 1

При совершенной конкуренции выпуск пиленой древесины в некотором регионе составил бы 12 000 футов дюймовой доски в месяц. Вместо этого есть только два производителя пиленого леса, обслуживающих регион. При условии, что AC = MC при всех уровнях выпуска, при каких обстоятельствах оба продавца закончат тем, что будут получать экономическую прибыль и продавать по 6000 футов дюймовой доски в месяц каждый?

Задача 2

Предположим, что в маленьком городе есть два продавца бензина. Фирма А оценивает, что она может увеличить прибыль на 2 000 долларов в месяц, если снизит цены на бензин на 5% при условии, что ее соперник сохранит свою цену. С другой стороны, если ее конкурент ответит понижением, то она потеряет 1 000 долларов в месяц. Если фирма сохраняет свою цену, то ее прибыли не меняются, пока конкурент также удерживает прежнюю цену. Если же конкурент понизит цену, то она потеряет 1 500 долларов в месяц. При условии, что фирма В, конкурент, делает точно такие же вычисления, составьте матрицу результатов и укажите стратегию максимина для каждой фирмы.

Задача 3

Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры.

D. Совершенная конкуренция.

E. Монополия.

F. Монополистическая конкуренция

G. Олигополия

a) На рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам.

b) На рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг.

c) Большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам.

d) Несколько крупных фирм функционируют на рынке автомобильных шин.

e) Единственная фирма производит штурманские приборы.

Задача 4

На олигополистическом рынке оперируют две фирмы, выпускающие однородный товар. Обе фирмы обладают равными долями рынка и устанавливают одинаковые цены и товар. Ниже приведена информация о спросе на товар и издержках каждой фирмы:

Цена (долл.) Объем спроса (ед.) Объём выпуска (ед.) Общие издержки (долл.)
       
       
       
       
       

 

a) Какая цена будет установлена на рынке, если предположить, что каждая фирма, определяя цену на свой товар, уверена, что ее конкурент выберет такую же цену?

b) Если сохраняется данное предположение, то какой объем выпуска выберет каждая фирма?

c) Появится ли на рынке в долгосрочной перспективе новые фирмы?

d) Есть ли у каждой из этих двух фирм стимул назначить цену на свой товар ниже цены конкурента? Если да, то каков он?

Задача 5

На графике показана специфическая модель рынка для олигополиста.

a) Какая модель олигополистического рынка представлена на графике?

b) Предположим, что предельные издержки фирмы постоянны и равны 3,5 долл. Какой объем выпуска выберет фирма, и какую при этом установит цену?

c) В каком интервале объёма выпуска олигополист сталкивается с собственной кривой спроса?

d) В каком интервале объёма выпуска олигополист сталкивается с кривой рыночно спроса?

 

Задача 6

Ниже представлена матрица результатов для возможных стратегий двух фирм А и Б:

  Стратегия фирмы А
   
Стратегия фирмы Б I $ 4 000 $ 3 000
II $ 2 000 $ 1 500

Каждая фирма имеет две возможные стратегии (А – 1 и 2; Б – I и II).

Цифры в матрице означают одновременно суммы доходов для фирмы Б и суммы убытков для фирмы А.

a) Какова доминантная стратегия для фирмы А?

b) Какова доминантная стратегия для фирмы Б?

c) Какое решение в этой ситуации будет равновесным?

d) Какие убытки понесет фирма А при равновесном решении?

e) Какие доходы получит фирма Б при равновесном решении?

 

 

Тесты

Выберете правильный ответ среди предложенных:

1 «Ломаная» кривая спроса для олигополиста обязательно предполагает:

a) Разрыв в кривой предельного дохода

b) Разрыв в кривой предельных издержек

c) Что цена товара не должна быть выше предельных издержек

d) Что поведение фирмы не оптимально

2 Наиболее вероятно, что участник картеля мог бы увеличить свою прибыль:

a) Продавая свои товары по более низкой цене, чем у других участников картеля

b) Продавая свои товары по более высокой цене, чем у других участников картеля

c) Проводя активную неценовую конкуренцию

d) Ограничивая выпуск своей продукции ниже установленной квоты, чтобы повысить цену

3. Предельный доход не ниже рыночной цены у:

a) Монополистических конкурентов

b) Монополистов

c) Участников картеля

d) Олигополистов, не участвующих в картеле

e) Совершенных конкурентов

4 На долгосрочном временном интервале:

a) Фирмы, работающие в условиях совершенной конкуренции, получают положительную экономическую прибыль

b) Фирмы, работающие в условиях монополистической конкуренции, получают нормальную прибыль

c) Высокие входные барьеры к вступлению на рынок делают возможным получение функционирующими фирмами экономической прибыли

d) Олигополисты и монополисты, работающие на неконкурентных рынках, могут получать экономическую прибыль

5 Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям олигополии?

a) Стали

b) Услуг парикмахерских

c) Картофеля

d) Натуральных соков

Литература

 

Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т.2. М., Финансы и статистика, 1992. Гл.10-12.

Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М., Экономика, Дело, 1992. Гл. 10-12.

Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 1992. Гл.8-9, 12

Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. М., Республика 1992. Гл.26-28, 34.

Хейне П. Экономический образ мышления. М., Новости, 1991. Гл. 8-10

 

Ответы к тестам

  1. а)
  2. а)
  3. е)
  4. b)
  5. а)

 

ГЛАВА 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.06 с.)