Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательство как фактор производства. Источники экономической прибыли. Особенность прибыли как факторного дохода.

Поиск

Прибыль в рыночном хозяйстве является вознаграждением такого специфического фактора, как предпринимательство.(Предпринимательство, в отличие от капитала и земли, неосязаемое, и прибыль мы можем трактовать как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком капитала и земли). Эта специфика предпринимательства как фактора производства проявляется через его функции. Функциями предпринимательства являются: соединение других ресурсов – труда, капитала, земли – для производства товаров или услуг.; принятие основных решений, связанных с деятельностью фирмы, осуществление нововведений в производстве или в сбыте продукции; взятие на себя рисков, вытекающих из выполнения предпринимательской деятельности.

Предприниматель в результате выполнения этих функций вправе претендовать на определенный доход – прибыль. Рассмотрим понятие прибыли как факторного дохода.

Прибыль обычно определяют как разность между валовым доходов и валовыми издержками.

Когда предприниматель организует процесс производства, соединяя в нем различные ресурсы, управляет фирмой и принимает необходимые экономические решения, он выступает как разносторонний специалист, являясь одновременно менеджером, инженером, торговым агентом, юристом, начальником отдела кадров и т.д. И только осуществляя эти функции, предприниматель тем самым выполняет саму предпринимательскую функцию. В этом случае доход предпринимателя будет складываться из двух частей. Одна часть дохода будет представлять собой плату за труд предпринимателя, за организацию и ведение дела, т.е. безусловную заработную плату. Вторая часть дохода предпринимателя обусловлена тем, что он, как правило, является собственником капитала и вкладывает этот капитал в дело. Доход на капитал, принадлежащий предпринимателю, может быть выражен в виде годовой процентной ставки, которая, в свою очередь, является количественным выражением чистой производительности капитала.

Эти две части дохода предпринимателя будут представлять собой прибыль с точки зрения бухгалтера, но с точки зрения экономиста – все это элемент издержек. А в валовые издержки должна входить и нормальная прибыль как минимальный доход предпринимателя, необходимый для привлечения и удержания этого ресурса в данном производственном процессе. Экономическая прибыль возникает в том случае, если валовая выручка превышает все издержки – и явные, и неявные (включая нормальную прибыль).

Источники экономической прибыли. Экономическая прибыль, которая не входит в издержки, а представляет собой избыток сверх нормальной прибыли, достается предпринимателю как факторный доход. Для того, чтобы понять причины, обусловливающие существование экономической прибыли, и раскрыть ее источники, необходимо раскрыть специфику предпринимательской деятельности по сравнению с другими видами труда.

Один из наиболее авторитетных специалистов в области теории экономического развития, предпринимательства и предпринимательской прибыли Й.Шумпетер выделяет следующие случаи экономического развития:

1.Изготовление нового блага;

2.Внедрение нового, т.е. данной отрасли промышленности еще неизвестного метода производства;

3.Освоение нового рынка сбыта;

4.Получение нового источника сырья или полуфабрикатов;

5.Проведение соответствующей реорганизации рыночной структуры., например обеспечение монопольного положения предприятия или подрыв монопольного положения другого предприятия.

Именно в этих условиях развивающейся экономии особую роль играют предприниматели, одновременно проявляется специфика предпринимательской деятельности как фактора производства. Предприниматель не просто соединяет факторы в производственном процессе, а проявляет инициативу, соединяя их по-новому. Предприниматель не просто руководит предприятием, а принимает неординарные решения по управлению фирмой. Предприниматель внедряет инновации и несет ответственность за экономический риск. «Предпринимателями, - пишет Й.Шумпетер, - мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».

Нулевая экономическая, или нормальная прибыль, является следствием свободной конкуренции. Но в реальной действительности всегда имеется определенная степень несовершенства конкуренции (монополизация рынка). Любая конкурентная рыночная ситуация характеризуется как известной неопределенностью в результате динамичности экономической системы, так и значительным контролем над производством и ценами в результате монополизации рынков.

Именно эта неопределенность рынка, и монополизация рынка порождают экономическую прибыль, получаемую отдельными предпринимателями как дополнительный, избыточный доход, превышение полной выручки над полными издержками.

Можно выделить несколько причин появления этого дополнительного дохода. Во-первых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за принятие предпринимателем риска, связанного с неопределенностью, присущей развитию рыночной экономики. Кроме того, необходимо иметь ввиду риски. Вероятность некоторых событий, порождающих риски, - например, стихийного бедствия, пожара, несчастного случая, кражи и т.п. Чтобы избежать таких рисков, фирмы прибегают к страхованию и несут определенные затраты. Изменения в экономике (бюджетно-налогового, денежно-кредитного и т.д.) могут стать для фирмы причиной как дополнительных доходов, так и убытков. Предприниматель сталкивается в своей деятельности с нестрахуемыми рисками. Взятие на себя этих нестрахуемых рисков является одним из источником экономической прибыли.

Во-вторых, экономическую прибыль можно рассматривать как вознаграждение за инновации. Инновации также могут стать для фирмы причиной как дополнительных доходов, так и убытков. Следовательно, предприниматель, решаясь на осуществление нововведений, рискует, но платой за этот риск, в случае успеха, может стать экономическая прибыль.

В-третьих, источником экономической прибыли может стать обладание монопольной властью на рынке. Обладание монопольной властью в известной степени снижает для предпринимателя степень неопределенности экономической ситуации, а значит, и способствует уменьшению риска потерь и убытков.

Таким образом, если предпринимательство выступает как фактор, нарушающий равновесие рынка, смещающий кривые спроса и предложения в иное положение под воздействием новых технологий, новых рынков, создания новых видов продукции и т.п., прибыль не может выступать как равновесная цена.

2. Открытая, закрытая, естественная монополия. Ценообразование в условиях естественной монополии.

В некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы, а не нескольких фирм-конкурентов, т.е. производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле, чем в нескольких.

Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя (LAC) достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. В графическом изображении средние издержки такой фирмы имеют L-образную кривую (рис.7.9 стр.156).

Отрасль, в которой деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства, называется естественной монополией.

В такой отрасли наиболее эффективный масштаб производства товара близок к тому количеству, на котором рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. Одна фирма целиком может обеспечить весь спрос, предъявляемый на ее товар (услугу).

К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро-, газо,- водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного, трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и т.п.

На рис.7.9 показаны параметры издержек естественной монополии. Приведены кривые спроса и издержек производства для типичной естественной монополии. Из-за больших постоянных издержек кривая спроса (D) пересекает кривую долгосрочных средних издержек (LAC) в точке Е 2, когда средние издержки все еще понижаются.

Если отрасль – естественная монополия, то выпуск продукции и цена установятся на уровне Q1и P1 соответственно точке (Е), где пересекаются долгосрочные предельные издержки (LMC) и предельный доход (MR), т.е. в условиях максимизации прибыли монополистом.

Так как в этом положении цена (Р1) превышает величину средних издержек, естественный монополист получает значительную прибыль, в размере прямоугольника Р1 Е1 МРм,а цена значительно превышает предельные издержки.

Оптимальная, с точки зрения общества, деятельность отрасли соответствует уровню Е 3, в которой долгосрочные предельные издержки (LMC) совпадают с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей, т.е. с кривой спроса D. Объемы выпуска продукции ниже Q3 неэффективны в силу того, что потребители были бы готовы заплатить больше величины долгосрочных предельных издержек за больший объем производства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса D). Если выпуск превышает Q3, то дополнительное производство продукции превышает уровень имеющегося на данную продукцию спроса (кривая LMC расположена выше кривой спроса D). Таким образом, выпуск продукции в объеме Q3 является оптимальным с точки зрения общества в целом. Однако точка Е3 не может быть точкой долгосрочного равновесия, так как соответствующая ей цена ниже величины LAC, а фирма не может длительно существовать при отсутствии нормальной прибыли.

Минимизация LAC на длительном интервале производства является фактором сохранения высокого барьера вхождения в отрасль и отсутствия конкурентов даже при увеличении спроса на товар с D до D1.

Основные правила регулирования деятельности естественных монополий заключаются в следующим:

Цены должны устанавливаться на уровне, максимально близком к предельным издержкам Р=МС.

Государство должно стремиться к установлению цен, максимально приблитженных к предельным издержкам для минимизации «мертвого убытка», но вместе с тем, обеспечивать получение дохода, достаточного для возмещения издержек фирмы-монополиста. Например, использование двухкомпонентного (гибкого) тарифа.

Двухкомпонентный тариф представляет собой систему ценообразования, при которой пользователи платят фиксированную сумму за право встать на обслуживание, а затем с них взимается плата за потребление каждой дополнительной единицы продукции. Примером может служить телефонные компании, ценообразование складывается из платы за линию, тариф на лимитированное время разговора), сверх которого вводится дополнительная плата за единицу услуги.

Прибыль естественной монополии не должна превышать нормальной прибыли на вложенный капитал Р=АТС. (явные издержки + альтернативную стоимость).

Существуют две проблемы, связанные с ценообразованием на основе долгосрочных средних издержек.

1.При объеме Q2 продукции производится меньше, так как цена превышает долгосрочные предельные издержки. Величина потерь общества при этом соответствует Е2СЕ3.

2.Долгосрочные предельные издержки многих предприятий естественных монополий, в частности, сферы коммунального обслуживания, имеют тенденцию к изменению в течение суток (день-ночь). Цены должны содержать эти изменения величины LMC во времени. Цены, базирующиеся на LAC, такого изменения затрат не отражают.

Если цена установлена выше LAC, то тем самым увеличивается прибыль фирмы сверх нормальной, а чистые убытки общества возрастают. Следовательно, государственные регулирующие органы не выполняют свою задачу по защите потребителя услуг отрасли и сокращению потерь общества.

Государственное регулирование должно обеспечивать эффективность производства.

Если в результате регулирования цены установлены на уровне, когда отрасль возмещает издержки и получает нормальную прибыль, то она не имеет существенных стимулов для минимизации своих издержек. Следовательно, возникает еще одан задача регулирования – проверка обоснованности расходов фирмы, включаемых в производственные издержки предприятия. Одним из стимулов для снижения средних издержек – установление и сохранение неизменных цен в течение длительного периода. В таких случаях снижение издержек приводит к увеличению прибыли.

 

Билет 24.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.107.243 (0.01 с.)