Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 4. Теория потребительского поведенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конечная цель всякого производства - удовлетворение потребностей людей. В условиях рынка потребности людей выступают в форме платежеспособного спроса - потребностей, обеспеченных денежными ресурсами. Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых отдельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны отдельного покупателя на разные блага называется потребительским поведением или потребительским выбором. В данной теме будет рассмотрен процесс формирования потребительского выбора, проанализированы главные факторы, определяющие этот выбор. Основные вопросы темы: Вопрос 1. Полезность: общая и предельная. Вопрос 2. Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения. Вопрос 3. Порядковая (ординалистическая) теория потребительского поведения. 4.1. Полезность: общая и предельная Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага. Полезность блага (u) - это его способность удовлетворять какую- либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выражает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему потребителя, суждение потребителя о благе, т.е. его субъективное восприятие полезности блага. Например, сигареты для курильщика обладают полезностью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны. Полезность экономического блага зависит от интенсивности потребности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматривается как функция от количества потребляемого блага. u = f (Q), где u - полезность товара; Q - количество товара. Полезность имеет две основные формы: - предельная полезность (MU) - добавочная полезность, извлекаемая от потребления дополнительной единицы блага; - совокупная (общая, суммарная) полезность (U) - полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, т.е. совокупная полезность есть сумма предельных полезностей: U = ∑MU. Согласно закону убывающей предельной полезности: по мере увеличения количества потребляемых товаров их предельная полезность имеет тенденцию к сокращению (рис. 4.1). Первая пара туфель (при отсутствии таковых) обладает очень высокой полезностью, полезность второй пары туфель несколько ниже, десятая пара обладает меньшей полезностью, чем девятая, девятая меньшей, чем восьмая и т.д. Отсюда следует, что поскольку каждая последующая единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену. Предельная полезность может иметь отрицательное значение. Первая порция мороженного в жаркий день обладает высокой полезностью, вторая меньшей, третья - еще меньшей,... десятая порция будет иметь отрицательную полезность (приведет к ангине). Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику полезности, приносимой всей массой потребляемых благ. Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевидно, что с увеличением количества благ данного вида происходит приращение совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 4.2). По мере увеличения количества пар обуви их общая полезность возрастает (две пары туфель обладают большей полезностью, чем одна, три большей, чем две и т. д.), но поскольку каждая дополнительная пара приносит все меньшую и меньшую полезность, то совокупная полезность растет, но все медленнее и медленнее.
Рис 4.2 Кривая совокупной полезности
Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь необходимая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги. Дело в том, что вода имеется в изобилии (как правило), а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена и ее предельная полезность невысока, количество же алмазов ограничено и их предельная полезность высока, поэтому цена воды низкая, а алмазов - высокая. Всякий потребитель стремится к максимизации совокупной полезности. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то существуют факторы, ограничивающие возможность приобретения его: это цена товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). Поскольку величина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те блага, которые ему хотелось бы. Бюджетное ограничение и, следовательно, невозможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полезности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров. Таким образом, теория потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится получить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей совокупной полезности, затратив минимум средств). Потребительский выбор - это оптимальный выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Вопросы для самопроверки 1. Что такое полезность? От чего зависит полезность экономического блага? Зависит ли полезность блага от издержек его производства? 2. Что такое предельная и совокупная полезность? 3. В чем суть закона убывающей предельной полезности? 4. Какова динамика совокупной полезности? 5. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что Вы понимаете под рациональным потребительским поведением? 6. Как разрешается парадокс потребности в воде и алмазах исходя из теории полезности. 4.2. Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения Существуют две версии теории потребительского поведения: - количественная, или кардиналистическая (от математического понятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.); - порядковая, или ординалистичская (от математического понятия - ординальное (порядковое) число - первый, второй, третий и т. д.). Обе эти теории, анализируя поведение потребителя, делают ряд допущений: - множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных товаров; - ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг и не пресыщен ими;транзитивность - постоянство и согласованность вкусов потребителя. Если человек предпочитает товар А (йогурт) товару В (кефир), а товар В (кефир) товару С (молоко), то он должен предпочитать товар А (йогурт) товару С (молоко); - взаимозаменяемость. Потребитель согласен отказаться от небольшого количества одного товара, если ему предложат взамен большее количество товара-заменителя; - убывание предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого товара. Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - "утиль" (от англ. utility - полезность). Согласно этой теории рациональный потребитель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отношения предельной полезности товара к цене товара для всех товаров, приобретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает состояния равновесия. Потребительское равновесие - это ситуация, при которой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получаемую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая покупку одного или другого товара. Алгебраически правило максимизации полезности, или условие потребительского равновесия, может быть выражено следующим образом: MUa = MUb = MUc = …. Pa Pb Pc где MU - предельная полезность благ a, b, c; Р - цена благ a, b, c. Рассмотрим следующий пример (табл. 4.1). Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части табл. 4.1.
Из приведенных данных следует, что первоначально доход распределен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наименьшую - товар А (10). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100 + 80 + 45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэкономит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В. Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная полезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к снижению его предельной полезности (закон убывающей предельной полезности). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно достигнет состояния, при котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене будет одинаковым. Допустим, это отношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезности возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45). Если никакое перераспределение дохода не позволяет увеличить совокупную полезность, это означает, что потребитель достиг состояния равновесия. Вопросы для самопроверки 1. Какое положение лежит в основе количественной теории потребительского поведения? 2. Что понимается под состоянием потребительского равновесия? 3. При каких условиях потребитель максимизирует совокупную полезность согласно количественной теории потребительского поведения? 4. Должен ли потребитель, стремясь достичь состояния равновесия, перераспределить доход в пользу блага, отношение предельной полезности к цене которого выше или ниже аналогичного соотношения для другого блага? 4.3. Порядковая (ординалистическая) теория потребительского поведения Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории многие экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведения, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или иного набора товаров для потребителя. Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное количество товара Х (одежда) и товара У (продукты питания). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товара Х и У (табл. 4.2). Таблица 4.2
Обозначив на вертикальной оси товар У, а на горизонтальной оси - товар Х и найдя координаты приведенных выше различных наборов двух товаров, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия. Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.
_____________________________→ 0 2,5 4 5 8 Qx Количество товара X, ед. Рис. 4.3. Кривая безразличия Любая точка на кривой безразличия (А, В, С, D) характеризует набор товаров Х и У, имеющих одинаковое потребительское значение (приносящих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому потребителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения. Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и У) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 7.4). Карта кривых безразличия - это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности. Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинаково, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую степень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей, и, следовательно, наборы, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полезностью.
Таким образом, карта кривых безразличия позволяет выявить потребительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проанализировать покупательную способность потребителя - его бюджетное ограничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров. Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб., и он нуждается в двух товарах Х и У. Цена товара Х = 100 руб., цена товара У = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл. 4.3). Таблица 4.3
Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом: Рх Х + Ру У = I, где Рх и Ру - цена товара Х и товара У; Х, У - количество товаров, которое может быть куплено на доход потребителя; I - доход потребителя. Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребителем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика. Отложив на вертикальной оси товар У, а на горизонтальной - товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (см. рис. 4.5).
Qyf
Бюджетная линия (BL) - это линия, графически отображающая набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат. Любая точка, лежащая на бюджетной линии, означает доступность набора товаров потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести любой набор товаров Х и У. Покупатель не может себе позволить приобрести набор товаров, лежащий выше и правее бюджетной линии (точка F), так как такой набор потребовал бы большего дохода. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (точка G), также означает, что набор товаров для потребителя приемлем, но, приобретая такой набор, потребитель не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара У. При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия: - сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит одинаковое снижение цен на оба товара; - сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен на оба товара; - меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорционально. Изучив потребительские предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Напомним, что, осуществляя свой выбор, потребитель стремится достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном бюджетном ограничении. Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: во-первых, он должен находиться на бюджетной линии и, во-вторых, набор потребляемых товаров должен быть предпочтителен по сравнению с другими. Этим условиям соответствует точка касания бюджетной линией кри-
Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворение потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия. В этой точке потребитель находится в положении равновесия - состоянии, при котором он в рамках своего бюджетного ограничения максимизирует совокупную полезность. Точки а и в кривой безразличия U достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия - U2. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уро- вень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть достигнут при существующем доходе. Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и приобретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из индивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, "сигнализирующий" предложению (производству) о том, какое количество товара требуется на рынках. Вопросы для самопроверки 1. Какой тезис лежит в основе порядковой теории потребительского поведения? 2. Что служит инструментом выявления предпочтений потребителей? 3. Что характеризуют кривая безразличия и карта кривых безразличия? 4. Что такое бюджетная линия? Как меняется положение бюджетной линии при изменении дохода и цен? 5. В каком случае, согласно порядковой теории потребительского поведения, потребитель находится в равновесии? Основные понятия и термины Потребительский выбор, полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, совокупная полезность, кардина- листическая теория потребительского поведения, положение равновесия потребителя, правило потребительского равновесия, ординали- стическая теория потребительского поведения, кривая безразличия, карта кривых безразличия, потребительские предпочтения, бюджетное ограничение, бюджетная линия. Выводы 1. Полезность товара - это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность зависит от интенсивности потребности в товаре и его количества. Полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, называется совокупной полезностью; полезность, приносимая дополнительной единицей блага - предельной полезностью. Согласно закону убывающей предельной полезности, по мере увеличения количества потребляемых благ предельная полезность падает. Совокупная полезность по мере увеличения количества потребляемых благ возрастает, но все замедляющимися темпами. 2. Согласно порядковой теории потребительского поведения рациональный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ограничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы отношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны. 3. В основе порядковой теории потребительского поведения лежит анализ кривых безразличия (совокупность потребительских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя) и бюджетных линий (линий, графически отображающих набор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат). Согласно порядковой теории потребитель находится в равновесии, приобретая набор товаров, соответствующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия. Равновесное положение потребителя - это состояние, при котором он максимизирует совокупную полезность, исходя из своего бюджетного ограничения. ТЕМА 5. Спрос и предложение В условиях рыночной экономики действия отдельных, самостоятельных экономических субъектов согласовываются, координируются с помощью цен. Цены формируются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения товаров. Данная тема и посвящена характеристике этих важнейших составляющих рынка - спроса и предложения. Основные вопросы темы: Вопрос 1. Закон спроса. Вопрос 2. Неценовые факторы спроса. Вопрос 3. Эластичность спроса. Вопрос 4. Предложение: понятие, факторы, эластичность. 5.1. Закон спроса Спрос D (demand – требование) - это то изменяемое количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при всех вариантах заданных цен в течение определенного времени. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов всех покупателей. Зависимость между ценой Р и требуемым количеством (quantity demanded) Qd описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и требуемым количеством (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены требуемое покупателями количество (которое покупатели готовы купить), падает, а при снижении - растёт. Qd = f (P) < 0. Зависимость между ценой и требуемым количеством (quantity demanded иногда переводят как величина, или объём спроса) можно описать алгебраиче-ски, с помощью таблицы или графически. Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид: Qd = а - b Р, где Qd - величина спроса; Р - цена товара; а и b - коэффициенты, постоянные для каждого конкретного случая. Закон спроса представлен, соответственно, в табл. 5.1 и на рис. 5.1. Таблица 5.1 Цена товара и величина спроса
Q1 Q2 Q Количество продукции Рис. 5.1. Кривая спроса Кривая (график) спроса показывает величину спроса (требуемое количество) при каждом значении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (экзогенный фактор), а величина спроса - как зависимая переменная (эндогенный фактор). Обратная зависимость между изменением цены товара и величиной спроса на него объясняется тремя причинами. 1. Эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода необходимо различать два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, объём его спроса возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и объём спроса на товар. 2. Эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами и объём спроса на первый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т. д. Если цена на кирпич возрастает, то требуемое количество кирпича уменьшится, а увеличится требуемое количество заменяющего его дерева. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой. 3. Действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену. Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Английский экономист Х1Х в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. объём спроса на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, объём спроса на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен, что меняет характер зависимости с обратной, на прямую. Вопросы для самопроверки 1. В чем суть закона спроса? 2. Почему между ценой блага и объёмом спроса на него существует обратная зависимость? 3. Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения. 4. Какова связь между законом спроса и законом убывающей предельной полезности? 5. Может ли объём спроса повышаться при росте цены блага? 5.2. Неценовые факторы величины спроса Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы (детерминанты спроса), приводящие к изменению величины спроса при данных ценах. Неценовые факторы, влияющие на величину спроса: - Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый эффект присоединения к большинству. - Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает. - Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты. - Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей. - Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос). Таким образом, на величину спроса на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к изменению величины спроса вследствие движения вдоль (по) кривой спроса, а неценовые факторы приводят к изменению величины спроса вследствие смещения кривой спроса (рис. 5.2).
Если неценовые факторы приводят к увеличению требуемого количества Qd, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Объём спроса при постоянной цене (Р1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до Q2. Вопросы для самопроверки 1. Как влияют изменения моды, вкусов, предпочтений покупателей на рыночный спрос? 2. Как влияет изменение дохода покупателей на рыночный спрос? 3. Какова связь между изменением цен на один товар и спросом на другой? 4. Что происходит со спросом, если покупатели ожидают повышение / падение цен на товары? 5. Что происходит с кривой спроса под воздействием неценовых факторов спроса? 5.3. Эластичность спроса Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения величины спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения объёма спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность: - ценовую; - перекрестную; - по доходу. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed). Ed = Δ Qd: Δ P Qd P где ΔQd/Qd - изменение величины спроса; ΔP/P - изменение цены. Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: объём спроса может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным. О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения величины спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q), т.е. по денежным поступлениям от продажи товара (величине расходов покупателя). В зависимости от характера эластичности спроса на товар выручка от реализации при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться (табл. 5.2). Виды ценовой эластичности спроса
Примерами разной эластичности спроса на разные товары могут служить: - спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина; - спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно; - спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на величину спроса; - спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов; - если цена фиксирована, например, установлена государством, а величина спроса меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса. Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов: - количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше; - удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность; - характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен; - фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса; - степень насыщения рынка товарами. Чем ниже степень насыщения рынка товарами, тем спрос на товар более эластичен. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения величины спроса на товар a при изменении цены товара b (Eab). Eab = ΔQa : ΔРb ΔQa Pb где ΔQa / Qa - изменение величины спроса на товар а; ΔPb/ Pb - изменение цены на товар b. Если: Eab > 0, то товары a и b - взаимозаменяемые; Eab < 0, то товары a и b - взаимодополняющие; Eab = 0, то товары a и b - независимые друг от друга. Эластичность по доходу характеризует степень изменения величины спроса на товар под влиянием изменения дохода (EI). EI = ΔQ: ΔI Q I где ΔQ/Q - изменение величины спроса на товар; ΔI/I - изменение дохода. Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. Е > 0. Для товаров низшей категории - отрицателен, т.е. Е < 0. Вопросы для самопроверки 1. Что характеризует эластичность спроса? 2. Что такое эластичность спроса по цене? Какие виды ценовой эластичности Вы знаете? 3. Как меняется выручка от реализации в зависимости от ценовой эластичности спроса? 4. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса? 5. Что характеризует перекрестная эластичность спроса? 6. Что характеризует эластичность спроса по доходу? 5.4. Предложение: понятие, факторы, эластичность Предложение— понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Объем предложения (объем выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях. Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок. Связь между уровнем цен и объемом предложения описывает закон предложения, согласно которому изменение цены (Р) влечет за собой однонаправленное изменение объёма предложения (QS), т.е. при увеличении цены предложение растет, при снижении - падает. Qs = f (Р) >0. Зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара, так же, как и в случае спроса, можно описать алгебраическим, табличным и графическим способами. Если зависимость между ценой и количеством предлагаемого носит линейный характер, то алге
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.131 (0.013 с.) |