Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночные операции: спрос и предложение

Поиск

 

Данная глава посвящена рыночным операциям. Проводится исходный анализ спроса и предложения. Рассматриваются факторы, влияющие на спрос и предложение; с помощью специальной модели показывается, каким образом самопроизвольно устанавливаются количества товаров и их цены на рынках с большим числом конкурирующих продавцов и покупателей. Теория применяется для анализа последствий различных вариантов политики, регулирования доступности товаров и услуг на рынках. Анализ спроса и предложения используется для объяснения факторов, воздействующих на цены и объемы товаров, обменивающихся на рынке, где существует множество конкурирующих продавцов и покупателей.

Понятие спроса. Функция спроса

В основе спроса лежат потребности людей в том или ином благе, однако не каждая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для того чтобы это случилось, она должна стать платежеспособной потребностью. Таким образом, к ачественная сторона спроса характеризуется максимальной готовностью заплатить за данный товар.

Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. Объем спроса определяется максимальным количеством данного блага, которое покупатели хотят и могут приобрести за данный период времени по данной цене.

Цена – не единственное, что влияет на количество товаров, которые потребители хотят и могут купить на рынке. К числу других факторов (неценовых) относятся:

1. располагаемый доход, чем выше доход, тем большее количество товаров и услуг смогут приобрести потребители. Здесь необходимо сделать оговорку: существуют две категории товаров – нормальные и низшие (некачественные), на которые при изменении располагаемого дохода потребители предъявляют спрос по-разному. На нормальные товары спрос будет увеличиваться с ростом располагаемого дохода, а на низшие при этом же условии спрос будет сокращаться;

2. цены на товары-заменители (товары, обслуживающие сходные потребности). Например, если допустить, что апельсины и мандарины – взаимозаменяющие товары, то в случае роста цены на один из них (апельсины), можно предположить, что потребители увеличат спрос на мандарины, как на более дешевый, но удовлетворяющий ту же потребность товар;

3. цены на товары-комплементы (товары, увеличивающие выгоду от потребления данного товара). Примером таких товаров могут служить краски и альбомы для рисования, в случае роста цены на краски вполне вероятно произойдет снижение спроса на альбомы для рисования;

4. численность населения, увеличение численности населения всегда приводит к росту спроса;

5. ожидаемые в будущем цены, если в недалеком будущем потребители ждут повышения цены на какой-либо товар, вполне вероятно, что они увеличат на него спрос;

Функция спроса

Функцией спроса называется зависимость величины спроса от соответствующих факторов, влияющих на спрос.Обычно число принимаемых во внимание факторов сокращают до минимума, фактически это означает, что неценовые факторы считаются неизменными. Получается зависимость объема спроса от цены данного товара:

[Qd = f(P)]

Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса.

Закон спроса – с ростом цены при прочих равных условиях (неценовые факторы остаются неизменными) количество товара, которое способен купить потребитель сокращается.

Закон спроса может быть проиллюстрирован с помощью кривой спроса.

Кривая спроса – отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара. Каждая точка показывает объем спроса и соответствующую ему цену (рис.2. 1). Например, на графике цене P* соответствует объем спроса Q*.

Вместе с тем взаимосвязь цены и покупаемого количества можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить данный потребитель за каждое данное количество товара. Эта зависимость может быть выражена в виде обратной функции спроса: Рd = h(Q).

Такая обратная зависимость также является убывающей: м аксимальная цена при покупке большего количества того же самого товара всегда снижается.

Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны, тот факт, что даже бесплатное потребление любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы (Qmax), а с другой стороны, что существует такая высокая цена Pmax, по которой покупатели откажутся от приобретения данного товара (рис.2.1).

При изучении данной темы, необходимо различать такие понятия как изменение в объеме спроса и изменение в характере спроса.

Объем спроса – количество товара, которое было бы куплено по данной цене при неизменности всех остальных факторов, влияющих на спрос.

Изменение объема спроса – движение от точки к точке по кривой спроса, например, движение от т.А, лежащей на кривой спроса D, до точки В, лежащей на этой же кривой (рис 2.2). Это движение было вызвано тем, что цена на товар Х возросла с Р до Р1, и потребитель отреагировал сокращением объема спроса на этот товар с Qa до Q1b.

Другими словами, можно сделать вывод, что на изменение в объеме спроса на данный товар влияет изменение его цены.

Изменение в спросе (характере спроса) – движение всей кривой в ответ на изменение неценовых факторов, влияющих на спрос (цена неизменна). Данное изменение продемонстрировано на рисунке 2.2 параллельными сдвигами кривой D до кривых спроса D1 и D2. Движение кривой спроса D до кривой D2 говорит о том, что при неизменной цене, спрос на товар Х возрос с Qa до Q2a. На это могли повлиять неценовые факторы (рост доходов потребителя, ожидания в будущем повышения цен, рост цен на товары-субституты и т.д.), влияющие на изменение в характере спроса. Движение кривой спроса D до кривой D1 говорит о том, что при неизменной цене, спрос на товар Х сократился.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.110.145 (0.007 с.)