Экономика непроизводственной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономика непроизводственной сферы



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Российский государственный университет им. И. Канта

Экономический факультет

 

Кафедра экономики фирмы и рынков

 

Учебно-методический комплекс дисциплины

Экономика непроизводственной сферы

основной образовательной программы

по специальности 061100 (080507.65) «Менеджмент организации»

 

 

Калининград 2008

 

 


 

Состав учебно-методического комплекса дисциплины

1. Выписка из ГОС ВПО по специальности "Менеджмент организации", утвержденного в 2000 году.

2. Программно-планирующий блок

Учебная рабочая программа дисциплины "Экономика непроизводственной сферы"

3. Учебно-методический блок

Методические рекомендации по изучению дисциплины

Учебное пособие " Экономика непроизводственной сферы "

Практикум

Глоссарий (справочник)

Система контроля

4. Ресурсно-сопровождающий блок

Вопросы к зачету по дисциплине«Экономика непроизводственной сферы»

Тестовые задания

Модели деловых ситуаций

 

Зав. кафедрой к.э.н. Гареев Т.Р. уч. степень, уч.звание ФИО   ____________ подпись   «___»_________2008 г.  

 

 

Разработчик (составитель) УМКД к.э.н. Ватралик А.В. уч. степень, уч.звание ФИО   ____________ подпись   «___»_________2008г.  

 

Выписка из ГОС ВПО по специальности 061100 «Менеджмент организации» утвержденного в 2000 году

 

ФТД.00.04 ЭКОНОМИКА НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ

 

Непроизводственная сфера: экономическое и социальное значение; услуги: особенности и виды; общественный сектор экономики; изъяны рынка; некоммерческие организации; общественные блага: свойства, виды; проблема переполнения; равновесие и цены Линдаля, проблема «безбилетника»; распределение и перераспределение; проблема эффективности справедливости; общественное благосостояние; механизмы принятия нерыночных решений (общественный выбор); методы анализа экономических предпосылок и последствий политических решений; доходы и расходы общественного сектора; налоги и налоговая система; теория оптимального налогообложения; оценка эффективности общественных расходов; социальная помощь и общественное страхование; финансирование и производство в общественном секторе; бюджетный федерализм.

 

 


 

 

ПРОГРАММНО-ПЛАНИРУЮЩИЙ БЛОК


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Российский государственный университет им. И. Канта

Экономический факультет

 

«УТВЕРЖДАЮ»

декан экономического факультета

к.э.н., доцент_________А.М.Чуйкин

«____»__________________2008г.

«Экономика непроизводственной сферы»

Учебная программа для студентов экономического факультета

по специальности 061100 (080507.65) «Менеджмент организации»

Программа является авторской доцента Ватралика А.В.

Программа обсуждена и утверждена на заседании

кафедры Экономики фирмы и рынков РГУ им. И.Канта

(протокол №___ от «___»_________________2008 г.)

 

Зав. кафедрой, к.э.н.______________Т.Р.Гареев

 

Программа одобрена методическим советом

экономического факультета РГУ им. И. Канта

(протокол №___ от «___»___________2008 г.)

 

Председатель методического совета,

профессор ______________Л.С. Шеховцева

 

 

Калининград

 

 


Содержание

 

1. Пояснительная записка………………………………………………….…7

2. Тематический план………………………………………………………....9

3. Содержание дисциплины…………………………………………………10

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………….14


Пояснительная записка

Учебная программа по дисциплине «Экономика непроизводственной сферы» составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утвержденного учебного плана по специальности 061100 - «Менеджмент организации».

В последнее время непроизводственная сфера в России претерпела ряд изменений в экономическом плане, имеющих как позитивные, так и негативные последствия. Экономические методы и средства управления в отраслях непроизводственной сферы имеют свою специфику, что предполагает особый подход к решению существующих проблем в непроизводственной сфере. Специфика деятельности данных отраслей выражается в очевидной социальной направленности их деятельности и нацеленности на решение социальных проблем общества.

Цели и задачи дисциплины

Целью изучаемой дисциплины является овладение знаниями теоретических основ функционирования отраслей непроизводственной сферы и формирование умений и навыков их применения при принятии управленческих решений в соответствующих отраслях.

Задачи дисциплины в соответствии с поставленной целью состоят в:

- приобретении новых и углубленных знаний в области объяснения функций и деятельности организаций непроизводственной сферы;

- ознакомлении с различными концептуальными трактовками государства, преследуемых им целей, его места и роли в рыночной экономике;

- формировании и закреплении навыков экономического анализа природы и последствий государственных решений, возможностей и границ использования экономической политики в сферах общественных доходов и расходов;

- освоении методов анализа эффективности непроизводственной сферы и отдельных ее составляющих;

- получении информации об особенностях организации и функционирования непроизводственной сферы в странах с развитой рыночной экономикой и России.

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

Иметь представление:

- о том, что собой представляет непроизводственная сфера и какова ее роль в современной экономике;

- о производстве общественных благ в общественном секторе;

- о перераспределительной деятельности государства;

- о проблеме эффективности и справедливости;

- об экономике благосостояния;

- о механизмах принятия нерыночных решений (общественный выбор);

- о современных методах анализа экономических предпосылок и последствий политических решений;

- о государственных доходах и расходах общественного сектора в современной экономике;

- о теории оптимального налогообложения;

- о влиянии различных налогов на частичное равновесие на отдельных рынках и на общее равновесие;

- о деятельности государства как производителя и финансиста благ и ее рациональной организации;

- об оценке эффективности общественных расходов;

- о проблемах бюджетного федерализма.

Знать:

- содержание предмета экономики непроизводственной сферы;

- функции общественного сектора, связанные с преодоление изъянов рынка, производством общественных благ и перераспределением доходов;

- теорию общественных благ, понятия равновесия Линдаля и цен Линдаля, условия оптимального производства общественных благ, основные положения теории клубов;

- перераспределительные процессы, функции общественного благосостояния, принцип «второго лучшего»;

- теорию общественного выбора при выработке решений относительно общественных благ и перераспределения;

- доходы общественного сектора, виды налогов, критерии оценки налоговых систем, перемещение налогового бремени на конкурентном, монополизированном рынке и рынке труда;

- определение избыточного налогового бремени, подходы к определению его величины, особенности избыточного бремени налогов на товары, трудовые доходы и капитал;

- правило оптимизации налогообложения товаров с точки зрения аллокационной эффективности;

- расходы общественного сектора; задачи, решаемые в сфере расходования общественных средств: оказание социальной помощи, обеспечение обязательного страхования, производство и потребление благ;

- финансирование и производство в общественном секторе, методы поиска оптимальных решений в сфере использования общественных средств;

- теорию бюджетного федерализма;

Уметь:

- оценивать различные варианты политических решений и прогнозировать последствия государственных воздействий на экономику;

- анализировать состояние и тенденции развития экономики непроизводственной сферы в России;

- решать практические задания, тесты и упражнения, предложенные в соответствии с темами курса.

Место дисциплины в системе обучения по специальности 061100 – «Менеджмент организации»

В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по специальности 061100 – «Менеджмент организации» изучение дисциплины «Экономика непроизводственной сферы» осуществляется рамках факультативов на 4-м курсе в течение одного семестра. Объем дисциплины – 107 часов, в том числе: аудиторные занятия – 51 час (лекций – 34 часа, практических занятий – 17 часов), самостоятельная работа – 51 час, индивидуальная работа – 5 часов.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Успешное обучение по дисциплины «Экономика непроизводственной сферы» предполагает наличие знаний, полученных в результате освоения дисциплин «Введение в экономическую теорию», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «История экономических учений», «Менеджмент», «Социология». «Политология».

В процессе изучения данной дисциплины по каждой теме предполагается решение задач, упражнений, тестов, проведение проверочных работ и научных дискуссий.

2 Тематический план

Наименование Темы Количество часов
Всего Аудиторные занятия Самост.работа Индив. работа
Всего в том числе
лекции прак.
1. Непроизводственная сфера: экономическое и социальное значение.           -
2. Общественный сектор и его роль в современной экономике           -
3. Общественные блага           -
4. Распределение, эффективность и благосостояние           -
5. Общественный выбор           -
6. Доходы общественного сектора           -
7. Сферы действия налогов           -
8. Избыточное налоговое бремя и оптимальное налогообложение           -
9. Общественные расходы. Социальная помощь, общественное страхование           -
10. Финансирование и производство товаров и услуг в общественном секторе. Бюджетный федерализм           -
Итого            

3. Содержание дисциплины

 

Тема 3 Общественные блага

Свойства общественных благ. Чистые и смешанные общественные блага. Совокупный спрос на чисто общественное благо. Общенациональные и локальные общественные блага. Социально значимые общественные блага. Проблема безбилетника. Дилемма заключенного. Селективные стимулы общественного производства благ. Спрос на общественные блага. Равновесие в сфере производства общественных благ. Модель Линдаля и цены Линдаля. Проблема переполнения и теория клубов.

Тема 5 Общественный выбор

Теория общественного выбора. Политический процесс. Политико-экономический кругооборот. Современные политические системы. Механизм голосования. Коллективный выбор. Правило простого большинства. Теорема Мэя. Парадокс голосования. Теорема Эрроу о невозможности. Медианный избиратель и коалиции. Альтернативные правила принятия коллективных решений. Общественный выбор в условиях прямой демократии и представительной демократии. Эффект рационального игнорирования. Логроллинг. Группы специальных интересов. Лоббизм. Поиск политической ренты. Бюрократия и неэффективность. Модель Нисканена. Модель бюрократии Г. Таллока. Модель Бретона-Бреннана-Бьюкенена. «Фиаско» государства. Экономико-политический цикл.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК


 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

 

При проведении лекций преподаватель:

1) формулирует тему и цель занятия;

2) излагает основные теоретические положения;

3) под запись дает определения основных понятий, законов и расчетные формулы.

При проведении семинаров преподаватель:

1) формулирует тему и цель занятия;

2) предлагает учащимся ответить на вопросы, вынесенные на семинар;,

3) организует дискуссию по наиболее сложным вопросам;

4) предлагает учащимся провести обобщение изученного материала;

5) проводит подробный разбор решения типовых заданий и тестов по данной теме, демонстрируя алгоритм записи основных этапов решения;

5) показывает правила работы со справочными материалами;

6) в конце занятия предлагает задания и тесты для самостоятельного решения.

После окончания изучения студентами учебной дисциплины по результатам ее преподавания ежегодно осуществляются следующие мероприятия:

1) Анализ и обработка результатов преподавания дисциплины и результатов текущего, промежуточного и итогового контроля.

2) Пересмотр и внесение изменений в учебные, методические и организационные формы и методы преподавания дисциплины: корректирование материалов лекций, разработка тестов по темам и по видам контроля.

3) Подведение итогов реализации учебной дисциплины конкретной образовательной профессиональной программы на кафедре: обсуждение итогов сдачи дисциплины в рамках подведения итогов сессии.

4) Формирование перечня рекомендаций и корректирующих мероприятий для оптимизации трехстороннего взаимодействия между студентами, преподавателями и потребителями выпускников образовательной профессиональной программы (ОПП):

Самостоятельная работа студентов относится к активным методам закрепления материала, пройденного на лекциях и практических занятиях. Во время самостоятельной работы студенты проявляют творческую активность, формируют аналитическое мышление, тренируют умение работать с литературой.

Самостоятельная работа включает в себя работу по изучению основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой и самостоятельно подобранной студентами. Для самостоятельного контроля усвоения материала по каждой теме предусмотрены вопросы по самопроверке.

Важным этапом в расширении знаний по дисциплине является подготовка рефератов и докладов. Тема доклада (реферата) выдается преподавателем.

 

 

Вопросы для самопроверки

1) Что такое непроизводственная сфера?

2) Каковы методы исследования экономики непроизводственной сферы?

3) Назовите отрасли, входящие в непроизводственную сферу.

4) В чем заключается экономическая функция непроизводственной сферы?

5) В чем заключается социальная функция непроизводственной сферы?

6) Что такое социальная политика и социальное обеспечение?

7) Чем услуги отличаются от товаров? Дайте характеристику свойств и видов услуг.

8) Как можно оценить нематериальные услуги с экономической точки зрения?

9) Каковы тенденции международного сотрудничества в непроизводственной сфере?

10)Какова специфика непроизводственной сферы в условиях российской экономики экономики?

Вопросы для самопроверки

11)Что такое общественный сектор?

12)Каковы функции государства в рыночной экономике?

13)Что такое «фиаско или провалы» рынка? Каковы их основные виды?

14)Назовите инструменты антимонопольной политики государства.

15)Каким образом государство преодолевает последствия монополизации?

16)Как действует государство в условиях информационной асимметрии?

17)Перечислите методы интернализации внешних эффектов.

18)Что представляют собой социальные общественные издержки и выгоды? Что представляют собой предельные частные издержки и предельно внешние издержки?

19)При отрицательных внешних эффектах экономическое благо продается и покупается в большем или меньшем количестве?

20)Каково место государственного бюджета в общественном секторе рыночной экономики?

21)Каковы тенденции изменения доли общественного сектора в экономике?

22)Какова специфика общественного сектора в условиях переходной экономики?

Тема 3 Общественные блага

Основная литература

1. Аткинсон А., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект-Пресс - 1995. – Лек. 16.

2. Нуреев Р. Основы экономической теории: Микроэкономика. Учеб. для вузов. – М.: Высш. Шк. - 1996. – Гл. 12.

3. Нуреев Р. Теория общественного выбора. Учебно-методическое пособие // Вопросы экономики. - 2002. - № 9, 12.

4. Экономическая школа. Журнал-учебник. – 1999. – Вып.5. – Лек. 46.

5. Якобсон Л. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. – М.:ГУ ВШЭ – 2000. – Гл. 2.

6. Якобсон Л. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М.: Аспект-Пресс - 1996. – Гл. 2.

7. Фролова Н. Общественные блага: сущность и проблема эффективного предоставления// Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. – 2001. - № 2.

Дополнительная литература

1. Жильцов Е. Экономика непроизводственной сферы и некоммерческих организаций. – М.:ТЕИС - 1995. – Гл. 1.

2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М., Киселевой Е. – Киров - 1994. – Гл. 12.

3. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы. - 1995. – Гл. 1.

4. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Дело ЛТД-2000. – Гл. 17.

5. Стиглиц Д. Экономика государственного сектора. – М.:ИНФРА -М- 1997.- Гл. 5.

6. Шаститко А. Институты как общественные блага // Вестник МГУ. Серия 6. «Экономика». – 1996. - № 5.

7. Экономика общественного сектора / Под ред. Жильцова Е., Лафея Ж. – М.: ТЕИС – 1998. – Гл. 1.

Вопросы для самопроверки

1) Какими свойствами обладают общественные блага?

2) Что представляет собой предельная готовность платить за общественное благо?

3) Как определяется агрегированный спрос на общественное благо?

4) Сформулируйте условия эффективности производства общественных благ.

5) Что представляют собой цены Линдаля? Охарактеризуйте равновесие Линдаля.

6) При каком условии в сфере производства общественных благ достигается Парето-оптимальное общее равновесие?

7) Что представляют собой селективные стимулы?

8) Проиллюстрируйте дилемму заключенного.

9) В чем состоит проблема безбилетника?

10) Почему добровольное участие в производстве общественных благ легче обеспечить в малой группе?

11) Назовите проблему, рассматриваемую в рамках теории клубов.

12) Какова роль общественного сектора в производстве общественных благ?

 

Вопросы для самопроверки

1) Что представляет собой государственное перераспределение?

2) Что может выступать в роли непосредственных объектов перераспределения?

3) Почему перераспределение связано с издержками?

4) В чем состоит специфика дифференциации доходов в период перехода к рынку?

5) В чем состоит смысл критерия компенсации?

6) Определите критерий эффективности по Парето.

7) Почему применение критерия компенсации иногда приводит к противоречивым результатам? В чем состоит смысл критерия Ситовски?

8) Что представляет собой функция общественного благосостояния?

9) В чем состоит различие между утилитаристским, роулсианским, эгалитарным и либертаристским истолкованием общественного благосостояния?

10) Как соотносится эффективность и справедливость политики государства?

11) В чем заключается принцип «второго лучшего»?

12) Как влияет наличие или отсутствие информации на применение принципа «второго лучшего»?

 

Тема 5 Общественный выбор

Основная литература

1. Аткинсон А., Стиглиц Д. Лекции по экономической теории государственного сектора. – М.: Аспект-Пресс - 1995. – Лек. 10.

2. Заостровцев А. Экономическая теория бюрократии по Нисканену// Экономическая школа. Аналитическое приложение. - 2002. – Т1.

3. Нуреев Р. Теория общественного выбора. Учебно-методическое пособие // Вопросы экономики. - 2002-2003. - №№ 8-7.

4. Стиглиц Д. Экономика государственного сектора. – М.:ИНФРА-М- 1997. – Гл. 6-7.

5. Экономическая школа. Журнал-учебник. – 1999. – Вып.5. – Лек. 47, 50.

6. Якобсон Л. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. – М.:ГУ ВШЭ – 2000. – Гл.4-5.

7. Якобсон Л. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. - М.: Аспект-Пресс - 1996. – Гл. 4.

Дополнительная литература

1. Алескеров Ф., Ортешук П. Выборы. Голосование. Партии. - М.: Академия – 1995. – Гл.3.

2. Бьюкенен Дж. Конституция экономической политики // Вопросы экономики. – 1994. - № 6.

3. Бьюкенен Дж., Таллок Г. Расчет согласия. Логическое основания конституциональной экономики / В кн.: Бьюкенен Дж. Сочинения. М.: Таурус-Альфа. – 1997. – Гл. 6-7.

4. Гамбарян М., Мау В. Экономика и выборы: опыт количественного анализа // Вопросы экономики. – 1997. - № 4.

5. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. Пособие. – М.: Дело - 2002. – Гл. 3.

6. Даль Р. О демократии. М.: Аспект Пресс. – 2000.

7. Заостровцев А. Рентоориентированное поведение: потери для общества // Вопросы экономки. – 2000. - № 5.

8. Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. М.: Фонд экономической инициативы - 1995. – Гл. 1.

9. Качанов П., Кушнир И. Скрытые «группы интересов» как фактор перераспределения ресурсов // Общество и экономика. – 2001. - №1.

10. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М., Киселевой Е. – Киров - 1994. – Гл. 12.

11. Макарычев А. Принципы и параметры общественного выбора // Полис – 1995. - № 4.

12. Мау В. Экономическая реформа и политический цикл в современной России // Вопросы экономики. – 1996. - № 6.

13. Мильчакова Н. Игра по правилам: «общественный договор» Джеймса Бьюкенена // Вопросы экономики. – 1994. - № 6.

14. Перегудо С., Лапина Н., Семененко И. Группы интересов и российское государство. – М. – 1999.

15. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа. Сборник учебных материалов / Под ред. Е. Мелешкиной. М.: ИНФРА-М, Весь Мир. – 2001. – Гл. 3.

16. Таагепера Р., Шугарт М. Описание избирательных систем // Полис. – 1997. - № 3.

17. Шамхалов Ф. Государство и экономика: власть и бизнес. М.: Экономика. - 1999.

18. Шаститко А. Предпочтения в экономической теории выбора// Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. – 1998. - № 6.

19. Швери Р. Теория рационального выбора: универсальное средство или экономический империализм? // Вопросы экономики. – 1997. - №7.

20. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. - М.: Дело. - 2001. – Гл. 1.

21. Экономика. Учебник / Под ред. Архипова А., Нестеренко А., Большакова А. – М.: Проспект. – 1998. – Гл. 15.

Вопросы для самопроверки

1) Что изучает теория общественного выбора?

2) В чем состоят общее черты и различия между индивидуальным и коллективным выбором?

3) Чем определяется оптимальное большинство голосующих?

4) Как формулируется теорема Мэя?

5) В чем состоит парадокс Кондорсе?

6) Как формулируется теорема Эрроу?

7) Что представляет собой теорема о медианном избирателе?

8) При каких условиях выбор называется рациональным?

9) В чем проявляется эффект рационального игнорирования?

10) Противоречит ли система логроллинга оптимуму по Парето?

11) Каковы основные преимущества и недостатки коллективного принятия решения в условиях прямой и представительной демократии?

12) При каких условиях обмен голосами приводит к повышению аллокационной эффективности?

13) Назовите общие и отличительные черты политической и экономической ренты.

14) Каковы основные типы провалов государства?

Вопросы для самопроверки

1) Почему в структуре государственных доходов доминируют налоговые поступления?

2) В чем заключаются сравнительные преимущества и недостатки маркированных и немаркированных налогов?

3) Чем специфический налог отличается от стоимостного?

4) Может ли налог, ставка по которому составляет 10% к цене товара, быть прогрессивным или регрессивным?

5) Какие соотношения предельной и средней норм налогообложения характерны для прогрессивных, пропорциональных и регрессивных налогов?

6) Если на всех граждан возложена обязанность выплачивать в виде налога одинаковую сумму, будет ли такой налог отвечать требованиям равенства по горизонтали и вертикали?

7) Почему дифференциация налогов не может базироваться только на принципе получаемых выгод?

8) Какие обстоятельства затрудняют применение принципа платежеспособности для дифференциации налогообложения?

9) Какие налоги являются неискажающими и почему?

10) Какие виды издержек позволяет снижать организационная простота налогообложения?

11) Способен ли быть гибким регрессивный налог?

12) В чем сходны и в чем различны критерии организационной простоты и прозрачности?

13) Назовите основные налоговые доходы в России.

14) Какие из основных российских налогов относятся к прямым, а какие – к косвенным?

Вопросы для самопроверки

1. Как распределяется налоговое бремя на монополизированном рынке при постоянной эластичности спроса?

2. Как распределяется бремя специфического и стоимостного налогообложения на конкурентном и монополизированном рынках?

3. Налоги какого типа, стоимостные или специфические, вызывают большее сокращение объема продаж на монополизированном рынке?

4. Назовите условия эквивалентности налогов.

5. Почему эквивалентные налоги в разной степени отвечают критерию организационной простоты, но всегда в одинаковой степени отвечают критерию экономической нейтральности?

6. Почему перемещение налогового бремени на рынке труда способно приводить к снижению ставки заработной платы более чем на величину ставки налога?

7. Почему при одной и той же величине налога его введение способно вызывать как уменьшение, так и увеличение предложения труда? От чего в данном случае зависит результат введения налога?

8. В силу каких причин требуется анализировать перемещение бремени в контексте общего равновесия?

 

Вопросы для самопроверки

1. Что представляет собой избыточное налоговое бремя?

2. Каков механизм образования избыточного налогового бремени?

3. Как связаны между собой понятия избыточного бремени и искажающего налогообложения?

4. Назовите факторы, определяющие величину избыточного налогового бремени.

5. Какова специфика оценки избыточного налогового бремени при специфическом и стоимостном налогообложении на конкурентном рынке?

6. Как формируется и оценивается избыточное бремя налогообложения товаров на монополизированном рынке?

7. Какова особенность оценки избыточного налогового бремени доходов?

8. В чем выражается избыточное налоговое бремя на накопления?

9. В чем заключается правило Корлетта-Хейга?

10. Представьте графически избыточное бремя налогообложения доходов и накоплений.

11. Каковы условия оптимального налогообложения?

12. Какие ограничения следует учитывать при оптимизации налогообложения?

13. Сформулируйте правило обратных эластичностей.

14. Что представляет собой правило Рамсея?

15. При каких условиях налоговая нагрузка является Парето-оптимальной?

Вопросы для самопроверки

1. Назовите формы осуществления государственных расходов.

2. Что представляет собой сфера действия программы общественных расходов?

3. Объясните причины, согласно которым осуществляется закрепление расходов на науку, образование, здравоохранение, ЖКХ, национальную оборону, правоохранительную и международную деятельности, судебную власть и социальную политику за разными уровнями бюджетной системы Российской Федерации.

4. Охарактеризуйте эффект дохода и эффект замещения программы общественных расходов.

5. Каково проявление искажающего действия общественных расходов при денежных выплатах реципиентам?

6. Каковы особенности искажающего действия программ, предусматривающих лимитированные субсидии?

7. Что представляют собой взаимосвязанные полезности и каково их значение для программ общественных расходов?

8. Какова специфика общественного страхования?

9. Какова взаимосвязь между общественным страхованием и социальной помощью?

Вопросы для самопроверки

1. Каковы условия целесообразности общественного финансирования и непосредственной организации производства товаров и услуг в общественном секторе?

2. Какова особенность контрактных отношений между общественым сектором и частными поставщиками?

3. Каковы условия реализации преимущества контрактации?

4. Охарактеризуйте квази-рынки, формируемые в общественном секторе.

5. Что переставляет собой контракт «издержки плюс прибыль»?

6. Охарактеризуйте контракт с фиксированной ценой.

7. Каковы особенности контракта «издержки и объем»?

8. Каковы общие и отличительные черты оценки затрат и результатов в частном и общественном секторах?

9. Охарактеризуйте критерии экономичности, производительности и результативности и их взаимосвязь.

10. Назовите индикаторы результативности.

11. С каких позиций экономическая теория рассматривает проблемы бюджетного федерализма?

12. Каково содержание теоремы о децентрализации?

13. В чем заключается гипотеза Тибу?

14. Какова роль территорий в реализации функций общественных финансов?

15. Что такое бюджетный грант?

16. В чем состоит эффект «липучки»?

17. Какие факторы влияют на развитие бюджетного федерализма в период перехода от плановой экономики к рыночной?

18. Какова специфика условий развития бюджетного федерализма в России в 1990-х гг.?

19. Каким требованиям должна отвечать эффективная система бюджетного федерализма, обеспечивающая устойчивый экономический рост.

20. Какие основные требования предъявляются к системе оказания финансовой помощи бюджетам других уровней и какова должна быть ее целенаправленность?

 


Общественный сектор представляет собой часть национальной экономики, в которой государство выступает как специфический субъект экономических действий. Различные экономические школы внесли свой вклад в разработку современной экономики общественного сектора.

Экономические функции государства интересовали исследователей со времен меркантилистов. Роль государства в воспроизводственном процессе подчеркивалась физиократами. Адам Смит выделял 3 задачи, которые, по его мнению, призвано решать государство: 1) это защита от внешней угрозы, покушений со стороны зарубежных государств; 2) охрана законных прав индивидов от посягательств со стороны других членов общества; 3) существуют такие блага, частные вложения в производство которых не способны окупаться, и поэтому производство таких благ должно брать на себя государство. Д.Рикардо занимался проблемами налогообложения. У Дж. Милля можно обнаружить попытку изучения того, что в последствии получило название изъянов рынка (в основном он указывал на недостаток информации). А.Маршалл исследовал некоторые варианты перемещения налогового бремени.

Однако в наибольшей степени предшественниками современной экономики общественного сектора можно считать работавшие на рубеже 19 и 20 вв. итальянских экономистов Пантелеони, Маццолу и де Вите де Марко, а также шведского исследователя Кнута Викселя. Ими был предложен целостный взгляд, с одной стороны, на благосостояние индивидов, складывающееся под воздействием потребителя как частных, так и общественных благ, а с другой стороны на государство как хозяйствующий субъект со своими доходами и расходами. Этот подход был впоследствии существенно развит учеником Викселя Эриком Линдалем.

В первой половине 20в. наиболее заметное продвижение имело место в теории государственных финансов, на базе которой впоследствии выросла Экономика непроизводственной сферы в своем нынешнем виде. Во-первых, следует указать на теорию налогов, вехами развития которой явились в частности, концепции А.Пигу, увязывавшего налоги с экстерналиями, и Ф. Рамсея, заложившего основы теории оптимального налогообложения. Во-вторых, кейнсианская революция дала мощный импульс изучению макроэкономической роли государства.

Становлению экономики общественного сектора способствовало также интенсивное развитие микроэкономики, что привело к созданию стройной концепции общественных благ П. Самуэльсона.

Позитивная экономика общественного сектора исследует внутреннюю логику и фактические образы экономического поведения государства и реагирующих на это поведение звеньев хозяйства.

Нормативная экономика общественного сектора обосновывает эффективные решения, которые целесообразно принимать во внимание при разработке экономической политики государства.

Провал (несовершенство, изъян) рынка – это такая экономическая ситуация, в которой рациональное поведение людей, адекватно реагирующих на порождаемую рынком информацию, не обеспечивает достижения Парето-эффективной аллокации ресурсов.

Оптимум Парето гласит, что благосостояние общества достигает максимума, а распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояния хотя бы одного субъекта экономической системы. Согласно критерию Парето, движение в сторону оптимума возможно при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние, по крайней мере одного человека, не нанося ущерба никому другому.

Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, где наблюдаются «провалы» рынка: 1) монополия; 2) недостаток и асимметрия информации; 3) возникновение внешних эффектов; 4) производство общественных благ.

Общественный сектор — это не только предприятия и учреждения, нахо­дящиеся в собственности государства. Важнейшим видом ресурсов в рыночной экономике являются денежные средства. Поэтому ключевую роль среди компоне­нтов общественного сектора играют государственные финансы, прежде всего государственный бюджет, его доходы и расходы.

Государственные финансы призваны выполнять три самостоятельные функции: аллокационную, распределительную (дистрибутивную) и стабилизационную. Грань между государственной собственностью и государственными финансами не является столь определенной, т.к. права собственности многообразны.

Масштабы общественного сектора могут характеризоваться как размерами государственной собственности, так и объемом государственных доходов и расходов. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, принадлежащих государству, во втором случае – о потоках собираемых и расходуемых средств.

Общественный сектор занимает наиболее прочные позиции в таких сферах деятельности, как оборона, фундаментальные научные исследования, здравоохранение, культура, коммунальное хозяйство, почтовые услуги, железнодорожные перевозки.

 

Тема 3 Общественные блага

Основными результатами деятельности в общественном секторе являются общественные блага.

Общественное благо отличается двумя свойствами: неизбирательностью (несоперничество) в потреблении и неисключаемостью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.258 с.)