Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок капитала и его структура. Дисконтированная стоимость и ставка процента. Особенности функционирования рынка капитала в Республике Беларусь.

Поиск

Капитал-ценность приносящая поток дохода или ресурс длительного пользования,создаваемый для пр-ва большего кол-ва бляг и услуг.Объектами купли-продажи на рынках капитала являются активы(капитальные блага)-все,что может быть использовано для получения дохода. Рынок капитала имеет сложную структуру,т.к. капитал- в постоянном кругообороте. В зависимости от формы и назначения капитала выделяют: 1) рынок физического капитала:а)рынок основного капитала:1.активов основного капитала и 2. услуг основного капитала(аренда);б)рынок оборотного капитала

2) рынок финансового капитала:а)рынок денежного капитала:1.краткосрочных ссуд и 2.среднесрочных ссуд;

б)рынок инвестиционного капитала:1.долгосрочных ссуд и 2.ценных бумаг.Общая черта всех форм капитала-компромисс между использованием ресурса в настоящем или будущем времени(чтобы накопить капитал в будущем уже сегодня надо отказаться от немедленного использования ресурсов).Сопряженное пр-во-поцесс трансфрмации ткущих затрат в выпуск продукции(рост дохода) в будущем.Чистая производительность капитала-разница между благами произведенными с пом капитала и благами,которыми пришлось пожертвовать.

Особенность: в условиях командно-административной системы он отсутствовал(имело место распределение капитальных благ).

Сейчас в РБ слабо развит рынок капиталла, где спрос превышает предложение. Меньше всего развит рынок ценных бумаг, а вторичный рынок, где можно их перепродать отсутствует.

42. Рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг – часть финансового рынка, на котором осуществляется первичное размещение бумаг и операции по их обрашению.

Эмитентами ц.б. могут выступать гос-во, нац. банк, коммерческие банки, юр.лица. Покупаиелями – выше перечисленные, а также население и нерезиденты РБ.

Различают первичный и вторичный рынок ц.б.

На первичном рынке ц.б. осуществляется первичное размещение эмитированных ц.б. и их реализация самим эмитентом или же через банк, или через другие финансовые учреждения (брокеров, дилеров). Вторичный рынок в РБ практически не развит, т.к. у нас все еще имеется недоверие к нашим банкам, предприятиям, правительству.

Выделяют 3 основные вида ц.б:

- акции – ценная бумага, свидетельствующая о доле ее владельца в капитале АО и дающая ему право на получение дохода в виде дивиденда и участия в управлении делами этого общества. Акции бывают простые и привилегированные.

- облигации – это вид ценной бумаги на предъявителя, представляющей собой долговое обязательство заемщика, которое гарантирует держателю облигации возврат через обусловленное в облигации время нарицательной стоимости облигации и регулярное получение дохода в виде процента по твердо зафиксированной или меняющейся ставке.

- производные – векселя, фьючерсы, опционы.

Рассмотрим акции. Они имеют номинальную цену – цена указанная в акции при ее выпуске, и реальную (рыночную) цену – курс акции – цена, по которой данные акции покупаются и продаются.

Доход от акции наз. Дивиденд.

Курс акции =(дивиденд × номинальная цена)/норма процента

Чем больше дивиденд, тем больше курс акции, а чем больше норма процента, тем меньше курс акции и наоборот.

Наиболее доходными явл гос облигации, т.к. они более стабильны

Рынок ц.б. начал формироваться в РБ с 1991г. В 1994 появляется рынок Приватизационных чеков.

Структура РЦБ:

25% - акции, 8% - векселя, депозитные сертификаты, 25% - гос.облигации.

Функции РЦБ:

1.инвестиционная

2.перелив капитала

3.контроль за эффективностью акционерных предприятий

4.Регулирование денежного обращения страны

5.страхование ценовых и финансовых рисков

Об эффективности деятельности компании свидетельствует курс акции. При уменьшении дивидендов, процента – падает курс акции и они могут сменить своего владельца.

С помощью РЦБ происходит регулирование денежного обращения путем увеличения или уменьшения выпуска ценных бумаг, которые препятствуют инфляции наличных денег.

 

43. Рынок земли. Земельная рента как цена за использование земли.

Объектом купли-продажи на рынке земли может быть сама земля или ее услуги. При продаже услуг земли земля сдается в аренду (за плату во временное пользование). Земля обладает не только относительной ограниченностью, но и абсолютной. Относ огр-ть с точки зрения возможности использовать ресурсы.

Особенности ценообразования на рынке услуг земли объясняет концепция экономической ренты. Суть этой концепции в том, что ресурсы, предложение кот абсолютно ограниченоприносят доход, называемый экономической рентой(ЭР). ЭР получает собственник земли, если он сдает землю в аренду, то получает ренту в форме арендной платы.

Если на земле нет никаких сооружениий, то арендная плата за землю совпадает с экономической рентой. Источником рентного дохода, получаемого собственником земли, явл часть дохода, кот получит арендатор от своей хоз. дея-ти на этом земельном участке.

Доход арендатора:

- арендная плата

- предпринимательский доход

Процесс формирования земельной ренты концепция ЭР объясняет соответствием спроса и предложения на рынке услуг земли.

Модель рынка услуг земли

Цены на услуги земли определяются исключительно спросом.

Данная модель дает возможность определить величину ЭР.

Предложение абсолютно неэластично по цене. Спрос на землю зависит от спроса на ту с/х продукцию, кот производится на земле. Т.к. спрос на продукты питания малоэластичен по цене, то в урожайные годы это может привести к падения спроса на с/х продукцию.

Цена земли при продаже зависит от

1. Величины ренты, кот можно получить при сдаче сдаче в аренду

2. Ставки ссудного процента

Цена земли , где

R – земельная рента

r – норма ссудного процента

 

Гражданам разрешается иметь в собственность до 1 га земли + можно взять в аренду 3 га для ведения с/х деятельности.

 

44. общее равновесие и общественное благосостояние. ящик эджуорта.

 

45. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Установление правительством потолка цены.

Рынок далеко не во всех ситуациях наилучшим образом решает проблемы общества. В некоторых случаях рынок терпит фиаско: Распределение доходов через рынок приводит к социальному неравенству в обществе. Рынок не даёт средств к существованию нетрудоспособным людям (пенсионерам, инвалидам и т.д.), тем, у кого нет земли и капитала. Рынок не обеспечивает полной занятости, а значит, в условиях рыночной экономики существует безработица. Рыночный механизм часто не может справиться с экономическими кризисами и инфляцией. Кроме того, если нужны серьёзные структурные преобразования, рыночный механизм не справляется. Он не может заставить производителя заботиться об экологии, а наоборот поощряет хищническое отношение к природе. Рыночный механизм не даёт средств для развития фундаментальной науки, строительства и содержания музеев, библиотек. Охрана правопорядка не является одним из приоритетов рыночной экономики. Часто на рынках реализуются товары удовлетворяющие неразумным потребностям человека.
Рыночный механизм в процессе своего развития обладает склонностью к вырождению: на смену совершенной конкуренции приходит несовершенная конкуренция, на рынке появляются субъекты хозяйствования, способные повлиять на других

Вышеперечисленные недостатки делают необходимым вмешательство государства. Органы гос.управления могут ослабить или предотвратить нежелательные последствия рыночного саморегулирования. Государство может, например, уравнять доходы людей путём перераспределения доходов(налоги), может перераспределить ресурсы между отраслями, ввести субсидии или взять на себя финансирование отдельных сфер, взять на себя заботу о малоимущих и нетрудоспособных гражданах. Государство может осуществлять контроль над различными монополистическими структурами и крупными рыночными предприятиями. Выделяют пять экономических функций государства: создание правовой базы и благоприятной общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики; защита конкуренции; перераспределение дохода и богатства; корректирование распределения расходов с целью изменения структуры национального продукта; стабилизация экономики.

Формы госрегулирования (методы и инструменты): законодательная (конституция, законодательные акты). Административная ( административно- экономические: нац.программа экономического развития, гос.цены; организационно-административные: приказы, запреты, разрешения, указания, инструкции). Социально-экономическая (бюджетно-налоговые: госбюджет, налоги, госрасходы; денежно-кредитные: норма процента, учётная ставка; валютные: валютный курс; внешнеторговые:таможенные тарифы)

 

46. Фиаско рынка и необходимость микроэкономического регулирования. Установление правительством нижней границы цены.

Фиаско (провалы) рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

Наличие фиаско рынка чаще всего объясняется следующими причинами:

1. Наличие рыночной власти у производителя или продавца ресурсов (чаще всего в форме монополии). Это приводит к тому, что одних товаров выпускается с избытком, других – с недостатком. Производители применяют цены, отличающиеся от цен покупателей. Государство стремится осуществлять в данном случае антимонопольную политику, поощрять конкуренцию и либерализацию рынков.

2. Наличие неполной (ассиметричной) информации о рыночных ценах или о качестве продуктов. Не имея достоверной информации, производители и потребители допускают ошибки при принятии экономических решений. На одних рынках может сформироваться избыток товаров при одновременном дефиците на других рынках.

3. Наличие внешних эффектов. Они образуются в том случае, когда та или иная деятельность, связанная с производством или потреблением, оказывает косвенное воздействие на другие виды деятельности, но при этом косвенное воздействие не отражается в рыночных ценах производимых благ. Государство должно ограничивать производство товаров с отрицательным внешним эффектом.

4. Рынки не способны предложить общественные блага, полезные многим потребителям, несмотря на большую значимость этих благ для общества (например, освещение улиц). Государство берет на себя производство общественных благ.

 

47. Теория внешних эффектов. Особенности государственного регулирования внешних эффектов в Республике Беларусь.

Внешними эффектами (англ. externalities) называют прямые, неопосредованные рынком воздействия одного экономического агента на результаты деятельности другого. Эти воздействия могут быть благоприятными, в этом случае их называют положительными внешними эффектами (внешними выгодами), и неблагоприятными, тогда их называют отрицательными внешними эффектами (внешними затратами).

Внешние эффекты могут возникать между потребителями, между производителями, а также между теми и другими. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и (или) для рыбной ловли и купания. Примером положительного внешнего эффекта может служить отделка здания, благоприятно сказывающаяся на полезности, извлекаемой из окружающей среды окрестными жителями и прохожими.

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками для третьих лиц (рис. 70). Они возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки у других.

Выделяют следующие виды издержек:

1. Предельные частные издержки (MPC) – это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют.

2. Предельные внешние издержки (МЕС) – это дополнительные издержки, связанные c производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителем, а перекладываются на третьих лиц.

3. Предельные общественные издержки (MSC) – это сумма предельных частных и предельных внешних издержек:

 

MSC = МРС + МЕС.

 

4. Совокупные внешние издержки (ТЕС) – это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.

 

А
В
Р
Р 2
Q
МЕС
Р 1
 
Q 2 Q 1
МSC
МSB
МPC
Предельная общественная полезность

 


Рис. 70. Отрицательный внешний эффект

При существовании отрицательного внешнего эффекта общее условие достижения эффективности может быть выражено следующим образом:

MPC + MEC = MSC = MSB.

 

Если предприятие, выпуская продукцию, инициирует отрицательный внешний эффект, но МЕС не включает в свои предельные издержки, то оно будет реализовывать продукцию в количестве Q 1 по цене Р 1. Однако такое производство порождает предельные внешние издержки (МЕС), что ведет к росту MSC, т. е. общество платит косвенным образом за вред, наносимый данным предприятием. Если бы предприятие увеличило свои затраты по снижение отрицательного внешнего эффекта, то оно продавало бы меньше продукции (в количестве Q 2) по более высокой цене (Р 2). Равновесие установилось бы в точке В. При этом уменьшилось бы отрицательное воздействие на третьих лиц. В противном случае общий ущерб оценивается как площадь заштрихованного треугольника.

Положительные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим (рис. 71).

 

А
В
Р
Р 2
Q
МРВ
Р 1
 
Q 1
МSC
МSB
Q 2

 


Рис. 71. Положительный внешний эффект

 

Предельные частные выгоды (индивидуальная полезность товара) (МРВ) – предельная полезность, получаемая лицом, купившим дополнительную единицу блага.

Предельные внешние выгоды (внешняя полезность товара) (МЕВ) – это предельный выигрыш, извлекаемый третьими лицами, не являющимися ни продавцом, ни покупателем блага.

Предельные общественные выгоды (общественная полезность)(MSB) – это сумма предельных частных и предельных внешних выгод:

 

MSB = МРВ + МЕВ.

 

Совокупная внешняя полезность (ТЕВ) – это произведение полезности единицы товара на количество потребленных единиц.

При положительном внешнем эффекте предельная общественная полезность превышает предельную частную полезность.

Равновесие находится в точке А, так как участники сделки не учитывают, что третьи лица получают положительный внешний эффект и не платят за него. Поэтому благо продается в меньшем количестве (Q 1) по более низкой цене (Р 1), в то время как с учетом внешнего эффекта благо можно было бы реализовать в большем количестве (Q 2) и по более высокой цене (Р 2). Это сродни безнаказанному проезду в общественном транспорте без билета.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

· при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательным внешним эффектом;

· при наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем, по сравнению с эффективным, объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительным внешним эффектом.

 

48. Информация, неопределенность и риск в экономике.

При изучении процесса выбора субъектов хозяйствования той или иной модели экономического поведения в условиях рыночной экономики микроэкономическая теория исходит из двух возможных ситуаций. В одной ситуации допускается полная рациональность в поведении потребителя или производителя.

Полная рациональность предполагает, что люди полностью используют всю доступную им информацию, рассчитывая, как наилучшим способом достичь своих целей. В принципе, это достаточно характерно для рынков совершенной конкуренции.

Однако часто выбор осуществляется в условиях неопределенности, что предполагает допущение об ограниченной рациональности. Это означает, что люди намерены выбирать такие варианты, которые наилучшим образом соответствуют их целям, но они (люди) располагают ограниченными возможностями в получении и обработке информации. Неопределенность означает недостаток информации о вероятных будущих событиях.

Ограниченная рациональность при выборе модели экономического поведения связана с существованием асимметричной информации. Асимметричная информация – это ситуация, в которой часть участников сделки обладает важной информацией, которой не располагают другие заинтересованные лица. Так, продавцы продуктов знают об их качестве лучше, чем покупатели.

Значимость асимметричной информации заключается в том, что продавцы и покупатели не всегда имеют свободный доступ к исчерпывающей и точной информации для того, чтобы принять наиболее эффективное решение, в результате чего рынки становятся неконкурентными и, в конечном счете, терпят несостоятельность.

Важная экономическая роль информации состоит в снижении уровня неопределенности и сокращении потерь. Чем лучше информированы экономические субъекты, тем выше их благосостояние. В условиях асимметричной информации возникает возможность образования монополий и обогащения одних за счет других, т. е. существует заинтересованность в извлечении сверхприбыли путем обладания информацией, которая неизвестна другим экономическим субъектам.

В изучении поведения в условиях асимметричной информации важное значение имеют понятия “риск”, “вероятность” и “ожидание”.

Риск – это ситуация, в которой люди не знают точно, что случится, но представляют вероятность каждого из возможных исходов.

Вероятность, т. е. возможность получения определенного результата, базируется на расчете ожидаемого значения, или математическом ожидании.

Различают два типа вероятности:

1. Математическая – это абсолютно однородная классификация случаев, во всем идентичных.

2. Статистическая – это эмпирическая оценка частоты проявления связи между утверждениями, неразложимыми на изменчивые комбинации одинаково вероятных альтернатив. Именно этот тип характерен для деловой сферы.

Математическое ожидание – это сумма значений каждого возможного исхода, умноженного на вероятность каждого исхода:

E (x) = π1 x 1 + π2 x 2 + … + π nxn = π ixi,

где E (x) – ожидаемое значение;

xi – возможный результат;

π i – вероятность результата, Σπ i = 1.

 

Отклонение – это разница между действительным результатом и ожидаемым.

Пойдет ли человек на риск зависит от оценки математического ожидания и от склонности к риску. Последняя предполагает три возможных варианта:

1. Антипатия к риску. Предпочтение определенного исхода с предполагаемым значением ряду рискованных исходов с таким же математическим ожиданием результата (рис. 73).

 

TU
Выигрыш MU 2
Выигрыш MU 1
 
 
 
 
I Доход
TU

 


Рис. 73. Антипатия к риску

 

2. Предпочтение риска. Предпочтение ряда рискованных исходов с предполагаемым значением определенному исходу с таким же математическим ожиданием результата (рис. 74).

 

TU
Выигрыш MU 2
Выигрыш MU 1
 
 
 
 
I
TU

 

 


Рис. 74. Предпочтение риска

 

3. Нейтралитет к риску. Безразличие к обоим выборам – определенному исходу с заданным значением или ряду рискованных исходов с таким же математическим ожиданием результата (рис. 75).

 

 

TU
Выигрыш MU 2
Выигрыш MU 1
 
 
 
 
I
TU

 


Рис. 75. Нейтралитет к риску

 

Выбор варианта поведения зависит от оценки субъектом предельной полезности дохода (богатства). В первом случае прирост общей полезности уменьшается на каждую дополнительную единицу дохода (богатства).

Соответственно величина Е (х) будет принимать отрицательные значения.

Во втором случае предполагается рост предельной полезности общего дохода.

В данной ситуации величина Е (х) имеет положительные значения.

В третьем случае происходит линейный рост общей полезности и Е (х) = 0.

Существуют следующие основные способы снижения риска:

1. Диверсификация – это метод, направленный на снижение риска путем распределения его между несколькими рисковыми товарами таким образом, что повышение риска от покупки (или продажи) одного означает снижение риска от покупки (или продажи) другого.

2. Объединение (или распределение) риска – это метод, при котором риск от вероятных потерь или ущерба делится между многими людьми, так что эффект ущерба для каждого участника невелик. Этот метод лежит в основе страхования.

3. Поиск информации. Поскольку информация – это редкое благо, за нее надо платить. Поэтому необходимо сравнивать ожидаемые от нее предельные выгоды (МВ) с ожидаемыми предельными издержками (МС), связанными с ее получением (рис. 76).

 

Цена информации
Равновесное количество
Р
Р
Равновесная цена информации
Q
Количество информации
МС
МВ


Рис. 76. Определение оптимального объема информации

 

49. Чисто частные и чисто общественные блага. Свойства общественных благ. Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный общественный (суммарный) спрос на общественные блага.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.111.109 (0.011 с.)