Процесс производства и результаты деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Процесс производства и результаты деятельности предприятия



ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

ОБЩИЕ ОСНОВЫ

1. Предмет и метод экономической теории

2.. Потребности и ресурсы

3. Рыночная экономика как система хозяйствования

МИКРОЭКОНОМИКА

4. Теория потребительского поведения

5. Спрос и предложение

6. Рыночное равновесие

7. Конкуренция и монополия

Процесс производства и результаты деятельности предприятия

Выводы

1. Экономика - это наука, изучающая хозяйственную сторону жизни общества, проблему согласования потребностей людей с ограниченными ре­сурсами, которые могут быть использованы для их удовлетворения. Основ­ные функции экономической науки - познавательная и практическая. Эко­номика состоит из двух больших частей - микроэкономики, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, и макроэкономики, изу­чающей экономическую жизнь общества в целом. Экономика - это общест­венная наука, она изучает определенную сторону жизни общества и потому тесно связана с другими общественными науками: политологией, социоло­гией, юриспруденцией, психологией и др. Будучи исторической наукой, экономика меняется по мере развития человеческого общества.

2. Наиболее широко используются следующие методы экономиче­ских исследований: сбор, обработка, систематизация фактов экономиче­ской жизни; научное абстрагирование, результатом которого является вы­работка понятий; функциональный анализ, устанавливающий зависимости между отдельными экономическими переменными; моделирование, гра­фический метод описания экономических взаимозависимостей, маржи­нальный анализ, предполагающий изучение изменения одних показателей в связи с изменением других показателей, связанных с ними на единицу; экспериментирование и др. Критерием правильности теоретических выво­дов является практика.

3. Многие экономические процессы и явления экономисты характе­ризуют с помощью чисел. Экономические величины могут иметь размер­ность потока или размерность запаса, быть номинальными или реальными. Для уравнивания ценностей экономических показателей сегодня и в буду­щем используется метод дисконтирования. Сравнительная статика - это метод анализа, при котором реальные экономические процессы рассматри­ваются на определенный момент времени. При изучении экономических процессов и явлений различают мгновенный, краткосрочный и долгосроч­ный периоды.

ТЕМА 2. Потребности и ресурсы

Как следует из предыдущей темы, современная экономика - это наука о рациональном распределении ограниченных ресурсов общества для удов­летворения потребностей людей. В данной теме мы проанализируем по­требности людей и способы их удовлетворения, целевую функцию эконо­мической деятельности людей, рассмотрим, какие ресурсы необходимы для производства экономических благ, что означает ограниченность ресур­сов и к каким последствиям она ведет, проблему выбора и основные во­просы любой экономической системы.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Экономические потребности и блага.

Вопрос 2. Производство и факторы производства.

Вопрос 3. Производственные возможности.

Вопрос 4. Проблема выбора и экономические системы.

2.1. Экономические потребности и блага

Потребности - это выражение надобности (нужды) в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономи­ческой деятельности.

Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д.

Существует множество вариантов группировки, классификации по­требностей. Можно выделять потребности:

- первичные (потребность в средствах существования, которые не мо­гут быть ничем заменены, - питание, одежда, жилье) и вторичные (по­требности выбора - автомобили, развлечения, путешествия);

- материальные (в пище) и духовные (в чтении книг);

- личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды).

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки.

Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах - к потребно­стям вторичным.

Широко известна классификация потребностей, разработанная амери­канским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой - физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

 

Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей - это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).

По мере развития общества потребности людей постоянно расширя­ются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуаль­ных потребностей (возвышение потребностей).

Возрастание потребностей создает постоянный стимул к производи­тельному труду.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо - это все, что обладает полезностью для человека и удовлетво­ряет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапли­ваться, так как процессы их создания и потребления совпадают.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребно­сти, подразделяются на безграничные - даровые блага природы и ограни­ченные (экономические), большая часть которых создается в процессе про­изводства.

Экономические блага ограниченны - это означает, что:

- их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;

- объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов про­изводства;

- блага приходится тем или иным образом распределять.

Ограниченность благ вызывает у людей особое у ним (и между собой) отношение – они начинают их ценить, возникает понятие ценности благ. Производство ограниченных благ приводит к возникновению понятия стоимости благ (они не даются даром, а чего-то ст о ят). Часто эти близкие по смыслу понятия – ценность и стоимость – сливаются и воспринимаются как синонимы.

Экономические блага подразделяются на две большие группы:

- потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потреб­ности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

- средства производства - блага производственного характера, удов­летворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, обору­дование, полезные ископаемые).

Далее, все блага можно подразделить на долговременные, предпола­гающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.

Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различа­ют:

- взаимозаменяемые блага (блага-субституты) - блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть - газ, маргарин - масло, дерево - кирпич и т.п.) При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью за­менить другое (шариковая - капиллярная ручка; конфеты - сахар - варенье и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени мо­гут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут);

- взаимодополняющие (комплиментарные) блага - блага, удовлетво­ряющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодо­полняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В пер­вом случае одному благу должно соответствовать определенное количест­во другого блага (магнитофон - кассета), во втором - такая жесткая опре­деленность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и за­кономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое потребность? Что влияет на формирование потребностей?

Как можно сгруппировать потребности?

2. Проанализируйте пирамиду потребностей А. Маслоу.

3. Как развиваются потребности?

4. Что такое блага? Какие блага являются экономическими? Как их можно сгруппировать?

5. Охарактеризуйте взаимозаменяемые блага и взаимодополняемые блага.

ТЕМА 5. Спрос и предложение

В условиях рыночной экономики действия отдельных, самостоятель­ных экономических субъектов согласовываются, координируются с помо­щью цен. Цены формируются на рынке в результате взаимодействия спро­са и предложения товаров. Данная тема и посвящена характеристике этих важнейших составляющих рынка - спроса и предложения.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Закон спроса.

Вопрос 2. Неценовые факторы спроса.

Вопрос 3. Эластичность спроса.

Вопрос 4. Предложение: понятие, факторы, эластичность.

5.1. Закон спроса

Спрос D (demand – требование) - это то изменяемое количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при всех вариантах заданных цен в течение опре­деленного времени. Рыночный спрос представляет собой сумму индивиду­альных спросов всех покупателей.

Зависимость между ценой Р и требуемым количеством (quantity demanded) Qd описывается законом спроса, согласно которому между ценой (Р) и требуемым количеством (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены требуемое покупателями количество (которое покупатели готовы купить), падает, а при снижении - растёт.

Qd = f (P) < 0.

Зависимость между ценой и требуемым количеством (quantity demanded иногда переводят как величина, или объём спроса) можно описать алгебраиче-ски, с помощью таблицы или графически.

Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

Qd = а - b Р,

где Qd - величина спроса;

Р - цена товара;

а и b - коэффициенты, постоянные для каждого конкретного случая. Закон спроса представлен, соответственно, в табл. 5.1 и на рис. 5.1.

Таблица 5.1

Цена товара и величина спроса

Цена (Р), ден. ед. Объем спроса (Qd), ед.
   
   
   
   
   

 

 


 

Q1 Q2 Q

Количество продукции

Рис. 5.1. Кривая спроса

Кривая (график) спроса показывает величину спроса (требуемое количество) при каждом зна­чении цены. Обратите внимание на то, что цена выступает как независимая переменная (экзогенный фактор), а величина спроса - как зависимая переменная (эн­догенный фактор).

Обратная зависимость между изменением цены товара и величиной спроса на него объясняется тремя причинами.

1. Эффектом дохода. Чтобы понять эффект дохода необходимо раз­личать два понятия: номинальный доход - доход, получаемый в денежной форме, и реальный доход - то количество товаров и услуг, которое может быть куплено на номинальный доход. Очевидно, что реальный доход на­ходится в прямой зависимости от номинального дохода и в обратной зави­симости от уровня цен. Если цена товара падает, то при том же номиналь­ном доходе потребитель может приобрести больше товара, объём его спроса воз­растает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход и объём спроса на товар.

2. Эффектом замещения. Если цена одного товара растет, то при на­личии заменителей он будет замещаться другими товарами и объём спроса на пер­вый товар упадет. Хрестоматийные примеры: чай и кофе, нефть и уголь, кирпич и дерево и т. д. Если цена на кирпич возрастает, то требуемое количество кирпича уменьшится, а увеличится требуемое количество заменяющего его дерева.

Эффекты дохода и замещения дополняют друг друга, обусловливая способность потребителей купить большее количество определенного то­вара по низкой цене, чем по высокой.

3. Действием закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, то и потребитель готов платить за нее меньшую цену.

Нет правила без исключения. Существуют так называемые товары Гиффена, спрос на которые при повышении цен растет. Английский эко­номист Х1Х в. Р. Гиффен обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в 1846 г. объём спроса на картофель, составляющий основную часть ра­циона ирландцев, возрастал, несмотря на то, что цены на него тоже росли. Дело в том, что цены на другие продукты питания росли еще больше, поэтому картофель заменял все другие продукты. Таким образом, объём спроса на товары низшего качества, занимающие большой удельный вес в доходах потребителей, может возрастать и при повышении цен, что меняет характер зависимости с обратной, на прямую.

Вопросы для самопроверки

1. В чем суть закона спроса?

2. Почему между ценой блага и объёмом спроса на него существует обратная за­висимость?

3. Объясните действие эффекта дохода и эффекта замещения.

4. Какова связь между законом спроса и законом убывающей предельной полезности?

5. Может ли объём спроса повышаться при росте цены блага?

5.2. Неценовые факторы величины спроса

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, нецено­вые факторы (детерминанты спроса), приводящие к изменению величины спроса при данных ценах.

Неценовые факторы, влияющие на величину спроса:

- Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если то­вар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называе­мый эффект присоединения к большинству.

- Уровень дохода. Изменение дохода может оказывать на спрос двоя­кое влияние. Различают товары высшей категории ("нормальные", качест­венные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на то­вары низшей категории падает. И наоборот. Очевидно, что при росте дохо­дов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

- Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то сущест­вует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорож­ные перевозки. Если товары взаимодополняющие, то связь между измене­нием цены одного товара и спросом на другой - обратная. Рост цен на маг­нитофоны приведет к снижению спроса на кассеты.

- Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного соста­ва покупателей.

- Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем, то сегодня спрос будет увеличи­ваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос).

Таким образом, на величину спроса на данный товар влияют изменения цен са­мого товара и неценовые факторы. Изменение цены товара приводит к из­менению величины спроса вследствие движения вдоль (по) кривой спроса, а неце­новые факторы приводят к изменению величины спроса вследствие смещения кривой спроса (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение требуемого количества; б) сокращение требуемого количества

 

Если неценовые факторы приводят к увеличению требуемого количества Qd, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D1). Объём спроса при постоянной цене (Р1) возрастает от Q1 до Q2.

Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D2). Спрос при постоянной цене (Р1) сокращается от Q1 до Q2.

Вопросы для самопроверки

1. Как влияют изменения моды, вкусов, предпочтений покупателей на рыночный спрос?

2. Как влияет изменение дохода покупателей на рыночный спрос?

3. Какова связь между изменением цен на один товар и спросом на дру­гой?

4. Что происходит со спросом, если покупатели ожидают повышение / падение цен на товары?

5. Что происходит с кривой спроса под воздействием неценовых факто­ров спроса?

5.3. Эластичность спроса

Для экономического анализа недостаточно определить направление изменения величины спроса, важно измерить степень этого изменения. Степень из­менения объёма спроса под воздействием факторов, влияющих на спрос, называ­ется эластичностью спроса.

Различают эластичность:

- ценовую;

- перекрестную;

- по доходу.

Эластичность спроса позволяет измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов. Рассчитывается через коэффициент эластичности.

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эла­стичности (Ed).

Ed = Δ Qd: Δ P

Qd P

где ΔQd/Qd - изменение величины спроса; ΔP/P - изменение цены.

Реакция покупателей на изменение цены (характер эластичности) мо­жет быть разная: объём спроса может изменяться в большей или меньшей степени, чем изменилась цена, или вообще оставаться постоянным.

О характере ценовой эластичности спроса можно судить по соотно­шению изменения величины спроса к изменению цены или по показателю общей вы­ручки от реализации (Р х Q), т.е. по денежным поступлениям от продажи товара (величине расходов покупателя).

В зависимости от характера эластичности спроса на товар выручка от реализации при изменении цены товара может расти, падать, не изменяться (табл. 5.2). Виды ценовой эластичности спроса

 

Таблица 5.2
Вид Соотношение Коэффи­ Изменение выручки
Эластичности изменения цены циент эла- от реализации (Р х Q)
  и величины спроса стичности Уменьше­ние цены Увели­чение цены
Совершенно Цена растет Ed = 0 Уменьшает­ Увели-
Неэластичный (падает) - величина спроса   ся чивается
Спрос постоянна      
Неэластичный Цена изменяется Ed < 1 Уменьшает­ Увели-
Спрос больше, чем изменяется величина спроса   ся чивается
Единичная Цена и величина спроса Ed = 1 Не изменя- Не изме-
Эластичность изменяются оди­   ется няется
Спроса наково      
Эластичный Цена изменяется Ed > 1 Увеличива- Умень-
Спрос меньше, чем изменяется величина спроса   ется шается
Совершенно Величина спроса изменяется, Ed = ∞ Уменьшает- Увели-
эластичный цена постоянна   ся чивается
спрос        

 

Примерами разной эластичности спроса на разные товары могут слу­жить:

- спрос на инсулин - совершенно неэластичен. Как бы ни росла цена, больному диабетом необходима определенная доза инсулина;

- спрос на предметы первой необходимости (продукты питания) - неэластичен. С изменением цены спрос меняется незначительно;

- спрос на предметы роскоши - эластичен. Изменение цены сущест­венно повлияет на величину спроса;

- спрос на транспортные услуги, как правило, характеризуется еди­ничной эластичностью и изменяется в той же мере, что и цена билетов;

- если цена фиксирована, например, установлена государством, а величина спроса меняется вне зависимости от уровня цены, то имеет место совер­шенная эластичность спроса.

Характер эластичности спроса зависит от ряда факторов:

- количества заменителей данного продукта. Чем больше имеется хороших заменителей, тем эластичность выше;

- удельного веса данного товара в доходе потребителя. Чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

- характера товара - является ли товар предметом первой необходи­мости или предметом роскоши. Естественно, спрос на товары первой не­обходимости менее эластичен;

- фактора времени. Чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса;

- степень насыщения рынка товарами. Чем ниже степень насыщения рынка товарами, тем спрос на товар более эластичен.

Перекрестная эластичность характеризует степень изменения величины спро­са на товар a при изменении цены товара b (Eab).

Eab = ΔQa : ΔРb

ΔQa Pb

где ΔQa / Qa - изменение величины спроса на товар а;

ΔPb/ Pb - изменение цены на товар b.

Если:

Eab > 0, то товары a и b - взаимозаменяемые;

Eab < 0, то товары a и b - взаимодополняющие;

Eab = 0, то товары a и b - независимые друг от друга.

Эластичность по доходу характеризует степень изменения величины спроса на товар под влиянием изменения дохода (EI).

EI = ΔQ: ΔI

Q I

где ΔQ/Q - изменение величины спроса на товар;

ΔI/I - изменение дохода.

Для нормальных товаров коэффициент эластичности по доходу поло­жителен, т.е. Е > 0.

Для товаров низшей категории - отрицателен, т.е. Е < 0.

Вопросы для самопроверки

1. Что характеризует эластичность спроса?

2. Что такое эластичность спроса по цене? Какие виды ценовой эластич­ности Вы знаете?

3. Как меняется выручка от реализации в зависимости от ценовой эла­стичности спроса?

4. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?

5. Что характеризует перекрестная эластичность спроса?

6. Что характеризует эластичность спроса по доходу?

5.4. Предложение: понятие, факторы, эластичность

Предложение— понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определенный период времени при определенных условиях.

Объем предложения (объем выпуска) — количество товара, которое готов предложить товаропроизводитель (фирма) по определенной цене за определенный период времени при прочих равных условиях.

Как правило, между уровнем цен и количеством товара существует прямая зависимость. Повышение цен приводит к получению дополнительной прибыли, позволяя производителю расширить производство, привлекает новых производителей на рынок.

Связь между уровнем цен и объемом предложения описывает закон предло­жения, согласно которому изменение цены (Р) влечет за собой однона­правленное изменение объёма предложения (QS), т.е. при увеличении цены пред­ложение растет, при снижении - падает.

Qs = f (Р) >0.

Зависимость между ценой и количеством предлагаемого товара, так же, как и в случае спроса, можно описать алгебраическим, табличным и графическим способа­ми.

Если зависимость между ценой и количеством предлагаемого носит линейный ха­рактер, то алгебраически уравнение предложения имеет вид:

Qs = а + b Р, где QS - величина предложения;

Р - цена товара;

а, b - коэффициенты, постоянные для каждого конкретного случая.

Закон предложения представлен в табл. 5.3 и на рис 5.3.

Таблица 5.3

Цена товара и величина предложения

Цена (Р), ден. ед. Объем предложения (Q), ед.
   
   
   
   
   

 

Кривая предложения (S) характеризует все варианты количеств товара, которые продавцы готовы предложить при каждом уровне цен.

Как и в случае спроса, существуют неценовые факторы, влияющие на объем предложения:

- величина издержек производства товара. Чем выше издержки (за­траты), тем меньше объем предложения. В свою очередь, уровень издер­жек производства зависит от применяемой технологии и цен ресурсов, ис­пользуемых в данном производстве;

- налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий со­кращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение;


 

Количество продукции

Рис. 5.3. Кривая предложения

- наличие взаимозаменяемых и взаимодополняющих товаров и дина­мика их цен. Появление товара-субститута или снижение его цены сокра­тит объём предложение сопряженного товара;

- количество продавцов на рынке, условия продажи, степень разви­тости конкуренции и т.д. Увеличение числа фирм в отрасли приведет к увеличению объёма рыночного предложения;

- ожидания производителей в отношении изменения цен. Ожидание роста цен в будущем ведет к сокращению объёма предложения в настоящем.

Изменение объёма предложения в результате изменения цены товара ведет к движению вдоль (по) кривой предложения (рис. 5.3), сдвиг кривой предложения под влиянием неценовых факторов также приводит к соответствующему -а)вправо или б)влево - изменению объема предложения (рис. 5.4).

Количество продукции Количество продукции Рис. 5.4. Влияние изменения издержек производства на объём предложения: а) снижение издержек; б) увеличение издержек производства

 

При данной цене на товар объём предложения равен Q1. Снижение, напри­мер, цен на ресурсы уменьшит издержки производства, и при тех же ценах на товар производители предложат его больше: Q2 > Q1. Кривая S сместит­ся в положение S1.

При удорожании ресурсов издержки производства возрастут и пред­ложение при тех же ценах на товар уменьшится: Q1 < Q2. Кривая S сме­стится в положение S2.

Степень изменения объёма предложения под влиянием изменения цены ха­рактеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эла­стичности предложения - ES:

ES = ΔQS/QS: ΔР/Р

где ΔQS/QS - изменение объема предлагаемой продукции; ΔР/Р - изменение цены.

Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой про­дукции всегда прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

Предложение может быть: эластичное (ES>1), неэластичное (ES<1), характеризоваться единичной эластичностью (ES=1), быть совершенно эла­стичным (ES= ∞) и совершенно неэластичным (ES=0). Степень эластичности предложения зависит от:

- способности производства к быстрой переналадке;

- возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);

- фактора времени, т.е. времени, имеющегося в распоряжении про­изводителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на кото­рый возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.

Вопросы для самопроверки

1. Какова зависимость между ценой товара и его предложением?

2. Что произойдет с кривой предложения, если изменится цена товара?

3. Какие факторы приводят к смещению кривой предложения?

4. Что характеризует и как измеряется эластичность предложения?

5. Какие виды эластичности предложения Вы знаете?

6. От чего зависит эластичность предложения?

Основные понятия и термины

Спрос, закон спроса, эффект дохода, эффект замещения, неценовые факторы спроса, движение вдоль кривой спроса, сдвиг кривой спроса, эластичность спроса, ценовая эластичность спроса, факторы, опреде­ляющие эластичность спроса, перекрестная эластичность спроса, эла­стичность спроса по доходу, предложение, закон предложения, неце­новые факторы предложения, эластичность предложения, факторы, влияющие на эластичность предложения.

Выводы

1. Основным фактором, определяющим спрос потребителя, является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная зависимость. Эта об­ратная зависимость складывается под влиянием эффекта дохода, эффекта замещения и действия закона убывающей предельной полезности. Измене­ние цены приводит к изменению величины спроса и отражается движени­ем вдоль по кривой спроса.

2. Кроме цен, на объём рыночного спроса влияют: предпочтения покупателей, количество покупателей и их доход, цены других товаров, ожидания поку­пателей. Рост дохода покупателей увеличивает спрос на качественные това­ры и снижает спрос на некачественные, падение дохода вызывает обратную реакцию: спрос на некачественные товары растет, на качественные - падает. Если товары взаимозаменяемые, то изменение цены одного товара ведет к однонаправленному изменению величины спроса на другой товар. Если товары взаи­модополняющие, то изменение цены одного товара вызывает противопо­ложное изменение величины спроса на другой товар. Изменения одного или несколь­ких из этих факторов ведут к изменению спроса, т.е. к смещению кривой спроса вправо - при увеличении спроса, влево - при его сокращении.

3. Степень изменения величины спроса под влиянием изменения факторов спро­са называется эластичностью, которая измеряется коэффициентом эла­стичности. Различают: ценовую эластичность спроса, перекрестную эла­стичность и эластичность по доходу. Ценовая эластичность отражается на величине выручки от реализации. Спрос на товар может быть совершенно неэластичным, неэластичным, эластичным, совершенно эластичным или характеризоваться единичной эластичностью. Характер ценовой эластич­ности спроса зависит от: наличия заменителей, доли товара в бюджете по­купателя, степени необходимости товара, времени, имеющегося в распо­ряжении покупателя, степени насыщенности рынка товарами. Перекрест­ная эластичность характеризует степень изменения величины спроса на один товар при изменении цены другого товара. Эластичность по доходу характеризу­ет степень изменения величины спроса при изменении дохода покупателя.

4. Так же как и величина спроса, величина предложения зависит от цены. Между ценой и объёмом предложения существует прямая зависимость. Важнейший неценовой фактор, влияющий на предложение - это издержки производства. Кроме издержек, предложение зависит от уровня налогов и величины дотаций, числа продавцов на рынке, их ожиданий в отношении изменения цен и др. Степень изменения величины предложения при изменении цены измеряется коэффициентом эластичности предложения. Эластичность предложения зависит, прежде всего, от времени, имеющегося в распоряжении произво­дителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.

ТЕМА 6. Рыночное равновесие

Рыночная цена - важнейший информационный сигнал, который коор­динирует действия хозяйствующих субъектов в условиях рыночной эко­номики и позволяет наиболее эффективно распределять ограниченные ре­сурсы общества.

Механизм формирования равновесной цены и саморегулирования рынка, соотношение рыночного равновесия и экономической эффективно­сти - проблемы, которые будут рассмотрены в данной теме.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Формирование рыночной цены.

Вопрос 2. Нарушения рыночного равновесия.

Вопрос 3. Рыночное равновесие и эффективность производства.

6.1. Формирование рыночной цены

До сих пор спрос и предложение рассматривались отдельно, и в каж­дом случае определялся характер поведения покупателя и продавца при изменении цен. Кривые спроса и предложения показывают, какое количе­ство товара покупатели готовы купить, а продавцы готовы продать при каждом возможном уровне цен. Для того, чтобы понять, как устанавлива­ется фактическая рыночная цена, надо рассмотреть взаимодействие спроса и предложения (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Шкала спроса и предложения и рыночное равновесие

Цена Объем Объем Состояние Давление
(Р) спроса предложения рынка на цены
  (Qd) (Qs)    
      Qs > Qd (излишек) Понижающее
      Qs > Qd (излишек) Понижающее
      Qs = Qd (равенство) Отсутствует
      Qd > Qs (дефицит) Повышающее
      Qd > Qs (дефицит) Повышающее

 

Как видно из приведенных данных, при цене 8 ден. ед. продавцы го­товы предложить 45 ед. продукции, но покупатели по такой цене готовы купить лишь 15 ед. Возникает излишек в 30 ед. В этих условиях покупа­тель находится в более благоприятном положении. Это рынок покупате­лей. Чтобы продать свою продукцию, продавцы вынуждены снизить цену. Аналогичная ситуация возникает и при цене, равной 6 ден. ед.

Когда объём спроса превышает объём предложения, возникает дефицит и в более благоприятном положении находится продавец. Это рынок продавцов. При цене, равной 3 ден. ед., покупатели готовы купить 40 ед. продукции, но продавцы по такой цене продадут лишь 20 ед. Образуется дефицит. Пре­вышение объема спроса над объёмом предложением ведет к росту цены. Аналогичная си­туация возникает и в случае, если цена равна 2 ден. ед.

Только при цене, равной 4 ден. ед., объёмы спроса и предложения в точности равны, т.е. на рынке достигнуто равновесие. Это означает, что объем предла­гаемых и объем покупаемых товаров совпадает, достигается наибольший объем оборота и ни один из участников рынка не заинтересован в том, чтобы менялась действующая цена.

Цена, при которой возникает равенство указанных объёмов называется равновес­ной (Ре), а соответствующий ей объем продаваемых и покупаемых товаров - равновесным (Qe). При равновесии:

Qd = Q S = Ре ∙ Qe.

Построив на основании данных табл. 9.1 на одном графике кривые спроса и предложения, можно убедиться, что уравновешивающая рыноч­ная цена соответствует точке пересечения кривых спроса и предложения (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Рыночное равновесие

 

При цене равновесия (Ре) равновесный объем равен Qe.

Особенность рыночного механизма такова, что рынок автоматически поддерживает равновесие: взаимодействие спроса и предложения коррек­тирует (изменяет) цену до такого уровня, при котором величина спроса и величина предложения совпадают. Если на рынке устанавливается цена выше равновесной (Р1), то (предложение больше спроса) возникает изли­шек, равный Q1Q2. Продавцы не могут реализовать свою продукцию и вы­нуждены снижать цену, тем самым повышая спрос и сокращая предложе­ние до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.807 с.)