Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Производство и факторы производстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Большинство экономических благ создается в процессе производства. Производство - это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов. (Ресурсы - это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг.) Все производство принято делить на две сферы: - сферу материального производства, включающую производство благ в материально-вещественной форме (уголь, обувь, станки, ткани и т.п.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и т.п.); - непроизводственную сферу, включающую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, культура и т. п.). Схематично структуру производства можно представить следующим образом:
Блага, создаваемые в производстве, служат средством удовлетворения потребностей. Таким образом, конечной целью всякого производства являются потребности людей. Сам процесс удовлетворения потребностей - это потребление. Для того чтобы произвести какие-либо блага, необходимы ресурсы. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называются факторами производства. Основные факторы производства - это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность. Труд (L) - целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги. Земля (T) - все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п. Капитал (C) - товары длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства. Капитал позволяет увеличить отдачу земли и труда в производственном процессе. Предпринимательская деятельность (E) - целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Функции предпринимателя в производстве состоят в: - соединении факторов производства в одном производственном процессе; - нахождении наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов; - принятии на себя риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.) Все факторы производства можно рассматривать как: - вещественные, или имущественные (земля и капитал); - личные (труд и предпринимательская деятельность). Личные факторы производства воплощают в себе как врожденные способности людей, так и приобретенные ими в процессе обучения и практической деятельности знания, умения, навыки. Эти интеллектуальные способности и практические навыки людей, увеличивающие их производственные возможности, образуют человеческий капитал. Вложения в человеческий капитал (образование, переподготовку, повышение квалификации кадров) приобретают особое значение в современном мире. Отдача от вложений в человеческий капитал превышает отдачу от вложений в вещественные факторы производства, поэтому темпы роста вложений в личные факторы производства сегодня превышают темпы роста вложений в вещественные факторы производства. Сразу необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются фактором производства. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются необходимым условием приобретения факторов производства. Денежные средства используются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе. Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограниченны, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов. Ограниченность ресурсов - объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов. Следствием ограниченности ресурсов становится: - необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов; - появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам; - необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества; - возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование). Вопросы для самопроверки 1. Что такое процесс производства? Какие отрасли народного хозяйства Вы отнесете к сферам материального и нематериального производства? 2. Какие ресурсы необходимы для организации производства? Охарактеризуйте каждый из них. Как группируются все факторы производства? 3. Являются ли деньги фактором производства? 4. Как Вы понимаете тезис об ограниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна? 5. Какие проблемы возникают в связи с ограниченностью ресурсов? 2.3. Производственные возможности Ограниченность ресурсов ставит предел возможностям производства. Использование ресурсов для создания одного продукта означает отказ от производства другого. Это заставляет делать выбор: какие продукты производить, какие потребности удовлетворять в первую очередь. Суть проблемы выбора в условиях ограниченности ресурсов можно понять, использовав кривую производственных возможностей (КПВ). Кривая производственных возможностей - график, показывающий все множество вариантов использования имеющихся ресурсов для производства двух альтернативных видов экономических благ. (Альтернативный - допускающий одну из двух или нескольких возможностей.) Разберем хрестоматийный пример. Предположим, что общество нуждается в производстве двух продуктов - масла и пушек. Возможные объемы производства двух продуктов при полном использовании ограниченных ресурсов представлены в табл. 2.1. Таблица 2.1 Альтернативные возможности производства масла и пушек
Отложив на осях координат два товара и соединив точки, отражающие разные сочетания объемов производства этих продуктов, мы получим кривую производственных возможностей (рис. 2.2).
Анализ кривой производственных возможностей (см. рис. 2.2) позволяет сформулировать ряд важнейших экономических положений. 1. Закон замещения, который гласит, что при полном использовании ресурсов и неизменной технологии увеличение производства одного продукта приводит к сокращению другого. Действительно, мы видим, что с увеличением производства масла выпуск пушек сокращается, и наоборот. Для иллюстрации действия закона замещения часто приводят следующий пример. В СССР накануне начала Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) существовала полная занятость, все трудовые ресурсы использовались полностью, безработицы не было. Когда началась война, увеличить производство военной продукции можно было только сократив производство гражданской. В США перед войной (1939 г.) трудовые ресурсы недоиспользовались, безработица достигала 17,2%. С началом Второй мировой войны США смогли увеличить производство и военной, и гражданской продукции. К 1944 г. безработица сократилась до 1,2%. 2. Если производство находится внутри КПВ, в точке N, это значит, что имеющиеся ресурсы используются не полностью: есть возможность увеличить производство и пушек, и масла. Точка N свидетельствует о недопроизводстве, неэффективном использовании ресурсов. 3. Точка М при данных ресурсах и имеющейся технологии для производства недостижима. Но это совсем не означает, что производственные возможности не могут увеличиться. Существует два способа расширения производственных возможностей: увеличение количества используемых ресурсов (экстенсивный путь) и совершенствование технологии, НТП, позволяющие при данных ресурсах производить больше благ (интенсивный путь). 4. Любое производство является эффективным, если оно обеспечивает полное использование ресурсов, следовательно, любая точка, лежащая на кривой производственных возможностей, является эффективной. Распределение ресурсов, при котором невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого, называется Парето-эффективным, или Парето-оптимальным. (Это положение впервые было сформулировано в работах итальянского экономиста Вильфредо Парето (1848-1923 гг.) и широко используется в экономической теории.) Предположим, что фирма располагает определенным станочным парком и определенным количеством работников и выпускает два продукта. Если станочный парк используется полностью, все работники загружены, то, чтобы увеличить производство одного продукта, придется сократить производство другого. Если можно увеличить производство одного продукта, не сократив производства другого, это значит, что имеющиеся ресурсы недоиспользуются, т.е. производство неэффективно. 5. Поскольку увеличение производства одного продукта ведет к сокращению производства другого, то стоимость (издержки производства) одного продукта может быть выражена в количестве продукта, от которого приходится отказаться в связи с производством первого. Так, из рис. 3.2 следует, что увеличение производства масла с нуля до 2 млн. т "обошлось" в 3 тыс. пушек, от производства которых пришлось отказаться. Можно сказать, что 2 млн. т масла стоят 3 тыс. пушек. В экономике такая стоимость или такие издержки производства называются вмененными, или альтернативными. Альтернативные (вмененные) издержки производства, или издержки упущенных возможностей - это издержки производства или стоимость одного товара, выраженная в количестве другого товара, от производства которого приходится отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу данного товара. 6. Вы, наверное, обратили внимание (рис. 3.2) на то, что каждые два последующие миллиона тонн масла обходятся все дороже и дороже. Первые 2 млн. т стоили 3 тыс. пушек; вторые 2 млн. т - уже 6 тыс. пушек; третьи 2 млн. т - 9 тыс. пушек; четвертые 2 млн. т - 9 тыс. пушек. Почему? Почему кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму? Дело в том, что здесь четко проявляется действие одного из важнейших экономических законов - закона убывающей отдачи, или закона возрастающих вмененных издержек производства. Закон возрастающих альтернативных (вмененных) издержек производства гласит: в условиях полного использования ресурсов и неизменной технологии для получения каждой дополнительной единицы одного товара приходится отказываться от все возрастающего количества других товаров. Объясняется это тем, что при увеличении производства масла приходится использовать ресурсы, технологически приспособленные для производства пушек и непригодные для производства масла. Причем чем больше масла мы хотим произвести, тем менее пригодные для этого ресурсы нам приходится использовать. Таким образом, в силу того, что в разных процессах производства ресурсы обладают разной производительностью, переключение их из одной сферы применения в другую обусловливает возрастание вмененных издержек производства. Вопросы для самопроверки 1. Что такое кривая производственных возможностей? В чем суть закона замещения? При каких условиях он действует? 2. Как можно охарактеризовать состояние экономики, если она находится в точке, расположенной внутри КПВ? 3. Как можно расширить производственные возможности? Что происходит, если КПВ сдвигается вправо, влево? 4. Какое производство считается эффективным? Что такое Парето-эффек- тивность? 5. Что такое альтернативные издержки производства? 6. Почему КПВ выпукла вправо вверх? В чем суть возрастающих вмененных издержек? Почему и при каких условиях они возрастают?
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.97.161 (0.011 с.) |