Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние изменения цен на доход и взаимозаменяемость товаровСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Будет ли кривая спроса всегда иметь отрицательный наклон? Теория поведения потребителя может быть использована для поиска ответа на это вопрос. Изменение цены на товар приводит не только к тому, что потребитель может изменить объем спроса на этот товар в ту или другую сторону, но и к тому, что он может изменить объем спроса и на все остальные предлагаемые товары. Происходит это потому, что посредством изменения цены может измениться и реальный доход потребителя, выраженный как максимальное количество рассматриваемого товара, которое могло бы быть куплено на денежный доход. Реальный доход потребителя будет возрастать в случае, если цена товара понижается и сокращаться, в случае, если цена товара будет расти. Изменения в реальном доходе, вызванные изменением цены, воздействуют на стимулы покупать все товары, а не только тот товар, цены на который изменилась. Изменение в количестве покупаемого товара, вызываемое изменением его цены, делится на две части: a) Эффект изменения дохода – это только то изменение в потреблении товара, которое обусловлено изменением реального дохода, вызванного движением цен. Потребитель будет изменять объемы потребления товаров в зависимости от их оценки как нормальных, нейтральных или неполноценных. b) Эффект изменения взаимозаменяемости (замещения) - это только то изменение в потреблении товара, которое представляет собой результат изменения цены этого товара относительно цен на другие блага. Потребитель заменяет относительно подорожавшие товары на относительно подешевевшие. Эти два эффекта редко могут наблюдаться независимо друг от друга. v Эффекты дохода и замещения при падении цен. Случай нормального товара Анализ кривой безразличия может быть использован для выделения эффектов изменения дохода и замещения товара – эффектов, которые иначе нельзя было бы наблюдать по отдельности. Предположим, что при данной цене на авиабилеты студент совершает количество поездок домой, соответствующее точке равновесия Е1 (рис.4.22). Цена на билеты снижается. Это перемещает бюджетную линию от ID до IB. Студент передвинулся бы в новую точку равновесия Е2, что соответствует более высокой кривой безразличия U2. В новой точке равновесия студент может позволить себе большее количество поездок домой. Это движение было бы результатом совместного влияния эффектов дохода и замещения [ ∆Qxs+∆Qxi]. Для разделения этих эффектов необходимо изолировать влияние эффекта дохода. Предположим, что для того, чтобы купить билет по сниженной цене, студенту необходимо вступить в клуб и заплатить членские взносы в размере 200$. Уплата этого взноса приведет к тому, что студенту будет не так уж важно на самолете какой компании лететь домой. Однако легко доказать, что, вступив в клуб, студент будет совершать больше поездок домой. Рост количества поездок есть эффект замещения при понижении цены на авиабилеты, при этом влияние эффекта увеличения реального дохода, вызванного снижением цены на билеты, изолируется путем введения членского взноса в размере 200$ (уплата взноса передвигает линию бюджетного ограничения от IB к CD). Уплатив взнос, студент получает ту же степень удовлетворения, что и до понижения цены, однако, вследствие того, что наклон бюджетной линии CD отражает скидку на билеты, равновесие студента будет в т.Е*. Чтобы проследить действие эффекта дохода, предположим, что родители студента дают ему деньги на уплату взноса, тем самым, студент снова передвигается на более высокую кривую безразличия U2. Таким образом, движение от т. E1 к т. E* есть действие эффекта замещения, а движение от т. E* к т. E2 есть действие эффекта дохода. В случае нормального товара эффекты замещения и дохода всегда действуют в одном направлении. Кривая спроса всегда будет иметь отрицательный наклон. v Эффекты дохода и замещения при падении цен. Случай низшего товара
Для товаров, которые потребитель рассматривает как некачественные, эффекты дохода и замещения будут работать в противоположных направлениях. Падение цены товара поворачивает бюджетную линию от IA до IB (рис.4.23). Для того, чтобы изолировать эффект дохода, проведем компенсационную бюджетную линию CD. Эффектом замещения будет движение от т.Е1 до т.Е*, т.е. потребитель будет получать то же удовлетворение, что и в т.Е1, но количество потребляемого товара увеличится. Эффект дохода будет выражен движением от т.Е* до т.Е2, движение будет проходить в противоположном направлении, т.к. с ростом дохода, потребитель уменьшит потребление некачественного товара. Совместный эффект изменения цены выражается как сумма эффектов замещения и дохода: [ ∆Qxs + ∆Qxi]. v Эффекты дохода и замещения при падении цен. Товар Гиффена Это случай, когда эффект дохода достаточно силен, чтобы перевесить влияние эффекта замещения. Т.е. при падении цены на некачественный товар, потребитель отреагировал бы снижением спроса на него, а при повышении цены на этот товар, потребитель увеличит спрос на него (рис.4.24). Некачественный товар, на который потребитель тратит большую долю доход, и при этом эффект дохода превышает эффект замещения, называется товаром Гиффена. Утверждают, что Гиффен наблюдал, как бедные рабочие увеличивают потребление дешевых, крахмалосодержащих продуктов питания, таких как хлеб, при их подорожании. Эти рабочие тратили большую долю своих доходов на хлеб, который был некачественным товаром для них. Когда цена поднялась, эффект дохода мог быть настолько сильным, чтобы заставить их сократить потребление мяса и других дорогих продуктов питания. Поскольку хлеб был все еще самым дешевым из имеющихся продуктов питания, они намеренно покупали его больше, хотя цена его стала выше. В настоящее время все труднее и труднее найти пример товара Гиффена, т.к. товары, занимающие большую долю в бюджете потребителя не могут считаться некачественными, а некачественные товары не занимают большую долю в бюджете потребителя. Можно сделать вывод, что иллюстрация данного парадокса представляет собой чисто теоретический феномен, имеющий очень небольшое эмпирическое обоснование. Так что навряд ли существуют исключения в законе спроса. Этот эффект проиллюстрирован на рис.4.24. Для товара Гиффена эффекты дохода и замещения будут работать в противоположных направлениях, но эффект дохода будет такой силы, что сможет перекрыть эффект замещения. Падение цены товара поворачивает бюджетную линию от IA до IB (рис.4.24). Для того, чтобы изолировать эффект дохода, проведем компенсационную бюджетную линию CD. Эффектом замещения будет движение от т.Е1 до т.Е*, т.е. потребитель будет получать то же удовлетворение, что и в т.Е1, но количество потребляемого товара увеличится. Эффект дохода будет выражен движением от т.Е* до т.Е2, движение будет проходить в противоположном направлении, но ∆Qxs<∆Qxi.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.71.13 (0.007 с.) |