Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели ценового поведения олигополиста: ломаная кривая спроса, «тайный сговор».

Поиск

В экономической теории выделяются такие модели ценового поведения олигополистов, как ломаная кривая спроса, тайный сговор, лидерство в ценах, принцип ценообразования «издержки плюс».

Ломаная кривая спроса. Существуют две основных линии поведения участников рынка в ответ на изменение цен фирмой-олигополистом (назовем ее «Аполлон»). В первом случае при повышении или снижении цен данной фирмой конкуренты могут оставить без внимания ее действия и сохранят прежний уровень цен. Тогда кривая спроса «Аполлона» отразит высокоэластичный спрос и будет иметь пологий наклон. Эта линия поведения позволит «Аполлону» при снижении цены на его продукцию существенно расширить объем продаж, а при ее повышении – столкнуться с резким сокращением этого объема (рис.7.11а, кривая D2).

Во втором случае конкуренты могут следовать за фирмой-олигополистом, изменяя цены в ту же сторону. Тогда изменение цены существенно не отразится на объеме спроса на продукцию «Аполлона»; при повышении цены рынок фирмы лишь немного сократится, а при понижении – может слегка увеличиться, так как сокращение или увеличение объемов продаж равномерно распределяется на всех участников олигополистического рынка. В этом случае кривая спроса «Аполлона» будет иметь низкую эластичность по цене, что отражено на графике (рис.7.11а, кривая D1). Однако, не зная какую линию поведения выберут конкуренты, логично предложить следующее.

В ответ на повышение цены «Аполлоном» другие фирмы скорее проявят вялую реакцию и не последуют примеру этой фирмы. Напротив, в ответ на снижение цены, другие фирмы, скорее всего, последуют за ней же, желая сохранить свои доли на рынке. Таким образом, в сложившихся условиях олигополисту не выгодно менять объем Qf и установившуюся цену Рf, что и обуславливает жесткость цен на олигополистическом рынке. Кривая спроса на продукцию такого олигополиста учитывает оба варианта реакции конкурентов на отклонение от текущей цены, которая изображена на рис.7.11б на уровне Рf. Конкуренты не реагируют, когда олигополист устанавливает цену выше текущей и, наоборот, реагируют, когда цена опускается ниже текущей. Этим и объясняется ломаная конфигурация кривой спроса фирмы-олигополиста (рис.7.11б кривая D2PfD1). Она состоит из участка пологой кривой D2Pf до пересечения ее с линией текущей цены Рf и участка кривой РfD1 c более крутым наклоном после пересечения ее с линией текущей цены. Следовательно, ломаная конфигурация и у кривой предельного дохода (рис.7.11б, кривая MR2 MR1). Однако, в отличие от кривой спроса, кривая предельного дохода MR2 MR1 имеет разрыв, или вертикальный пунктирный отрезок, лежащий на перпендикуляре, опущенном из точки Рf на ось абсцисс. Величина данного разрыва показывает, в каких рамках могут изменяться предельные издержки, не нарушая равновесного объема производства фирмы-олигополиста.

Тайный сговор (картель). Фирмы-олигополисты могут ограничить конкуренцию между собой, а также предотвратить вступление в отрасль новых фирм, заключив тайное соглашение. Предметом соглашения может стать выравнивание или фиксация цен, либо закрепление долей поставок продукции на рынок.

При картельном сговоре каждая фирма получает свою квоту выпуска продукции, которую она, согласно условиям договора, не должна превышать, чтобы не подорвать монопольную цену Рn

На рис.7.12 LMC LAC означают соответственно предельные и средние издержки в долгосрочном периоде Qn - объем производства картеля, состоящий из квот входящих в него фирм. Рc – цена, которая установилась бы в условиях совершенной конкуренции, а Qc – объем производства, соответствующий условиям совершенной конкуренции.

Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы его участников соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается в обход других увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, «обманщик» получит больший доход. Таким образом, нарушитель сможет продать больше продукции по монопольно высокой цене. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня. Проблема «нарушать – не нарушать» аналогична рассмотренной ранее «дилемме заключенного».

Однако картельные объединения недолговечны. Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, выпуская даже однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли. И, наконец, жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм-олигополистов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.

Билет 6.

1. Экономическое и правовое содержание собственности. Основные правомочия (перечень Оноре). Формы собственности.

В современной экономической теории получило развитие направление экономического анализа, называемое неоинституционализм. Одной из наиболее известных теорий этого направления является экономическая теория прав собственности. Рональд Коуз и Армен Алчиан.

в своих исследованиях они оперируют термином «право собственности» (вместо «собственность»). Не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса – ВОТ что составляет собственность».

«перечень Оноре»:

1.Право владения, т.е право исключительного физического контроля над благами;

2.Право использования, т.е., право применения полезных свойств благ для себя;

3.Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;

5.Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

6.Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

7.Право на передачу благ в наследство;

8.Право на бессрочность обладания благом;

9.Запрет вредного использования, т.е. запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов;

10.Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;

11.Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.

Право собственности понимаются как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ, и касаются их использования. права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. «Право собственности – это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно права собственности определяют, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».

Собственность своим конечным основанием имеет существование благ, количество которых меньше по сравнению с потребностями в них.

Таким образом, отношения собственности – это система исключений из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Иными словами, обеспечение прав собственности предусматривает исключение других лиц из числа пользователей ограниченных ресурсов.

Спецификация прав собственности – это закрепление отдельных правомочий за одним или несколькими экономическими субъектами. Цель: создать условия для приобретения прав собственности теми, кто ценит их выше, кто способен извлечь из них большую пользу. Ведь только на собственника падают все положительные и отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Поэтому он и оказывается заинтересованным в полном их учете при принятии решений.

Например «бесхозная» земля в черте города. стихийные свалки или «самозахват» в виде огородов на окраине города. каждый из его участников полагает: он имеет право сваливать мусор или выращивать редиску; в то же время другие полагают, что они имеют право на чистый воздух или цивилизованный городской вид. На самом деле вся проблема заключается в том, что права собственности не специфицированы, правомочия не закреплены ни за одним из участников.

в процессе обмена права собственности на те или иные блага будут переданы тому экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительному к более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих – к лицам, ценящим их больше. Эта проблема рассматривается в теореме Коуза.

режимы прав собственности:

- частная собственность (отдельное физ. или ю.л. обладает всем пучком прав собственности или только некоторыми из 11 правомочий «перечня Оноре». вы можете обладать лишь некоторыми из перечисленных прав. Некоторые права существуют лишь в определенной комбинации (1 и 7). Поэтому можно говорить о разнообразии форм собственности.);

- государственная собственность (всем пучком прав или различными его компонентами обладает исключительно государство);

- коммунальная собственность (исключительн.права принадлежат некоему сообществу людей, которые контролируют доступ к ресурсу);

- общая собственность, или свободный доступ порождает «трагедию общин». тенденция к хищническому использованию общей собственности. Озеро или река, в которой водится рыба, при этом права собственности на ее улов характеризуются свободным доступом. Угроза истощения ограниченных ресурсов может привести к изменению режима открытого доступа и переходу к частной, государственной или коммунальной ее формам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.01 с.)