ТЕМА 4. Теория потребительского поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 4. Теория потребительского поведения



Конечная цель всякого производства - удовлетворение потребностей людей. В условиях рынка потребности людей выступают в форме платеже­способного спроса - потребностей, обеспеченных денежными ресурсами. Рыночный спрос представляет собой сумму спросов, предъявляемых от­дельными потребителями. Процесс формирования спроса со стороны от­дельного покупателя на разные блага называется потребительским поведе­нием или потребительским выбором.

В данной теме будет рассмотрен процесс формирования потребитель­ского выбора, проанализированы главные факторы, определяющие этот выбор.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Полезность: общая и предельная.

Вопрос 2. Количественная (кардиналистическая) теория потребитель­ского поведения.

Вопрос 3. Порядковая (ординалистическая) теория потребительского поведения.

4.1. Полезность: общая и предельная

Главным фактором, определяющим потребительский выбор, является полезность того или иного блага.

Полезность блага (u) - это его способность удовлетворять какую- либо потребность, приносить человеку удовлетворение. Полезность выра­жает не столько физические свойства блага, сколько отношение к нему по­требителя, суждение потребителя о благе, т.е. его субъективное восприятие полезности блага. Например, сигареты для курильщика обладают полезно­стью, в то время как для человека некурящего сигареты бесполезны.

Полезность экономического блага зависит от интенсивности потреб­ности и количественной ограниченности блага, т.е. полезность рассматри­вается как функция от количества потребляемого блага.

u = f (Q),

где u - полезность товара; Q - количество товара.

Полезность имеет две основные формы:

- предельная полезность (MU) - добавочная полезность, извлекаемая от потребления дополнительной единицы блага;

- совокупная (общая, суммарная) полезность (U) - полезность, при­носимая всей массой потребляемых благ, т.е. совокупная полезность есть сумма предельных полезностей:

U = ∑MU.

Согласно закону убывающей предельной полезности: по мере уве­личения количества потребляемых товаров их предельная полезность име­ет тенденцию к сокращению (рис. 4.1). Первая пара туфель (при отсутст­вии таковых) обладает очень высокой полезностью, полезность второй па­ры туфель несколько ниже, десятая пара обладает меньшей полезностью, чем девятая, девятая меньшей, чем восьмая и т.д. Отсюда следует, что по­скольку каждая последующая единица блага приносит меньшую полез­ность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Предельная полезность может иметь отрицательное значение. Первая порция мороженного в жаркий день обладает высокой полезностью, вторая меньшей, третья - еще меньшей,... десятая порция будет иметь отрица­тельную полезность (приведет к ангине).

Закон убывающей предельной полезности определяет и динамику по­лезности, приносимой всей массой потребляемых благ. Поскольку общая полезность представляет собой сумму предельных полезностей, то очевид­но, что с увеличением количества благ данного вида происходит прираще­ние совокупной полезности, но рост этот происходит все замедляющимися темпами (рис. 4.2).

По мере увеличения количества пар обуви их общая полезность воз­растает (две пары туфель обладают большей полезностью, чем одна, три большей, чем две и т. д.), но поскольку каждая дополнительная пара прино­сит все меньшую и меньшую полезность, то совокупная полезность растет, но все медленнее и медленнее.

 

Рис. 4.1 Кривая предельной полезности

 

 

 

Рис 4.2

Кривая совокупной полезности

 

 

Разграничение понятий общей и предельной полезности позволяет объяснить знаменитый парадокс А. Смита: почему вода, столь необходи­мая людям, дешева, а алмазы, не представляющие собой предметы первой необходимости, столь дороги. Дело в том, что вода имеется в изобилии (как правило), а алмазы встречаются редко. Следовательно, потребность в воде может быть легко удовлетворена и ее предельная полезность невысо­ка, количество же алмазов ограничено и их предельная полезность высока, поэтому цена воды низкая, а алмазов - высокая.

Всякий потребитель стремится к максимизации совокупной полезно­сти. Однако если товар и обладает полезностью для потребителя, то суще­ствуют факторы, ограничивающие возможность приобретения его: это це­на товара и доход потребителя (бюджетное ограничение). Поскольку вели­чина дохода и цены заданы, то потребитель не может купить все те блага, которые ему хотелось бы. Бюджетное ограничение и, следовательно, не­возможность удовлетворения всех потребностей заставляет потребителя распределять свои доходы в соответствии с его представлениями о полез­ности и выгодности (предпочтительности) выбираемых товаров.

Таким образом, теория потребительского поведения предполагает анализ трех проблем: полезности, дохода и цены, при этом теория исходит из того, что потребитель ведет себя рационально, т.е. он стремится полу­чить максимум результатов при минимуме затрат (достичь наибольшей со­вокупной полезности, затратив минимум средств).

Потребительский выбор - это оптимальный выбор, максимизирую­щий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограни­ченности ресурсов (денежного дохода).

Вопросы для самопроверки

1. Что такое полезность? От чего зависит полезность экономического бла­га? Зависит ли полезность блага от издержек его производства?

2. Что такое предельная и совокупная полезность?

3. В чем суть закона убывающей предельной полезности?

4. Какова динамика совокупной полезности?

5. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что Вы понимаете под рациональным потребительским поведением?

6. Как разрешается парадокс потребности в воде и алмазах исходя из тео­рии полезности.

4.2. Количественная (кардиналистическая) теория

потребительского поведения

Существуют две версии теории потребительского поведения:

- количественная, или кардиналистическая (от математического по­нятия - кардинальное (количественное) число: один, два, три и т.д.);

- порядковая, или ординалистичская (от математического понятия - ординальное (порядковое) число - первый, второй, третий и т. д.).

Обе эти теории, анализируя поведение потребителя, делают ряд до­пущений:

- множественность видов потребления. Каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных товаров;

- ненасыщенность. Потребитель стремится иметь большее количест­во любых товаров и услуг и не пресыщен ими;транзитивность - постоянство и согласованность вкусов потребите­ля. Если человек предпочитает товар А (йогурт) товару В (кефир), а товар В (кефир) товару С (молоко), то он должен предпочитать то­вар А (йогурт) товару С (молоко);

- взаимозаменяемость. Потребитель согласен отказаться от неболь­шого количества одного товара, если ему предложат взамен боль­шее количество товара-заменителя;

- убывание предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого товара.

Количественная (кардиналистическая) теория потребительского поведения исходит из того, что полезность измерима. Для теоретических измерений полезности была введена даже единица полезности - "утиль" (от англ. utility - полезность). Согласно этой теории рациональный потре­битель максимизирует совокупную полезность в том случае, если отноше­ния предельной полезности товара к цене товара для всех товаров, приоб­ретаемых потребителем, равны. В этом случае потребитель достигает со­стояния равновесия. Потребительское равновесие - это ситуация, при ко­торой потребитель не может увеличить совокупную полезность, получае­мую при данном бюджетном ограничении, увеличивая или уменьшая по­купку одного или другого товара.

Алгебраически правило максимизации полезности, или условие по­требительского равновесия, может быть выражено следующим образом:

MUa = MUb = MUc = ….

Pa Pb Pc

где MU - предельная полезность благ a, b, c;

Р - цена благ a, b, c.

Рассмотрим следующий пример (табл. 4.1).

Предположим, что потребитель приобретает три товара А, В и С, цены этих товаров и предельная полезность каждого из них приведены в левой части табл. 4.1.

Таблица. 4.1
Первоначально После перераспределения
Благо Цена Пре- Отношение Отношение Предель-
  (Р) дельная предельной предельной ная по-
    полез- полезности полезности к лезность
    ность к цене цене (MU/Р) (MU/P ∙ P)
    (MU) (MU/Р)    
А          
В          
С          
Совокупная полезность        

 

 

Из приведенных данных следует, что первоначально доход распреде­лен нерационально, так как в расчете на денежную единицу наибольшую предельную полезность приносит товар В (20), а наименьшую - товар А (10). Совокупная полезность приобретения трех товаров равна 225 утилям (100 + 80 + 45). Если потребитель откажется от единицы товара А, он сэко­номит 10 денежных единиц, на которые можно приобрести 2,5 единицы товара В.

Тогда, по мере уменьшения количества товара А, его предельная по­лезность будет расти, а увеличение количества товара В приведет к сниже­нию его предельной полезности (закон убывающей предельной полезно­сти). Перераспределяя доход таким образом, потребитель постепенно дос­тигнет состояния, при котором отношение предельной полезности каждого товара к его цене будет одинаковым. Допустим, это отношение составит 15. При таком распределении дохода совокупная полезности возрастет и достигнет 255 утилей (150 + 60 + 45).

Если никакое перераспределение дохода не позволяет увеличить со­вокупную полезность, это означает, что потребитель достиг состояния равновесия.

Вопросы для самопроверки

1. Какое положение лежит в основе количественной теории потребитель­ского поведения?

2. Что понимается под состоянием потребительского равновесия?

3. При каких условиях потребитель максимизирует совокупную полез­ность согласно количественной теории потребительского поведения?

4. Должен ли потребитель, стремясь достичь состояния равновесия, пере­распределить доход в пользу блага, отношение предельной полезности к цене которого выше или ниже аналогичного соотношения для друго­го блага?

4.3. Порядковая (ординалистическая) теория потребительского поведения

Возможность количественного измерения полезности, оценка которой носит субъективный характер, подвергалась многочисленной критике. В противовес кардиналистической теории многие экономисты выдвинули порядковую (ординалистическую) теорию потребительского поведе­ния, согласно которой субъективная полезность измеряется с помощью относительной шкалы, показывающей предпочтительность того или ино­го набора товаров для потребителя.

Допустим, что потребитель ежемесячно потребляет определенное ко­личество товара Х (одежда) и товара У (продукты питания). Удовлетворить свои потребности потребитель может за счет разных наборов, состоящих из разного количества товара Х и У (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Набор товаров Товар Х, ед. Товар У, ед.
А 2,5  
В    
С    
D    

 

Обозначив на вертикальной оси товар У, а на горизонтальной оси - то­вар Х и найдя координаты приведенных выше различных наборов двух то­варов, можем построить кривую, которая называется кривой безразличия.

Кривая безразличия (U) представляет собой совокупность потреби­тельских наборов, каждый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя.


 

_____________________________→

0 2,5 4 5 8 Qx

Количество товара X, ед.

Рис. 4.3. Кривая безразличия

Любая точка на кривой безразличия (А, В, С, D) характеризует набор товаров Х и У, имеющих одинаковое потребительское значение (принося­щих одинаковую совокупную полезность) для потребителя, и потому по­требителю безразлично, какой набор приобрести, т.е. ни один из наборов не имеет предпочтения.

Описать предпочтения по всем наборам разных товаров (Х и У) можно с помощью карты кривых безразличия (см. рис. 7.4).

Карта кривых безразличия - это множество кривых безразличия, каждая из которых представляет собой различный уровень полезности.

Каждая кривая безразличия, входящая в карту кривых безразличия, характеризует набор товаров, к которому потребитель относится одинако­во, но сами кривые безразличия ранжируются по уровню удовлетворения потребностей. Чем кривая безразличия дальше от начала координат, тем выше степень удовлетворения потребностей и, следовательно, полезность набора товаров. Кривая безразличия U3 характеризует наибольшую сте­пень удовлетворения потребностей, кривые U1 и U2 соответствуют более низкому уровню удовлетворения потребностей, и, следовательно, наборы, описываемые этими кривыми, обладают для потребителя меньшей полез­ностью.

Количество товара X, ед. ~х Рис. 4.4. Карта кривых безразличия

 

Таким образом, карта кривых безразличия позволяет выявить потре­бительские предпочтения, однако она не отвечает на вопрос, какой именно набор выберет потребитель. Чтобы ответить на этот вопрос, надо проана­лизировать покупательную способность потребителя - его бюджетное ог­раничение, т.е. учесть доход потребителя и цены товаров.

Предположим, что доход потребителя составляет 4000 руб., и он нуждается в двух товарах Х и У. Цена товара Х = 100 руб., цена товара У = 200 руб. В этих условиях потребитель может приобрести следующие наборы товаров (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Набор товаров Товар X, ед. Товар Y, ед. Общие расходы, руб.
А      
B      

 

С      
D      
E      

 

Алгебраически бюджетное ограничение может быть представлено следующим образом:

Рх Х + Ру У = I, где Рх и Ру - цена товара Х и товара У;

Х, У - количество товаров, которое может быть куплено на доход по­требителя;

I - доход потребителя.

Совокупность вариантов выбора, открывающихся перед потребите­лем, исходя из его бюджетного ограничения, может быть представлена в виде графика. Отложив на вертикальной оси товар У, а на горизонтальной - товар Х и найдя координаты каждого из наборов, построим бюджетную линию (см. рис. 4.5).

 

Qyf

о 10 20 30 40 Qx Количество товара X, ед. Рис. 4.5. Бюджетная линия

 

Бюджетная линия (BL) - это линия, графически отображающая на­бор товаров, приобретение которых требует одинаковых затрат.

Любая точка, лежащая на бюджетной линии, означает доступность набора товаров потребителю, т.е. его доход позволяет ему приобрести лю­бой набор товаров Х и У.

Покупатель не может себе позволить приобрести набор товаров, лежа­щий выше и правее бюджетной линии (точка F), так как такой набор потре­бовал бы большего дохода. Точка, находящаяся внутри бюджетной линии (точка G), также означает, что набор товаров для потребителя приемлем, но, приобретая такой набор, потребитель не полностью использует свой доход, т.е. ему доступны наборы, содержащие больше и товара X, и товара У.

При изменении цен и доходов меняется положение бюджетной линии. Бюджетная линия:

- сдвигается вправо, если доход потребителя увеличивается или если происходит одинаковое снижение цен на оба товара;

- сдвигается влево, если доход потребителя уменьшается или если происходит равное повышение цен на оба товара;

- меняет угол наклона, если цены товаров изменяются непропорцио­нально.

Изучив потребительские предпочтения и бюджетные ограничения, можно показать, как потребитель делает конкретный выбор, т.е. решает, сколько товаров каждого вида приобрести. Напомним, что, осуществляя свой выбор, потребитель стремится достичь максимального удовлетворе­ния своих потребностей при заданном бюджетном ограничении.

Оптимальный набор, выбираемый потребителем, должен отвечать двум требованиям: во-первых, он должен находиться на бюджетной линии и, во-вторых, набор потребляемых товаров должен быть предпочтителен по сравнению с другими.

Этим условиям соответствует точка касания бюджетной линией кри-

Рис. 7.6. Положение равновесия потребителя

 

Набор, который обеспечивает максимально возможное удовлетворе­ние потребностей, соответствует координатам точки касания бюджетной линией кривой безразличия. В этой точке потребитель находится в поло­жении равновесия - состоянии, при котором он в рамках своего бюджет­ного ограничения максимизирует совокупную полезность.

Точки а и в кривой безразличия U достижимы для потребителя, но потребитель при том же доходе может увеличить степень удовлетворения своих потребностей, перейдя на более высокую кривую безразличия - U2. Точка с на кривой безразличия U3 обеспечивает еще более высокий уро-

вень удовлетворения потребностей, который, однако, не может быть дос­тигнут при существующем доходе.

Поведение людей в сфере распределения собственных доходов и при­обретения потребительских благ индивидуально и субъективно. Но из ин­дивидуального спроса потребителей складывается совокупный рыночный спрос на отдельные товары, "сигнализирующий" предложению (производ­ству) о том, какое количество товара требуется на рынках.

Вопросы для самопроверки

1. Какой тезис лежит в основе порядковой теории потребительского по­ведения?

2. Что служит инструментом выявления предпочтений потребителей?

3. Что характеризуют кривая безразличия и карта кривых безразличия?

4. Что такое бюджетная линия? Как меняется положение бюджетной ли­нии при изменении дохода и цен?

5. В каком случае, согласно порядковой теории потребительского поведе­ния, потребитель находится в равновесии?

Основные понятия и термины

Потребительский выбор, полезность, предельная полезность, закон убывающей предельной полезности, совокупная полезность, кардина- листическая теория потребительского поведения, положение равнове­сия потребителя, правило потребительского равновесия, ординали- стическая теория потребительского поведения, кривая безразличия, карта кривых безразличия, потребительские предпочтения, бюджет­ное ограничение, бюджетная линия.

Выводы

1. Полезность товара - это его способность удовлетворять какую-либо потребность. Полезность зависит от интенсивности потребности в товаре и его количества. Полезность, приносимая всей массой потребляемых благ, называется совокупной полезностью; полезность, приносимая дополни­тельной единицей блага - предельной полезностью. Согласно закону убы­вающей предельной полезности, по мере увеличения количества потреб­ляемых благ предельная полезность падает. Совокупная полезность по ме­ре увеличения количества потребляемых благ возрастает, но все замед­ляющимися темпами.

2. Согласно порядковой теории потребительского поведения рацио­нальный потребитель (покупатель) при имеющемся у него бюджетном ог­раничении будет максимизировать совокупную полезность, распределяя свой доход так, чтобы отношения предельных полезностей потребляемых им товаров в расчете на цену этих товаров были равны.

3. В основе порядковой теории потребительского поведения лежит анализ кривых безразличия (совокупность потребительских наборов, каж­дый из которых имеет одинаковую полезность для потребителя) и бюджет­ных линий (линий, графически отображающих набор товаров, приобрете­ние которых требует одинаковых затрат). Согласно порядковой теории по­требитель находится в равновесии, приобретая набор товаров, соответст­вующий координатам точки касания бюджетной линией наивысшей из всех доступных ему кривых безразличия. Равновесное положение потреби­теля - это состояние, при котором он максимизирует совокупную полез­ность, исходя из своего бюджетного ограничения.

ТЕМА 5. Спрос и предложение

В условиях рыночной экономики действия отдельных, самостоятель­ных экономических субъектов согласовываются, координируются с помо­щью цен. Цены формируются на рынке в результате взаимодействия спро­са и предложения товаров. Данная тема и посвящена характеристике этих важнейших составляющих рынка - спроса и предложения.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Закон спроса.

Вопрос 2. Неценовые факторы спроса.

Вопрос 3. Эластичность спроса.

Вопрос 4. Предложение: понятие, факторы, эластичность.

5.1. Закон спроса

Спрос D (demand – требование) - это то изменяемое количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при всех вариантах заданных цен в течение опре­деленного времени. Рыночный спрос представляет собой сумму индивиду­альных спросов всех покупателей.

Зависимость между ценой Р и требуемым количеством (quantity demanded) Qd описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и требуемым количеством (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены требуемое покупателями количество (которое покупатели готовы купить), падает, а при снижении - растёт.

Qd = f (P) < 0.

Зависимость между ценой и требуемым количеством (quantity demanded иногда переводят как величина, или объём спроса) можно описать алгебраиче-ски, с помощью таблицы или графически.

Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

Qd = а - b Р,

где Qd - величина спроса;

Р - цена товара;

а и b - коэффициенты, постоянные для каждого конкретного случая. Закон спроса представлен, соответственно, в табл. 5.1 и на рис. 5.1.

Таблица 5.1

Цена товара и величина спроса

Цена (Р), ден. ед. Объем спроса (Qd), ед.
   
   
   
   
   

 

 


 

Q1 Q2 Q

Количество продукции

Рис. 5.1. Кривая спроса

Кривая (график) спроса показывает величину спроса (требуемое количество) при каждом зна­чении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (экзогенный фактор), а величина спроса - как зависимая переменная (эн­догенный фактор).

Обратная зависимость между изменением цены товара и величиной спроса на него объясняется тремя причинами.

1. Эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода необходимо раз­личать два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход на­ходится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зави­симости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номиналь­ном доходе потребитель может приобрести больше товара, объём его спроса воз­растает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и объём спроса на товар.

2. Эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при на­личии заменителей он будет замещаться другими товарами и объём спроса на пер­вый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т. д. Если цена на кирпич возрастает, то требуемое количество кирпича уменьшится, а увеличится требуемое количество заменяющего его дерева.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного то­вара по низкой цене, чем по высокой.

3. Действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Английский эко­номист Х1Х в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. объём спроса на картофель, составляющий основную часть ра­циона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, объём спроса на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен, что меняет характер зависимости с обратной, на прямую.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть закона спроса?

2. Почему между ценой блага и объёмом спроса на него существует обратная за­висимость?

3. Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения.

4. Какова связь между законом спроса и законом убывающей предельной полезности?

5. Может ли объём спроса повышаться при росте цены блага?

5.2. Неценовые факторы величины спроса

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, нецено­вые факторы (детерминанты спроса), приводящие к изменению величины спроса при данных ценах.

Неценовые факторы, влияющие на величину спроса:

- Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если то­вар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называе­мый эффект присоединения к большинству.

- Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоя­кое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качест­венные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на то­вары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте дохо­дов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

- Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то сущест­вует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорож­ные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между измене­нием цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на маг­нитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

- Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного соста­ва покупателей.

- Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличи­ваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на величину спроса на данный товар влияют изменения цен са­мого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к из­менению величины спроса вследствие движения вдоль (по) кривой спроса, а неце­новые факторы приводят к изменению величины спроса вследствие смещения кривой спроса (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение требуемого количества; б) сокращение требуемого количества

 

Если неценовые факторы приводят к увеличению требуемого количества Qd, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Объём спроса при постоянной цене (Р1) возрастает от Q1 до Q2.

Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до Q2.

Вопросы для самопроверки

1. Как влияют изменения моды, вкусов, предпочтений покупателей на рыночный спрос?

2. Как влияет изменение дохода покупателей на рыночный спрос?

3. Какова связь между изменением цен на один товар и спросом на дру­гой?

4. Что происходит со спросом, если покупатели ожидают повышение / падение цен на товары?

5. Что происходит с кривой спроса под воздействием неценовых факто­ров спроса?

5.3. Эластичность спроса

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения величины спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень из­менения объёма спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называ­ется эластичностью спроса.

Различают эластичность:

- ценовую;

- перекрестную;

- по доходу.

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эла­стичности (Ed).

Ed = Δ Qd: Δ P

Qd P

где ΔQd/Qd - изменение величины спроса; ΔP/P - изменение цены.

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) мо­жет быть разная: объём спроса может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотно­шению изменения величины спроса к изменению цены или по показателю общей вы­ручки от реализации (Р х Q), т.е. по денежным поступлениям от продажи товара (величине расходов покупателя).

В зависимости от характера эластичности спроса на товар выручка от реализации при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться (табл. 5.2). Виды ценовой эластичности спроса

 

Таблица 5.2
Вид Соотношение Коэффи­ Изменение выручки
Эластичности изменения цены циент эла- от реализации (Р х Q)
  и величины спроса стичности Уменьше­ние цены Увели­чение цены
Совершенно Цена растет Ed = 0 Уменьшает­ Увели-
Неэластичный (падает) - величина спроса   ся чивается
Спрос постоянна      
Неэластичный Цена изменяется Ed < 1 Уменьшает­ Увели-
Спрос больше, чем изменяется величина спроса   ся чивается
Единичная Цена и величина спроса Ed = 1 Не изменя- Не изме-
Эластичность изменяются оди­   ется няется
Спроса наково      
Эластичный Цена изменяется Ed > 1 Увеличива- Умень-
Спрос меньше, чем изменяется величина спроса   ется шается
Совершенно Величина спроса изменяется, Ed = ∞ Уменьшает- Увели-
эластичный цена постоянна   ся чивается
спрос        

 

Примерами разной эластичности спроса на разные товары могут слу­жить:

- спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

- спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

- спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены сущест­венно повлияет на величину спроса;

- спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется еди­ничной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

- если цена фиксирована, например, установлена государством, а величина спроса меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совер­шенная эластичность спроса.

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

- количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

- удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

- характера товара - является ли товар предметом первой необходи­мости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой не­обходимости менее эластичен;

- фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса;

- степень насыщения рынка товарами. Чем ниже степень насыщения рынка товарами, тем спрос на товар более эластичен.

Перекрестная эластичность характеризует степень изменения величины спро­са на товар a при изменении цены товара b (Eab).

Eab = ΔQa : ΔРb

ΔQa Pb

где ΔQa / Qa - изменение величины спроса на товар а;

ΔPb/ Pb - изменение цены на товар b.

Если:

Eab > 0, то товары a и b - взаимозаменяемые;

Eab < 0, то товары a и b - взаимодополняющие;

Eab = 0, то товары a и b - независимые друг от друга.

Эластичность по доходу характеризует степень изменения величины спроса на товар под влиянием изменения дохода (EI).

EI = ΔQ: ΔI

Q I

где ΔQ/Q - изменение величины спроса на товар;

ΔI/I - изменение дохода.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу поло­жителен, т.е. Е > 0.

Для товаров низшей категории - отрицателен, т.е. Е < 0.

Вопросы для самопроверки

1. Что характеризует эластичность спроса?

2. Что такое эластичность спроса по цене? Какие виды ценовой эластич­ности Вы знаете?

3. Как меняется выручка от реализации в зависимости от ценовой эла­стичности спроса?

4. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?

5. Что характеризует перекрестная эластичность спроса?

6. Что характеризует эластичность спроса по доходу?

5.4. Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение— понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Объем предложения (объем выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.

Связь между уровнем цен и объемом предложения описывает закон предло­жения, согласно которому изменение цены (Р) влечет за собой однона­правленное изменение объёма предложения (QS), т.е. при увеличении цены пред­ложение растет, при снижении - падает.

Qs = f (Р) >0.

Зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара, так же, как и в случае спроса, можно описать алгебраическим, табличным и графическим способа­ми.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1026; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.156 с.)