ТОП 10:

Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации



Классификация видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации представляет собой группировку государственных внешних долговых обязательств Российской Федерации, внешнего долга субъектов Российской Федерации, а также долговых обязательств правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм перед Российской Федерацией (приложение 10 к приказу Минфина России от 21.12.2005 № 152н).

Государственный внешний долг Российской Федерации и субъектов Российской Федерации образуется в ходе осуществления внешних заимствований Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, осуществляемых в иностранной валюте.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации включается основной долг по полученным Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций, а также по международным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта Российской Федерации прошлых лет, по государственным займам, осуществляемым путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, указанный в иностранной валюте (включая курсовую разницу).

 

 


ТЕМА 5. ДОХОДЫ БЮДЖЕТА, ИХ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Содержание и принципы формирования доходов бюджета.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественного воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

В соответствии с принципами организации бюджетной системы, основная часть доходов (до 95%) имеет общий характер. Эти доходы являются источником финансирования любых видов расходов. Это позволяет наиболее гибко использовать бюджетные средства и не допускать кассовых разрывов в процессе исполнения бюджетов.

Доходы бюджета Собственные Регулирующие Налоговые Финансовая помощь: Неналоговые доходы трансферты, дотации, Безвозмездные перечисления субвенции, субсидии отчисления от федер. и региональных налогов  
Кроме общих, в бюджет могут включаться целевые доходы, которые являются источниками формирования целевых бюджетных фондов. Они в основном формируются в местных бюджетах.

Состав доходов

1. Налоговые доходы

2. Неналоговые доходы

3. Безвозмездные перечисления

 
 


Налоговые доходы

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.

Большая часть поступающих доходов (более 80%) – это налоги.

Налог — это обязательный взнос (платеж) в бюджет, осуществляемый плательщиками налога в соответствии с законодательными актами.

Налогообложениепредставляет собой метод распределения доходов (прибавочной стоимости) между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. В налогообложении участвуют субъекты и объекты.

Субъект налогообложения - плательщик налогов, установленный законом.

Объект налогообложения - все то, что в силу закона подлежит обложению налогом: труд (зарплата), капитал (движимое и недвижимое имущество), прибыль, дивиденды, земля и пр.

Срок уплаты налога - срок, в который уплачивается налог. Он оговаривается в законе; за его нарушение автоматически взимается пени независимо от вины нарушителя, срока внесения налогового платежа.

Ставка налога - размер налога, устанавливаемый в процентах к объекту налогообложения. Вводится высшим органом власти РФ и другими органами государственной власти.

Льготы по налогу - исключение из общего правила; они предусматриваются законом с учетом платежеспособности, участия в общественном производстве и других факторов.

Преференции - особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности или в одностороннем порядке без распространения на третьи страны; чаще всего применяются в виде скидок с таможенных пошлин. Таможенные льготы в РФ установлены Законом РФ «О таможенном тарифе».

Сущность налогов проявляется в следующих функциях:

- регулирующей; - стимулирующей;

- распределительной;

- фискальной.

Сущность регулирующей функции заключается в том, что государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, условиями налогообложения, создает условия для ускоренного (или замедленного) развития тех или иных производств и отраслей экономики, т. е. регулирует экономику.

Сущность стимулирующей функции состоит в том, что с помощью налогов государство стимулирует научно-технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, развитие, производства. Например, прибыль, направляемая на капитальные вложения, освобождается от налогов.

Сущность распределительной функции заключается в том, что с помощью налогов в бюджете аккумулируются дополнительные средства, которые затем направляются на решение общегосударственных проблем, на развитие негосударственной сферы, помощь малоимущим, содержание государства в целом.

Сущность фискальной функции состоит в том, что с помощью налогов формируются доходы государства (пополняются средства государственной казны), которые используются затем на содержание государственного аппарата (государства).

Налоги обычно делятся на:

- прогрессивные;

- регрессивные;

- пропорциональные.

Эти определения базируются на соотношении между ставкой налога и объектом налогообложения.

Прогрессивный налог — это налог, у которого его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. Налог является регрессивным, если его средняя ставка понижается по мере возрастания дохода. У пропорционального налога его средняя ставка остается неизменной независимо от изменения дохода.

Налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются на доход (на труд и капитал) и на имущество (на капитал) налогоплательщика. При прямых налогах денежные отношения возникают непосредственно между государством и налогоплательщиком, который вносит налоги непосредственно в государство.

Косвенные налоги — налоги, включаемые в виде надбавки в цену товара (работы, услуги). Косвенные налоги оплачивают непосредственно покупатель данных товаров (работ, услуг). К этим налогам относятся:

- налог на добавленную стоимость (НДС);

- акцизы;

- таможенные пошлины.

Налоговая система — совокупность сборов, пошлин, налогов и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Система налогов и порядок их выплаты определяются законодательно Законом РФ «Об основах налоговой системы в РФ».

Законодательно предусмотрено три группы налогов:

1) Федеральные

2) Региональные

3) Местные

Федеральные налоги полностью определяются Налоговым кодексом, в котором установлены все элементы взимания налогов (СМ. ЛЕКЦИЮ №3 – ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ)

Перечень региональных налогов устанавливается федеральным законодательством. Оно же определяет основные элементы региональных налогов - плательщика, объект, налоговую базу, налоговый период, предельную ставку налога и минимальный перечень льгот.

Субъекты РФ принимают решение об установлении и введении вы действие налога на своей территории и определяют конкретную ставку, полный перечень льгот, порядок и сроки внесения налога, а также формы отчетности по данным налога (СМ. ЛЕКЦИЮ №3 – РЕГИОНАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ).

Перечень местных налогов определяется федеральным законодательством. Муниципальные образования определяют перечень налогов, взимаемых на территории и все необходимые элементы взимания (СМ. ЛЕКЦИЮ №3 – МЕСТНЫЕ БЮДЖЕТЫ).

В РФ применяется централизованный порядок установления налогов.

По объему поступающих средств самым крупным является налог на добавленную стоимость – почти половина всех налоговых поступлений бюджета. Далее следуют налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц.

К налоговым доходам также относятся пени и штрафы, которые выплачиваются за нарушение налогового законодательства.

Система налогов и сборов РФ. Права органов власти различных уровней в вопросах налогообложения (на 2007 г.)

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
по Бюджетному кодексу РФ 2006 г. (НК) Старые данные
1. налог на добавленную стоимость (гл.21 НК РФ); 2. акцизы (гл. 22 НК РФ); 3. налог на доходы физических лиц (гл.23 НК РФ); 4. единый социальный налог (гл.24 НК РФ); 5. налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ); 6. налог на добычу полезных ископаемых лиц (гл.26 НК РФ); 7. водный налог (гл. 25.2 НК РФ вступила в силу с 1.01.2005 г.[3]); 8. сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (гл. 25.1 НК РФ); 9. государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ вступила в силу с 1.01.2005 г.[4]).   таможенная пошлина + налог на операции с ценными бумагами +
РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ
4) налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ); 5) транспортный налог (гл. 28 НК РФ); 6) налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ). • налог на имущество предприятий; • налог на недвижимость; • дорожный налог; • транспортный налог; • лесной налог • налог с продаж; • налог на игорный бизнес; • региональные лицензионные сборы.
МЕСТНЫЕ НАЛОГИ
1. земельный налог (глава 31 НК РФ вступила в силу с 1.01.2005 г.)[5]; 2. налог на имущество физических лиц. • земельный налог; • налог на имущество физических лиц; • налог на рекламу; • налог на наследство или дарение; • регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью • местные лицензионные сборы.

 

В ст. 12-15 НК РФ сохраняется положение о том, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации!

При установлении региональных и местных налогов соответственно законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения:

· налоговые ставки;

· порядок и сроки уплаты налогов.

· налоговые льготы, основания и порядок их применения.[6]

 

Неналоговые доходы

В большинстве случаев носят обязательный характер.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- иные неналоговые доходы.

 

Безвозмездные перечисления

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:

· финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

· субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

· субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

· иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

· безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций, доходы от разгосударствления и приватизации госсобственности и др.

По российскому бюджетному законодательству в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под этими перечислениями понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней в связи с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, либо в связи с передачей доходов в процессе исполнения бюджета.

В зависимости от порядка зачисления, доходы делятся на собственные и регулирующие.

Собственные (закрепленные) доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксированной доле (в %) на постоянной или договорной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы – это федеральные и региональные налоги и доходы, по которым установлены нормативы отчисления в процентах в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты на очередной финансовый рынок. К регулирующим доходам относят: трансферты, дотации, субвенции и субсидии.

Трансферты - средства, поступающие из федерального и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным правительством методике и формуле.

Дотация представляет собой сумму, которая выделяется из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня. Это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.

Субвенция - это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов. Эти средства используютсядля выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования. При использовании не по назначению субвенция подлежит возврату. Субвенции бывают текущие и инвестиционные.

Субсидия - это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на усло­виях долевого финансирования целевых расходов.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов (на 5, 10 и т. д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета, за исключением защищенных статей, в течение оставшегося времени текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется органами власти, составляющими бюджет.

Внебюджетные фонды создаются для финансирования мероприятий, не предусмотренных в плановом порядке в бюджете. Представительный орган власти вправе принимать решения об образовании целевых внебюджетных фондов. Средства внебюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах, изъятию не подлежат и расходуются в соответствии с целевым назначением.

Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги.

Основные налоги, собираемые в России

Налоги служат средством индивидуальной связи гражданина с федеральной властью и местными органами самоуправления.

Согласно действующему законодательству граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие и получающие доходы в России или являющиеся собственниками объектов налогообложения, вносят в бюджет: - физ.лица

1) подоходный налог с физ.лиц,

2) налоги на имущество с физ.лиц,

3) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения,

4) земельный налог,

5) гос.пошлину, налоги и сборы, установленные органами местного самоуправления или органами власти субъектов РФ.

Все налоги, плательщиками которых выступает население, объединены в 3 группы:

1) налоги, непосредственно взимаемые с населения (подоходный налог, налог на имущество),

2) косвенные налоги, взимаемые с потребителей (НДС, акцизы),

3) налоги и общие платежи в целевые бюджетные и внебюджетные фонды.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.228.24.192 (0.02 с.)