Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынки ресурсов и пофакторное распределение доходовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ТЕМА 1. Предмет и метод экономической теории Начиная систематическое изучение курса, необходимо, прежде всего, выяснить, что такое экономика, каковы ее предмет, функции, как экономика связана с другими общественными науками; какими методами пользуются экономисты при проведении экономического анализа; в чем особенность экономических показателей, характеризующих те или иные экономические процессы и явления. Основные вопросы темы: Вопрос 1. Предмет и функции экономики. Вопрос 2. Методы экономических исследований. Вопрос 3. Экономические показатели. 1.1. Предмет и функции экономики Слово "экономика" - греческого происхождения (ойкос – домащнее хозяйство, номос - закон). Оно означает "домоводство, домостроительство". Сегодня термин "экономика" используется в двух основных значениях: во-первых, как синоним слова "хозяйство" (экономика страны, региона, предприятия и т.п.) и, во-вторых, как название науки о хозяйствовании. Предмет экономики как науки (т.е. то, что она изучает) следует выводить из общества как системы, т.е. совокупности взаимосвязанных элементов. В этой системе связи между элементами представляют собой отношения между людьми. Основная часть этих отношений возникает по поводу производства материальных благ, способных удовлетворять человеческие потребности, т.к люди, в отличие от животных, не способны «потреблять» природу непосредственно. Отсюда – предмет экономики– отношения между людьми по поводу производства (в широком смысле, включая также и распределение, обмен и потребление) материальных благ. Согласно же современному прагматическому пониманию, экономика - это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем использования ограниченных ресурсов. Следует отметить, что такое понимание предмета экономики сложилось в ходе возобладанию управленческого (технологического) подхода над философским (классическим), когда людей стал интересовать вопрос не «что?», а «как?». Как известно, управленческое решение представляет собой именно выбор вариантов. С таким пониманием предмета экономической науки теперь связана позитивная (познавательная) функция, предназначение которой познавать существующую реальность как она есть. Вторая функция экономики - практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика дает рекомендации, предлагает варианты действий для хозяйственной практики и экономической политики, проводимой государством. Экономическая политика (совокупность принципов и мер, направленных на достижение основных экономических целей) не должна быть волюнтаристской (волевой), в основе ее должны лежать теоретические выводы и положения, вырабатываемые экономической наукой. Экономика - сложная, многоуровневая система, поэтому в зависимости от объекта исследования экономическую науку принято подразделять на две большие области: - микроэкономику - раздел экономической науки, который исследует поведение отдельных экономических субъектов - покупателей, фирм; анализирует механизм функционирования отдельных рынков, распределение ресурсов по направлениям их использования, формирование доходов и т.п.; - макроэкономику - раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики страны в целом, такие общие явления и процессы, как темпы роста национального производства, инфляция, безработица, бюджетный дефицит, государственный долг, методы государственного регулирования и т.п. Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика являются частями одной науки. Одни и те же концепции и теории используются при микро- и макроанализе, одни и те же проблемы могут рассматриваться на разных уровнях. Экономика - общественная наука. Она изучает определенную сторону жизни общества – производство (в широком смысле) обществом материальных благ для удовлетворения потребностей людей и как таковая тесно связана с другими общественными науками: историей, социологией, политологией, юриспруденцией и т. д. Например, связь экономики и юриспруденции обусловлена тем, что в хозяйственной жизни общества экономические и правовые отношения тесно переплетаются. Экономика не может нормально функционировать без соответствующей правовой основы - совокупности норм, регулирующих деятельность хозяйствующих субъектов как на микро-, так и на макроуровне. В то же время сама необходимость в соответствующих правовых нормах порождается изменениями, происходящими в экономической жизни общества. Экономика - историческая наука; она постоянно развивается и, используя исторические факты развития общества, способствует углублению знаний об экономической стороне его жизни. Поскольку экономика изучает важнейшую (материальную) сторону развития общества, она является основой для большинства других общественных наук. И, наконец, экономическая наука - это единственная отрасль социальных исследований, за достижения в которой присуждается Нобелевская премия. Вопросы для самопроверки 1. Что является предметом экономики как науки? 2. Какие функции выполняет экономическая наука? 3. Назовите основные разделы экономической науки. Что является предметом изучения? 4. Что изучает позитивная и нормативная экономическая наука? 5. Какова связь экономики с другими экономическими науками? 1.2. Методы экономических исследований Изучая, как функционирует хозяйство, и выдвигая требования, как оно должно функционировать, экономика как наука использует определенные методы исследования (метод - это путь, способ исследования каких-либо явлений). Как же экономика изучает свой предмет? При анализе экономических явлений пользуются такими методами исследования, как: научная абстракция, анализ и синтез, индукция и дедукция, выдвижение и проверка гипотез, функциональный анализ, моделирование, экспериментирование и др. Остановимся на некоторых из этих методов подробнее. Метод научной абстракции. Его суть - очищение исследуемого предмета от частного, случайного, преходящего и выделение сущностного, постоянного, типичного. Результатом научной абстракции являются: - категории и понятия, выражающие сущностные (качественные) стороны исследуемых объектов (цена, прибыль, рента и т.п.); - экономические законы (принципы), отражающие постоянные, устойчивые, повторяющиеся причинно-следственные связи между экономическими явлениями (закон спроса: повышение цены (причина) ведет к снижению спроса (следствие). Функциональный анализ. Установление зависимостей и взаимосвязей между экономическими явлениями и процессами, при котором одни факторы рассматриваются как данные, независимые (экзогенные), а другие как зависимые (эндогенные), производные от первых. При изучении зависимости, например, инвестиционного спроса от уровня банковского процента процент рассматривается как независимая переменная (аргумент), а инвестиции - как зависимая (функция). В экономике широко используется метод графических изображений, позволяющий наглядно изобразить те или иные экономические зависимости. При этом надо иметь в виду некоторую особенность экономических графиков. Согласно традиции экономисты (в отличие от математиков), как правило, помещают независимые переменные на оси ординат (вертикальной оси), а зависимые - на оси абсцисс (горизонтальной оси). Экономико-математическое моделирование сегодня является весьма распространенным методом исследования экономических проблем, который позволяет выявить причины, закономерности, последствия тех или иных экономических процессов и явлений. Модели представляют собой упрощенное описание реальности, абстрактное обобщение посредством уравнений и графиков, описывающих взаимосвязи экономических переменных. Модели, игнорируя многочисленные второстепенные детали, усложняющие выявление экономических связей, закономерностей, позволяют лучше понимать и описывать явления экономической действительности. Математическое моделирование в экономике достаточно сложно, так как экономика - многомерная система, характер функционирования и развития которой носит в значительной мере стохастический (вероятностный) характер, находится под воздействием множества внешних факторов. Для исследования экономических законов и категорий в современной экономике широко используется маржинальный (предельный) анализ. Суть этого метода состоит в том, что исследуется приращение экономического показателя, обусловленное увеличением на единицу фактора, от которого этот показатель зависит. Предельная полезность, предельный продукт, предельные издержки производства, предельный доход и т.д. - это величины, характеризующие прирост соответствующего показателя под влиянием изменения того или иного фактора, влияющего на данный показатель, на единицу. Например, предельный продукт труда характеризует прирост объема производства в связи с увеличением вложений одного из факторов производства (труда) на единицу; предельная полезность показывает, насколько изменилось удовлетворение потребностей при добавлении единицы блага и др. Экспериментирование - это искусственное воспроизведение экономических явлений и процессов с целью их изучения. Экспериментирование в экономике, в принципе, возможно, но должно использоваться очень осторожно; эксперименты не должны насильственным образом ломать естественные экономические процессы, "втискивать" реальную экономическую жизнь в рамки искусственных конструкций. Какими методами бы ни пользовались экономисты в своих исследованиях, практика, экономическая действительность являются критерием верности тех или иных выводов, положений экономической теории. Если можно сказать, что "это верно в теории, но не на практике", это значит, что неверно то или иное теоретическое положение, тот или иной вывод. Вопросы для самопроверки 1. Что понимается под методом исследования? Какие общенаучные методы исследования Вы знаете? 2. Что такое научная абстракция? 3. В чем суть метода экономико-математического моделирования? 4. Что собой представляет функциональный анализ и как он применяется в экономических исследованиях? 5. В чем суть маржинального (предельного) анализа? 6. Возможно ли эксперементирование в экономике? 1.3. Экономические величины (показатели) Одной из важнейших характеристик метода экономических исследований является единство качественного и количественного анализа. Изучая экономические процессы и явления, экономисты всегда стремятся дать им количественную характеристику, выразить, оценить с помощью чисел. Экономические показатели, используемые для характеристики экономических процессов и явлений с помощью чисел, обладают рядом особенностей. Так, экономисты различают показатели, измеряемые в единицах за определенный период времени, т.е. имеющие размерность потока, и показатели, измеряемые на момент времени, т.е. имеющие размерность запаса. Хотя часто временная характеристика и не указывается, она подспудно присутствует. Когда говорят, что заработная плата составляет 5 тыс. рублей или ставка по кредитам равна 10%, то, очевидно, что речь идет о 5 тыс. рублей в месяц и процентной ставке в год. Если же сказать, что основной капитал фирмы составляет 20 млн. рублей, то это уже размерность запаса - капитал на какую-то дату. Вообще фактор времени в экономике играет большую роль, связанную с тем, что ценность денег для людей сегодня и в будущем различна. Независимо от того, имеет место в экономике инфляция или нет, люди склонны выше оценивать сегодняшние деньги, чем будущие. Связано это с тем, что, поместив сегодняшние деньги в банк или вложив их в производство, можно получить большие деньги, соответственно, будущие доходы сегодня имеют меньшую ценность. Сегодняшняя оценка будущих экономических показателей происходит в процессе дисконтирования. Дисконтирование - это процесс приведения экономических показателей будущих лет к их сегодняшней ценности. (Подробно методика дисконтирования будет рассмотрена в теме 17.) Операция дисконтирования осуществляется при выборе инвестиционных проектов, когда надо сопоставить сегодняшние вложения с будущими доходами, при приведении показателей потоков и запасов к единой размерности. Далее, в экономике различают номинальные и реальные величины. Номинальные величины характеризуют стоимостные экономические показатели в действующих, текущих ценах, а поскольку цены подвержены изменениям, то часто для анализа динамики тех или иных показателей необходимо элиминировать (устранить) влияние на них цен. Величины, очищенные от влияния изменения цен, называются реальными. Так, например, в экономике различают номинальную и реальную заработную плату, номинальную и реальную процентную ставку и т.д. Номинальная заработная плата - это денежная заработная плата, а реальная - это то количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Очевидно, что реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и уровня цен. Наконец, при анализе экономических показателей очень важно, рассматриваются ли они в динамике или анализ носит статический характер. Сравнительная статика - это наиболее простой инструмент описания и изучения реальных экономических процессов, рассматриваемых на определенный момент времени. В рамках сравнительной статики выделяют три периода: - мгновенный - когда все факторы, влияющие на экономическое явление, остаются постоянными; - краткосрочный - когда одни факторы рассматриваются как постоянные, другие - как переменные; - долгосрочный - когда все факторы рассматриваются как переменные. Вопросы для самопроверки 1. Какова разница между экономическими показателями размерности потока и размерности запаса? 2. Почему существуют различия в оценке ценности денег сегодня и в будущем? 3. Что такое дисконтирование? 4. Какова разница между номинальными и реальными величинами? 5. В чем отличия краткосрочного, мгновенного и долгосрочного периодов? Основные понятия и термины Экономика, познавательная функция экономики, практическая функция экономики, позитивная экономика, нормативная экономика, микроэкономика, макроэкономика, научная абстракция, функциональный анализ, моделирование, графический анализ, маржинальный анализ, потоки и запасы, номинальные и реальные величины, фактор времени и дисконтирование, сравнительная статика, мгновенный период, краткосрочный период, долгосрочный период. Выводы 1. Экономика - это наука, изучающая хозяйственную сторону жизни общества, проблему согласования потребностей людей с ограниченными ресурсами, которые могут быть использованы для их удовлетворения. Основные функции экономической науки - познавательная и практическая. Экономика состоит из двух больших частей - микроэкономики, которая изучает деятельность отдельных хозяйствующих субъектов, и макроэкономики, изучающей экономическую жизнь общества в целом. Экономика - это общественная наука, она изучает определенную сторону жизни общества и потому тесно связана с другими общественными науками: политологией, социологией, юриспруденцией, психологией и др. Будучи исторической наукой, экономика меняется по мере развития человеческого общества. 2. Наиболее широко используются следующие методы экономических исследований: сбор, обработка, систематизация фактов экономической жизни; научное абстрагирование, результатом которого является выработка понятий; функциональный анализ, устанавливающий зависимости между отдельными экономическими переменными; моделирование, графический метод описания экономических взаимозависимостей, маржинальный анализ, предполагающий изучение изменения одних показателей в связи с изменением других показателей, связанных с ними на единицу; экспериментирование и др. Критерием правильности теоретических выводов является практика. 3. Многие экономические процессы и явления экономисты характеризуют с помощью чисел. Экономические величины могут иметь размерность потока или размерность запаса, быть номинальными или реальными. Для уравнивания ценностей экономических показателей сегодня и в будущем используется метод дисконтирования. Сравнительная статика - это метод анализа, при котором реальные экономические процессы рассматриваются на определенный момент времени. При изучении экономических процессов и явлений различают мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. ТЕМА 2. Потребности и ресурсы Как следует из предыдущей темы, современная экономика - это наука о рациональном распределении ограниченных ресурсов общества для удовлетворения потребностей людей. В данной теме мы проанализируем потребности людей и способы их удовлетворения, целевую функцию экономической деятельности людей, рассмотрим, какие ресурсы необходимы для производства экономических благ, что означает ограниченность ресурсов и к каким последствиям она ведет, проблему выбора и основные вопросы любой экономической системы. Основные вопросы темы: Вопрос 1. Экономические потребности и блага. Вопрос 2. Производство и факторы производства. Вопрос 3. Производственные возможности. Вопрос 4. Проблема выбора и экономические системы. 2.1. Экономические потребности и блага Потребности - это выражение надобности (нужды) в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов. На потребности влияют биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д. Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделять потребности: - первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, - питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора - автомобили, развлечения, путешествия); - материальные (в пище) и духовные (в чтении книг); - личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды). При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки. Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах - к потребностям вторичным. Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой - физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека (рис. 3.1).
Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей - это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей). По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей (возвышение потребностей). Возрастание потребностей создает постоянный стимул к производительному труду. Потребности людей удовлетворяются с помощью благ. Благо - это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга - нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают. Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные - даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства. Экономические блага ограниченны - это означает, что: - их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей; - объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства; - блага приходится тем или иным образом распределять. Ограниченность благ вызывает у людей особое у ним (и между собой) отношение – они начинают их ценить, возникает понятие ценности благ. Производство ограниченных благ приводит к возникновению понятия стоимости благ (они не даются даром, а чего-то ст о ят). Часто эти близкие по смыслу понятия – ценность и стоимость – сливаются и воспринимаются как синонимы. Экономические блага подразделяются на две большие группы: - потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.); - средства производства - блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые). Далее, все блага можно подразделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения. Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают: - взаимозаменяемые блага (блага-субституты) - блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть - газ, маргарин - масло, дерево - кирпич и т.п.) При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая - капиллярная ручка; конфеты - сахар - варенье и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут); - взаимодополняющие (комплиментарные) блага - блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон - кассета), во втором - такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук). Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Вопросы для самопроверки 1. Что такое потребность? Что влияет на формирование потребностей? Как можно сгруппировать потребности? 2. Проанализируйте пирамиду потребностей А. Маслоу. 3. Как развиваются потребности? 4. Что такое блага? Какие блага являются экономическими? Как их можно сгруппировать? 5. Охарактеризуйте взаимозаменяемые блага и взаимодополняемые блага.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.46.136 (0.01 с.) |