Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции. Модель монопсонии.

Поиск

Монопсония присутствует в условиях несовершенной конкуренции как единственный потребитель рабочей силы в ситуации нахождения крупной фирмы в небольшом населенном пункте, при отсутствии альтернативных предприятий. Монопсоническое положение компании и высокая конкуренция между наемными работниками за рабочие места на этом предприятии приводит к снижению как W, так и L (рис. 59).

 

 

MRCL
B
A
M
Wm
е
DL = MRPL
Le
We
Lm
SL = AC
L
 
W

 

 


 

Рис. 59. Монопсония на рынке труда

В случае совершенной конкуренции равновесие находится в точке Е (, Le). Для ситуации монопсонии характерно следующее:

· оплата, равная за каждую единицу L, поэтому SL = АС;

· привлечение дополнительных работников означало бы прирост затрат и W > We, поэтому MRCL выше и левее SL = АС;

· точка А (MRCL = MRPL) определяет занятость Lm > Le;

· снижая L до L m, монопсония снижает We до Wm.

Таким образом, результат монопсонической власти следующий: ¯ L, ¯ W, ­ ТПm = SWmBAM.

Заработная плата. Номинальная и реальная заработная плата. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь.

Заработная плата – это цена, выплачиваемая за использование труда наемного работника; денежное вознаграждение за выполнение определенного задания, объема работ.

Номинальная заработная плата – сумма денег, получаемая наемным работником (выражена в денежной форме).

Реальная заработная плата – совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату с учетом покупательной способности денег.

В зависимости от метода оценки трудовых затрат используют различные формы оплаты труда, среди которых наиболее известны повременная (почасовая, дневная, недельная, месячная) и сдельная, а также их системы, стимулирующие эффективность, отдачу, качество работ. Оплата за количество проработанного времени с учетом квалификации работника именуется повременной. При сдельной форме оплаты труда сумма заработка работника находится в зависимости от количества и качества выработанной им продукции. При этом устанавливается норма выработки и расценки за единицу продукции.

Факторы влияния на уровень заработной платы следующие:

1. Эффективность использования трудовых ресурсов, измеряемая производительностью труда.

2. Эффективность использования других ресурсов, измеряемая фондо - и материалоотдачей (косвенное влияние на уровень зарплаты).

3. Качество труда.

4. Уровень образования, профессионализм и производственный опыт работника.

5. Условия приложения труда (физические, социально-психологические и т. д.).

В условиях совершенной конкуренции отдельная фирма не влияет на формирование цен, определяемых на отраслевом рынке, т. е. для фирмы цена труда – это заданная величина, поэтому предложение труда (SL = MRC = ) абсолютно эластично (рис. 51а). Для отрасли SL = S(MRC) i, DL = S(MRPL) i, где i – количество фирм в отрасли (рис. 51б).

W
DL = S(MRPL) i
SL = S(MRCL) i
W
DL
E
E
We
We
We
SL = MRC =
L
 
Le
Совокупные издержки на зарплату
L
S Lei
 

 

 


а б

Рис. 51. Зарплата как равновесная цена труда в условиях совершенной
конкуренции:
а – фирма; б – отрасль

 

Фирме выгодно нанимать работников до тех пор, пока предельный продукт MRPL не сравняется с предельными издержками MRC = Wе:

MRPL = MRCL = Wе.

Совокупные издержки на зарплату равны Wе. Lе, или S0WeELe. При изменении заработной платы меняется спрос на труд (рис. 52).

DL = MRPL
SL 2
SL = MRC
SL 1
E 2
E
L 1 Le L 2
W 1     We     W 2
E 1
W
L

 

 


Рис. 52. Взаимосвязь спроса на труд и заработной платы

 

При росте зарплаты от We до W 1 численность нанятых работников снижается от Le до L 1; при снижении We до W 2 происходит рост Le до L 2. Количество занятых обратно пропорционально уровню средней зарплаты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.31.27 (0.007 с.)