ТОП 10:

Система финансирования расходов в непроизводственной сфере



В современном индустриальном и урбанизированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении человека играет непроизводственная сфера – важнейший фактор развития производительных сил. Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования, здравоохранения, культуры, искусства, социального обеспечения, занимает видное место в народнохозяйственном комплексе государства.

В России в отраслях соц. инфраструктуры трудится примерно 25%, из бюджета ежегодно выделяется 25% всех бюджетных ассигнований.

Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства

В современных условиях на содержание и развитие социальной инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из нескольких источников:

- бюджета,

- внебюджетных фондов,

- средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления - это средства бюджета, внебюджетных средств и предприятий, направляемые на социальную инфраструктуру. Главное их назначение – социальное развитие общества и социальная защищенность населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предоставлять населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Более 2/3 средств общественных фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. Поэтому эти фонды доводятся до населения в основном через бюджетную системы в виде расходов:

1) на социально-культурные мероприятия

2) жилищно-коммунальное хозяйство.

Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и ЖКХ являются финансовой гарантией конституционных прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных услуг.

Эти права зафиксированы в Конституции РФ 1993 г.

Бюджетные ассигнования, предназначенные на удовлетворение социально-культурных и жилищно-коммунальных потребностей и соц.защиту граждан, поступают населению по каналам федерального, региональных и местных бюджетов.

В состав этих бюджетных расходов входят ассигнования на:

· образование,

· культуру,

· искусство,

· средства массовой информации,

· здравоохранение,

· физическую культуру,

· социальную культуру,

· ЖКХ.

Доля этих ассигнований в консолидированном бюджете РФ составила около 40%, в федеральном – 10%, в региональных – 60%, в местных – около70%.

Расходы на социальные отрасли включают в себя расходы наобразование, культуру, искусство, здравоохранение, физическую культуру, спорт, средства массовой информации и социальную политику.

В большинстве организаций социальной сферы применяется система «брутто-бюджет», финансирование осуществляется на основе сметы доходов и расходов. В доходах, в основном отражаются бюджетные средства, а также внебюджетные средства от оказания платных работ, услуг и т.д.

Расходы определяются исходя из контингентов обслуживания. Например, в школах – количество учащихся и классов, в поликлиниках – количество посещений. По этим показателям устанавливаются нормы расходования средств по отдельным видам расходов.

В соответствии с Бюджетным Кодексом, начиная с 2006 г. предполагается перейти на новую систему финансирования, основанную на минимальных государственных и муниципальных социальных стандартах. Для этого должны быть утверждены государственные и муниципальные стандарты по всем видам социальных услуг. Стандарты определяют виды государственных и муниципальных услуг, которые предоставляются гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе за счет средств бюджета и внебюджетных фондов на минимально допустимом уровне на всей территории РФ.

Далее должна быть определена минимальная социальная обеспеченность социальных стандартов. Она должна рассчитываться как стоимость государственных и муниципальных услуг в денежном выражении в расчете на душу населения. Эта стоимость должна определяться, исходя из нормативов финансовых затрат, которые в свою очередь должны определяться, исходя из плановых расходов на оказание услуг.

В социальной сфере есть также организации, которые финансируются по системе «Нетто-бюджет». У них покрываются из бюджета только убытки. Это учреждения культуры, средства массовой информации т.д.

 

8.2. Расходы бюджета на образование.

Право на получение образования согласно «Закону об образовании» является одним из основных и неотъемлемых прав граждан РФ.

Расходы на образование включают затраты на общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Таблица 8.1. Бюджетные расходы на образование по федеральному бюджету

  Расходы 2003 г. 2006 г.
млрд.руб. млрд руб. к 2003 г.
Образование 97,7 201,6 в 2,1 раза

Доля расходов на образование в ВВП составляет менее 4%, что значительно ниже, чем во многих зарубежных странах.

Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции.

Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяется в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым ее развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников, студентов.

В компетенции федерального бюджета: доля средств, направляемая на финансирование образования, формирование федерального бюджета в части расходов на образование, федеральных фондов развития образования, налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, федеральных нормативов финансирования образования в зависимости от кол-ва уч-ся, минимальных размеров ставок з/платы работников образовательных учреждений.

В компетенции субъектов Федерации в этой области –формирование их бюджетов в части расходов на образование, установление региональных нормативов финансирования образования.

В компетенции органов местного самоуправления находятся формирование местных бюджетов и фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования образования (содержание ДОУ).

На содержание учреждений образования в последние годы выделяется около 12% общих расходов консолидированного бюджета, 4% - федерального бюджета, 20% -региональных бюджетов.

В общей сумме расходов на образование затраты на:

· детские дошкольные учреждения – 15%,

· общее среднее образование – 41%,

· школы-интернаты – 8%,

· среднее спец.образование – 10,5%,

· высшее образование – 11,5%.

Бюджеты разных уровней принимают неодинаковое участие в финансировании разных учреждений образования. (СШ – на 99% - из бюджетов субъектов РФ, на 1% - федер., ВУЗы на 96% - из федер. бюджета, на 4% - из территориальных).

Финансированию подлежит не только образовательная деятельность, но и ряд социозащитных функций отрасли: выплата стипендий студентам, питание школьников из малообеспеченных семей, содержание сирот, воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ).

Финансирование учреждений образования осущ-ся на основе государственных и местных нормативов финансирования, в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы должны ежегодно утверждаться Госдумой и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы должны учитывать специфику учреждения и быть достаточными для покрытия средних текущих расходов.

Переход к рыночным отношениям расширил возможности образовательных учреждений по привлечению денежных средств для финансирования своей основной деятельности.

К дополнительным платным услугам населению относятся:

- обучение по дополнительным образовательным программам;

- преподавание специальных курсов и циклов дисциплин,

- репетиторство,

- углубленное изучение отдельных предметов и др.

Доходы от указанной деятельности образовательного учреждения должны направляться на развитие уставной деятельности, в том числе на увеличение расходов по заработной плате.

Негосударственные образовательные учреждения взимают плату а образовательные услуги, в том числе за обучение в рамках государственных образовательных стандартов.

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

 

I. Детские дошкольные учреждения – начальное звено образования

Обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасти от 2 мес. До 7 лет.

Основные показатели определения расходов:

· количество воспитанников,

· количество групп.

В типовых положениях того или иного типа ДОУ установлены нормы наполняемости групп: в обычных ДОУ – норма 20 воспитанников 3-7 лет; в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6-10 детей.

Стоимость содержания одного ребенка в садах компенсирующего вида значительно превышает расходы по содержанию здоровых детей, поскольку количество воспитателей, нянь, обслуживающего персонала зависит от количества групп. На з/плату влияет также временной режим функционирования ДОУ: 10,5 ч. в день; 12 ч., круглосуточное пребывание детей.

Расходы на питание зависят от числа воспитанников, среднего числа дней посещения ДОУ в год и нормы питания в день (норма питания определяется с учетом натуральных норм и средних цен на продукты в каждом субъекте РФ).

Особенность финансирования ДОУ – часть расходов по содержанию детей должны покрывать родители (федеральный норматив - не более 20% от всех расходов, в субъектах могут использоваться свои нормативы).

В 2007 году дополнительно введены компенсации родителям части родительской платы за содержание ребенка в ДОУ по программе дошкольного образования, в соответствии со статьей 52.2 Закона Российской Федерации «Об образовании» (Постановление Правительства Республики Башкортостан от 26.01.2007 г.17 «О мерах материальной поддержки воспитания детей, посещающих государственные и муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования»). Компенсация составляет: 20% платы – на 1 ребенка, 50% платы – на двоих детей, 70% платы – для детей из многодетных и малообеспеченных семей, детей с отклонениями в развитии т.д.).

II. Учреждения общего образования: общеобразовательные школы, школы-интернаты, специальные и вечерние школы.

В соответствии с индивидуальными особенностями детей в системе образования могут функционировать следующие виды учреждений: детский дом, детский дом-школа, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторный детский дом, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии.

Расходы на общеобразовательные школы. – основные в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

- на текущее содержание (з/пл педагогического, учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные, канцелярские и хоз. расходы, расходы на командировки и пр.),

- приобретение оборудование,

- капитальный ремонт,

- строительство новых зданий.

Методика расчетов доходов и расходов образовательного учреждения.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются, исходя из 2 основных показателей: 1) числа учащихся и 2) количества классов.

1. При планировании затрат на школы прежде всего определяют контингент учащихся, затем количество классов, педагогических ставок, объем ремонтных работа и др. показатели. (определяются среднегодовые показатели).

1) число учащихся в 1 классе планируется исходя из числа тех, кому исполнилось 7 лет, в пятые классы – тех, кто окончил 3 класс, в девятые – с учетом намечаемого приема в техникумы, училища, остальные – по числу переведенных в следующий класс.

2) Количество классов устанавливается по группам классов I–IV, V–IX, X-XI.

Количество школ, классов, учащихся определяется на 1 января и на 1 сентября.

Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по одной из след. формул:

; , (8.1)

где К- среднегодовое количество классов; KH - количество классов на начало года (1 января) и KK – количество классов на конец года (1 сентября).

Например: на начало бюджетного года в городе было 200 классов, а на 1 сентября планируется 218. Среднегодовое количество классов составит 206. Исходя из среднегодового количества классов опр-ся все расходы на текущее содерж-ие школы.

2. Основной статьей расходов является з/плата (45% всех текущих расходов)

В планировании фонда заработной платы существуют определенные особенности для городских школ, связанные с тем, что заработная плата учителям этих школ за вторую половину декабря планируемого года будет выплачиваться в январе бюджетного года, следующего за планируемым. Поэтому в новом учебном году работники школы получают заработную плату за 3,5 месяца, а за период с начала года до 1 сентября — за 8,5 месяца. Поэтому среднее количество классов для расчета фонда заработной платы городских школ исчисляется по формулам:

(8.2)

29%=3,5 мес./12 мес.

Исходя из примера среднегодовое количество классов составит 205:

Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на 1 класс и средней ставки учителя в месяц (тарификация учителей 1 сентября).

Оклады насчитываются по нормам педагогической нагрузки.

Фонд заработной платы педагогического персонала дополнительно включается оплата за проверку письменных работ.

(8.3)

где ФЗПмес - фонд заработной платы учителя в месяц;

Кставок - количество ставок;

- средняя ставка учителя в месяц;

Кср – среднеговое количество классов

Фонд заработной платы АУП и УВПшкол определяется по типовым штатам и должностным окладам.

Расходы на оплату труда планируется отдельно по педагогическому, административно-хозяйственному и учебно-вспомогательному персоналу. Этот фонд называется тарифным. Кроме того, предусматривается надтарифный фонд зарплаты на установление доплат:

- за классное руководство – до 20% оклада,

- за заведование кабинетом – 20% оклада,

- за руководство школьным кружком – 80%,

- за ведение внеклассной работы – до 1 ставки,

- за вредность (учителю химии) – до 12 %,

- на периодические издания ежемесячно – 10%.

Методика: тарифный фонд принимается за 75%, а надтарифный – 25%. Чтобы определить надтарифный фонд, нужно тарифный фонд умножить на 25 и разделить на 75. По учреждениям дополнительного образования надтарифный фонд составляет – 10%, по ДОУ – 12%, по школам – 25%.

Следующей экономической статьей расхода по любому учреждению бюджетной сферы являются начисления на фонд оплаты труда: он определяется путем умножения общего фонда оплаты труда на установленный Правительством РФ норматив.

3. При определении необходимых средств на приобретение предметов снабжения и расходных материалов рассчитываются в первую очередь расходы на питание школьников.

Расходы на питание зависят от:

- контингента учащихся,

- среднего числа посещения школьных занятий в год одним ребенком,

- установленной нормы питания в день

- числа учащихся, посещающих группы продленного дня.

Действующая в настоящее время расчетная норма расхода на бесплатные завтраки всех обучающихся составляет 1,5% от МРОТ. По группам продленного дня (ГПД) бесплатные обеды предоставляются 10% контингента и льготные (1/2 размера стоимости питания) – 15% контингента учащихся.

Методика расчета расходов по другим статьям затрат по всем типам образовательных учреждений одинакова.

4. Коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п.составляют значительную часть расходов. Расходы на отопление планируются исходя из кубатуры здания, продолжительности отопительного сезона, вида отопления, данных расходов за прошлые годы.

5.Учебные расходы. – Экскурсии, мелкий инвентарь, материалы для работы в кабинетах.

6. Расходы на приобретение оборудования, инвентаря и на кап. ремонт зданий.

7. Расходы на приобретение мягкого инвентаря планируются только по сельским школам, в которых имеются интернаты с постоянным проживанием.

8. Расходы на хоз. обслуживание и затраты на оплату командировок и служебных разъездов.

III. Расходы на начальное, среднее и высшее профессиональное образование

Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учеб­ные заведения. Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

Планирование и финансирование расходов на высшие учебные заведения. В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигно­вания направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специально­стям, необходимым для развития экономики и непроизводст­венной сферы страны.

Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.

Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспе­чения, ставок заработной платы преподавателей и других пока­зателей.

Основным финансовым документом вуза служит смета, оп­ределяющая общий объем, целевое направление и покварталь­ное распределение бюджетных ассигнований.

Министерства и ведомства утверждают подведомственным высшим учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные вложения, приоб­ретение оборудования и инвентаря.

Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке «Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей суммы расходов.

В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учеб­но-материальной базе. При сводном планировании расходы ис­числяются на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовой контингент студентов может быть рассчитан по следующей формуле:

(8.4)

где Кн – количество студентов на начало года;

П – количество студентов, принятых учебным заведением (например, с 1 сентября);

В- - количество студентов, выпущенных учебным заведением (например, с 1 июля).

При планировании учитывается возможный отсев студентов (% отсева рассчитывается от количества студентов на начало года). В расходах на вузы значительный удельный вес имеет зара­ботная плата. Вфонд заработной платы вузов включается зара­ботная плата штатного профессорско-преподавательского пер­сонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, ве­черних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и про­чего персонала. Штаты профессорско-преподавательского соста­ва по должностям определяет и утверждает ректор вуза в преде­лах численности учащихся и фонда заработной платы, установ­ленных для этой категории работников.

1. Фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.

Количество должностей определяется по расчетным коэффи­циентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного пре­подавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, ве­черних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.

Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени.

В вузах профессора, доценты и преподаватели в течение шестичасового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответст­вии с учебным планом и планом научно-исследовательских ра­бот. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского состава устанавливают ректоры вузов.

2. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специа­листам, не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовому фонду за­работной платы штатного персонала.

3. Фонд заработной платы руководящих, административно-хозяйственных работников и обслуживающего персонала вузов определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объе­ма и специфики работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе типовых штатов.

4. Второе место по величине в расходах вузов занимают за­траты на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и ус­тановленных размеров стипендий. По высшим учебным заведе­ниям, имеющим очную аспирантуру, планируются также сти­пендии аспирантам.

5. Учебные расходы и расходы на приобретение книг для библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения (дневное, вечернее, заочное) и профиля подго­товки специалистов.

Расходы на производственную практику студентов определя­ются исходя из численности студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В эти расходы входят также оплата пре­подавателей за руководство практикой, выплата им командиро­вочных, суточные пособия студентам, оплата проезда к месту практики и обратно.

В расходах вузов планируются затраты на научно исследова­тельскую работу кафедр, связанную с разработкой научных про­блем, проведением опытов, на научные командировки препода­вателей, подготовку и защиту диссертаций.

6. Расходы на инвентарь и оборудование для высших учеб­ных заведений планируются с учетом необходимости обеспече­ния их специальным оборудованием, компьютерами и хозяйст­венным инвентарем. Расходы на приобретение инвентаря и обо­рудования при сводном планировании определяются по нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы на капитальный ремонт — исходя из внешней кубату­ры зданий и норм расходов на 1 м3.

Планирование и финансирование расходов на средние специ­альные учебные заведения. Главная задача средних специальных учебных заведений — подготовка квалифицированных специа­листов со средним специальным и общим средним образовани­ем, имеющих необходимые теоретические знания и практиче­ские навыки по специальности, для различных отраслей эконо­мики и непроизводственной сферы страны.

Основные показатели при расчете затрат на средние специ­альные заведения:

• среднегодовое число учащихся;

• количество групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовое число учащихся исчисляется так же, как и по высшим учебным заведениям. асходы на текущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработную плату с начислениями, выпла­ту стипендий, учебные, хозяйственные и прочие расходы.

Основная статья расходов средних специальных учебных за­ведений — заработная плата.

Фонд заработной платы планируется с учетом среднегодо­вого числа групп учащихся, которое определяется по переходя­щим группам — исходя из фактической наполняемости (25— 30 учащихся), по новому приему — по плановой наполняемости. Среднегодовое число групп рассчитывается в зависимости от сроков выпуска и приема.

В фонд заработной платы средних учебных заведений входят:

1) заработная плата педагогического персонала;

2) доплата за проверку письменных работ;

3) руководство предметными комиссиями;

4) заведование лабораториями и кабинетами;

5) классное руководство;

6) заработная плата учебно-вспомогательного и администра­тивно-обслуживающего персонала.

Фонд заработной платы педагогического персонала опреде­ляется исходя из средней ставки педагога и общего количества педагогических ставок. Ставки заработной платы педагогам ус­танавливаются на основе единой тарифной сетки по результатам аттестации.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала планируется по среднегодово­му количеству штатных единиц и средней ставке заработной платы. Численность персонала определяется штатным расписанием.

Расходы на выплату стипендий и производственную практи­ку учащихся планируются так же, как и по высшим учебным заведениям. Учебные расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по формам обучения и профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские расходы исчис­ляются методом прямого счета, а при сводном планировании — по нормам затрат на одного учащегося.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.80.87 (0.044 с.)