Предмет и методы микроэкономического анализа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы микроэкономического анализа.



Ординалистский (порядковый) подход к оценке равновесия потребителя. Свойства кривых безразличия.

Представители ординалистской концепции (при поиске оптимальной комбинации благ и минимизации затрат на покупку) предложили заменить абсолютную шкалу на относительную, показывающую предпочтение или ранг, порядок потребляемых благ. При этом потребителю следует сделать выбор между наборами, обладающими равной полезностью. Логика метода ординалистов следующая:

· построение кривой безразличия;

· построение бюджетной линии;

· совмещение их и нахождение точки касания, определяющей набор благ с минимальными общими издержками.

Кривая безразличия – это линия, показывающая различные комбинации благ, имеющих одинаковую полезность (в каждой точке TU = f (x, y) = const).

На кривой безразличия АВС (рис. 4) показаны три комбинации с TU = const (ХА + УА; ХВ + УВ; ХС + УС).

Карта кривых безразличия (рис. 5) – семейство (множество) кривых безразличия, расположенных по всей поверхности TU. Карта представляет предпочтения потребителем различных комбинаций Х, У при TUn > … > TU 4 > TU 3 > TU 2 > TU 1.

 

Y
Х
 
YA
В
YB
YC
XC
XA
XB
A
C
Кривая безразличия (TU = const)

 

 


Рис. 4. Кривая безразличия

 

Признаки кривых безразличия следующие:

· кривая безразличия – непрерывная функция;

· кривые безразличия не пересекаются и имеют отрицательный наклон;

· предпочтительнее для потребителя наиболее удаленная от нуля кривая безразличия;

· кривая безразличия вогнута ввиду действия принципа убывания предельной нормы замены;

· кривые безразличия имеют форму прямых линий, если Х и У – совершенные субституты; прямых углов, если Х и У – совершенно комплементарны (частные случаи).

Y
Х
 
TUn > … > TU 3 > TU 2 > TU 1
TUn
TU 1
TU 2
TU 3

 

 


Рис. 5. Карта кривых безразличия

 

 

Реакция потребителя на изменения дохода. Кривая “доход – потребление” (YEP).

Изменение дохода и цен приводит к сдвигам бюджетной линии. Увеличение денежного дохода приводит к параллельному смещению бюджетной линии вправо-вверх. Аналогичный результат – при снижении цен на оба продукта в равной степени (¯ РX = ¯ РY), что означает рост реального дохода. При снижении денежного дохода или равном росте цен (­ РX = ­ РY) бюджетная линия сдвигается влево вниз.

Вместе с ростом дохода и последующим сдвигом от I 1 до I 2, …, In происходит и сдвиг кривых безразличия от TU 1 до TU 2, …, TUn.

Точки касания К 1, К 2, …, Кn кривых безразличия TU 1, TU 2, …, TUn с бюджетными линиями I 1, I 2, …, In показывают динамику положения равновесия (оптимума) потребителя в соответствии с ростом дохода. Кривая ОW, соединяющая точки равновесия, соответствующие разным доходам, названа Дж. Хиксом кривой “доход – потребление” (“ IC ”). При a = 45° потребитель в равной пропорции приобретает блага Х и Y при росте дохода. При a < или > 45° предпочтение в наборах отдается либо ­ Х, либо ­ Y (рис. 11). В зарубежной литературе кривую “ IC ” называют кривой уровня жизни.

 

 

W
Y
X
 
K 2
TU 3
TU 2
I 3
I 2
I 1
TU 1
TU 4
Х 1
Х 2
Х 3
Х 4
Y 1
Y 2
Y 3
Y 4
I 4
K 3
K 4
K 1
Кривая “ IC
α
α = 45°: ­ Х = ­ Y; α > 45°: ­ Y > ­ Х; α < 45°: ­ Х > ­ Y

 

 


Рис. 11. Кривая “доход – потребление” (“ IC ”).

 

Для различных видов благ (нормальных, нейтральных, неполноценных) линия “ IC ” имеет различный наклон (рис. 12).

X
 
Y
W
↑ Y
X = const
X
 
Y
W
↑ Y
X
X
 
Y
W
↑ Y
X
а
б
в

 


Рис. 12. Варианты линии “ IC ”: а – для нормальных; б – нейтральных;
в – неполноценных благ

 

Объяснение вариантов (рис. 12):

1. Потребление нормальных (полноценных) благ при ­ I возрастает (­ Х, ­ Y), поэтому линия OW имеет положительный наклон (рис. 12 а).

2. Потребление нейтральных благ Х при полноценных Y линия OW вертикальна, поскольку ­ I Þ ­ Y при Х = const (рис. 12 б).

3. Потребление неполноценных (худших по качеству) товаров Х при нормальных благах Y линия OW имеет отрицательный наклон, поскольку ­ I Þ ­ Y, ¯ Х (рис. 12 в).

 

Кривые Энгеля

Немецкий статист Эрнст Энгель, занимающийся исследованием вопросов влияния изменения доходов на структуру потребительских расходов, выявил функциональную связь между ­ I и приростами покупок различного вида благ: продовольственных, промышленных, высококачественных. Кривые Энгеля в современной интерпретации Торнквиста представлены на рис. 13.

Кривые Энгеля показывают, что с ростом дохода прежде всего происходит насыщение продовольственными товарами (линия 1), затем – промышленными товарами стандартного качества (линия 2), далее – высококачественными товарами (линия 3).

Линия 2 имеет ряд циклов, связанных с жизненными циклами товаров длительного пользования.

Q
I
 

 

 


Рис. 13. Кривые Энгеля в современной интерпретации Торнквиста

 

Регулируемая монополия.

Железная дорога, поставщики газа и электроэнергии, телекоммуникации и другие – все эти отрасли являются естественными монополиями, регулируемыми государством. Регулирование может осуществляться в области налогообложения, ограничения размера монополии или ограничения цен. В этих отраслях очень крупные постоянные издержки, поэтому кривая спроса (DD) пересекает кривую средних издержек (LAC) на отрезке их снижения (рис. 38).

 

Р 1 S P 2 P 3
MR
L
I
Q
 
D
Q 1
LAC
Р
LMC
Q 2
Q 3

 

 


Рис. 38. Регулирование естественной монополии

 

В отсутствие регулирования правительством фирма-монополист выпускала бы Q 1 единиц продукции по выгодной для нее цене (Р 1), обусловленной кривой спроса (DD), при условии максимизации прибыли MR = LMC. Это был бы оптимальный выпуск для естественной монополии. В данной ситуации прибыль фирмы-монополиста была бы равна площади прямоугольника SP 1 LI. Но государство, стараясь обеспечить социальную защиту населения, усматривает в Р 1 слишком высокую цену для населения и недостаточный объем Q 1 производимого блага.

Несомненно, выгодным для общества был бы объем блага Q 3, а цена блага Р 3, но в этом случае монополия потерпела бы значительные убытки, поскольку цена Р 3 ниже долгосрочных средних издержек. Подобные кабальные условия фирма-монополист принять не может, поскольку тогда ей придется либо уходить с рынка, либо просить дотацию у государства. Такие государственные меры регулирования естественной монополии непопулярны, поскольку выплата дотаций ложится также на плечи общества.

Оптимальный вариант регулируемой монопольной цены представляет собой цена Р 2 и соответствующий ей объем производимого блага Q 2. В этих условиях фирма-монополист будет получать нормальную прибыль, общество получит данное благо по цене Р 2 < Р 1 в количестве Q 2 > Q 1, а регулируемая государством естественная монополия не будет требовать дотаций у правительства.

 

Модель Курно.

Модель Курно предполагает, что на рынке функционирует всего две фирмы (дуополия). Каждая фирма предполагает, что цена и объем производства конкурента неизменны, а затем принимает свое решение по объему производства.

Модель Курно представлена на рис. 47.

Y 7bvQRtL7SHo/E+kdVCvsss/Zwodzwt+NyMNX8j2O9PLF/mfuwnRvm3zzfwAAAP//AwBQSwMEFAAG AAgAAAAhALL/PbnfAAAACQEAAA8AAABkcnMvZG93bnJldi54bWxMj0FLw0AUhO+C/2F5grd2kyYp ErMppainItgK4u01+5qEZt+G7DZJ/73rSY/DDDPfFJvZdGKkwbWWFcTLCARxZXXLtYLP4+viCYTz yBo7y6TgRg425f1dgbm2E3/QePC1CCXsclTQeN/nUrqqIYNuaXvi4J3tYNAHOdRSDziFctPJVRSt pcGWw0KDPe0aqi6Hq1HwNuG0TeKXcX85727fx+z9ax+TUo8P8/YZhKfZ/4XhFz+gQxmYTvbK2oku 6DQNX7yCRQoi+Ok6yUCcFKyyLAFZFvL/g/IHAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhALaDOJL+AAAA 4QEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEA OP0h/9YAAACUAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAvAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA s1sWPvoIAAC1UgAADgAAAAAAAAAAAAAAAAAuAgAAZHJzL2Uyb0RvYy54bWxQSwECLQAUAAYACAAA ACEAsv89ud8AAAAJAQAADwAAAAAAAAAAAAAAAABUCwAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAE AAQA8wAAAGAMAAAAAA== " o:allowincell="f">
MC
Q
Q 1 Q 2
D
D ¢
Р    
Р *
MR 1
A (EDP = 1)
 
Р
МR 2

 


 

Рис. 47. Модель дуополии Курно

 

Например, производитель-дуополист I начинает производство первым. Сначала он является монополистом, производя Q 1 продукции. Данный объем продукции при цене Р позволяет ему максимизировать прибыль, поскольку МR = МС = 0. В данном случае, при данном объеме производства, эластичность рыночного спроса равна единице. Общая выручка (ТR) достигает максимума.

Затем производство начинает вести дуополист II, в его понимании объем выпуска сдвинется вправо на расстояние 0 Q 1. Он воспринимает участок АD ¢ рыночного спроса (DD ¢) как кривую остаточного спроса, причем ей соответствует кривая предельного дохода (МR 2) дуополиста II. Объем производства дуополиста II будет равен половине неудовлетворенного спроса дуополиста I, т. е. Q 1 Q 2, что дает ему возможность максимизировать прибыль. Выпуск составит 1/4 часть всего рыночного объема.

Следующие действия дуополиста I основаны на том, что он предполагает, что выпуск дуополиста II останется неизменным и т. д.

Правило дуополии Курно следующее: если продавец I снизит свой выпуск на единицу, то продавец II увеличит свой выпуск на половину единицы (и наоборот).

Равновесие в модели Курно можно показать через кривые реакции, которые отражают максимизирующие прибыль объемы выпуска одной фирмы по отношению к другой (если даны объемы выпуска конкурента) (рис. 48).

II
I
12 16 24
Q 1
E
Q 2
 
Равновесие Курно-Нэша
Кривая реакции фирмы II
Кривая реакции фирмы I
 
 

 

 


 

Рис. 48. Кривые реагирования

 

Каждая фирма при равновесии устанавливает такой объем производства, который соответствует своей собственной кривой реакции. Поэтому равновесный уровень объема производства находится на пересечении двух кривых реакции (равновесие Курно).

При равновесии Курно каждый дуополист стремится и устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль, при определенном объеме своего конкурента. Поэтому у дуополистов нет стимула к изменению своего объема производства.

Равновесие Курно аналогично тому состоянию, которое в теории игр называют равновесием Нэша, т. е. каждый игрок делает наилучшее, что только он может сделать. В итоге игроки теряют стимул к изменению своего поведения.

Модель Курно применима лишь в тех случаях, когда две фирмы выбирают свои объемы производства только однажды, поскольку впоследствии их объемы не могут изменяться.

 

 

Предмет и методы микроэкономического анализа.

Микроэкономическая теория изучает экономическую деятельность людей, устанавливая ее существенные закономерности на конкретном уровне проявления (групп потребителей, фирм, отрасли). Экономическая деятельность людей направлена на удовлетворение их потребностей и поэтому включает такие компоненты, как потребности, ресурсы, технологии, продукты и их использование.

Экономические субъекты – участники общего экономического процесса (хозяйственные индивидуумы, группы, сообщества), занимающиеся либо преобразованием одних объектов в другие (производители), либо их использованием для собственных нужд (потребители).

Экономические действия потребителей и производителей характеризуются как принятие ими определенных решений и их осуществлений, поэтому предметом микроэкономики является принятие экономическими субъектами экономических решений по поводу экономических благ. Микроэкономика дает обоснование правил равновесия, рационализма или оптимума в процессе решения экономических проблем.

Микроэкономический анализ (методы, черты, подходы) основан на следующих принципах:

1. Экономический атомизм. Поведение любых совокупностей экономических субъектов микроэкономика трактует как равнодействующую поступков отдельных экономических единиц – атомов экономической деятельности.

2. Экономический рационализм. Определение экономическими субъектами выгод от принятия и осуществления решения и затрат, необходимых для достижения выгод; их сопоставление с целью максимизации результата (общей полезности – для потребителя; общего дохода и прибыли – для производителя).

3. Маржинализм (предельный анализ). Его сущность заключается в исследовании и оценке экономических явлений в постоянном изменении, т. е. с позиции не только общих или средних величин, но и их изменений (приростов). Рациональный экономический субъект, совершая экономическую операцию, сопоставляет не только общий уровень выгод и затрат, но и дополнительный (предельный). Продолжение экономического действия рационально до тех пор, пока предельная выгода не только будет превышать предельные затраты, но станет равной им, что означает получение полной отдачи (максимизацию TU, TR, ТР) от вложенных затрат.

4. Функциональный анализ. В экономическом явлении выделяется характерная черта и влияющие на нее факторы; устанавливается способ их взаимосвязи – функция. Выявление функциональных взаимосвязей – основа для установления причинно-следственной направленности и графического или формализованного ее выражения.

5. Равновесный подход к исследованию динамичных экономических явлений и процессов. Выявление и изучение в постоянно меняющейся экономической действительности состояний стабильности; определение внутренних и внешних факторов и условий, приводящих систему (явление) в устойчивое или неустойчивое равновесие; обоснование правил и рекомендаций по установлению равновесных состояний, либо переходу от одного равновесия к другим.

6. Экономическое моделирование – метод исследования экономического явления на базе построения модели (вербальный, формализованный, аналитический).

Экономическая модель – упрощенное представление об экономической действительности (явлений, процессе), абстрагированное от деталей, несущественных для понимания основных свойств и взаимосвязей в анализируемом явлении. Построение и обоснование модели, особенно формализованно-аналитической, базируется на функциональном анализе. При этом используется два типа экономических переменных: экзогенные и эндогенные. Значения экзогенных переменных вводятся извне, задаются до начала работы или анализе модели (это исходная информация).

В результате анализа получают выводы о свойствах модели, т. е. определяют значения экзогенных переменных, образующихся внутри модели. По сути, экзогенные переменные – результат моделирования. Любого рода модели предполагают допущения “при прочих равных условиях”, что обусловлено ограниченностью выражения многофакторных явлений (в меньшей степени – в формализованно-аналитических моделях, в большей степени – в графических).

 

2. Кардиналистский подход к оценке равновесия потребителя.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.056 с.)