Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель “ломанной кривой спроса” или модель суизи. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема устойчивости цен в условиях олигополии. Модель “ломанной кривой спроса” или модель суизи.



D 2 BC
Q 0
MR 2 B С
MR 1 A
MR 1 A MR 2 BC D 1 A
D 1 A
D 2 BC
P 0
 
Р
MC 2 BC
MC 1 A
K
A
Q
В 1939 г. американский экономист Пол Суизи почти в одно и то же время с английскими экономистами Р. Л. Холллом и К. И. Хитчем создали новую модель ценообразования на олигополистическом рынке, которая улучшила существующую модель Курно, – модель “ломаной кривой спроса”. Эта модель впоследствии была названа моделью Суизи (рис. 49).

 

Рис. 49. Модель “ломанной кривой спроса”, или “жесткости цен” (Модель Суизи)

Разберем данную модель на примере. Предположим, что на рынке функционируют несколько фирм: фирма А и ее конкуренты – фирмы В и С. На рынке существуют две линии спроса – D 1 A и D 2 BC, которые соответственно имеют кривые предельного дохода – MR 1 A и MR 2 BC. Первая линия спроса D 1 A более эластична, чем D 2 BC. Она предполагает, что при изменении цены фирмой А от максимизирующего прибыль состояния Р 0 вверх, ее конкуренты В и С не последуют за ней и останутся на своей линии спроса D 2 BC, что соответствует отрезку D 2 BCР 0. Если же фирма А снизит цены, то конкуренты последуют за ней – отрезок Р 0 D 1 A. В результате образуется общая кривая спроса олигополии (D2BCР0D1A), которая имеет ломаный вид. Данной ломаной кривой спроса олигополии соответствует ломаная кривая предельного дохода (MR 2 BCАКМR 1 A), которая имеет разрыв АК, образующийся в результате различной эластичности и наклона отрезков D 2 BCР 0 и Р 0 D 1 A выше и ниже текущей цены Р 0 соответствующих кривых спроса D 1 A и D 2 BC. Этот анализ показывает, что любое изменение в цене в олигополистических отраслях приводит к негативным последствиям. Для олигополии характерна определенная “жесткость” цен. Действительно, издержки олигополиста могут изменяться, допустим, так как в нашем примере уровне при одинаковом объеме Q 0.

Модель, основанная на некооперативной стратегии. Модель “лидерства по ценам”.

Ценовое лидерство предполагает глубоко скрытый сговор. Оно предпочтительнее картеля, поскольку здесь сохраняется независимость предприятий в отношении их производственной и сбытовой деятельности. Эта модель формируется для крупнейшей фирмы, которая берет на себя роль лидера. Фирма-лидер обычно устанавливает цену таким образом, чтобы максимизировать свою прибыль. Другие фирмы следуют за лидером, они уверены в том, что лидер располагает достаточно большей информацией о рыночной конъюнктуре. Решение фирм-последователей идти за фирмой-лидером упрощает им условия функционирования на рынке. Лидером обычно становится самая крупная фирма в отрасли. Лидеры могут меняться с течением времени.

Лидер максимизирует прибыль (рис. 50) исходя из равенства собственных издержек (МСL) и предельного дохода (МRL).

 

Р
Sm конкурентного окружения
МСL
Dm отрасли
Q
QF QL Qr
PL
 
DL лидера
МRL лидера
Р 1
P 2

 


Рис. 50. Ценовое лидерство доминирующего предприятия.
Определение цены и выпуска

 

Фирмы конкурентного окружения (последователи) принимают цену, устанавливаемую лидером.

При цене Р 1 спрос на продукцию лидера равен нулю. По этой цене лидер ничего продать не может. При цене Р 2 конкурентное окружение не может предложить товар, поскольку весь рыночный спрос удовлетворяется лидером. Лидер определяет свою кривую спроса (DLDL). Кривой DLDL соответствует кривая предельных доходов лидера (МRL) и кривая издержек лидера (МСL). Чтобы максимизировать прибыль лидер производит QL продукции. Этому состоянию соответствует цена лидера РL. Последователи принимают эту цену и производят QF продукции. Общий выпуск продукции в отрасли (Qr):

Qr = QF + QL.

Модель Курно.

Модель Курно предполагает, что на рынке функционирует всего две фирмы (дуополия). Каждая фирма предполагает, что цена и объем производства конкурента неизменны, а затем принимает свое решение по объему производства.

Модель Курно представлена на рис. 47.

Y 7bvQRtL7SHo/E+kdVCvsss/Zwodzwt+NyMNX8j2O9PLF/mfuwnRvm3zzfwAAAP//AwBQSwMEFAAG AAgAAAAhALL/PbnfAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FLw0AUhO+C/2F5grd2kyYp ErMppainItgK4u01+5qEZt+G7DZJ/73rSY/DDDPfFJvZdGKkwbWWFcTLCARxZXXLtYLP4+viCYTz yBo7y6TgRg425f1dgbm2E3/QePC1CCXsclTQeN/nUrqqIYNuaXvi4J3tYNAHOdRSDziFctPJVRSt pcGWw0KDPe0aqi6Hq1HwNuG0TeKXcX85727fx+z9ax+TUo8P8/YZhKfZ/4XhFz+gQxmYTvbK2oku 6DQNX7yCRQoi+Ok6yUCcFKyyLAFZFvL/g/IHAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA 4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA OP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA s1sWPvoIAAC1UgAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAA ACEAsv89ud8AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABUCwAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAE AAQA8wAAAGAMAAAAAA== " o:allowincell="f">
MC
Q
Q 1 Q 2
D
D ¢
Р    
Р *
MR 1
A (EDP = 1)
 
Р
МR 2

 


 

Рис. 47. Модель дуополии Курно

 

Например, производитель-дуополист I начинает производство первым. Сначала он является монополистом, производя Q 1 продукции. Данный объем продукции при цене Р позволяет ему максимизировать прибыль, поскольку МR = МС = 0. В данном случае, при данном объеме производства, эластичность рыночного спроса равна единице. Общая выручка (ТR) достигает максимума.

Затем производство начинает вести дуополист II, в его понимании объем выпуска сдвинется вправо на расстояние 0 Q 1. Он воспринимает участок АD ¢ рыночного спроса (DD ¢) как кривую остаточного спроса, причем ей соответствует кривая предельного дохода (МR 2) дуополиста II. Объем производства дуополиста II будет равен половине неудовлетворенного спроса дуополиста I, т. е. Q 1 Q 2, что дает ему возможность максимизировать прибыль. Выпуск составит 1/4 часть всего рыночного объема.

Следующие действия дуополиста I основаны на том, что он предполагает, что выпуск дуополиста II останется неизменным и т. д.

Правило дуополии Курно следующее: если продавец I снизит свой выпуск на единицу, то продавец II увеличит свой выпуск на половину единицы (и наоборот).

Равновесие в модели Курно можно показать через кривые реакции, которые отражают максимизирующие прибыль объемы выпуска одной фирмы по отношению к другой (если даны объемы выпуска конкурента) (рис. 48).

II
I
12 16 24
Q 1
E
Q 2
 
Равновесие Курно-Нэша
Кривая реакции фирмы II
Кривая реакции фирмы I
 
 

 

 


 

Рис. 48. Кривые реагирования

 

Каждая фирма при равновесии устанавливает такой объем производства, который соответствует своей собственной кривой реакции. Поэтому равновесный уровень объема производства находится на пересечении двух кривых реакции (равновесие Курно).

При равновесии Курно каждый дуополист стремится и устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль, при определенном объеме своего конкурента. Поэтому у дуополистов нет стимула к изменению своего объема производства.

Равновесие Курно аналогично тому состоянию, которое в теории игр называют равновесием Нэша, т. е. каждый игрок делает наилучшее, что только он может сделать. В итоге игроки теряют стимул к изменению своего поведения.

Модель Курно применима лишь в тех случаях, когда две фирмы выбирают свои объемы производства только однажды, поскольку впоследствии их объемы не могут изменяться.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.51.117 (0.01 с.)