Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс производства и результаты деятельности предприятия↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩИЕ ОСНОВЫ 1. Предмет и метод экономической теории 2.. Потребности и ресурсы 3. Рыночная экономика как система хозяйствования МИКРОЭКОНОМИКА 4. Теория потребительского поведения 5. Спрос и предложение 6. Рыночное равновесие 7. Конкуренция и монополия Процесс производства и результаты деятельности предприятия Выводы 1. Экономика - это наука, изучающая хозяйственную сторону жизни общества, проблему согласования потребностей людей с ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для их удовлетворения. Основные функции экономической науки - познавательная и практическая. Экономика состоит из двух больших частей - микроэкономики, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, и макроэкономики, изучающей экономическую жизнь общества в целом. Экономика - это общественная наука, она изучает определенную сторону жизни общества и потому тесно связана с другими общественными науками: политологией, социологией, юриспруденцией, психологией и др. Будучи исторической наукой, экономика меняется по мере развития человеческого общества. 2. Наиболее широко используются следующие методы экономических исследований: сбор, обработка, систематизация фактов экономической жизни; научное абстрагирование, результатом которого является выработка понятий; функциональный анализ, устанавливающий зависимости между отдельными экономическими переменными; моделирование, графический метод описания экономических взаимозависимостей, маржинальный анализ, предполагающий изучение изменения одних показателей в связи с изменением других показателей, связанных с ними на единицу; экспериментирование и др. Критерием правильности теоретических выводов является практика. 3. Многие экономические процессы и явления экономисты характеризуют с помощью чисел. Экономические величины могут иметь размерность потока или размерность запаса, быть номинальными или реальными. Для уравнивания ценностей экономических показателей сегодня и в будущем используется метод дисконтирования. Сравнительная статика - это метод анализа, при котором реальные экономические процессы рассматриваются на определенный момент времени. При изучении экономических процессов и явлений различают мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. ТЕМА 2. Потребности и ресурсы Как следует из предыдущей темы, современная экономика - это наука о рациональном распределении ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. В данной теме мы проанализируем потребности людей и способы их удовлетворения, целевую функцию экономической деятельности людей, рассмотрим, какие ресурсы необходимы для производства экономических благ, что означает ограниченность ресурсов и к каким последствиям она ведет, проблему выбора и основные вопросы любой экономической системы. Основные вопросы темы: Вопрос 1. Экономические потребности и блага. Вопрос 2. Производство и факторы производства. Вопрос 3. Производственные возможности. Вопрос 4. Проблема выбора и экономические системы. 2.1. Экономические потребности и блага Потребности - это выражение надобности (нужды) в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д. Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделять потребности: - первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, - питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора - автомобили, развлечения, путешествия); - материальные (в пище) и духовные (в чтении книг); - личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды). При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки. Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах - к потребностям вторичным. Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой - физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека (рис. 3.1).
Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей - это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей). По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей (возвышение потребностей). Возрастание потребностей создает постоянный стимул к производительному труду. Потребности людей удовлетворяются с помощью благ. Благо - это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают. Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные - даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства. Экономические блага ограниченны - это означает, что: - их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей; - объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства; - блага приходится тем или иным образом распределять. Ограниченность благ вызывает у людей особое у ним (и между собой) отношение – они начинают их ценить, возникает понятие ценности благ. Производство ограниченных благ приводит к возникновению понятия стоимости благ (они не даются даром, а чего-то ст о ят). Часто эти близкие по смыслу понятия – ценность и стоимость – сливаются и воспринимаются как синонимы. Экономические блага подразделяются на две большие группы: - потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.); - средства производства - блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые). Далее, все блага можно подразделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения. Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают: - взаимозаменяемые блага (блага-субституты) - блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть - газ, маргарин - масло, дерево - кирпич и т.п.) При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая - капиллярная ручка; конфеты - сахар - варенье и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут); - взаимодополняющие (комплиментарные) блага - блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон - кассета), во втором - такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук). Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Вопросы для самопроверки 1. Что такое потребность? Что влияет на формирование потребностей? Как можно сгруппировать потребности? 2. Проанализируйте пирамиду потребностей А. Маслоу. 3. Как развиваются потребности? 4. Что такое блага? Какие блага являются экономическими? Как их можно сгруппировать? 5. Охарактеризуйте взаимозаменяемые блага и взаимодополняемые блага. ТЕМА 5. Спрос и предложение В условиях рыночной экономики действия отдельных, самостоятельных экономических субъектов согласовываются, координируются с помощью цен. Цены формируются на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения товаров. Данная тема и посвящена характеристике этих важнейших составляющих рынка - спроса и предложения. Основные вопросы темы: Вопрос 1. Закон спроса. Вопрос 2. Неценовые факторы спроса. Вопрос 3. Эластичность спроса. Вопрос 4. Предложение: понятие, факторы, эластичность. 5.1. Закон спроса Спрос D (demand – требование) - это то изменяемое количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при всех вариантах заданных цен в течение определенного времени. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов всех покупателей. Зависимость между ценой Р и требуемым количеством (quantity demanded) Qd описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и требуемым количеством (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены требуемое покупателями количество (которое покупатели готовы купить), падает, а при снижении - растёт. Qd = f (P) < 0. Зависимость между ценой и требуемым количеством (quantity demanded иногда переводят как величина, или объём спроса) можно описать алгебраиче-ски, с помощью таблицы или графически. Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид: Qd = а - b Р, где Qd - величина спроса; Р - цена товара; а и b - коэффициенты, постоянные для каждого конкретного случая. Закон спроса представлен, соответственно, в табл. 5.1 и на рис. 5.1. Таблица 5.1 Цена товара и величина спроса
Q1 Q2 Q Количество продукции Рис. 5.1. Кривая спроса Кривая (график) спроса показывает величину спроса (требуемое количество) при каждом значении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (экзогенный фактор), а величина спроса - как зависимая переменная (эндогенный фактор). Обратная зависимость между изменением цены товара и величиной спроса на него объясняется тремя причинами. 1. Эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода необходимо различать два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход находится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зависимости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номинальном доходе потребитель может приобрести больше товара, объём его спроса возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и объём спроса на товар. 2. Эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет замещаться другими товарами и объём спроса на первый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т. д. Если цена на кирпич возрастает, то требуемое количество кирпича уменьшится, а увеличится требуемое количество заменяющего его дерева. Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного товара по низкой цене, чем по высокой. 3. Действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену. Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Английский экономист Х1Х в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. объём спроса на картофель, составляющий основную часть рациона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, объём спроса на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен, что меняет характер зависимости с обратной, на прямую. Вопросы для самопроверки 1. В чем суть закона спроса? 2. Почему между ценой блага и объёмом спроса на него существует обратная зависимость? 3. Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения. 4. Какова связь между законом спроса и законом убывающей предельной полезности? 5. Может ли объём спроса повышаться при росте цены блага? 5.2. Неценовые факторы величины спроса Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы (детерминанты спроса), приводящие к изменению величины спроса при данных ценах. Неценовые факторы, влияющие на величину спроса: - Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый эффект присоединения к большинству. - Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает. - Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на магнитофоны приведет к снижению спроса на кассеты. - Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей. - Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос). Таким образом, на величину спроса на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к изменению величины спроса вследствие движения вдоль (по) кривой спроса, а неценовые факторы приводят к изменению величины спроса вследствие смещения кривой спроса (рис. 5.2).
Если неценовые факторы приводят к увеличению требуемого количества Qd, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Объём спроса при постоянной цене (Р1) возрастает от Q1 до Q2. Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до Q2. Вопросы для самопроверки 1. Как влияют изменения моды, вкусов, предпочтений покупателей на рыночный спрос? 2. Как влияет изменение дохода покупателей на рыночный спрос? 3. Какова связь между изменением цен на один товар и спросом на другой? 4. Что происходит со спросом, если покупатели ожидают повышение / падение цен на товары? 5. Что происходит с кривой спроса под воздействием неценовых факторов спроса? 5.3. Эластичность спроса Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения величины спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень изменения объёма спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называется эластичностью спроса. Различают эластичность: - ценовую; - перекрестную; - по доходу. Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности. Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed). Ed = Δ Qd: Δ P Qd P где ΔQd/Qd - изменение величины спроса; ΔP/P - изменение цены. Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) может быть разная: объём спроса может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным. О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотношению изменения величины спроса к изменению цены или по показателю общей выручки от реализации (Р х Q), т.е. по денежным поступлениям от продажи товара (величине расходов покупателя). В зависимости от характера эластичности спроса на товар выручка от реализации при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться (табл. 5.2). Виды ценовой эластичности спроса
Примерами разной эластичности спроса на разные товары могут служить: - спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина; - спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно; - спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены существенно повлияет на величину спроса; - спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется единичной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов; - если цена фиксирована, например, установлена государством, а величина спроса меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совершенная эластичность спроса. Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов: - количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше; - удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность; - характера товара - является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой необходимости менее эластичен; - фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса; - степень насыщения рынка товарами. Чем ниже степень насыщения рынка товарами, тем спрос на товар более эластичен. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения величины спроса на товар a при изменении цены товара b (Eab). Eab = ΔQa : ΔРb ΔQa Pb где ΔQa / Qa - изменение величины спроса на товар а; ΔPb/ Pb - изменение цены на товар b. Если: Eab > 0, то товары a и b - взаимозаменяемые; Eab < 0, то товары a и b - взаимодополняющие; Eab = 0, то товары a и b - независимые друг от друга. Эластичность по доходу характеризует степень изменения величины спроса на товар под влиянием изменения дохода (EI). EI = ΔQ: ΔI Q I где ΔQ/Q - изменение величины спроса на товар; ΔI/I - изменение дохода. Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу положителен, т.е. Е > 0. Для товаров низшей категории - отрицателен, т.е. Е < 0. Вопросы для самопроверки 1. Что характеризует эластичность спроса? 2. Что такое эластичность спроса по цене? Какие виды ценовой эластичности Вы знаете? 3. Как меняется выручка от реализации в зависимости от ценовой эластичности спроса? 4. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса? 5. Что характеризует перекрестная эластичность спроса? 6. Что характеризует эластичность спроса по доходу? 5.4. Предложение: понятие, факторы, эластичность Предложение— понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях. Объем предложения (объем выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях. Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок. Связь между уровнем цен и объемом предложения описывает закон предложения, согласно которому изменение цены (Р) влечет за собой однонаправленное изменение объёма предложения (QS), т.е. при увеличении цены предложение растет, при снижении - падает. Qs = f (Р) >0. Зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара, так же, как и в случае спроса, можно описать алгебраическим, табличным и графическим способами. Если зависимость между ценой и количеством предлагаемого носит линейный характер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид: Qs = а + b Р, где QS - величина предложения; Р - цена товара; а, b - коэффициенты, постоянные для каждого конкретного случая. Закон предложения представлен в табл. 5.3 и на рис 5.3. Таблица 5.3 Цена товара и величина предложения
Кривая предложения (S) характеризует все варианты количеств товара, которые продавцы готовы предложить при каждом уровне цен. Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения: - величина издержек производства товара. Чем выше издержки (затраты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издержек производства зависит от применяемой технологии и цен ресурсов, используемых в данном производстве; - налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;
Количество продукции Рис. 5.3. Кривая предложения - наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и динамика их цен. Появление товара-субститута или снижение его цены сократит объём предложение сопряженного товара; - количество продавцов на рынке, условия продажи, степень развитости конкуренции и т.д. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к увеличению объёма рыночного предложения; - ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению объёма предложения в настоящем. Изменение объёма предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения (рис. 5.3), сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов также приводит к соответствующему -а)вправо или б)влево - изменению объема предложения (рис. 5.4).
При данной цене на товар объём предложения равен Q1. Снижение, например, цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q2 > Q1. Кривая S сместится в положение S1. При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и предложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q1 < Q2. Кривая S сместится в положение S2. Степень изменения объёма предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - ES: ES = ΔQS/QS: ΔР/Р где ΔQS/QS - изменение объема предлагаемой продукции; ΔР/Р - изменение цены. Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции всегда прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0. Предложение может быть: эластичное (ES>1), неэластичное (ES<1), характеризоваться единичной эластичностью (ES=1), быть совершенно эластичным (ES= ∞) и совершенно неэластичным (ES=0). Степень эластичности предложения зависит от: - способности производства к быстрой переналадке; - возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения); - фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот. Вопросы для самопроверки 1. Какова зависимость между ценой товара и его предложением? 2. Что произойдет с кривой предложения, если изменится цена товара? 3. Какие факторы приводят к смещению кривой предложения? 4. Что характеризует и как измеряется эластичность предложения? 5. Какие виды эластичности предложения Вы знаете? 6. От чего зависит эластичность предложения? Основные понятия и термины Спрос, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, неценовые факторы спроса, движение вдоль кривой спроса, сдвиг кривой спроса, эластичность спроса, ценовая эластичность спроса, факторы, определяющие эластичность спроса, перекрестная эластичность спроса, эластичность спроса по доходу, предложение, закон предложения, неценовые факторы предложения, эластичность предложения, факторы, влияющие на эластичность предложения. Выводы 1. Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Эта обратная зависимость складывается под влиянием эффекта дохода, эффекта замещения и действия закона убывающей предельной полезности. Изменение цены приводит к изменению величины спроса и отражается движением вдоль по кривой спроса. 2. Кроме цен, на объём рыночного спроса влияют: предпочтения покупателей, количество покупателей и их доход, цены других товаров, ожидания покупателей. Рост дохода покупателей увеличивает спрос на качественные товары и снижает спрос на некачественные, падение дохода вызывает обратную реакцию: спрос на некачественные товары растет, на качественные - падает. Если товары взаимозаменяемые, то изменение цены одного товара ведет к однонаправленному изменению величины спроса на другой товар. Если товары взаимодополняющие, то изменение цены одного товара вызывает противоположное изменение величины спроса на другой товар. Изменения одного или нескольких из этих факторов ведут к изменению спроса, т.е. к смещению кривой спроса вправо - при увеличении спроса, влево - при его сокращении. 3. Степень изменения величины спроса под влиянием изменения факторов спроса называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эластичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эластичность и эластичность по доходу. Ценовая эластичность отражается на величине выручки от реализации. Спрос на товар может быть совершенно неэластичным, неэластичным, эластичным, совершенно эластичным или характеризоваться единичной эластичностью. Характер ценовой эластичности спроса зависит от: наличия заменителей, доли товара в бюджете покупателя, степени необходимости товара, времени, имеющегося в распоряжении покупателя, степени насыщенности рынка товарами. Перекрестная эластичность характеризует степень изменения величины спроса на один товар при изменении цены другого товара. Эластичность по доходу характеризует степень изменения величины спроса при изменении дохода покупателя. 4. Так же как и величина спроса, величина предложения зависит от цены. Между ценой и объёмом предложения существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение - это издержки производства. Кроме издержек, предложение зависит от уровня налогов и величины дотаций, числа продавцов на рынке, их ожиданий в отношении изменения цен и др. Степень изменения величины предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит, прежде всего, от времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. ТЕМА 6. Рыночное равновесие Рыночная цена - важнейший информационный сигнал, который координирует действия хозяйствующих субъектов в условиях рыночной экономики и позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные ресурсы общества. Механизм формирования равновесной цены и саморегулирования рынка, соотношение рыночного равновесия и экономической эффективности - проблемы, которые будут рассмотрены в данной теме. Основные вопросы темы: Вопрос 1. Формирование рыночной цены. Вопрос 2. Нарушения рыночного равновесия. Вопрос 3. Рыночное равновесие и эффективность производства. 6.1. Формирование рыночной цены До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каждом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен. Кривые спроса и предложения показывают, какое количество товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того, чтобы понять, как устанавливается фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 6.1). Таблица 6.1
Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы готовы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупатель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупателей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед. Когда объём спроса превышает объём предложения, возникает дефицит и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Превышение объема спроса над объёмом предложением ведет к росту цены. Аналогичная ситуация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед. Только при цене, равной 4 ден. ед., объёмы спроса и предложения в точности равны, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Это означает, что объем предлагаемых и объем покупаемых товаров совпадает, достигается наибольший объем оборота и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена. Цена, при которой возникает равенство указанных объёмов называется равновесной (Ре), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным (Qe). При равновесии: Qd = Q S = Ре ∙ Qe. Построив на основании данных табл. 9.1 на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыночная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 6.1).
При цене равновесия (Ре) равновесный объем равен Qe. Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения корректирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (Р1), то (предложение больше спроса) возникает излишек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вынуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложение до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие. При цене ниже равновесной (Р2) спрос больше предложения, возникает дефицит, равный Q3Q4, который порождает конкуренцию между покупателями, и они готовы платить более высок
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 614; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.68 (0.017 с.) |