Понятие рынка и условия его возникновения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие рынка и условия его возникновения.



Рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашнее хозяйство – основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики. может состоять из одного или более человек. потребляются конечные продукты сферы материального производства и сферы услуг. собственниками и поставщиками факторов производства в рыночной экономике. Полученные от продажи деньги расходуются для удовлетворения личных потребностей(а не для наращивания прибыли).

Бизнес –деловое предприятие, функционирующее с целью получения (прибыли). предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется для расширения товаров и услуг в рыночном хозяйстве.

Правительство представлено различными бюджетными организациями, которые не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Один и тот же человек (взрослый член общества) может быть в составе и домашнего хозяйства, и бизнеса, и правительственного учреждения.

Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация. В любом многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. специализация в производстве тех или иных благ и услуг. Специализация, в свою очередь, определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. ( обладают разными навыками, умениями, один человек 2 пары обуви или сшить 4 платья в месяц, а другой производитель 4 пары обуви или 16 платьев.). Следовательно используя принцип сравнительного преимущества,что первому необходимо производить обувь, а другому производителю целесообразнее специализироваться на производстве платьев, это благо имеет относительно меньшую альтернативную стоимость у второго производителя.

Условием возникновения рынка является экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. сам производитель решает, что и как производить, кому и где продавать.

рынки могут существовать только для продуктов, права собственности на которые могут легко устанавливаться, реализовываться и передаваться.

Для возникновения рынка какого-либо продукта важна и величина трансакционных издержек. Трансакционные издержки определяют условия и границы рыночной деятельности Важным условием возникновения рынка является свободный обмен ресурсами. Только свободный обмен, существующий в спонтанных порядках, позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Спрос, предложение и условие равновесия на рынке факторов производства. Минимизация издержек и максимизация прибыли.

Спрос на конечные товары и услуги предъявляют домашние хозяйства, выступающие в роли покупателей. Предложение товаров и услуг создают фирмы, выступающие в роли продавцов.

На рынке факторов производства, что в роли покупателей выступают фирмы, а продавцами являются домашние хозяйства.

В основе спроса на факторы производства лежит доход, который фирма стремится получить, производя с помощью этих факторов различные товары и услуги. фирма предъявляет спрос на ресурсы потому, что потребитель нуждается в товарах, произведенных с помощью этих ресурсов. Например, обувные фабрики предъявляют спрос на кожу и услуги труда обувщиков потому, что потребители предъявляют спрос на кожаную обувь. Таким образом спрос на факторы производства принято называть производным спросом. Невозможно организовать процесс производства, имея, например, капитал, но не имея рабочей силы, что спрос на факторы производства является взаимозависимым. Фирма, предъявляя спрос на факторы, сталкивается с необходимостью решения следующих задач:

- оптимального сочетания факторов производства;

- минимизации издержек при каждом заданном объеме производства;

- определения объема производства, максимизирующего величину прибыли.

Производный характер спроса на факторы со стороны фирмы предопределяет его зависимость также и от производительности факторов, и от уровня цен на продукцию, производимую с помощью этих факторов.

Производительность переменного фактора может измеряться не только в физических, но и в денежных единицах. Стоимостным показателем производительности фактора является предельный продукт фактора в денежном выражении, или предельный доход от продукта используемого фактора.

Предельный продукт фактора в денежном выражении (MRPL) – это произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции: MRPL = MPL×MRQ

Таким образом, предельный продукт фактора в денежном выражении показывает прирост общего дохода в результате использования еще одной (дополнительной) единицы переменного фактора L при неизменном количестве всех остальных факторов.

В условиях совершенной конкуренции MRPL = MPL х Р В условиях несовершенной конкуренции предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет меньше, чем ее цена, предельный продукт фактора в денежном выражении (MRPL) у фирмы совершенного конкурента будет больше, чем у чистого монополиста.

 

Правило максимизации прибыли для фирмы, предъявляющий спрос на один переменный фактор, идентично правилу определения объема производства фирмы, максимизирующей прибыль, при котором MR = MC: фирма, максимизирующая прибыль, должна использовать такое количество переменного фактора, при котором его предельный продукт в денежной форме будет равен его предельным издержкам. Это правило можно записать так:

MRPL = MRCL

Для условий совершенной конкуренции правило примет вид:

MRPL =W, так как MRCL = W

Если предельный продукт фактора в денежной форме превышает предельные издержки на его приобретение, то фирме, с целью максимизации прибыли, следует увеличить количество используемого переменного фактора. И наоборот, если предельные издержки на приобретение фактора больше, чем его предельный продукт в денежной форме, для максимизации прибыли фирме следует уменьшить количество данного фактора. И только тогда, когда достигается равенство предельного продукта фактора в денежной форме и его предельных издержек (цены фактора – для чисто конкурентного рынка), фирма находится в состоянии равновесия, т.е. получает максимальную прибыль.

Рассмотрим ситуацию равновесия фирмы.

Кривая спроса на один переменный фактор(D) совпадает с кривой предельного продукта(MRPL), т.к любая точка на данной кривой показывает число занятых, используемых фирмой при заданной ставке заработной платы (W). Отрицательный наклон MRPL связан с действием закона убывающей предельной производительности фактора, а ее расположение определяется уровнем предельной производительности фактора (МРL) и ценой произведенного продукта (Р). Точка Е- точка равновесия фирмы на рынке фактора, так как именно здесь MRPL=WE. Это означает, что при заданном рынком уровне заработной платы(WЕ) фирме следует нанять число рабочих, равное LE. График показывает, если MRPL>Wе, то фирме следует увеличить число используемых рабочих, а если MRPL<We- сократить их численность. И только когда MRPL=WE- фирма обеспечит оптимальный уровень занятости на своем предприятии.

Билет 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.007 с.)