Механизм установления рыночного равновесия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм установления рыночного равновесия



1. Рост спроса; [при росте спроса с D до D1 растет конкуренция покупателей, и появляется дефицит - QQ´. Это приводит к росту цены с Р до Р1. Повышение цены приведет к снижению объема спроса и к увеличению объема предложения до новой точки равновесия Е1] (рис.2.6).

2. Падение спроса; [при падении спроса с D до D1 на рынке появляется торговый излишек - QQ´. Это приводит к уменьшению цены с Р до Р1. Снижение цены приводит к росту объема спроса и к сокращению объема предложения до новой точки равновесия Е1] (рис.2.7).

3. Рост предложения;[рост предложения с S до S1 приведет к конкуренции продавцов на рынке и торговому излишку в размере Q*Q´.Это заставит снизиться рыночную цену с Р* до Р1*. Объем спроса возрастет, а объем предложения уменьшится до новой точки равновесия Е1*] (рис.2.8).

4. Падение предложения; [при уменьшении предложения с S до S1 ситуация будет меняться в противоположном направлении] (рис.2.9).

Регулирование рынка. Государственное регулирование рыночных процессов

Введение налога

Рынок бензина находится в равновесии в т. Е1. В этой точке цена одного литра бензина равна 1$. По этой цене потребляется количество бензина, равное 10 литрам (рис.2.10). Государство вводит налог [Т], составляющий 10 центов за литр. Эта мера вызовет уменьшение предложения с S до S'. Новая цена одного литра бензина составит 1,05$, (цена не поднимется на всю величину налога до уровня 1.10$, т.к. на рынке в этом случае будет наблюдаться излишек продукции).

При новой цене равновесия покупатели платят за бензин на 5 центов больше чем они платили раньше и потребляют количество бензина, равное 9,65л. Продавцы получают чистую цену на 5 центов меньше первоначальной [1.05 – 0.10 = 0.95], т.к. они должны уплатить налог государству, и продают бензин в количестве, равном 9,65л. В результате на рынке установится новое равновесие (т.Е2) при котором объем покупаемого и предлагаемого товара снизится, а цена возрастет. Сумма собранного налога составит 965000$. Несмотря на то, что формально эту сумму вносит в государственный бюджет продавец, на самом деле бремя налога распределяется между ним и покупателем.

Вывод: введение налога приводит к росту равновесной рыночной цены и к сокращению объемы выпуска товара.

Ведение субсидии

Если государство вводит субсидию, то ее можно рассматривать как отрицательный налог. Следовательно, сдвиги кривых спроса и предложения на величину субсидий [G] будут противоположными их перемещениям при налогообложении.

Получение субсидии продавцом будет равнозначно снижению его издержек и приведет к сдвигу кривой предложения вниз на величину G (рис. 2.11). Данный рост предложения приведет к увеличению количества предлагаемого товара с Q* до QG и одновременно к снижению цены с P* до PG. Полученная субсидия не целиком поступит в распоряжение продавца. Ему достанется лишь ее часть ((PG+G)-P*)×QG, а остальная ее часть (P*-PG)×QG. Точно таким же будет итог в случае, когда субсидию получит покупатель. Отличие будет лишь в том, что сдвигаться на графике будет кривая спроса.

Регулирование цен

Менее пригодным инструментом государственного влияния на рынок является регулирование цен, т.к. оно непосредственно затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия.

Здесь в распоряжении государства имеются два метода:установлениеверхнего («потолка») и нижнего («пола») пределов цены.

Введение «потолка» - максимальной верхней границы цены («социально» низкой цены PG, устанавливаемой ниже цены равновесия P*) проводится в целях защиты интересов малоимущих потребителей данного продукта. Установка ценового «потолка» приводит не только к возникновению дефицита этого товара, т.к. при такой цене объем спроса Qd превышает объем предложения QS, но и к превращению этого дефицита в хронический. Это происходит потому, что рыночный механизм преодоления дефицита путем повышения цены недостающего товара и увеличения объема его предложения блокируется, и кривая предложения тем самым искусственно «обрубается» до отрезка АВ (рис.2.12).

Покупатели такого «социально регулируемого» товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения (рационирования) неценовыми методами: карточки, очереди и т.д. «Равновесие», возникающие в т.В не может быть устойчивым. Максимальная цена, которую захотят платить потребители за количество товара Qs, будет определяться кривой спроса D и составит Pd. Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитные товары. С другой стороны, неудовлетворенные низкой государственной ценой производители пойдут на риск и организуют появление «черного» рынка, на котором цена на данный товар установится в пределах PdPG. На графике это отразится поворотом кривой предложения с S до S′. Пересечение получившейся ломаной кривой предложения с кривой спроса в т.Еч покажет характеристики равновесия на «черном» рынке. В ситуации, когда рыночная цена из-за государственного вмешательства в процесс ценообразования не совпадает с равновесной, принято говорить о цене равновесия Pч как теневой цене. Цена теневого рынка всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка Р*, а суммарное количество товара Q′ = (Qs+Qч), проданного на регулируемом государством рынке и дополняющем его «черном» рынках товара Qч всегда будет меньше соответствующего объема на свободном рынке Q*.

Вывод: даже дополненное «теневой» экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка.

Другим вариантом государственного регулирования цен является установление их минимального нижнего предела («пола»). Чаще всего это связывается с необходимостью государственной поддержки соответствующих отраслей (сельское хозяйство или новые наукоемкие отрасли) и нередко дополняется ограничениями во внешней торговле. Кривая предложения в этом случае приобретает вид ломаной линии с горизонтальным отрезком на уровне «пола» цены Pf (рис.2.13).

В этом случае уже объем предложения Qs начинает постоянно превышать объем спроса Qd и возникающее при этом в размере Qs – Qd затоваривание также становится хроническим.

На свободном рынке накопление непокупаемых товаров приводит к снижению цен на них и последующим распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность блокируется административными запретами, объем реально продаваемого на рынке товара остается на низком, ограниченном объемом спроса Qd уровне, меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цена по-прежнему превышает рыночную. Это выльется в противозаконные продажи излишков товара по цене ниже государственной и даже к появлению «теневой» экономики.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.66.31 (0.01 с.)