Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынки ресурсов и пофакторное распределение доходов

Поиск

ТЕМА 1. Предмет и метод экономической теории

Начиная систематическое изучение курса, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое экономика, каковы ее предмет, функции, как экономи­ка связана с другими общественными науками; какими методами пользу­ются экономисты при проведении экономического анализа; в чем особен­ность экономических показателей, характеризующих те или иные эконо­мические процессы и явления.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Предмет и функции экономики.

Вопрос 2. Методы экономических исследований.

Вопрос 3. Экономические показатели.

1.1. Предмет и функции экономики

Слово "экономика" - греческого происхождения (ойкос – домащнее хозяйство, номос - закон). Оно означает "домоводство, домостроительство". Сегодня термин "экономика" используется в двух основных значениях: во-первых, как си­ноним слова "хозяйство" (экономика страны, региона, предприятия и т.п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании.

Предмет экономики как науки (т.е. то, что она изучает) следует выводить из общества как системы, т.е. совокупности взаимосвязанных элементов. В этой системе связи между элементами представляют собой отношения между людьми. Основная часть этих отношений возникает по поводу производства материальных благ, способных удовлетворять человеческие потребности, т.к люди, в отличие от животных, не способны «потреблять» природу непосредственно. Отсюда – предмет экономики– отношения между людьми по поводу производства (в широком смысле, включая также и распределение, обмен и потребление) материальных благ.

Согласно же современному прагматическому пониманию, экономика - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребно­стей людей путем использования ограниченных ресурсов. Следует отме­тить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе возобладанию управленческого (технологического) подхода над философским (классическим), когда людей стал интересовать вопрос не «что?», а «как?». Как известно, управленческое решение представляет собой именно выбор вариантов. С таким пониманием предмета экономической науки теперь связана позитивная (познавательная) функция, предназначение которой познавать существующую реальность как она есть.

Вторая функция экономики - практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает ва­рианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством. Экономическая политика (совокупность принципов и мер, направленных на достижение основных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе ее должны лежать теоретиче­ские выводы и положения, вырабатываемые экономической наукой.

Экономика - сложная, многоуровневая система, поэтому в зависимо­сти от объекта исследования экономическую науку принято подразделять на две большие области:

- микроэкономику - раздел экономической науки, который исследу­ет поведение отдельных экономических субъектов - покупателей, фирм; анализирует механизм функционирования отдельных рын­ков, распределение ресурсов по направлениям их использования, формирование доходов и т.п.;

- макроэкономику - раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики страны в целом, такие общие явле­ния и процессы, как темпы роста национального производства, ин­фляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п. Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика являются частями одной науки. Одни и те же концепции и теории используются при микро- и макроанализе, одни и те же проблемы могут рассматриваться на разных уровнях.

Экономика - общественная наука. Она изучает определенную сторо­ну жизни общества – производство (в широком смысле) обществом материальных благ для удовлетворения потребностей людей и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т. д. Например, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплета­ются. Экономика не может нормально функционировать без соответст­вующей правовой основы - совокупности норм, регулирующих деятель­ность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах поро­ждается изменениями, происходящими в экономической жизни общества.

Экономика - историческая наука; она постоянно развивается и, используя исторические факты развития общества, способствует углублению знаний об экономической стороне его жизни.

Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она является основой для большинства других общест­венных наук. И, наконец, экономическая наука - это единственная отрасль социаль­ных исследований, за достижения в которой присуждается Нобелевская премия.

Вопросы для самопроверки

1. Что является предметом экономики как науки?

2. Какие функции выполняет экономическая наука?

3. Назовите основные разделы экономической науки. Что является пред­метом изучения?

4. Что изучает позитивная и нормативная экономическая наука?

5. Какова связь экономики с другими экономическими науками?

1.2. Методы экономических исследований

Изучая, как функционирует хозяйство, и выдвигая требования, как оно должно функционировать, экономика как наука использует опреде­ленные методы исследования (метод - это путь, способ исследования ка­ких-либо явлений). Как же экономика изучает свой предмет? При анализе экономических явлений пользуются такими методами исследования, как: научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка гипотез, функциональный анализ, моделирование, эксперименти­рование и др. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее.

Метод научной абстракции. Его суть - очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстракции являются:

- категории и понятия, выражающие сущностные (качественные) стороны исследуе­мых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.);

- экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устой­чивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономиче­скими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к сни­жению спроса (следствие).

Функциональный анализ. Установление зависимостей и взаимосвязей между экономическими явлениями и процессами, при котором одни фак­торы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых. При изучении зависимо­сти, например, инвестиционного спроса от уровня банковского процента процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инве­стиции - как зависимая (функция).

В экономике широко используется метод графических изображений, позволяющий наглядно изобразить те или иные экономические зависимо­сти. При этом надо иметь в виду некоторую особенность экономических графиков. Согласно традиции экономисты (в отличие от математиков), как правило, помещают независимые переменные на оси ординат (вертикаль­ной оси), а зависимые - на оси абсцисс (горизонтальной оси).

Экономико-математическое моделирование сегодня является весьма распространенным методом исследования экономических проблем, кото­рый позволяет выявить причины, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений. Модели представляют собой упрощенное описание реальности, абстрактное обобщение посредством уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи экономических пере­менных. Модели, игнорируя многочисленные второстепенные детали, ус­ложняющие выявление экономических связей, закономерностей, позволя­ют лучше понимать и описывать явления экономической действительно­сти.

Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика - многомерная система, характер функционирования и раз­вития которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов.

Для исследования экономических законов и категорий в современной экономике широко используется маржинальный (предельный) анализ. Суть этого метода состоит в том, что исследуется приращение экономиче­ского показателя, обусловленное увеличением на единицу фактора, от ко­торого этот показатель зависит.

Предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки производства, предельный доход и т.д. - это величины, характеризующие прирост соответствующего показателя под влиянием изменения того или иного фактора, влияющего на данный показатель, на единицу. Например, предельный продукт труда характеризует прирост объема производства в связи с увеличением вложений одного из факторов производства (труда) на единицу; предельная полезность показывает, насколько изменилось удов­летворение потребностей при добавлении единицы блага и др.

Экспериментирование - это искусственное воспроизведение эконо­мических явлений и процессов с целью их изучения. Экспериментирование в экономике, в принципе, возможно, но должно использоваться очень ос­торожно; эксперименты не должны насильственным образом ломать есте­ственные экономические процессы, "втискивать" реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций.

Какими методами бы ни пользовались экономисты в своих исследова­ниях, практика, экономическая действительность являются критерием вер­ности тех или иных выводов, положений экономической теории. Если можно сказать, что "это верно в теории, но не на практике", это значит, что неверно то или иное теоретическое положение, тот или иной вывод.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под методом исследования? Какие общенаучные мето­ды исследования Вы знаете?

2. Что такое научная абстракция?

3. В чем суть метода экономико-математического моделирования?

4. Что собой представляет функциональный анализ и как он применяется в экономических исследованиях?

5. В чем суть маржинального (предельного) анализа?

6. Возможно ли эксперементирование в экономике?

1.3. Экономические величины (показатели)

Одной из важнейших характеристик метода экономических исследо­ваний является единство качественного и количественного анализа. Изу­чая экономические процессы и явления, экономисты всегда стремятся дать им количественную характеристику, выразить, оценить с помощью чисел.

Экономические показатели, используемые для характеристики эконо­мических процессов и явлений с помощью чисел, обладают рядом особен­ностей.

Так, экономисты различают показатели, измеряемые в единицах за определенный период времени, т.е. имеющие размерность потока, и пока­затели, измеряемые на момент времени, т.е. имеющие размерность запаса. Хотя часто временная характеристика и не указывается, она подспудно присутствует. Когда говорят, что заработная плата составляет 5 тыс. руб­лей или ставка по кредитам равна 10%, то, очевидно, что речь идет о 5 тыс. рублей в месяц и процентной ставке в год. Если же сказать, что ос­новной капитал фирмы составляет 20 млн. рублей, то это уже размерность запаса - капитал на какую-то дату.

Вообще фактор времени в экономике играет большую роль, связан­ную с тем, что ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Независимо от того, имеет место в экономике инфляция или нет, люди склонны выше оценивать сегодняшние деньги, чем будущие. Связано это с тем, что, поместив сегодняшние деньги в банк или вложив их в производ­ство, можно получить большие деньги, соответственно, будущие доходы сегодня имеют меньшую ценность.

Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происхо­дит в процессе дисконтирования.

Дисконтирование - это процесс приведения экономических показа­телей будущих лет к их сегодняшней ценности. (Подробно методика дис­контирования будет рассмотрена в теме 17.)

Операция дисконтирования осуществляется при выборе инвестицион­ных проектов, когда надо сопоставить сегодняшние вложения с будущими доходами, при приведении показателей потоков и запасов к единой раз­мерности.

Далее, в экономике различают номинальные и реальные величины. Номинальные величины характеризуют стоимостные экономические пока­затели в действующих, текущих ценах, а поскольку цены подвержены из­менениям, то часто для анализа динамики тех или иных показателей необ­ходимо элиминировать (устранить) влияние на них цен. Величины, очи­щенные от влияния изменения цен, называются реальными. Так, например, в экономике различают номинальную и реальную заработную плату, но­минальную и реальную процентную ставку и т.д. Номинальная заработная плата - это денежная заработная плата, а реальная - это то количество то­варов и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и уровня цен.

Наконец, при анализе экономических показателей очень важно, рас­сматриваются ли они в динамике или анализ носит статический характер. Сравнительная статика - это наиболее простой инструмент описания и изучения реальных экономических процессов, рассматриваемых на опре­деленный момент времени.

В рамках сравнительной статики выделяют три периода:

- мгновенный - когда все факторы, влияющие на экономическое яв­ление, остаются постоянными;

- краткосрочный - когда одни факторы рассматриваются как посто­янные, другие - как переменные;

- долгосрочный - когда все факторы рассматриваются как перемен­ные.

Вопросы для самопроверки

1. Какова разница между экономическими показателями размерности по­тока и размерности запаса?

2. Почему существуют различия в оценке ценности денег сегодня и в бу­дущем?

3. Что такое дисконтирование?

4. Какова разница между номинальными и реальными величинами?

5. В чем отличия краткосрочного, мгновенного и долгосрочного перио­дов?

Основные понятия и термины

Экономика, познавательная функция экономики, практическая функ­ция экономики, позитивная экономика, нормативная экономика, мик­роэкономика, макроэкономика, научная абстракция, функциональный анализ, моделирование, графический анализ, маржинальный анализ, потоки и запасы, номинальные и реальные величины, фактор времени и дисконтирование, сравнительная статика, мгновенный период, крат­косрочный период, долгосрочный период.

Выводы

1. Экономика - это наука, изучающая хозяйственную сторону жизни общества, проблему согласования потребностей людей с ограниченными ре­сурсами, которые могут быть использованы для их удовлетворения. Основ­ные функции экономической науки - познавательная и практическая. Эко­номика состоит из двух больших частей - микроэкономики, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, и макроэкономики, изу­чающей экономическую жизнь общества в целом. Экономика - это общест­венная наука, она изучает определенную сторону жизни общества и потому тесно связана с другими общественными науками: политологией, социоло­гией, юриспруденцией, психологией и др. Будучи исторической наукой, экономика меняется по мере развития человеческого общества.

2. Наиболее широко используются следующие методы экономиче­ских исследований: сбор, обработка, систематизация фактов экономиче­ской жизни; научное абстрагирование, результатом которого является вы­работка понятий; функциональный анализ, устанавливающий зависимости между отдельными экономическими переменными; моделирование, гра­фический метод описания экономических взаимозависимостей, маржи­нальный анализ, предполагающий изучение изменения одних показателей в связи с изменением других показателей, связанных с ними на единицу; экспериментирование и др. Критерием правильности теоретических выво­дов является практика.

3. Многие экономические процессы и явления экономисты характе­ризуют с помощью чисел. Экономические величины могут иметь размер­ность потока или размерность запаса, быть номинальными или реальными. Для уравнивания ценностей экономических показателей сегодня и в буду­щем используется метод дисконтирования. Сравнительная статика - это метод анализа, при котором реальные экономические процессы рассматри­ваются на определенный момент времени. При изучении экономических процессов и явлений различают мгновенный, краткосрочный и долгосроч­ный периоды.

ТЕМА 2. Потребности и ресурсы

Как следует из предыдущей темы, современная экономика - это наука о рациональном распределении ограниченных ресурсов общества для удов­летворения потребностей людей. В данной теме мы проанализируем по­требности людей и способы их удовлетворения, целевую функцию эконо­мической деятельности людей, рассмотрим, какие ресурсы необходимы для производства экономических благ, что означает ограниченность ресур­сов и к каким последствиям она ведет, проблему выбора и основные во­просы любой экономической системы.

Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Экономические потребности и блага.

Вопрос 2. Производство и факторы производства.

Вопрос 3. Производственные возможности.

Вопрос 4. Проблема выбора и экономические системы.

2.1. Экономические потребности и блага

Потребности - это выражение надобности (нужды) в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономи­ческой деятельности.

Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д.

Существует множество вариантов группировки, классификации по­требностей. Можно выделять потребности:

- первичные (потребность в средствах существования, которые не мо­гут быть ничем заменены, - питание, одежда, жилье) и вторичные (по­требности выбора - автомобили, развлечения, путешествия);

- материальные (в пище) и духовные (в чтении книг);

- личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды).

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки.

Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах - к потребно­стям вторичным.

Широко известна классификация потребностей, разработанная амери­канским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой - физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

 

Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей - это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).

По мере развития общества потребности людей постоянно расширя­ются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуаль­ных потребностей (возвышение потребностей).

Возрастание потребностей создает постоянный стимул к производи­тельному труду.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо - это все, что обладает полезностью для человека и удовлетво­ряет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапли­ваться, так как процессы их создания и потребления совпадают.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребно­сти, подразделяются на безграничные - даровые блага природы и ограни­ченные (экономические), большая часть которых создается в процессе про­изводства.

Экономические блага ограниченны - это означает, что:

- их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;

- объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов про­изводства;

- блага приходится тем или иным образом распределять.

Ограниченность благ вызывает у людей особое у ним (и между собой) отношение – они начинают их ценить, возникает понятие ценности благ. Производство ограниченных благ приводит к возникновению понятия стоимости благ (они не даются даром, а чего-то ст о ят). Часто эти близкие по смыслу понятия – ценность и стоимость – сливаются и воспринимаются как синонимы.

Экономические блага подразделяются на две большие группы:

- потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потреб­ности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

- средства производства - блага производственного характера, удов­летворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, обору­дование, полезные ископаемые).

Далее, все блага можно подразделить на долговременные, предпола­гающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.

Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различа­ют:

- взаимозаменяемые блага (блага-субституты) - блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть - газ, маргарин - масло, дерево - кирпич и т.п.) При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью за­менить другое (шариковая - капиллярная ручка; конфеты - сахар - варенье и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени мо­гут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут);

- взаимодополняющие (комплиментарные) блага - блага, удовлетво­ряющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодо­полняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В пер­вом случае одному благу должно соответствовать определенное количест­во другого блага (магнитофон - кассета), во втором - такая жесткая опре­деленность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и за­кономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое потребность? Что влияет на формирование потребностей?

Как можно сгруппировать потребности?

2. Проанализируйте пирамиду потребностей А. Маслоу.

3. Как развиваются потребности?

4. Что такое блага? Какие блага являются экономическими? Как их можно сгруппировать?

5. Охарактеризуйте взаимозаменяемые блага и взаимодополняемые блага.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.136 (0.01 с.)