Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпочтения потребителя и полезностьСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предпочтения потребителей Люди сильно различаются по своим предпочтениям: что есть удовольствие для одного, для другого – страдание. Предпочтения можно представить теми рангами, которые потребители устанавливают для альтернативных возможностей. Это показывает, какие альтернативы предпочитаются, и какую из них готов выбрать потребитель. Кроме предпочтений на выбор потребителя также сильное влияние оказывают цены товаров и располагаемый доход, который может потратить покупатель. Необходимо помнить, что предпочтения являются всего лишь толчком для осуществления выбора, сам же выбор осуществляется под воздействием сопоставления желания потребителя что-либо приобрести с возможностью этого приобретения. Другими словами, для осуществления выбора необходимо согласовать мечты о том, что хотел бы приобрести потребитель с его бюджетом, который зависит от цен товаров и услуг и его располагаемого дохода. Большинство людей приобрело бы одежду, дома и т.д. лучшего качества или в большем количестве, если бы их доходы были выше или цены ниже. Экономическая модель потребительского выбора базируется на нескольких основополагающих предположениях относительно индивидуальных предпочтений товаров и услуг. Аксиомы теории потребительского выбора: 1. Принцип сопоставимости. Потребитель может ранжировать свои альтернативы в таком порядке, который отражает их предпочтения. В любой момент времени, имея два различных набора товаров и услуг, человек способен указать, что предпочитает один набор другому или не делает между ними никакого различия. Если набор А предпочитается набору В, можно сделать вывод, что набор А приносит потребителю большее удовлетворение, чем набор В и наоборот [А>В; А<В]; Если между двумя наборами нет никакой разницы, то можно говорить о том, что они приносят одинаковое удовлетворение потребителю [А = В]; 2. Принцип транзитивности. Потребитель может последовательно переносить предпочтения с одних благ на другие. Если человек предпочитает набор А набору В, а последний набору С, он также должен предпочитать набор А набору С. Из ранжирования следует, что А дает большее удовлетворение, чем В. Аналогично В дает большее удовлетворение, чем С. Значит, А должен давать большее удовлетворение, чем С [ Если А>В, а В>С, то А>С]. Транзитивность также подразумевает, что если потребитель не делает различия между альтернативами А и В и между В и С, то тогда он не должен делать различия и между А и С. [ Если А=В, а В=С, то А=С]; 3. Принцип рефлективности. Каждый набор благ должен быть не хуже и не лучше себя самого. [ Если А≥А, А≤А, то А = А]; Отношение потребителя к данному набору благ не должно меняться в течение всего процесса выбора. Помимо указанных аксиом, имеющих всеобщий характер, для построения достаточно практичной теории потребления необходимо еще сделать предположения менее обязательного свойства. Предположения: a) О ненасыщаемости потребностей. Большее количество благ всегда предпочитается меньшему. Потребитель всегда бы дал более высокий ранг набору, содержащему 2 яблока и 2 банана, чем другому, в котором находится только 1 яблоко и 2 банана. Некоторые продукты, которые люди менее всего предпочитают, называются «экономические антиблага». Например, загрязненный воздух, сигареты и т.д. Один человек может считать благом то, что другой будет считать антиблагом. В случае антиблага человек никогда не предпочтет большее количество данного антитовара меньшему. b) О непрерывности. Между лучшим и худшим наборами по отношению к данному набору всегда найдется более или менее равноценный ему. Все эти предпосылки необходимы для того, чтобы получить возможность определить функцию полезности. Функция полезности В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей конкретных благ. Чаще всего блага потребляются не по отдельности, а в определенных наборах («корзинах»). Набор благ – это совокупность данных количеств определенных видов благ, совместно потребляемых за какой-то период времени. Экономические решения при выборе благ продиктованы желанием покупателя, достичь максимальной выгоды при имеющихся возможностях. Эта выгода, представляющая собой степень удовлетворения потребностей называется полезностью. Функция полезности – это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем: [ U = f(X1,X2,…..,Xn)] Полезность - это целевая функция действий потребителя, находящегося в процессе выбора, количественное значение которой, он стремится максимизировать. Потребитель не может прямо измерить, сколько единиц полезности он получит от данного набора благ. Можно сказать, что функция полезности – это определенная форма выражения упорядочивания предпочтений потребителя. Полезность обладает свойством порядковой измеримости, когда альтернативы могут быть ранжированы. Это так называемая порядковая (ординалистская) функция полезности. Потребитель всегда может сказать, что чему он предпочитает, но не может определить, насколько один набор лучше другого. Тогда значения такой порядковой функции полезности и будут выражать только расстановку (ранжирование, последовательность, порядок) определенных групп равноценных благ. Для любых наборов благ А и В: U(А)>U(B), U(А)<U(B) либо U(А)=U(B). Чаще всего для установления значений ординалистской функции полезности используют последовательность натуральных чисел, начиная с единицы, например: U(А)=1, U(B)=2, U(С)=3 и т.д. При этом значения порядковой функции полезности выстраиваются в аналогичную последовательность: U1, U2, U3,……., Un. Функция, возникающая в том случае, когда можно не только количественно оценить разность в уровнях благосостояния данного потребителя, но и указать, как потребители оценивают эту разность в уровнях благосостояния, называется количественной (кардиналистской) функцией полезности. При использовании данной функции сравниваются не только сами значения функции полезности, но и их изменения, например: U(А)-U(B)=ΔUАВ и U(С)-U(D)=ΔUСD, ΔUАВ>ΔUСD либо ΔUАВ<ΔUСD, либо ΔUАВ=ΔUСD Фактически это означает, что данный потребитель в данной ситуации оказывается в состоянии определить не только свои предпочтения как таковые, но и их интенсивность, поскольку он может указать, что для него разность в уровнях благосостоянии при сравнительном потреблении наборов А и B больше, меньше или равна разности в степени удовлетворенности при сравнительном потреблении наборов С и D. Используя эту функцию, можно охарактеризовать не только общую полезность (TU), но и предельную полезность (MU). Предельная полезность – это полезность, получаемая от потребления каждой дополнительной единицы данного блага. С потреблением каждой последующей единицы какого-либо блага, совокупная полезность от потребления этого блага возрастает. то предельная полезность этого блага будет уменьшаться. Данное утверждение называется принципом убывающей предельной полезности. Кривые безразличия Предпочтения потребителя графически можно представить в виде кривых безразличия. Кривая безразличия отображает совокупность наборов благ, между которыми потребитель не делает никакого различия, т.е. они приносят ему одинаковую полезность. Другими словами, наборы М1 (4x и 10y) и М3 (6x и 3y), указанные на рисунке 4.1, приносят потребителю одинаковую полезность. Кривая безразличия будет иметь отрицательный наклон исходя из предположения о ненасыщаемости потребностей. С пускаясь вниз по кривой от т.М3 к т.М4, потребитель теряет некоторое количество товара Y, тем самым попадая в т.М5. Для того чтобы остаться на данной кривой безразличия потерянное количество товара Y (-∆Qy) должно быть компенсировано каким-то количеством товара X (+∆Qx). Таким образом, наклон кривой безразличия – будет отрицательное число, т.к. числитель и знаменатель всегда будут с разными знаками. Через каждую точку на плоскости можно провести кривую безразличия. Полученные кривые вместе составляют карту кривых безразличия. Карта кривых безразличия – способ описания предпочтений человека (рисунок 4.2). Свойства кривых безразличия: 1. Наборы на кривых безразличия, более удаленных от начала координат, предпочитаются наборам на менее удаленных кривых [т.к. они обеспечивают потребителю большую полезность ]. Это утверждение вытекает из предположения, что большее количество предпочитается меньшему. Например, изъятие некоторого количества Y из набора М2 невыгодно потребителю, если изъятое количество не замещается некоторым количеством X. Это перевело бы потребителя на более низкую кривую, означающую меньшее удовлетворение. Наборы, соответствующие данному количеству Х, предпочитаются в зависимости от количества Y в наборе, и наоборот, наборы с данным количеством Y ранжируются в соответствии с входящим в них количеством Х. Набор М7 предпочитаются любому набору на кривой, проходящей через М2, потому что в нем больше и Х, и Y, чем в любом другом наборе. 2. Кривые безразличия не пересекаются [доказательство от противного]. Доказательство: набор, представленный т.А принадлежит кривым U2 и U1 (рис.4.3). Следовательно, потребитель не делает разницы между наборами А, В и С. Но набор С предпочтительнее, чем набор В, т.к. кривая безразличия U2 расположена дальше от начала координат, чем кривая U1. Исходя из этого и набор А должен предпочитаться набору С. Пришли к противоречию, вывод – кривые безразличия не пересекаются.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.145 (0.011 с.) |