Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный (суммарный) спрос на общественные блага

Поиск

Если чисто частное благо – это благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату, то чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления и продано по частям. Нельзя назначить цену на отдельную единицу чисто общественного блага, так как его потребление не является исключительным правом отдельного лица. В связи с этим кривая спроса на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего объема блага. Все потребители должны использовать весь объем выпускаемого общественного блага.

При потреблении чисто частного блага цена является величиной переменной и потребители сами определяют и корректируют объем спроса. В таком случае совокупный спрос на чисто частное благо определяется путем горизонтального суммирования индивидуальных спросов (рис. 77).

Если имеются три потребителя: потребитель А (объем спроса равен Q 1), потребитель В (объем спроса равен Q 2), потребитель С (объем спроса равен Q 3) при цене Р 1, то совокупный спрос всех трех потребителей представлен кривой Dn, отражающей сумму индивидуальных спросов.

В случае потребления чисто общественного блага все потребители должны потребить весь объем блага. При этом каждый потребитель оценивает это благо неодинаково с точки зрения его полезности и готов платить за него разную цену

 

 

Р
Р 1
 
D 1
D 2
D 3
Q 1
Q 2
Q 3
Qn
Q
Dn = Q 1 + Q 2 + Q 3


Рис. 77. Совокупный спрос на чисто частное благо

 

Допустим, потребитель А готов платить за благо цену Р 1, потребитель В – цену Р 2, потребитель С – цену Р 3. Совокупный спрос на чисто общественное благо будет определяться путем вертикального суммирования предельных выгод, получаемых от имеющегося объема данного блага. При этом Pn = Р 1 + Р 2 + Р 3 (рис. 78).

Р
Р 1
 
D 1
D 2
D 3
Qn
Q
Dn = å D
Рn
Р 2
Р 3

 


Рис. 78. Совокупный спрос на чисто общественное благо

 

50. Теория общественного выбора.

Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние денежно-кредитных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой.

Теория общественного выбора (public choice theory) – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

Теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, включая государственную службу.

Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция “экономического человека” (Homo economicus).

Человек в рыночной экономике стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности. Его поведение рационально.

Все (от избирателей до президента) руководствуются в своей деятельности, в первую очередь, экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и, прежде всего, выгоды и издержки, связанные с принятием решений):

МВ ³ МС,

где МВ – предельные выгоды (marginal benefit);

МС – предельные издержки (marginal cost).

 

Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице.

Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением.

Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии.

Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.135.231 (0.009 с.)